Из книгисчастье громким не бывает

                СемьЯ 
                Дерево держится корнями, а человек -
                семьёй               
                Пословица   
    Многодетной семье Михайловых 4 года назад выделили земельный участок в 20 соток на окраине города в СНТ «Радость». Место хорошее, окружённое с трёх сторон берёзовыми колками, а кроме того, в двух километрах есть красивое озеро. Но на участке пришлось самим корчевать кустарники и  деревья, чтобы подготовить землю для огорода, хозяйственных построек и дома. Последний Михайловы начали строить только через 3 года. Большой дом с мезонином хозяин хотел доделать до зимы. По плану построили: семь комнат, две ванные комнаты, три туалета, просторную общую кухню, большой зал для всех, две комнаты в отдельном отсеке с небольшой кухонькой  для бабушек и дедушек. Строить полностью два этажа не стали, посчитав, что лестница опасна для детей и пожилых, да и дорого. Оставалось доделать внутреннюю отделку стен и настелить пол.
Сегодня главе семьи Михаилу Михайлову пришлось взять своих четырёх сыновей с собой на стройку, потому что оставить их в квартире было не с кем. Мальчики любили поездки с родителями  на участок. Сейчас, когда дом почти достроен, они очень радовались, что у каждого из них будет своя комната.   
Отец с сыновьями  приехали в СНТ на маршрутном автобусе только в полдень. От остановки  до их участка - не более 500 метров. После вчерашнего дождя размыло единственную грунтовую  дорогу, а ранее проехавшие машины грязь прилично размесили. Узкая тропинка вдоль дороги плохо просохла и была ещё скользкой.
Мирон, старший сын Михаила Михайловича, которому уже исполнилось 15 лет, предложил соединить всех верёвкой в связку, как альпинистов. 13-летний Макар и 10-летний Матвей сразу же сразу согласились и с радостью обматывали себя верёвкой, которую отец всегда носил с собой про запас. Только 3-летний Мишутка испугался верёвки, попросился на руки и заплакал: «Папа, ми мя…»  Отца мальчишки к себе тоже привязали, и он стал в шеренге ведущим, а Мирон - замыкающим. Идти пришлось гуськом, постоянно оглядываясь друг на друга и цепляясь за ветки кустов, чтобы не упасть в грязь. Со стороны эта связанная компания была похожа на горбатеньких, идущих друг за другом муравьёв. У каждого из них за спиной были рюкзаки, даже у Мишутки: в дорогу всем детям разрешалось брать с собой необходимое, вплоть до игрушек. По дороге малыш  успокоился, перелез на шею отцу и теперь с удовольствием разглядывал всё вокруг.
- Папа, брось ты этого маленького лодыря! Хитрый, как лисёнок! – сказал Матвейка.
- Ты, Матвейка, на моих закорках тоже штанишки протирал, когда был маленьким, – возразил отец. - Сейчас сделаем привал: ещё метров 50 - и будет наша полянка. Устали?
- Сильно скользко, но дойдём! - ответил за братьев Мирон.
Эту полянку, спрятанную от посторонних глаз за кустами боярышника, выбрала жена Михаила Михайловича Любушка. Обычно они, когда приезжали не на машине, всегда здесь отдыхали, а мама Люба кормила всех завтраком на природе. Но сегодня Михаил сам готовил завтрак: накрыл траву дождевиком, разложил еду.
- Пап, мне кажется, вода в лужах чистая. Даже землю видно, и  букашек нет. Можно в луже руки помыть? - обратился Макар к отцу.
- Мойте, только не упадите.
- Папа, я маму хоцю! - заплакал Миша.
- Не хнычь! Мы же не ноем! Ешь и не беспокой папу! Он тоже устал тебя тащить! - Матвей пододвинул брату чашку с молоком. 
- Объясняю всем: мама скоро будет дома. И мальчики, я вас очень прошу быть терпеливее. Вы будущие мужчины! Защищать малых детей, стариков  и женщин - это ваша обязанность. Мы семья, а значит…  Вот, смотрите, мальчики,  на поле. Видите, посреди поля растёт одинокая берёзка? Ей одной очень плохо, когда дует холодный и порывистый ветер, потому что рядом нет других деревьев, которые её могут прикрыть своими ветками. А когда дождь идёт, то ещё хуже. И человек, когда он без братьев и сестёр, одинок, как эта берёзка. Может, я скажу вам что-то страшное, но когда нас с мамой  не будет, то вы, наши дети, не останетесь одинокими, потому что у каждого из вас есть братья. Будете помогать,  а если понадобится, то и защищать друг друга. У вас будут свои семьи, ведь  человек без семьи, что дерево без плодов. Побегайте по леску немного - и пойдём дальше. Только прошу далеко не уходить!
- Папа, а почему вас с мамой не будет? Куда вы денетесь? - Матвей обнял сидящего отца за шею.
- Заколебал своими «почемучками»! Видишь, папа устал?! Вырастешь -  поймёшь! – дёрнул мальчика за рукав Мирон.
- Мирон, если ты не можешь объяснить, кричать на Матвейку не надо. А сам ты как думаешь? – спросил отец старшего сына.
