Старые письма 1954-55 годы

                1954 ГОД

Пятого апреля закончился отпуск у Эммы. Бабушка Маня поправляется. Ревматизм её совсем измучил, но сейчас лучше.
Аля (старшая дочь) волнуется за маму, а Неля (средняя) относится спокойнее.
Наташенька растёт. Любит плясать под музыку, топая ножками, приседая и кружась. Заставляет всех плясать. С каждым днём говорит всё новые слова и всё по-своему. Называет себя «ума» (умница). Не любит, когда бабушка лежит, говорит – «тань». Любит ходить в судоверфскую баню и мыться под душем с Верой Александровной (главным инженером и соседкой). Гладит себя по головке и говорит – «буль, буль».
Писем от Виталия Эмма не получала с момента ухода в море, третьего апреля он должен был придти в Мурманск, а 25 мая – приехать в Архангельск.
В Архангельске солнечно, снег тает. Из окон техотдела, где работает Эмма видна река Северная Двина. Она ещё стоит подо льдом, набухшим от воды и покрытым тёмными пятнами. Слышны гудки пароходов и буксиров. Эмма всегда встречала Виталия из рейса, завидя, как его судно подходило к причалу.
Наташу дома фотографировал товарищ Славы (сына Алексея Александровича). Эмма собирается сфотографироваться с дочкой в фотоателье.

  Архангельск 22.05.54

      Дорогая мамочка!
Сегодня решила написать письмо, соответственно, выслать любительские фотографии, т.к. Наташу в город еще не возила и на хорошие фото не сфотографировала. Но вскоре выполню свои обязательства.
 20-го встретила Виталия, который прибыл сюда на своем тральщике, привезли в Архангельск треску, и вот наше население вдоволь снабжается свежей треской и окунем. Тральщики один за другим приходят в Архангельск.
Мне пришлось заранее отработать дополнительные часы, а поэтому я целую субботу и воскресение была у Виталия на судне, он стоял вахту. 2 дня Виталий был дома и Натулька ни на шаг не отставала от своего люба папы. Перед приходом она часто вспоминала его и все рассказывала, где папа и что он ловит. Телеграмму и письмо я передала, и он обещал в пути написать письмо.
 В тралфлоте Виталию плавать нравится, мне кажется, что тоже лучше, т.к. плавание считается дальним, а на буксирах толкаться от берега к берегу я считаю нецелесообразно.
Да и вы, я думаю, будете не против. В следующий рейс Виталий заключает договор сроком на три года. Все-таки срок продолжительный, но ведь он моряк и наша судьба заставляет большую часть времени быть в разлуке. Виталька стал самостоятельным, проявляет заботу и чувствуется, что он болеет за свою семью. Не знаю. что будет дальше, но планы на будущую жизнь неплохие. Может быть, отчасти влияет среда, в которую он попал, т.к. люди там все семейные. В общем, очень, мамочка, хвалить не буду, т.к. боюсь перехвалить. Ведь я тоже много радовалась и много разочаровывалась, когда рушились планы и жизнь. А поэтому будем жить настоящим.
 Мама у нас собирается в отпуск к Але, тогда Вы более подробно узнаете от нее. Да, и Виталий напишет более подробно. Погода у нас стоит неважная, ветер, пасмурно. Виталий приедет в Архангельск через рейс, а может быть и раньше.
 Передавайте привет бабушке, Жене, и Наташе, всем родным. Шлют привет мама и Ал.Ал.
Крепко целуем. Эмма, Наташа.
                ***
В письме от 12 августа 1954 года Эмма пишет Ларисе Гавриловне о том, что очень занята. Всё хозяйство на ней, т.к. Мария Ивановна ездила в отпуск к сестре. Эмме помогала вести хозяйство няня Тамара, а сейчас и она уехала домой в деревню, собирается вернуться 2 сентября. Наташу (меня) Эмма пока оставляет с соседкой тётей Дусей. Дусе платят 150 рублей в месяц.
Наташа стала разумно рассуждать, говорит всё, любит книжки. Когда приходит домой папа, не отстает от него ни на шаг.
Виталий работает на тральщике, иногда по 16 часов в день. Пишет своей маме редко, каждую свободную минуту старается выспаться. Даже когда он приходит на берег, то ему достаётся больше всех других коллег. Он получает продукты, раздаёт зарплату, стоит вахты. С женой видятся редко. Судно стоит на акватории, ехать туда 2 часа в одну сторону. Эмма старается заработать отгулы, чтобы побольше побыть с ним.
Виталий хочет взять отпуск в мае. Он стал лучше, у них в семье сейчас всё хорошо. Эмма переживает, когда он берёт много денег, чтобы раздавать зарплату. Спрашивает, получила ли от него перевод Лариса Гавриловна. В последний раз Виталий получил за 2 рейса 2300 рублей. Купил себе бостоновый костюм за 1500, Наташе платье за 100 рублей, бельё. В воскресение Эмма собирается купить ему китель. Он доволен костюмом, давно мечтал. Скоро отпуск, не хочется ехать кое-как.
«На днях Наташа заявила нам,
- Одна дочь, а тути наные (туфли рваные).
Это она от Дуси с Тамарой услышала и повторила. Пришлось купить дочери туфли».
22 августа 1954 года. В воскресение ходили в цирк с Натулькой. Смотрели на медведей. Дочка вела себя хорошо, не капризничала. Все довольны. Домой пришли с арбузом.
               
