Жёлтый. Краска земли и цвет солнца

    
     Я ехала на дачу к известной художнице, приглашение приехать получила на выставке её картин. Я хотела сделать цикл эссе о цвете в европейском искусстве.  Думала, как бы начать с ней беседу.  Эта художница по сути настоящий колорист: все ее картины наполнены цветом, там нет засилья унылого серого и блёклого коричневого, за исключением случаев, когда надо оттенить яркие цвета. В её работах преобладал живой свет солнца и было много жёлтого. Вот об этом бы завести разговор.
Шла к ней по старому дачному посёлку. Все деревянные заборы почему-то сплошь с облупившейся краской, часто уже не разобрать изначальный цвет. И вспомнилось, как я, будучи первокурсницей, не ленилась красить заборы на своей и соседской даче, потом красила стены и старую мебель в бабушкином деревенском доме.  «Ты же художник, вот и крась, надо с чего-то начинать», - ехидничали близкие.
     Анастасии Павловне я сказала о цели визита и не удержалась заметить, что очень люблю жёлтый:
- Как-то раз я вдохновенно красила стены большой гостиной в тёплый жёлтый цвет, измазала в краске и руки, и зелёную рабочую рубашку. Руки хотелось облизать: краска была, точно гоголь-моголь, и оттенок жёлтого на вид был таким вкусным! Рубашку чистить уайт спиритом и затем стирать совсем не хотелось, она прекрасно гармонировала с интерьером и напоминала о майском луге или о рапсовом поле. Так и сказала маме: оставь, не надо стирать!  Жёлтый такой жизнерадостный, согласны, Анастасия Павловна?
- Вы, Лена, в хорошем настроении и оптимистичны, несмотря на угрюмый и холодный ноябрь. Он промозглый, серый, правда, иногда осветляется снегопадом, а затем опять серое мокрое месиво, и так трудно ходить, особенно в возрасте. А я в ноябрьском возрасте! Вы понимаете, мне жёлтый цвет просто жизненно необходим. Он источник радости, хотя полностью заменить солнечный свет не может. Не серым же и бежевым (эти цвета сейчас модны в интерьере), заполнять свои будни!
- Но Вы любили жёлтый всегда, и в июньском возрасте!
- Когда вечереет, посмотрите в окно. Мне нравится следить, как свет превращается в цвет. Вот синие зимние сумерки – белый снег на четверть часа превращается в синий. Помните, как на море: зачерпнёшь ладошкой морскую воду, она прозрачная и бесцветная, а посмотришь вдаль – море синее-синее. Магия! Откроюсь: у меня нет любимого цвета.
     Я же хотела, чтобы золотисто-жёлтым было наполнено моё интервью. Видимо, не получится. Но какая радость побывать в этом доме!
- Лена, я в свою очередь задам Вам вопрос: Почему Вас так заинтересовал именно жёлтый в моих картинах?
- Мне хочется понять причины пристрастия художника к определённому цвету. На Вашей выставке особенно выделялись, по-моему, три картины с золотистым светом и с жёлтым цветом. На картине «Интерьер из детства» с залитой солнцем гостиной я обнаружила, что сияние солнца обесцветило другие краски, и золотой свет завладел пространством, подчинил его себе. Букет садовых цветов поразил множеством оттенков жёлтого, такое тонкое восприятие одного цвета не часто встречается в живописи, тем более, в одной картине.
- Я, поверьте, никогда не обращала внимания на жёлтый. Для меня он такой же приятный, как зелёный и красный. Может, Вам хотелось увидеть сияние солнечного света, и Вы присматривались к оттенкам этой гаммы цветов на выставке. Но я с радостью расскажу, что знаю об этом цвете! Вы-то сами к какому тяготеете?