- «Ничто не вечно под луной…» - процитировал тот. – Прости, Матюша, я тебе потом объясню. Папа, вы с Мишкой полежите, а мы здесь всё приберём.
- Вот и хорошо. Мальчишки, не конфликтуйте по пустякам! Это укорачивает вашу жизнь. Мойте, а я тоже прилягу. Спасибо!
Сначала Михаил позвонил тещё Марии Георгиевне и спросил про Любу. Успокоившись, мужчина лёг рядом с малышом.
 «Как быстро и незаметно растут мальчишки! Мирон с Макаром уже совсем свои детские «почемучки» забросили, а вот Матвейка меня ещё тревожит. Суетливый, непоседливый, хватается за всё подряд, подражая старшим, а потом психует и плачет, если не получается. Мишу часто обижает… - Михаил Михайлович укрыл младшего сына курткой и закрыл глаза.  –  Пусть ещё немного в лесу отдохнут. Жаловаться некому. Не управишь собой -  не управишь и другими. Но когда вся семья вместе, так и душа на месте. А я до сих пор не пойму, зачем Люба уговорила меня не рассказывать детям про свою «болезнь», да ещё и бабушек предупредила. Сюрприз-сюрприз! От её придумки больше всех Мишенька страдает, и я очень переживаю! Мне всё-таки кажется, что Мирон  обо всём догадывается, но меня стесняется спросить. Господи, когда же Люба вернётся?! Уже месяц в больнице! Любушке моей, наверное, намного тяжелее. Бог дал мне самую лучшую из жён!
Дети быстро растут, а года мчатся, как дикие кони без узды. Две моих  первых влюблённости в девчонок закончились разочарованием и  обидой. Дурак был! Даже хотел им отомстить, но папа вовремя заметил мои  терзания. Отец был человеком добрым и очень внимательным. С мамой они ссорились только из-за детей (а вырастили они троих), мирились быстро и не держали обиды, как я. В семье, где лад, счастье дорогу не забывает, как говорил папа. Наша семья была дружной, счастливой и уважаемой в обществе. Все знали педагогов Михайловых: учителя химии Михаила Михайловича и учителя физики Марию Ивановну. Супруги настолько были похожи друг на друга, что и через много лет все удивлялись их внешней схожести и доброму отношению между собой. Всю жизнь – медовый  месяц! Вот и мне отец вправлял мозги, успокаивая разыгравшиеся возрастные гормоны… Умел Михайлов-старший урегулировать нестандартные психологические ситуации! За это его всегда уважали на работе. Рядовой учитель химии выступал в роли третейского судьи на всех школьных педсоветах. А мальчишки его просто обожали! Михаил Михайлович разрешал им экспериментировать и делать несложные опыты, но только после того, как ребёнок их обоснует и сдаст маленький экзамен по технике безопасности. При этом учитель всегда был рядом с детьми. Иногда папа мне снится во сне. Интересно, что бы он мне сейчас сказал…
  Я запомнил один из наших разговоров с отцом почти дословно: «Миша, не наряд девку красит, а домоустройство! Чем дурью маяться, ты лучше своей внешностью займись, мышцы подкачай и учись, пока есть такая возможность. Банальную фразу тебе скажу, но это жизненная  правда: на красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Нормальная воспитанная девушка это знает. Деда Макара помнишь? Он был священником и нам, выросшим семерым детям, каждый раз в наставление говорил, что семья из двух слогов состоит: «семь» и «я». А каков род, таков и приплод! Бегать по бабам и менять их, как перчатки, ума много не надо. Но в итоге придётся одному остаться… Битого, пролитого, да прожитого не воротишь! Если в семье равные обычаи, то и любовь крепкая!».
А потом, в 26 лет, я увидел в кафе худенькую светловолосую девушку, торопливо жующую булочку с чаем…  Девчонка на меня глаза подняла и  посмотрела вроде бы мимо, а меня как кипятком ошпарило! Глаза задумчивые, тёмные, скрытые под густыми ресницами – зелёный омут!  Помню, тогда я почему-то очень растерялся. Поженились мы с Любашей только через два года моих назойливых ухаживаний.
Всякое случалось за эти годы. Но когда Мирону было уже 6 лет, а Макару - 3 года, Любаша работала в юридической конторе. Она никогда не задерживалась после работы больше, чем на полчаса, а в этот день на часах было уже 9 вечера. Мама её, Мария Георгиевна, тоже разволновалась и от окна не отходила. Телефона в нашей квартире не было. Я, нарушив все приличия, пошёл к соседям. Хотел позвонить Любе на работу, а у соседей телефон за долги отключили. Тогда я оделся, решив пойти ей навстречу. Только из подъезда выскочил, а тут жена из служебного автобуса вышла. Я не сдержался и наговорил разного и грубого. Люба заплакала. Когда в квартиру зашли, то наш не по годам умный Мирон увидел маму и говорит: «Папа, ты  совсем ошалел от своей любви?!  А как же мы с бабушкой и Макаром? Мы же тоже умеем теперь любить и  плакать, как мамочка! Мама, не плачь, я тебя защищу!». Люба, конечно, нам объяснила, почему задержалась на работе, и я ей поверил. Дал тогда себе зарок никогда не обижать любимых! Моя мама тогда нам обоим сказала: «Если любите друг друга, то верьте, а добрые люди научат решетом воду носить. Всякая сорока от своего языка погибает. Жаль, что наши мозги иногда с поздним зажиганием». Она тогда уже была пенсионеркой и  помогала нам с детьми, чтобы мы могли работать. А мудрость мама черпала из сказок, словарей и церковной литературы. До сих пор сыплет поговорками и присказками, как из рога изобилия...».