Виталий собирается в рейс на 25 дней. В морской работе разочаровался. Пишет, что надо быть холостым. А семейному трудно. Дома бывает редко.
Бабушка Маня (Мария Ивановна) привезла из отпуска Наташу большую (Розенцвейн).
Виталий уверяет Ларису Гавриловну в письме в том, что она ему не только мать, но и друг. Может рассчитывать на неё. Наташа (сестра отца) пошла работать, учится на заочном. Женя тоже учится в ВуЗе. Виталий пишет, что Жека из всех детей самый умница, характером в отца.
В семье пока порядок, Эмма довольна мужем. Он жалуется маме, что времени ни на что не хватает, спит 5-6 часов в сутки. В отпуск собираются весной.

1 декабря 1954 года.
Виталий (папа) пишет письмо своей маме (бабушке Ларисе).
Он дома с Эммой находился две недели благодаря тому, что заболел. Через несколько дней снова уходит в море. Виталий наслаждался семейной жизнью, занимался с дочуркой (со мной), которая уже всё понимает, рассказывает стихотворения, бегает и всюду лезет, танцует, рисует.  Залезает даже на столы, чем пугает маму и бабушку. Знает, что скоро поедет к бабе Лале и дяде Зене. Любит всё запретное. С большой Наташей (двоюродной сестрой) ладит, но ссорятся из-за кукол.
Виталий пишет, что ему досталась не жена, а золотой клад: заботливая, хозяйственная. Она всё перестирала, штопала, мыла, собирает его в дорогу.
Бабушка Маня купила пианино, чтобы учить Наташу большую музыке. Натулька (маленькая) забирается на колени к отцу с книжкой,
-Я хочу посусать, - означает – почитай книжку.
Скоро они соберутся в отпуск в Ленинград к родным.

                1955 ГОД

Был период в жизни родителей, когда папа учился в Ленинграде на курсах девиаторов, а мама со мной- малышкой жили в Архангельске. Девиатор - должностное лицо гидрографической службы флота (пароходства), отвечающее за проведение работ по определению и компенсации магнитной, электромагнитной девиации компасов и радиодевиации радиопеленгаторов.  Мама ездила со мной в отпуск в Ленинград к отцу, в этот период и был зачат Петенька. Мама писала отцу часто письма, подробно передавала в них, всё что происходило в её жизни без него, о чем она думала и что чувствовала.

