Победа в воздухе куётся на земле

       Олег Каминский
Военную присягу принял
5 декабря 1972 года
при в/ч 20651
в городе Шепетовка (Хмельницкая область, Украина).

     Главное — вовремя посмотреть правде в глаза и назвать всё своими именами, признать ошибки, проанализировать их и сделать правильные выводы.

     Рецензия на «Огненный таран - подвиг продолжается» (Полковник Чечель)

     Да, безусловно, много подвигов совершили наши летчики. Лично я тоже занимаюсь изучением морских и наземных таранов, однако за исключением двух-трех случаев, реальные потери противника в результате этих таранов мне установить не удалось...
С уважением,
                Олег Каминский   13.12.2022

+ добавить замечания
      Это не столь важно. Главное, что на психику немецких лётчиков действовало, и они не так смело шли в бой, в том числе, крайне редко первыми шли в лобовую атаку...
                Полковник Чечель   14.12.2022


     Рецензия на «Цена ошибки ведущего» (Олег Каминский)

Такой опыт надо обязательно изучать на предмете «Тактика ИА, ИБА» и пр. в военных авиационных училищах. Надеюсь, после окончания СВО оно будет уже не в единственном числе. Пусть их будет не 11 штук, как было при СССР, но не одно, т.к. пилотов БПЛА тоже надо учить, и к тому же, авиационная наука всё больше думает, как сохранить жизнь лётчкиков, но при этом выполнить боевую задачу. Т.е. всё больше имеют место быть исследования и разработки, когда пилот сидит в комнате с тёплым клозетом, далеко от линии фронта, и управляет ЛА, который без него,  по его командам с земли, выполняет поставленную боевую задачу. Дело это новое, имеет свои особенности, и учить этому надо, безусловно, заранее. А не так, как сейчас, Армии РФ помогаем всей Россией экипироваться, открываем новые цеха по пошиву военной одежды, привлекаем волонтёров и т.д.

     Когда я не смог выкупить свой ЗШ-5 при уходе на дембель, столько денег за него насчитала "база", друг, увы, уже покойный, Вован Минеев, съездил на "барахолку 7-ой км" в Одессе, купил ЗШ там и подарил мне с надписью: "Никакая самая тдорогая победа в бою не стоит жизни твоего ведомого!!!" Эрих Хартман - (самый результативный пилот германских Люфтваффе)
                С уважением жму кисть, ВВЧ.


Э;рих А;льфред Ха;ртманн (нем. Erich Alfred Hartmann; 19 апреля 1922, Вайсах , Вюртемберг, Веймарская республика — 20 сентября 1993, Вайль-им-Шёнбух, Баден-Вюртемберг, Германия) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. Позывной «Карайа 1». В ходе Второй мировой войны совершил 1404 боевых вылета, одержав 352 воздушные победы (из них 344 над советскими самолётами и 8 над американскими) в 802 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый внешний вид получил от боевых товарищей прозвище «Bubi» (малыш, мальчонка).

     Будучи в довоенное время пилотом планёра, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году окончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен на восточный фронт в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52), где попал под опеку опытных пилотов-истребителей Люфтваффе. Под их руководством Хартманн развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, за 300-ю подтверждённую воздушную победу[1].
Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартманн совершил 8 мая 1945 года.

     Эрих и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной армии. Как военнопленный обвинённый в порче социалистического имущества (так как фактов о его причастности к военным преступлениям не было) и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн провёл в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным Люфтваффе Западной Германии и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен».

      В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter, которым тогда укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками. Умер Эрих Хартманн в 1993 году.

      ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ: Свой первый самолёт Хартманн сбил 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал своё лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года, взлетая с аэродрома вблизи хутора Угрим, он сбил за один день 7 самолётов (вероятно, в том числе и в бою 5 июля 1943 года, когда три группы по 6 самолётов Ил-2 из 175-го ШАП 17-й ВА атаковали переправу немцев в районе с. Соломино и юго-восточнее с. Таврово. В этом бою было потеряно 9 Ил-2. Местные жители были свидетелями как немецкий истребитель, раз за разом со стороны леса заходил в хвост одноместным Ил-2]. В августе 1943 года на счету было 49, а в сентябре он прибавил на счёт ещё 24 сбитых самолёта.


                ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА

         К концу лета 1943 Эрих Хартманн имел уже 90 побед, но 19 августа при атаке очередного Ил-2 его самолёт получил повреждения, и он совершил вынужденную посадку на территории противника. Командир эскадры Дитрих Храбак приказал подразделению Хартманна поддержать пикирующие бомбардировщики Штука из второй эскадры штурмовиков Sturzkampfgeschwader 2, ведомых известным асом штурмовой авиации Гансом-Ульрихом Руделем, но ситуация неожиданно изменилась, и немецким лётчикам пришлось столкнуться с группой истребителей Як-9 и Ла-5.
    
     Хартманн успел сбить два самолёта до того, как осколки повредили его Messerschmitt Bf-109. С трудом приземлившись (за линией фронта) Хартманн, провозившись некоторое время со своим самолётом, увидел приближающихся русских солдат. Поняв, что сопротивление бесполезно и убежать нет никакой возможности, он притворился раненым (получившим травмы внутренних органов). Его актёрские способности убедили русских, и его положили на носилки и отправили в штаб на грузовике.

       Выручил случай: во время его транспортировки разгорелся очередной воздушный бой, отвлёкший внимание перевозивших его русских солдат. Хартманн улучил момент и, сильно ударив единственного охранника в кузове, выпрыгнул из грузовика и побежал к большому полю, на котором росли огромные подсолнухи, ускользая от летящих вдогонку пуль. Уже при переходе линии фронта он едва не погиб от выстрела нервного немецкого часового, не поверившего в то, что перед ним действительно сбитый немецкий лётчик, но пуля чудом не попала в цель, разорвав штанину.

     После достижения 303 побед Хартманн стал живой легендой, и командование люфтваффе решило снять его с боевых вылетов во избежание ущерба для пропаганды в случае гибели; он получил новое назначение — испытательное командование реактивными Ме 262. Однако, пустив в ход все свои связи, Хартманн добился возвращения на фронт и продолжал летать.

     До конца войны Хартманн совершил более 1400 вылетов, в которых провёл 825 воздушных боёв, был сбит 14 раз (осколками сбитых им же самолётов противника), но благополучно приземлялся на парашюте.[10] Сам Хартманн часто говорил, что для него дороже всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.[9]

      В 1945 году Хартманна приглашали в знаменитую JV 44, однако он отказался, мотивируя тем, что в этой группе ему придётся летать в качестве рядового лётчика, что ниже его достоинства. В то же время в JV 44 в качестве рядовых лётчиков летали такие признанные асы как Баркхорн (301 победа), Бэр (220) и другие.

                ТАКТИКА БОЯ

       Излюбленной тактикой Хартманна был удар из засады. По его собственному мнению, 80 % сбитых им пилотов не успевали понять, что произошло.

      Если вы видите вражеский самолёт, вы совсем не обязаны тут же бросаться на него и атаковать. Подождите и используйте все свои выгоды. Оцените, какой строй и какую тактику использует враг. Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте именно его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись…

      Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали снизу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приёмом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (60—80 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

      Даже если у вас гироскопический прицел и другие новшества, я думаю, что нужно подлететь к врагу на кратчайшее расстояние и расстрелять его в упор. Вблизи вы его собьёте. На большом расстоянии это сомнительно.[11]

     РЕЗЮМЕ:  Я думаю, лётчики согласятся со мной, что опыт этого немецкого пилота бесценен. И даже не столько количеством сбитых им самолётов, т.к. у нас с Германией были разные критерии и системы отчётов об одержанных победах. У немцев достаточно было доложить: «Я сбил…», а у нас обязательно требовалось подтверждение о падении вражеского самолёта – от партизан, своих наземных войск, гражданского населения и т.д. А ещё были победы, одержанные в группе. Т.е. враг упал, но кто его сбил – непонятно. Поэтому в графе «Количество сбитых» - так и указывали – сбил столько-то сам, а столько-то в группе. А если бы использовали немецкую систему учёта побед, то у наших асов: Кажедуба, Покрышкина, Сафонова и остальных героев сбитых самолётов врага будет не меньше, чем у Хартмана.