В это время зашевелился Мишенька. Просыпается, бедолажка! Михаил
осторожно встал и осмотрелся. Мирон и Макар спали под берёзой, прижавшись спинами, а Матвейка сидел рядом и играл в телефоне.
«Устали или воздух разморил? Пора Матвейку закалять», - подумал глава семьи и стал собирать разбросанные рюкзачки.
- Папа, я выиграл, смотри! - Матвей подбежал к отцу с телефоном.   
- Молодец! Все спят, а ты почему не подремал?
- Мироха мне сказал, чтобы я был сторожем. Даже мышь мимо меня не пробежала! - похвастался мальчик.
- Не шуми. Значит, умеешь быть ответственным!
Отец  прижал  Матвея к себе. Первым проснулся Мишенька и сразу потопал будить братьев. Малыш обошёл старших вокруг и, присев на корточки, поцеловал Мирона в щёку. То же самое он сделал и с Макаром. Вернулся, лёг рядом с Мироном и пропищал: «Ми, ми мя» («Ми - Мирон, ми – возьми, мя – меня»). Макар для младшего брата был пока Ма. Конечно, малыш  разбудил мальчиков. Мирон крепко обнял Мишутку, и ещё несколько минут тот лежал спокойно возле брата. Все проснулись.
«Мирона  Мишенька любит больше, да и он к нему ласковее, чем Макар. Вот тебе и Ми и Ма…» - с нежностью подумал отец.
- Пап, а можно нам опять привязаться? - спросил Матвей.
- Зачем?
- Папочка, так спокойнее! Никто не потеряется!
- Кажется, что дорога подсохла. Но если вам спокойнее… Собираемся!
До дома дошли  через 10 минут. За воротами соседнего участка сидели две пожилые женщины. Все «альпинисты», проходя мимо, дружно поздоровались. Михаил услышал, как соседка сказала приятельнице:
- Ой, смотри, сосед мой детей своих связал! Ирод! Как жена его
бросила, так и начал чудить. А все его хвалили! Молодой, а вознесли все его до небес: Михал Михалыч, Михалыч… Тьфу! - тётя Поля плюнула вслед.
-  Что-то мне не верится! Такая пара! А почему жена бросила? - спросила собеседница.
- Гулял, наверное! Все мужики одинаковые! Видишь сама: детей связал и тащит в дом! За ставнями не видно, что в чужом дому творится!
- Все видят, как веселюсь, но никто не видит, как плачу! А тебе, Полина, какое дело? Что ты всё время к людям цепляешься? Завидуешь? – осадил соседку Михаил, а сам подумал: «Вот так и рождаются сплетни. Все и всё про нас знают, даже о чём мы сами не подозреваем! Плохо, что мальчики эту ерунду слышали».
- Папа, а что, бабушка Ивановна приехала? - спросил Мирон, который  просто обожал мать Михаила Марию Ивановну. Они, как говорят, нашли друг друга.
- Не знаю. А почему ты так решил? 
-  Потому что пирогами с капустой пахнет! Только моя бабушка такие обалденные пирожки  печёт. На весь двор запах!
- Не пирогами, а блинами!  - возразил Матвей.
- Не спорьте! Сейчас узнаем,  - остановил их Макар.
Мальчишки побросали поклажу и  бегом наперегонки бросились к дому. Когда Михаил вошёл на кухню, все чинно сидели за столом и ели пироги, запивая молоком.
- Я даже не успела тарелки поставить!  - оправдывалась бабушка Мария. - Садись, папочка, а то ни корешков, ни вершков не достанется! Я уже думала, что вы заблудились. Что так долго?
 Миша тотчас молча слез со своего стула и залез на колени к отцу. Бабушка пододвинула внуку тарелочку со сметаной и творожком.   Пирожки
малыш  пока не умел есть.
- Они все уснули на маминой полянке, а я сторожем работал,  - похвастался Матвейка. - Бабуля, ни одна мышь им спать не помешала!
- Да, было такое, - подтвердил отец. - Поели? Идите в свои комнаты, разберите рюкзаки и переоденьтесь. Мы сегодня и завтра будем здесь жить и работать.  А я с вашей бабулей пока посекретничаю.
Михайлов рассказал матери про соседку, попросив меньше с ней общаться и не запускать её даже во двор. На что Мария Ивановна, не удивившись, ответила:
- Я слышала в магазине про любопытство Полины и желание всё и про всех знать. Берут бабу завидки на чужие пожитки! Лишь бы нам не пакостила, а детей от неё я смогу оградить. Хочу у тебя попросить разрешения остаться здесь, пока Любушка не вернётся. После смерти отца мне очень тяжело находиться одной дома.