Архангельск 4.01.55.
Дорогой Виталик!
Спешу тебе сообщить, что письмо, открытки с поздравлениями, посылку мы получили, за что большое спасибо мамочке и тебе. С куклой Натулька не расстаётся, с уткой уже два раза купалась. а книги читаем каждый день. Сегодня я прихожу на обед, а она сидит за пианино, и поет песню "Зили у бабуси два веселых гуся, один сеий, дугой беий, два веселых гуся" и перебирает как попало клавиши, но мотив у нее получается правильный. Затем я подхожу к ней, чтобы её поцеловать, а она говорит: " Мама, не месай, я расказу стихотворение: " Я на висенке сизу, не могу накусаться, дядя Сталин говоит надо маму сусаться". Вот так, слушаем и смеемся, как наша радость растёт. Коклюш у неё всё в прежней форме, очень её измотал. Стала худенькая и бледная, нужно больше гулять, но почему-то, мне кажется, что после гулянья появляется насморк, и кашель усиливается по ночам. А тут ещё подхватила грипп. Я очень боюсь осложнений, можно легко получить воспаление легких, как получилось рядом с домом по соседству у двоих детей. Поэтому гулять я решила пока воздержаться, чаще проветривать комнату. Она, Виталик, все время вспоминает тебя. Часто говорит, что скоро приедет папа, а когда я напоминаю, что мы скоро поедем, она с удовольствием поправляется и отвечает, что папа, бабушка, дядя Женя и тетя Наташа будут нас встречать. И дядя Женя понесет меня на руках, я с папой буду спать и слушать сказки, а потом и задает мне вопрос: " А мы возьмем с собой книжки? Папа мне прочитает, а я ему расскажу сказку про Красную Шапочку".
 Завтра её день рождения. Бабуся будет печь пироги, а дедушка ждет маленькую. Натуська уже сегодня пригласила свою подружку Анечку. Сегодня она тоже ходила на Анины именины, исполнилось ей 4 года (ты знаешь наших соседей).
Новый год встретили дома, вот и сейчас у нас ёлка стоит, украшена хорошо, кроме игрушек висят разные конфеты, козули, яблоки, мандарины, орехи. Дедушка достал цветные лампочки. В 12 ом часу ночи Ёлка зажглась, и, после выступления Молотова, ровно в 12 -00 были подняты тосты, припомнили родных и близких сердцу, выпили за здоровье, и полное благополучие в 1955 году.
Были у нас Слава и Вова (племянник А.А.). Вовка замечательно играет на пианино, переиграл нам все, которые знал, песни и арии, и мы, что знали, пели. Было очень весело, жалко, что не было тебя, а такие вечера бывают редко. Но я думаю, что и ты неплохо встретил Новый год среди родных и близких. Конечно, как бы ни было, но вместе всё-таки лучше.
Дуся до того доплясала, что свернула каблук, смеху над ней было немало. Легли в четвёртом часу ночи и спали до 12 дня. В-общем, все прошло хорошо и благополучно. Вот уже второй день работаем, только бы скорее поправилась Наташенька.

Платье мне, Виталик, сшили очень небрежно. Мне не повезло с начала покупки. Помнишь, нам отрезали материал чуть не по диагонали, вот и не хватило на оборки, их сделали из кусочков. Правда оно и встало мне 300 рублей, я хотела его продать, но мама заругала меня, что за такую цену я не куплю такого платья. И действительно, я съездила в город и разочаровалась, висят платья, но с моим никакого сравнения, а если есть, то очень дорогие, по 500 и выше. Хотела купить такого же крепдешину, но его уже нет, что я и жалею. Ведь мы же выбирали с тобой вместе, и лучше мы не нашли. Помнишь?
Виталик, пиши мне скорее ответ, я очень жду твоих писем. Пиши, как встретили Новый Год? Чем занимаешься в свободное время?

 Вот как только поправится Наташенька, так приедем. Числа 20 января пойду к Нине и решим, как нам быть, если все благополучно, то числа 25 выедем. Ты, конечно, нас придешь встречать обязательно. Только зимой как-то страшно трогаться с места, да еще с Наталией Витальевной, она как задаст мне дорогой перцу. Ладно, я не буду пока мечтать, а то и мама меня не раз останавливала, ведь мечтая, планы часто срываются. Да и в этом я убедилась на своем горьком опыте. Лучше не думать и не мечтать, а делать решительно в свое время. Вот, Виталик, я пишу и, как будто бы, разговариваю с тобой, а ты меня слушаешь и молчишь, нет, ведь ты сейчас возвращаешься с учебы, ты, наверное, замерз и спешишь домой.
 У нас погода стоит морозная, ветер дует в окна, и дома прохладно, вот я сижу, поджав под себя ноги, и пишу, вернее разговариваю с тобой, а ты, наверное, и не думаешь, что я пишу тебе такое длинное письмо. Сегодня я сплю с Наташей на бабушкиной постели, а они на нашей, потому что в нашей комнате дует с балкона.  Мне уже пора заканчивать. Как там у вас в Ленинграде? Как чувствует себя мамочка? Как Женя, Наташа? Получили ли нашу телеграмму? Мама тоже поздравляла всех. Привет от мамы и А.А.
                ***
Как и собирались, Эмма с Наташей в феврале 1955 года были в Ленинграде у Виталия.
Шестого марта, после возвращения в Архангельск, Эмма сообщает в письме, как с Наташенькой добирались из Ленинграда. Ехали поездом в купе. В Вологде - большая стоянка. Они с аппетитом пообедали в ресторане, а потом целый час гуляли по перрону.
Натулька забавно вышагивала и разговаривала вслух. На неё пассажиры обращали внимание и улыбались. Она вспоминала Ленинград, просила вернуться к папе, бабушке, дяде Жене, Коле, Наденьке и всем остальным. Всё спрашивала, почему папа не поехал, почему его забыли забрать.
В Архангельске их встретили Алексей Александрович и Нина (подруга Эммы). Пришла за посылкой Сокольникова. Дедушка заранее позаботился о такси. До дома доехали быстро.
Дома Эмме всё казалось родным, но грустным из-за расставания с мужем. В дороге они с дочкой утомились. После обеда и чая с родителями быстро уснули.
На следующий день была суббота. Эмма вышла на работу. Её сослуживцы заметили, что после отпуска она посвежела и поправилась.
В бане весы показали, что она и правда прибавила в весе на 2.5 кг. И стала весить 46, 5 кг.