- Мои предпочтения не постоянны, и от чего зависят, пока не знаю. Сегодня это точно жёлтый! Я писала о пурпуре, потому что меня поразила история добычи красителя из живого моллюска иглянки. Пурпурный цвет очень высоко ценился. Не так много картин написано с использованием пурпура. Мне нравится отыскивать новое или давно забытое. Множество загадок остаётся в истории цвета. Например, почему в Библии отсутствует упоминание о жёлтом… Интересно, что при очевидном присутствии в окружающем мире синий стал популярным в европейском искусстве довольно поздно, примерно в XII веке. До этого времени его использовали не часто. Есть свои загадки и у других цветов.
     Анастасия Павловна рассказывала мне с улыбкой о своих впечатлениях от источавшего радость жёлтого цвета в своих картинах и в картинах разных художников, а я думала: «Не жёлтый создавал Вам настроение, а счастье, и Вы это пели в картинах, как песню». Спросила, как видится ей золотой и жёлтый цвет в европейской живописи. Когда он стал широко использоваться, из чего получали эти краски, кто из художников отдавал им предпочтение.
     Художница повела меня в одну из дальних комнат и показала свою раннюю картину весны. Я поразилась её неистовой яркости, даже ярости. Не поняла, как ей удалось такое. Явно был секрет либо в самих красках, либо в их сочетании.
А она сказала:
- Жёлтый с доисторических времён связывали с золотом и с солнцем. Мы, студенты, изучали историю цвета и очень старались показать разные возможности цвета в пейзажах. А результат не всегда радовал преподавателей. С жёлтым главное не переусердствовать, иначе он начинает раздражать. Как здесь, в весеннем пейзаже. Я сделала тогда экспозицию картин с превалирующим жёлтым цветом. Студенты в шутку назвали её «Вырви глаз», и они были правы!
Кажется странным, что этот «желток» называют цветом земли. А почему?  Ещё в эпоху неолита жёлтую охру добывали из глины, прокаливали и получали из неё разные оттенки жёлтого. Сухой краситель смешивали с природными жирами, с мелом, чтобы рисунок оставался надолго. Вы видели наверняка наскальную живопись, где и красный, и чёрный, и охра, и белый, а синего и зелёного ещё не было.
- Помню ещё по предметам живописи, что многие красители получали из растений, и часто из цервы – что-то вроде дикой резеды. Для окраски текстильных изделий в жёлтый применяли шафран и другие растения (их листья, кору, корни), из которых готовили отвары. 
- Да, и это было. Большинство растений имеют в себе секрет: могут дарить жёлтую краску, стоит опустить ткань в горячий настой листьев или коры. Жёлтый - это и лимонный, и охристый, и золотистый.  Но, послушайте меня, золотой – это тема! Этот дивный цвет всегда сравнивали с солнцем и драгоценным металлом. Иногда и золото слоями выкладывали на картину. Расскажу, конечно.
     Мы смотрели на стены, увешанные картинами художницы. Это была шпалерная развеска ранних работ.  Анастасия Павловна указала на натюрморт.
- Это одна из моих ранних картин в технике импасто. Видите, как при рельефном корпусном письме этот густой жёлтый натурально выглядит, словно перед тобой только что приготовлен завтрак.
     Я увидела натюрморт. В светящемся утреннем свете на столе, покрытом белой скатертью, яичница, белый хлеб, сливочное масло, сыр нарезан на тарелке. Букет жёлтых тюльпанов в прозрачной вазочке. Рефлексы и тени. Это же праздник в самых будничных предметах! Мне захотелось съесть этот аппетитный завтрак и ощутить свежесть легчайшего аромата майских тюльпанов. Художница наблюдала, видимо, не в первый раз за подобной реакцией и, улыбнувшись, предложила:
- Пойдёмте, я нам второй завтрак организую такой же, как этот, только сегодня без жёлтых тюльпанов.
     Точно, как на картине: та же скатерть, тот же ассортимент на столе, а яичница горячая. Вкусный жёлтый завтрак с картины перешёл на стол!