- Какой разговор, оставайся! -  согласился  Михаил. – Мне так  спокойнее. А если и Мария Георгиевна тоже решит остаться, буду вдвойне рад. Мне очень неудобно, но через неделю детский сад закрывают, а значит, малыш останется дома. Мама, ты что-то от меня скрываешь? Вы с тёщей «в засаде»! Люба мне улыбается, а глаза полные слёз! Что, всё так плохо? 
- Миша, мы со всем справимся. И с неприятным соседством тоже, - успокоила мать сына. - Не переживай! И так забот полон рот!
- Завтра к нам приедут Линёвы и Смирновы, будут настилать линолеум. А если приедут с жёнами, то, может, даже поклеим в зале на стенах  все обои. Сегодня, бабуля, в твоём распоряжении Матвей и Мишутка. А двух повзрослевших отпрысков я заберу в «трудармию»!
        - Ах, Миша-Миша! Весь в отца, такой же неугомонный! Матвейка в тебя - такая же  егоза?
       Почти сразу после рождения первого сына Михаил Михайлович понял, что
его зарплаты инженера не хватит, чтобы содержать жену, ушедшую в декретный отпуск. У его друга детства Анатолия Линёва уже был сын, и Михайлов видел, как тяжело ему без всякой помощи  прокормить семью. Как ни плохо, а перебиться надо, и мужчины решили работать на себя. Взяв небольшие кредиты, они арендовали маленькое помещение и открыли мастерскую по ремонту бытовой техники. Через год поняв, что прибыли  от заказов едва хватает сводить концы с концами, друзья решили заняться ремонтом квартир или машин. Работали сами без выходных, а потом нашли рабочих себе под стать. У людей упорных и работящих всё получается. Сейчас они  не «магнаты», но вполне обеспеченные люди. Конечно, мастерками уже не машут и раствор не месят, но если надо, то не гнушаются никакой работы, а своим рабочим могут и физическую помощь оказать.
Три года назад, когда постройка дома только  начиналась, друзья и коллеги Михайлова Анатолий Линёв и Павел Смирнов приезжали добровольно, безвозмездно, не ожидая приглашения. На наиболее трудоёмкие работы приглашали своих рабочих и узких специалистов. Однажды Люба за ужином спросила у мужчин, почему они им помогают, на что Анатолий, смеясь, ответил:
- За харч, Любушка. Готовишь ты превосходно! И вообще интересно, что  у нас, таких «рукастых», ещё молодых и малоопытных мужиков, получится!
А однажды, отдыхая после дневной работы за обедом на расстеленной на земле скатерти, Павел спросил хозяина стройки:
- Зачем тебе, Мишка, такой большой дом? Ты не задумывался, что в нём будет вечный ремонт? Где планируешь силы брать? Будет ли в дальнейшем этот дом интересен твоим сыновьям? Сейчас уже европейский стиль жизни: 18-20 лет исполнилось - из дома и из сердца вон, иди сам зарабатывай!
- Думал, конечно! И знаю, как родственники до ненависти рвут оставшиеся после родителей квадратные метры жилплощади. Но наши дети, надеюсь, будут жить лучше нас! Вот я и строю родовое гнездо для них. Знаете, мои предки - из рязанских бояр, а фамилию Михайлов в эпоху Ивана Грозного давали приближённым в случае похвалы и награды. В те времена и в следующем веке в нашей родословной было много военных. Архангел Михаил - наш покровитель.
- Откуда у тебя, дружище, такие обширные знания? Когда ты всё успеваешь? – поразился Анатолий.   
- Да самому некогда, только бы голову до подушки донести, а вот мой  Мирон помешан на истории. И потом мы с тобой, друг мой, не успеваем за  прогрессом. Сын сказал, что составит полную родословную Михайловых, семейное древо уже начал рисовать. После девятого класса собрался в строительный колледж, мечтает стать архитектором.
-  А как у Мирона с точными науками?
- Учится почти без четвёрок, а вот с русским языком - напряжёнка. Сказал мне, что если наша фамилия считается памятником славянской письменности и культуры, то он обязан знать русский язык на 5! Упертый пацан!
- Есть в кого! – усмехнулся друг.
До вечера Мирон и Макар помогали отцу клеть обои и даже успели нарезать заготовки на зал. Матвею же отец поручил уборку мусора во дворе. Приехавшая на дачу в 6 часов вечера Мария Георгиевна стала помощницей Матвейке, который был её любимцем. В окно отец видел, как мальчик  уносил несколько пакетов на свалку. Мишенька тоже оказался при деле - усердно лепил шарики из теста на вареники с Марией Ивановной. Мать и тёща Михаила как-то сумели поделить внуков без обид друг на друга.   
Когда наконец-то дети угомонились и легли спать, взрослые сели за вечерний чай. Мария Георгиевна рассказала, что съездила в больницу и встретилась с лечащим врачом Любы. Тот сказал, что здоровье Любови Аркадьевны стабилизировалось, но выписать её они не могут, пока опасаются.
Бабушки выглядели уставшими, но бодрились, думая, что Михаил не видит их усталости.