     Но я его опыт вспомнил здесь с другой целью: первое – он за годы войны не потерял ни одного ведомого. Мало из советских лётчиков – асов, кто этим может похвастаться. А второе – его 14 сбивали, и он 14 раз смог вернуться в строй. Более того, когда его освободили от участия в боевых действиях, он дошёл до Геринга, Командующего ВВС Люфтваффе, но добился своего возвращения на фронт. Это какая сила духа оказалась у этого немецкого лётчика!!! Я думаю, у нас в ВКС не лишне было бы изучить ошибки Хартмана – почему 14 раз его сбили, несмотря на его бесспорное мастерство, как пилота. А также историю его побегов и возвращений из-за линии фронта.

     И когда мне «лжепатриоты», наверняка, напишут, что, что-ты нам немца подсовываешь, у нас своих лётчиков – героев достаточно, надо их опыт изучать? Я отвечу: «Конечно, надо. Но врага надо уважать, и если у него есть чему поучиться, то это надо делать. По крайней мере, в наших мемуарах, (а я перечитал их десятки томов и книг), я ни у кого не встречал, чтобы его сбивали 10 – 14 раз, и он смог не только выжить, но и вернуться в строй, опять воевать…»

     Конечно, здесь дело прежде всего в психологии Хартмана, как бойца. А чтобы вы лучше поняли мою мысль насчёт «психологии», приведу пример из другой «оперы»:

                ПОЗОР ФРЕГАТА «РАФАИЛ».

     Наверняка многие, особенно моряки, знают о подвиге брига «Меркурий», который, имея всего 18 пушек на борту, вышел победителем из неравного боя с двумя турецкими кораблями, об этом я совершенно случайно узнал, услышав песню друга – барда Константина Фролова, который  по своему первому образованию учитель-историк.  В частности, в песне, посвящённой подвигу брига «Меркурий» я наткнулся на такие слова: «Позор фрегата «Рафаил». Думаю, по предмету Военно-Морское искусство мы такое в академии не проходили. Обратился за разъяснением к Косте. Он рассказал об этом эпизоде Русско-Турецкой войны, а потом вообще поставил прекрасный спектакль «Намерен Вас атаковать», после которого всё стало предельно ясно. Поскольку мы ведём разговор о дружбе, поведаю эту историю давно минувших дней.

       1828 год. Шла очередная Русско-Турецкая война. Жили и вместе служили на Черноморском флоте два моряка. Капитан-лейтенант Стройников С.М. первоначально командовал бригом «Меркурий», а затем за проявленные доблесть и мужество при взятии Анапы  был награждён орденом «Святой Анны» 2-ой степени и  назначен командиром новейшего фрегата «Рафаил», только спущенного со стапелей верфи города Севастополя. А лейтенант Казарский А.И. командовавший  бригом «Соперник» за меткую стрельбу, умение и смелость, проявленные в этом сражении был награждён орденом «Владимира» 4-ой степени, золотой саблей с надписью «За храбрость» и назначен командиром брига «Меркурий», вместо пошедшего на повышение Стройникова. Эти два моряка были близкими друзьями, и оба были влюблены в одну женщину, вдову Татьяну Герасимовну Воздвиженскую, муж которой был моряком и погиб 7 лет назад «морской смертью», т.е. в море.

      Но Казарский был не свободен. На его иждивении находились маменька, две сестры и младший брат. Поэтому он не решился сделать Воздвиженской предложение и объясниться в любви. А Стройников сделал, и она его приняла. Но обвенчаться они решили после военной компании.