- Сколько ассоциаций рождается, глядя на жёлтые пигменты. Попробуй в не лучшем настроении одеться в жёлтое и улыбнуться от всей души! Появится открытость, свобода, лёгкость!
-  Я слышала, что жёлтому цвету приписывают негативные значения: измены, предательства, греха. Будто это цвет безумных, недаром больница для душевнобольных названа «жёлтым домом».  Конечно, в пример приводят больного Ван Гога. Недавно прочитала исследование текстов Гоголя. Там утверждают, что у Гоголя в прозе становилось много упоминаний жёлтого с ростом его душевного недуга. Чего только не найдут эти искатели, правда?! Ещё и «жёлтые страницы», «жёлтая пресса»…
- Да, о любом цвете можно многое рассказать. А уж Ван Гогу досталось от критиков! Художник несколько лет принимал препараты из наперстянки. Медики знают, что это лекарство, если долго и много его принимать, ведёт к аномальному восприятию цвета, вот и Винсент видел мир в солнечном цвете. Возможно, так, этого уже не узнаем. Не будем заострять внимание на периодах, когда художники бывают больны или поддаются пагубным привычкам – человек слаб. Кстати, для выработки жёлтого пигмента употребляли ядовитые вещества. В аурипигмент входила сера и мышьяк, в XV-XVI веках жёлтые краски готовили на основе олова и свинца. «Неаполитанский жёлтый» – на основе сурьмы и свинца. В природе он встречается в горной магматической породе, о чём известно было ещё древним египтянам и римлянам.
Интересно, что отношение к цвету менялось периодически, не всегда и не у всех культур оно было одинаковым и к жёлтому. Сравним восприятие цвета на Востоке и Западе.
- Недавно мне привезли подарок из Японии: кимоно с растительным рисунком на желтом фоне. Сказали, что это символ милосердия. Это так?
- Не уверена… По верованию японцев – синтоизму – первые боги поделили между собой верхний, срединный, нижний миры. Каждому миру соответствовал цвет. Высшему – красный и белый. Срединному –
зелёный и синий. Чёрный и жёлтый – это нижний мир. Это, конечно, было в  древности.
     Анастасия Павловна подошла к полке и взяла альбом японской живописи. Я листала, слушая её.
- Вы знаете, что японская культура происходила из китайской. Но в цветовой гамме японцы ушли дальше и создали невероятно богатую палитру красок. Как-то мне попался об этом интересный материал. Я и не могла представить себе, что в школе ученики изучают двадцать четыре основных цвета и десять оттенков каждого из них. Трудно вообразить! Это же не художники, вроде им и не обязательно разбираться так в цветах и их оттенках. Японцы остаются верны себе и придумывают «запрещённые цвета», это правило действовало до XIX века. А сейчас, если поедешь в Японию, запомни, что для простых смертных под запретом остаются лишь сумаховая, она похожа на жёлто-оранжевую с бежевым оттенком. Краску добывают из воскового дерева, и предназначают только для императорского одеяния. И её аналог гардениевая – тоже запретная. Интересно, что японцы видят в чёрном цвет радости, в белом – траур. В Китае белый траурный, а чёрный – цвет «сокровенного превращения». Ну что ты улыбаешься?  Это звучит очень по-китайски! В Китае жёлтые одеяния предназначались самым высокопоставленным лицам, это императорский цвет. Тебе бы не купили такое кимоно там. Но не столько цвет был важен в древности, сколько его яркость, темнота, чистота, прозрачность.
- Вы бывали, я знаю, в Индии. Что скажете о красках?