- Я забрала к себе Мишеньку, - сказала Мария Ивановна. – Спи, сын,  спокойно.
- А я лягу рядом с мальчишками. Мало ли что… Спокойной ночи! – добавила Мария Георгиевна.
- Ладно, мои хорошие. Я тоже устал и покидаю вас. Что бы я без вас сейчас делал?! Спасибо тебе, Господи, что живы наши мамы! Спокойной ночи!   
На следующий день добровольные помощники приехали с утра с женами и 22-летним сыном Анатолия Алексеем. Работа в доме нашлась для всех мужчин, а женщины занимались приготовлением пищи и присмотром за младшими.
- Я давно так не уставал, но и давно не испытывал такого удовольствия от творения своих рук, - сказал Павел Смирнов за ужином. – А когда будет новоселье, боярин Михайлов?
- Ребята, низкий поклон вам! – Михаил встал и поклонился друзьям.  – Новоселье отпразднуем, когда моя жена Любушка приедет из больницы домой. Я верю, что всё будет нормально, но без неё праздник не праздник.
- Хороший дом получился, крепкий и добротный! После такой красоты,  ребята, я теперь тоже хочу обновить дом на даче, которую нам презентовали родители. Ведь время молниеносно приближает нас к серебряному возрасту, - вздохнул Анатолий. - Вдруг Алёшка женится, а мы молодым будем мешать... И останутся ли потом силы на ремонт?
- Прекрасная идея. Но деньги где брать? – проворчала Лена, жена Анатолия. – Лёжа пищи не добудешь, а чужой человек еду не подарит! Кредит же – кабала на половину жизни!
- Вот спросите меня, мужики, за что я люблю свою Ленку? За «программатичность» мышления! Раз - и мечту расколола пополам! – обиделся Толя. - Какая ты у меня категоричная! Уж и помечтать нельзя! Всё делается только по расчётам и указанию жены!
Все замолчали в раздумье. Мария Ивановна принесла к столу огромный рыбный пирог, а Мирон - трёхлитровый чайник.
- Дорогие мои, пейте чай с травками, пока не остыл. Я случайно услышала ваш разговор. Зря вы воздух сотрясаете! – уверенно сказала мать Михайлова. – Понятно, что устали, но сегодня  пища  у нас есть и завтра будет! А мечтать надо обязательно. Худо и раздрай приходят к тому, кто не умеет домом жить. Главное - сохранить любовь и душу свою чистыми и светлыми! Всем известно, что деньгами душу не выкупишь. Но не отменяет их, деньги-то, никто. Вот и приходится всю жизнь на экономиста учиться! Леночка и Марина, - обратилась она к молодым женщинам, – не сердитесь на мужей! Давно доказано, что женский ум лучше всяких дум! Я вас попрошу, девчонки, уберите потом всё со стола, пожалуйста, или прикройте до утра. Извините, что вмешалась в ваш разговор. Если очень хочется что-то сделать, то, как говорят, на бога надейся, а сам не плошай… Спокойной ночи, ребята!
Женщина пошла к дому, слегка прихрамывая от усталости.
- Какая тётя Мария всегда приветливая и внимательная! А моя мамочка была очень строгой и непримиримой, даже не замечала, как я росла и как её сильно любила! - У Лены слезы навернулись  на глаза. - Мама мне призналась  только перед смертью, что никогда не любила детей. Вот и вырос один колосок из одного семени.
- Лена, зато мы все тебя любим! - Анатолий обнял жену. - Ребята, извините, но я пас, пойду спать. Миша, а где ты нас на ночь определил? Мы привезли с собой пару надувных матрацев.
- Пошли все в дом, я покажу ваши «номера люкс» со спальными местами на полу. Места всем хватит!
- Будем, значит, заниматься «половой жизнью»! Пардон, дамы! - пошутил Павел. - Права тётя Маша, любить надо всю жизнь учиться! 
- Загадочные вы все какие-то! – проворчала его жена Марина. - Партизанский отряд Михайловых в пригороде города! Так никто и не сказал, что с Любашей, и в какой она лежит больнице.
- Она меня так попросила, а сама в разведку ушла…  Думаю, что скоро вернётся с донесением! – отшутился Михаил.
К вечеру воскресенья все отделочные  работы в доме завершили. Остались недоделанными только прихожая и веранда. Друзья собрались домой.
- Спасибо, что бы я без вас делал! А мне очень нужно было сделать моей Любушке подарок! Новоселье справим обязательно, обещаю! Ребята, я остаюсь здесь  до утра, а Мирона, Макара и Марию Георгиевну заберите с собой, пожалуйста. Позвоните нам, как домой приедете, - сказал Михайлов на  прощание.
Утром огромная туча снова пролилась мелким дождём. Трава поникла, но из-за прозрачных бусинок дождя выглядела чистой и ярко-зелёной. Михаил проснулся рано, выглянул в окно и подумал: «Опять грязь месить! Обещали ещё прошлым летом дорогу построить... Вчера природа сжалилась надо мной: если бы лил дождь, то мы не успели бы даже пол закончить. У меня в запасе ещё два месяца лета. Покажу маме, как включить тепло, и поеду».