      5 мая 1929 года из Сизополя  в Поти вышел отряд четырёх Российских кораблей. А спустя несколько дней Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Грейг приказал Стройникову, командовавшему «Рафаилом», также выйти в море, догнать этот отряд и возглавить его. Над морем стоял туман. Стройников трое суток не сходил с мостика, а когда прилёг в каюте отдохнуть, его буквально через 15 минут разбудил дежурный офицер с ошеломляющим известием: «Кругом турки».

     Оказывается, в тумане «Рафаил» вошёл внутрь ордера 16 турецких боевых кораблей, которые шли двумя колонами, и «Рафаил» оказался посредине. Стройников тут же собрал совет офицеров, на котором было принято решение, «Дать бой». Согласно Морскому уставу, принятому ещё при Петре 1-ом, в таких случаях надо также обязательно опрашивать мнение команды, и Стройников отправил дежурного офицера узнать мнение нижних чинов. А те ответили: «Мы, как господа офицеры». Но дежурный офицер испугался за свою шкуру и командиру корабля передал: «Матросы просят спасти их души».

      Стройников, считая, что без нижних чинов они не смогут воевать, и безмерно уставший после бессонных трёх суток, приказал поднять белый флаг. Из 200-от человек команды «Рафаила», взятых турками в плен, через 2 года 70 вернулось на Родину по обмену пленных, в том числе и Семён Михайлович Стройников. Император Николай Первый был так взбешён поступком командира «Рафаила», что разжаловал Стройникова в рядовые без срока службы и запретил жениться, дабы, как он сказал «Трусов на флоте не плодить».

      А через несколько дней после пленения «Рафаила» в море вышли три Российских корабля: фрегат «Штандарт», бриг «Орфей» и бриг «Меркурий» и пошли на Сизопль. 14 мая 1829 года они увидели паруса, пошли на сближение и определили, что это ордер турецких кораблей. «Штандарт» и «Орфей» подняли все паруса и начали уходить от ордера, чтобы доложить вице-адмиралу Грейгу о появившемся противнике. А бриг «Меркурий» был старой постройки, и турецкая эскадра вскоре настигла его. От ордера отделились 110-пушечный трёхдечный «Селимне» и 74-пушечный двухдечный «Реал Бей» против 20 пушек «Меркурия». Стих ветер, командир брига «Меркурий» капитан-лейтенант Казарский приказал использовать вёсла, и сначала это дало свой результат, расстояние стало увеличиваться. Но потом турецкие корабли, как более быстроходные, поймали верхними парусами ветер и настигли маленький бриг. Казарский собрал совет офицеров. Решение было единодушным: «Дать бой, потом пойти на абордаж, сцепиться с турецким кораблём и последний офицер, оставшейся в живых, должен взорвать корабль. Для чего Казарский положил свой заряженный пистолет на крышку крюйст-камеры, где хранился запас пороха корабля.

      Командир линейного турецкого корабля «Селимне» Осман-Паша, желая присвоить себе все лавры победы, как старший, приказал командиру «Реал-Бея» Ахмет-Паше отойти в сторону и не мешать. Он уже предвкушал, как «Меркурий» поднимет белый флаг, как два дня до этого сделал «Рафаил». Но вместо сдачи в плен маленький бриг открыл огонь из кормового орудия. Затем искусно маневрируя и постоянно ведя огонь, удалось перебить такелаж и через два часа не прерывного боя «Селимне» лёг в дрейф.

      Тогда в атаку пошёл «Реал-Бей». И снова за счёт маневра и огня, тем не менее постоянно получая пробоины от «Селимне», «Меркурию» удавалось уйти от сокрушительного залпа. Сам Казарский был тяжело ранен обломком перебитой нок-реи. Когда его несли в каюту, он пришёл в себя и приказал стрелять кнюпелями, т.е. это когда два ядра скреплены цепью. В итоге, на «Реал-Бее» была перебита Фок-мачта, он потерял полностью управление и тоже через 2,5 часа боя вынужден был как и «Селимне» лечь в дрейф.