- По сравнению с Китаем и Японией Индия так богата растительностью и минералами, из которых делают красители. Поэтому одежды там особенно многокрасочны, а их цвета на редкость сочны! Когда я впервые сошла с трапа самолёта, меня поразило многоцветие сари. Женщины, словно бабочки или разноцветные птички, порхали. Белый же, как утверждают, содержит в себе все цвета. Преимущественно это мужской цвет у индуистов. Он же символ святости, духовности, чистоты, простоты. Вдовы часто одеты в белое. Синий – космический, он же цвет бога Кришны, но одеваются в него в основном низшие социальные слои, слишком не чист способ его приготовления. Чёрный считают несчастливым, на свадьбы, дни рождения его не надевают. В шафрановый одевались аскеты, монахи, этот цвет и его оттенки символизируют мудрость, жертвенность, знания. Как видно, в основном, оттенки оранжевого – признак знатности. Жёлтый – цвет знания, счастья, мира, благородства.  Даже еда жёлтого цвета часто считается священной. Возможно, отношение к этому цвету из-за его сходства с золотом. В Индии во всём буйство красок!
     Теперь мы листаем альбом уже с китайскими гравюрами. В них очевидно сокрыт особый смысл и своя эстетика. Меня потянуло к более понятному миру сочных природных красок. Я взяла с полки тяжеленный альбом Гогена и попросила прокомментировать работы, в которых много солнца.
     Художница отделалась обычными замечаниями о том, что яркие цвета не несут в гогеновских полотнах ничего иного, кроме отражения природы и солнечного света на Таити. И тут же показала мне картину, которую я не знала.
- Я всегда с большим волнением смотрю на картину Гогена «Жёлтый Христос». Это философская работа, каких не так уж много у мастера. Чистые контрастные цвета с доминирующим жёлтым. Ярчайший цвет уходящих к горизонту жёлтых полей и безучастно сидящие крестьянки на первом плане – то ли отдыхают, то ли ждут чего-то. Они совершенно равнодушны к распятию Сына божьего, и это ошеломляет!  Посмотри, какой силы эта работа, показывающая безразличие сидящих и не видящих мучений их вечного заступника. Распятие для них привычно и не трогает душу… Или иной смысл вложил автор в своё произведение? Невидимое присутствие Спасителя всегда и везде…
- Наверное, на этот вопрос мне не ответить. Но я за второй вариант решения загадки полотна Гогена.
     Я знала, что Анастасия Павловна неравнодушна к Ван Гогу и Климту.
- У Вас наверняка есть альбомы Климта, Ван Гога… в их работах много солнечного. Расскажете?
- С радостью. Обоих люблю разной любовью. В картинах Густава Климта, особенно в «золотом периоде», действительно, акцент на золото и жёлтые тона.  Мне представляется шедевром его «Бетховенский фриз». Ты видела?
- Признаюсь, не помню.
 - Эта хрупкая фреска была задумана для выставки Венского сецессиона как одноразовая, выполнена на гипсе с золотой и серебряной фольгой, перламутром, осколками зеркал. Это что-то уникальное по силе воздействия, особенно когда помнишь, что «Ода к радости» должна прозвучать хоровым гимном в конце Девятой симфонии Бетховена. Сделана работа была очень быстро, мнения о фризе диаметрально противоположны. Вот два из них: «…это доступно только троим: одному врачу и двум санитарам», а другое – «через искусство можно прийти к счастью».
- Спасибо, что показали. А что Вы можете рассказать о его золотых портретах?
- Мастер иногда использовал листовое сусальное золото.  Оно усиливает энергию и ярко демонстрирует шик в портретах Адели и других женских портретах, создаёт солнечный фон для темы любви Автор ещё и артистично декорирует геометрическим рисунком фон, одежды дам и одежды влюблённых. Это видно и в картине «Поцелуй». Кстати, там он тоже применяет сусальное золото. Этой картине можно посвятить отдельный рассказ, она меня восхищает загадочностью сюжета. Можно утверждать, что художник показал нежнейшее чувство влюблённых, а можно утверждать, что несмотря на название, самого поцелуя нет!  Мужчина пытается поцеловать женщину, она же сопротивляется, упираясь ногами в край обрыва, покрытого пёстрым ковром цветов. Или она, отвечающая взаимностью, стоит у пропасти? Так можно по-разному видеть суть работы мастера. 