Рабочий день у Михайлова задался. Вечером он забрал машину из сервиса после ремонта, заехал на квартиру и  поговорил с Марией Георгиевной и мальчиками. Тёща успела шепнуть, что скоро всё закончится и, может, к выходным жена приедет домой.
- А мне Люба ничего не сказала. Как кукушка заладила: «Не знаю, не знаю…» Что от меня-то скрывать? - ответил Михаил с обидой в голосе.
- Сам знаешь, натерпелась она…  Суеверия всем мешают жить. Хотя и то правда: чем мы все ей поможем? Миша, машину тебе сделали?
- Да. Мальчиков дождусь и поеду обратно.
- Миш, Аркадий Иосифович очень просится на дачу. Если честно, то я 
его боюсь одного дома оставлять, и мальчиков тоже не бросишь. Что мне делать?
- Я завтра его заберу. Живите все на природе. Мама за ним приглядит. Вдвоём им не так страшно будет в доме! Если, конечно, Аркадий Иосифович  согласится. Мария Георгиевна, я сам с тестем переговорю. У Мирона завтра соревнования, у Макара - в среду, а потом, возможно, всё по-другому будет. Может, и вас отвезти?
- Нет, Мишенька. Дед потерпит, а вот дети… Нет, их одних оставлять пока нельзя! Малы ещё и не очень внимательны.
- Через 5 дней я буду в отпуске. Ну а потом все вместе порешаем, что делать дальше и где кому остаток лета коротать…
С отцом Любы, Аркадием Иосифовичем, Михаил долго не мог найти общего языка. Поначалу тот встретил его очень дружелюбно. Но когда в семье молодых появился третий внук, то мужчина просто взбесился, обозвав зятя «тихим садистом».
-   У вас трое детей - с ума сошли?! Их же вырастить нужно и образование дать! В нашей жизни одно взять: либо детей заводить, либо деньги копить! Сделал из моей дочери рожальную машину! Куда и зачем столько? Что,  умный сильно? - кричал он, узнав, что у Михайловых будет ещё один ребёнок. 
Михаил в ответ только тихо сказал тестю:
- Наступит время, когда вас не будет. А Люба-то, дочь ваша, останется одна. Потому что папа Любы не подумал о том, что деревенские родственники так и останутся дальней роднёй! Я полюбил и женился один раз и навсегда. Мы вместе с моей женой решили, что в нашей семье будет столько детей, сколько Бог даст! Надеюсь, мои сыновья вырастут не одинокими и махровыми эгоистами, а настоящими мужчинами, ответственными и достойными. У нас будет всё по-настоящему!
- Ты меня упрекаешь в том, что я эгоист?!
- Не имею права - это ваша жизнь. Каждому своё! Знаете, как в народе
говорят: твой колокол - хоть звони, хоть об угол! И на будущее: в нашей семье, повторяю, будет так, как мы решим с моей женой!
- Откуда ты такой умник?
- Из многодетной и дружной семьи Михайловых!
- Дружной? Много они тебе, сёстры твои, помогли?!
-  Я мужчина и должен сам обеспечивать свою жизнь. Если бы судьба не развела нас по разным городам и сёстры жили рядом, всё было бы иначе. Мои сёстры не одиноки, у них тоже есть дети, и не по одному. У моих родителей уже семь внуков! Мама с папой во всех нас много сил вложили, ни один из нас троих не стал плохим человеком. И я думаю, что они довольны своими детьми и внуками.
Тогда стройка только начиналась, поэтому Михайловы, приезжая на участок, ютились в обыкновенной рабочей бытовке. Мирону исполнилось уже 12 лет, и Аркадий Иосифович больше не касался темы деторождения. А когда старик после инфаркта впервые приехал на участок и обошёл его, то потом долго сидел насупившись на лавочке под берёзой и что-то обдумывал.
За ужином  Иосифович при всех сказал зятю: «Прости, Михаил Михайлович, ты был прав. Вижу, моя дочь счастлива с тобой. А я, старый дурак, теперь понял, что дети – это счастье, и горжусь, что у меня четыре внука! Ты, зять, настоящий мужик!».
Люба обняла отца, а Мария Георгиевна и Мария Ивановна заплакали. Михаил Михайлович-старший (отец Михаила) тоже обнял свата. За летним столом они сидели рядом на одной лавке.
- Столько лет не понятно было, чем ты недоволен! Давай, сват, выпьем за наших внуков! Всё перемелется, мука будет. Слёзолейки, давайте присоединяйтесь к нам. Предлагаю выпить за согласие в семье и за нашу сноху. Когда ещё придётся… Маша, не хмурься, это же вино.