      Так маленький бриг «Меркурий», получив 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений в рангоуте, 148 дыр в такелаже и 133 в парусах, вышел победителем из неравного сражения с боевыми турецкими кораблями. Император Николай Первый за храбрость и мужество, проявленное в этом бою, капитан-лейтенанта Казарского Александра Ивановича произвёл в капитаны второго ранга, нагрдил «Георгием» 4-ой степени, а в фамильный герб приказал внести пистолет Казарского, который лежал на бочке с порохом. Все офицеры и нижние чины были награждены орденами и медалями, и всем назначен пожизненный полный пенсион. На самом же «Меркурии» Император приказал отныне носить Георгиевский флаг.

      Вот так Судьба расставила всё по своим местам, наградив всеми почестями одного друга, и позором другого. А Татьяна Герасимовна Воздвиженская, в которую они оба были влюблены, после этих событий уехала из Севастополя в своё родовое имение в Орловской губернии и открыла там приют для детей-сирот.

     Вот таким образом, прослушав песню Константина Фролова, я узнал такой сильный эпизод из истории нашей страны. Но что обидно – Костя мне поведал с глубокой горечью такой факт, что когда он листал архивные дневники Черноморского флота с целью изучения многих забытых событий, оказалось, что с 1917 года, когда к власти пришли большевики, за 70 лет эти дневники не раскрывал никто ни разу. Лично мне этот факт говорит о многом: «Народ, который забывает своё прошлое, не имеет будущего». Так сделаем же соответствующие выводы, господа, - надо использовать любую возможность для изучения  героической истории  предков и суметь передать её нашим детям, а для этого мы этой историей должны хотя бы интересоваться. Причём, оказалось, что для этого совсем не обязательно читать толстые «исторические фолианты», достаточно иногда внимательно слушать песни, которые звучат.

     РЕЗЮМЕ – В общем, я думаю, вы поняли, зачем я вспомнил эту историю. Во-первых, показать, как много в жизни значит психология. Ведь Стройников не раз доказал царю своё мужество. Потому он и был назначен им командиром «Рафаила». Но в данном эпизоде он трое суток из-за тумана не сходил с мостика, очень устал, а потому не мог адекватно оценивать ситуацию. А во-вторых, его предали. Его ошибка была в том, что он доверился одному человеку, и не предусмотрел такой вариант. Это его не оправдывает, но хотя бы даёт понимание его проступка для последующих  моряков, да и вообще, всех военных...

    И ещё вытекает вывод, что надо глубоко изучать историю своих не только побед, но и поражений тоже. В том числе, не забывая опыт своего вероятного или ныне существующего противника.  (Применительно к теме стих вспомнился):

   Петр Квятковский
Выходя на ринг, всё лишнее — отбрось,
Всё лишнее — гордыню и смиренье.
Здесь свет такой, что виден ты насквозь,
Здесь властвует иное притяженье.

Как будто бы в колодце из стекла,
Ты ощущаешь, у канатов стоя,
Как он далек от стужи и тепла,
Особый этот микроклимат боя!
 
             Это я к тому, чтобы понять любую ситуацию в истинном свете, надо смотреть на неё изнутри, а не с дивана, над которым не каплет!!! И ещё из бокса:

          Год с годами тревогами спутан,
       Но припомнив бои по годам,
       Я победы свои позабуду,
       Поражений своих не отдам.
       Как мудры неудачи и беды…
       Сколько в холоде брезжит огня!
       Вдохновенью в бою
       Не победы –
       Поражения учат меня.
                (Борис Дубровин).


Рецензии
"Надо глубоко изучать историю не только своих побед, но и поражений тоже".
Золотые слова!
Сердечно благодарю также за упоминание обо мне!
С уважением,

Олег Каминский   18.12.2022 18:06     Заявить о нарушении
Вам, Олег, тоже Рахмат за глубокие исследования истории ВОВ, Вы для меня пример...

Полковник Чечель   18.12.2022 20:23   Заявить о нарушении