В более поздней картине «Смерть и жизнь» сначала фон написан жёлтым, но потом художник всё же закрасил его синим, отверг свою тягу к жёлтому. Золото иногда перевешивает, но никогда не звучит у Климта кричаще. Панно «Древо жизни» декорировано причудливыми линиями, показывающими закрученные ветви жизни, которые обретают не простое движение. Этот орнаментальный метод он применяет в большинстве работ. Это идёт ещё от его давнего увлечения материалами раскопок минойской культуры Артура Эванса. Климт интересовался древним Египтом, Грецией. Полагаю, что орнаменты, змеевидные линии заимствованы оттуда.
     На этом художница закрыла альбом и улыбнулась.
- Ну, пора остановиться, иначе я только о Климте буду говорить. Наряду с золотым Климт, конечно же, рисовал всеми красками, узоры всегда разноцветны, их хочется внимательно рассмотреть, поискать ответы на возникающие вопросы. Портреты дам настолько живые, завлекающие, что кажется, от них исходит аромат дорогих духов. Собственный, легко узнаваемый стиль – вот, что главенствует в творчестве Густава Климта.
- А другие художники как оценивали солнечный цвет?
- О жёлтом в творчестве Ван Гога, кажется, уже всё сказано. Он – певец солнечного цвета, впрочем, и другими красками он не пренебрегает. В картине «Ночное кафе» сочетанием жёлтого, красного и зелёного он достигает сверхнапряжённости, тревожности, предупреждая, что в этом кафе небезопасно.
Резкий в своих суждениях Кандинский оценивал жёлтый вот так: «…беда для зрения…он нервирует, щиплет, раздражает». Импрессионисты и фовисты любят солнечный, тёплый цвет.. Решившиеся на протест против перспективы, против устоявшихся норм: Дерен, Матисс, Марке, Вламинк и другие – все поклонники ярких, чистых цветов, может, быть, жёлтого в первую очередь. Они провозглашают: цвет совсем не обязательно должен соответствовать реальности. Сама посмотри на их картины.
     Я увидела дикий жёлтый в «Танцовщице» Меродака-Жанно. Этот художник редко упоминается, я впервые узнала о нём от Анастасии Павловны.  Фовисты интересовались африканским искусством, неудивительно их пристрастие к чистым ярким, буйным цветам, включая жёлтый.
     Анастасия Павловна, несмотря на свой «ноябрьский возраст», готова была делиться со мной и дальше своими знаниями и впечатлениями, но я решила, что надо знать меру.
- Чем бы Вы завершили сегодняшнюю встречу?
- Высказыванием малоизвестного английского переводчика, литератора и художника Сэмюэля Батлера: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет». Я думаю, что человек меняется, его наполненность светом, цветом или звуком – тоже. Будем искать то, что нас в данный момент сближает с любимыми произведениями искусства, что вдохновляет и даёт пищу для размышлений.
*****
2022г.

Г.Климт. "Влюблённые"- Фото из интернета.


Рецензии
Наташа, Вы просто гений цвета!
Великолепное колористическое исследование, замаскированное под интервью.
Спасибо, что называется," за сладостные секунды". За Густава Климта(конечно я знала о его золотых работах)но узнала из вылазки в Интернет много нового...
А я в конце 80-х просила мне из Японии привезти жёлтый зонт.
Разумеется, по причине царственности цвета таких зонтов там не было.
Но в 90-е я уже спокойно купила себе эту жёлтую мечту.

Лариса Бережная   22.12.2022 21:30     Заявить о нарушении
Лариса, Вы так меня "погладили" своим откликом! В поглаживании нуждаются все творческие. Спасибо большое.
Вообще жёлтый довольно опасный, его надо разбавлять белым или охрой, чтобы не был "вырвиглаз". Но иногда так и тянет сделать всю картину этим коварным цветом. Он может быть очень хорош!
Пишите и радуйте нас!
Наташа

Наталья Мезенцева Тайна   22.12.2022 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.