О конфликте Миши с тестем отец знал, но не обсуждал со сватом      
эту щекотливую тему. Хотя однажды старики всё-таки беседовали по поводу молодой семьи. Михаил тогда нечаянно подслушал их разговор. Выслушав мнение Аркадия Иосифовича, старший Михайлов тут же возразил: «Как я помню, ты, Аркадий, сам ушёл от родителей  совсем молодым человеком и жену выбрал наперекор маминому мнению. Почему бузишь - непонятно! Мы стареем, а молодые сами решают свои проблемы, оберегая нас. Знаешь, Аркаша, что слово «старость» произошло от древнего корня sta - «остановиться»! Мы с тобой, к сожалению, на самом краю жизненного пути, так к чему бодаться ослабшими рогами! Если мы с тобой можем детям ещё чем-то помочь, то они нам, кроме благодарности, ничего не скажут, ведь помощи нашей не просят. Посмотри на другие семьи, где родителей обирают, оставляя без пенсии и практически без еды! Извини, если что!».
Спустя 3 месяца после той семейной встречи на даче отец неожиданно умер на лестничной площадке с ключом в руках от своей квартиры. Сёстры Михаила с мужьями приехали на похороны, хотя на 9 дней не остались.
Мария Ивановна очень тяжело переживала смерть мужа. Только через год мать Михаила стала успокаиваться, смирившись с утратой и переключив свое внимание на внуков. Люба и Михаил теперь откликались на любую её просьбу,  строго следили за её здоровьем и всем прочим.
В среду Марии Георгиевне, наконец –то,позвонила дочь:
- Мама, всё свершилось! По телефону не хочу ничего говорить.  Если ничего не изменится, то к субботе буду дома! – сообщила Люба и, боясь лишних расспросов, сразу отключила телефон.
«Я с детьми стала такая же суеверная, – подумала Мария Георгиевна. – Слава богу, всё! Срочно готовим комнату и отмываем квартиру». 
Только в четверг Люба известила остальных членов семьи, что уже в пятницу её выписывают. Детям сообщили,что у них появилась сестрёнка и скоро мама с маленькой девочкой будут дома! Интересно было наблюдать за реакцией мальчишек. Мирон с Макаром многозначительно переглянулись. Матвей сел на диван и насупился. Только Мишенька, ничего не понимая, испугался и залез к отцу на руки. Тому пришлось объяснить детям:
- Мальчики, может, мы с мамой неправильно поступили, что скрывали от вас её состояние. Но маме было очень тяжело, и она каждый раз плакала, беспокоясь о вас. Простите за тайну, но так надо!
- Мы всё уже понимаем, папа! – ответил за всех Мирон. – Хорошо, что девчонка родилась! А то в доме никогда не пахло бы духами, только мужскими носками!
Все рассмеялись, кроме Матвея.
- Матюша, а ты что, не рад? - спросила бабушка.
- Я забыл мамино лицо! Она теперь только малышку будет любить да Мишку! - чуть не заплакал ребёнок.
- Солнышко моё! Мама Люба будет любить всех одинаково, и я тоже. Просто девочке, пока подрастёт, больше нужна мама, - уговаривал Матвея отец. - Вот спроси у бабушки Марии, и она тебе скажет, что она меня до сих пор любит. Потому что я её сын, хоть и большой и взрослый дяденька!
- Почему любит?
- Потому что она моя мама! - ответил Михаил. - Давайте все вместе сейчас  придумаем малышке имя! Каждый самостоятельно напишите на листочке имя для девочки и скрутите листок в трубочку. Мирон, принеси, пожалуйста, всем карандаши и бумажки. Нам с бабушкой тоже.
- А другая бабушка и дед Аркаша? - спросил Макар.
- Мы их по телефону спросим.
Все старательно выводили имя для новорожденной. Мишутка тоже что-то  накалякал. Результат был потрясающим – большинство написали имя Маша. Телефонное голосование родителей Любы выявило, что бабушка - тоже за Марию, а дед назвал Марину.    
- Значит, имя готово - Маша! Так и доложим нашей маме Любе.
- А почему у всех Маша? – спросил неугомонный Матвейка. – У нас  уже есть две больших Маши.
Мария Ивановна опередила внука с ответом:
- Бог любит Троицу!
К  родильному дому приехали всем многочисленным семейством с цветами, разноцветными воздушными шариками и тортом. А ещё с огромным плакатом, на котором было написано: «Здравствуй, Маша!» Придумал его Матвей. Писали плакат старшие сыновья.
Люба, выйдя на крыльцо роддома, даже  растерялась и шёпотом спросила мужа:
- А почему Маша?
- Результаты голосования «семейной думы»! – прошептал супруг ей на ухо. - Предложение прошло с первого чтения. Отчёт предоставим дома. Я тебя люблю! Спасибо, моя родная Любушка, тебе за дочь!
Было видно, что дети очень соскучились по матери. Уже дома мальчики попросили разрешения посмотреть девочку. Долго мыли руки. Своё мнение сразу высказал «почемучка» Матвей:
- Какая она маленькая! Маленькая! Папа, а что, побольше не было?  Мама, у неё аллергия! Надо срочно лечить! Ладно, бабушки вылечат и откормят!  - Он сел за стол, нахмурился и спросил: – Мама Люба, а ты нас не разлюбила?
-  Конечно, нет! Мальчики, вы у нас с папой самые лучшие на свете, а таких детей разлюбить нельзя! Вы наша опора в жизни, наше счастье!