В Архангельске стояли морозы до 22 градусов минус.
Архангельск после отпуска показался Эмме каким-то скудным и пустым. Она была рада за мужа, что он находится среди близких ему людей в Ленинграде, но в тоже время с нетерпением ждала лето и его возвращения домой.
Эмма писала, что получила письмо от Клавы, с которой дружила в Хелюля. Теперь она живёт с мужем на Урале, у них растёт полуторогодовалая дочка.
Эмма сообщает, что получила все посылки, передаёт приветы родным и знакомым и просит отдать долг тёте Вере – 200 рублей.   
Двадцатого марта Эмма сообщает в письме к мужу, что очень скучает. Встала рано, перегладила всё бельё, сварила обед, вышивала. Наташенька ложится спать полдевятого вечера, а встает рано.

Вчера стирала бельё. Наташа помогает подсинивать, любит плескаться в воде. Когда мама её останавливает, говорит: «Не буду больше, стё ти.» Наташа часто спрашивает, когда папа приедет и что он там делает. На вопрос, как фамилия бабушки, отвечает: «Муха-Цекотуха».
Эмма снова напоминает, что нужно отдать деньги тёте Вере.
Пишет, что Виталий сестре Але понравился своим отношением к семье, а Натулькой она очарована.
В кино Эмма не ходит. В кинотеатре идёт «Укротительница тигров».
Алексей Александрович увлекается игрой на пианино. Наташа большая (племянница) учится хорошо. В начале мая ждут Алю.
Погода в Архангельске пасмурная. Днём снег тает.
Следующее письмо Виталию Эмма с Наташенькой пишут 26 марта 1955 года. Он всё учится на девиатора.
Мама дала Наташеньке карандаш, но та недовольна,
- Папа не поймёт карандашом, - говорит она, просит чернила.
Эмма наблюдает за дочкой и пересказывает в письме мужу её слова; «иди папочка, я тебя жду, люблю, плачу, скучаю вот, целую, хороший мой, ты мне послал открытку с Дедой Морозой». Эмма налила Наташе водички вместо чернил и та, макая карандаш, пишет второй лист.

Вчера бабушка Маня укладывала Наташу спать, а та просила спеть песню, которую пел папа. Под неё Наташа всегда быстро засыпает.
Эмма спрашивает Виталия, где будет проходить его практика.
Погода в апреле ожидается теплая, до плюс 22 градусов и сильное наводнение. Уже сейчас стоят тёплые солнечные дни и тает снег.
 Время летит незаметно. Спать Эмма ложится вместе с Натулькой рано, в девять вечера. Встает рано, уходит на работу, потом идёт домой на обед. Вечером спешит домой, чтобы заняться с дочкой и освободить няню.
В кинотеатре идут новые кинокартины, но она не ходит в кино с коллективом. Билеты берут на последний сеанс, Эмма боится возвращаться одна поздно. Она надеется наверстать упущенное в отпуске с Виталием. Эмма скучает и надеется, что новая специальность отца принесёт в их жизнь новые хорошие события.
 Пишет: «Встретила в трамвае подругу Нина живёт теперь вместе со Славиком. Через два месяца ожидают прибавление в семье».
Эмма просит передать с женщиной в посылке продукты: масло, сахар и колбасу свиную или ветчину. Пишет, что в Архангельске даже за подсолнечным масло, если его продают, выстраиваются большие очереди.
На фото Наташа маленькая и Наташа большая


Рецензии
Жизнь шустренько бежит вперёд, однако! Р.Р.

Роман Рассветов   21.10.2023 18:42     Заявить о нарушении
Красивенькие девочки, только у страшенькой глаза очень грустные. Р.

Роман Рассветов   21.10.2023 18:44   Заявить о нарушении
Пардон за ошибку! Читать: у старшенькой. Р.

Роман Рассветов   22.10.2023 17:47   Заявить о нарушении