Вечером во время ужина за разговором и едой никто и не заметил, что Мишеньки нет в комнате. Нашли его в родительской спальне спящим на ковре рядом с кроваткой малышки. В маленьком кулачке обнаружилась зажатая бумажка с каракулями...
Михайлов чувствовал себя на седьмом небе от счастья. Люба видела, как муж улыбается, внимательно разглядывая малышку, а ночами просыпается при каждом шорохе.
             Отпуск Михайлова закончился через 3 недели после выписки жены из родильного дома. Анатолий Линёв, всё это время не видевший друга, заметил, что Михаил пришёл на работу в странном состоянии. Сразу было не понятно, что происходит, и Анатолий поинтересовался:
-  У тебя, Миша, что-то случилось?
-  Да! Толя, я самый счастливый! У меня родилась дочь Маша. Красивая - в мать! И они, мои красавицы, уже 3 недели дома.
- Правильно Ленка моя вас партизанским отрядом назвала! С ума сойти - пятый ребёнок! Вы интриганы или сумасшедшие?!
-  Ничего ты не понимаешь! У нас не просто ребёнок, а дочь! Знаешь, какая красавица?!
- Интересно, как ты разглядел красоту небесную в трёхнедельном ребёнке? - Линёв покрутил пальцем у виска. - Ну что, Михайлов Михаил Михайлович, за дочь накрывай поляну! Я очень рад! Надо же…
- Толя, я всё привёз с собой. Предлагаю следующий вариант: мы на час  раньше закроем контору. Скажи, что сегодня вечерняя экстренная планёрка, и приглашай всех, как обычно!
-  Мишка! Любитель процесса, блин… А если честно, то я тебе очень завидую! Пошёл звонить… 
Когда коллеги в 5 часов вечера собрались на объявленную планёрку, то в кабинете начальника увидели богато накрытый стол. Все робко расселись по своим местам, не понимая, что происходит.
- Здравствуйте, дорогие мои! Я хочу поделиться своей личной радостью и поэтому приглашаю всех вас за стол! - Михайлов замолчал и выпил воды. - Вот… Мы долго работаем вместе. Бывали времена тяжёлые, но благодаря общим усилиям мы сумели выстоять, пережили и плохое, и хорошее. Теперь я  считаю вас частью моей родни и поэтому хочу поделиться с вами моей семейной радостью! - Собравшиеся заметили, что у Михаила Михайловича  от волнения слегка трясутся руки. - В моей семье произошло необыкновенное событие: у нас родилась дочь! 
Все вздохнули с облегчением. И началось… Потом вообще трудно было разобрать, кто и что говорил  шефу и счастливому отцу. 
- Михаил Михайлович, ваша дочь – уже пятый ребёнок. А как назовёте девочку? - спросил Смирнов, когда компания немного успокоилась.
- Будет Марией! Так решили мои сыновья и две бабушки Маши, - ответил Михаил Павлу. - Когда я женился, то сразу для себя решил, что дети в нашей семье должны быть! Если любишь женщину, которая рядом с тобой, то как без них! Я понял, что человек без семьи – пустоцвет. Семья - это семь Я! Теперь у нас с Любовью Аркадьевной - полный набор. Имена детям давали такие, чтобы они знали своих предков; также придерживались толкования имён по православному календарю именин. Мирон - источник миро; Макар – блаженный, счастливый; Матвей - дар Бога, даровитый; Михаил – подобный  Богу. А моя дочка Машенька - знатная госпожа! В нашей родне Мироном был мой прадед; Макаром – мой дед; Матвеем – дедушка жены; Михаилом – мой отец, а Марии у нас теперь – три: дочка, моя мама Мария Ивановна и тёща Мария Георгиевна. У нас в семье и Михайловых Михаилов Михайловичей - трое: мой отец, я и мой младший сын. Преемственность поколений - это дорогого стоит! Моя мама всегда очень увлекалась поговорками и нам с детства внушала: кто родителей почитает, тот навеки не погибает. Спасибо, что выслушали!
-  Прошу слова! Скажите нам, одиноким красивым женщинам, то место, где ваша жена такого мужа отхватила! – улыбаясь, спросила слегка опьяневшая бухгалтер Лидия Ивановна и налила сама себе вина. – Как же дальше жить? «Выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будет веселей…» А может, и ещё грустней… Поздравляю вас, Михаил Михайлович, и вашу жену! Счастливые!
- Не жена меня «отхватила», Лидия Ивановна, а я её приглядел! Для счастья дорог не первый взгляд, а внимание, терпение, уважение и, конечно, верность! Быть счастливыми вдвоём - это вообще высший пилотаж. Для этого нужны любовь, желание жить, а ещё непременно - дети! Семья в куче - не страшно и туче. Я сегодня слегка пьян и, может, вам это не нравится… Все мы грешные. Извините меня, пожалуйста! Предлагаю тост: давайте, друзья мои, выпьем за любовь!
Все дружно подняли бокалы. Экстренная «планёрка» получилась очень душевной. Настроение у всех было весёлое. Микроавтобус развозил подвыпившую компанию по домам. И только на заднем сиденье безутешно плакала, не стесняясь никого и размазывая косметику по лицу, одинокая и не совсем молодая Лидия Ивановна… 


Рецензии