Я вселён во Вселенную. Константин Савинкин. Ч. 1

      Предновогодняя встреча с Константином Савинкиным. http://proza.ru/avtor/ribalka1951

                На фотографии - Константин Савинкин.

                Часть 1.

                Бог верит - я знаю - безмерно в меня,
                И мне отступить невозможно поэтому.
                И я - постоянный, я - не из менял,
                И сердце болит поэтово…

                Константин Савинкин
                *****
                "Костя, Костя... Цены нет твоим строкам. Поделиться с другими
                хочется тем, что нравится. А заметил, всему материальному есть
                цена, а вот такое - душевное, от сердца идущее и не оценить...
                Будь здоров и не теряй своё, только тебе присущее.

                Наталья Калининградка   25.09.2022


     По сути, друзья, все мы с вами путешественники по жизни. Бредём. Или шагаем. Или мчимся, не разбирая дороги. Или плутаем в дебрях… Или вдруг останавливаемся перед препятствием.

   Одно из таких препятствий - река… Если она неглубокая, спокойная, мы преодолеем её легко. А если широкая, с непредсказуемыми завихрениями, поворотами, омутами? Тогда остановимся, думаем…

       А ведь реки сравнимы с человеческими  душами. Одни просты и понятны, с ними легко общаться, дружить, плыть. Другие поражают сложностью и богатством жизненного опыта, с такими интересно, но и… трудно, потому что приходится дотягиваться, работать над собой, чтобы соответствовать!

   Такой рекой стала для меня душа Константина Савинкина.

     Нас познакомили страницы его сборника «Просторечие». http://proza.ru/2020/11/07/1162  Я учитель, и всё, что связано с языком, всегда было и будет мне интересно. Статьи увлекли. Пишу в  рецензии:

              «Здравствуйте, Константин Иванович!
Отчество узнала, потому что вы  прекрасно рассказали об отце, Иване Андреевиче, мастере на все руки!
      Блестяще  написано! Окунаюсь в весёлую стихию разговорных слов! В жизнь крестьянского рода вашей семьи. Как можно забыть судьбу  Агафьи Васильевны! А пророческий сон, будто вы составляете фамильный толковый словарь!.. Вот и сбылся сон! Величественный замысел осуществлён. Спасибо за ваш труд!»

      Однако  сразу хочу предупредить любителей лёгкого сентиментально-романтического  чтива: эта книга – не для вас! Она для тех, кто захочет увидеть, почувствовать сердцем, понять КОРНИ народных (ПРОСТОнародных) слов, а возможно, освежить и свою родовую память.

     Одновременно я назвала бы этот сборник «Энциклопедией семьи Савинкиных», но это не парадная, официально-документальная, а житейски семейная часть нашей национальной культуры, к тому же подтверждённая блестящими примерами из художественных произведений.

     «Я ни с кем не соревнуюсь, - поясняет автор. - Задача моя проста: фиксировать слова, так или иначе повлиявшие на меня в детстве, юности и после, и не забыть сказать кое-что о людях, подаривших мне их».

    И сделано это с виртуозным мастерством, так же легко, играючи словами, как подкидывает на бис пудовую гирю богатырь, теша свою душеньку и радуя зрителей.

     Деревенские корни крепко связали моего собеседника с судьбой русской деревни на сломе трагических эпох. 

     «Раскулачили моего деда (отца мамы ) Родиона Диканова  за трудолюбие - одиннадцать душ детей (двенадцатый умер в младенчестве), да сам, да жена трудились рук не покладая, спины не разгибая с восхода до заката, круглый год, всю жизнь.
     И деревню Новый Свет Калачинского района Омской области покинуть пришлось, оставив дом бог весть кому. Из хозяина, мужика, Россию кормящего, превратился дед в банщика. Перебивалась семья с хлеба на квас, с хрена на соль, а то и без соли последний хрен доедали. Обычными блюдами стали потапцыя, тошнотики, требуха да… балалайка».

    Величайшее уважение в рассказе об отце:

     «Батюшка мой, Иван Андреевич Савинкин, вернувшись из фашистского плена, оказался в спецлагере. Промаялся на перепроверке до декабря 1945-го. Повезло – вернулся домой. Земля наша, как и прочие земли, держится людьми, делающими дело с душой…  Бывало, не семь, а семижды семь раз отмерит – вымерит, отрежет – залюбуешься. Десятки изобретений и рацпредложений у него – для обувной промышленности…
     Внук Андрей Евгеньевич  в него пошёл:  головастый парень, инженер-программист…

    О каждом из родных сказаны добрые, сердечные слова!  А сколько нежности подарено ОчароВальке жене!

         Читаю эссе  «НЕЧТО О МОЁМ ВОЗРАСТЕ».       
      Восхищаюсь! Так мог написать только человек особого склада: ни в коем случае не высокомерный зазнайка-зануда, не бесцеремонный пиарщик, но интеллектуал, сумевший оценить себя с лукавой иронией и на всякий случай оставивший-таки фигу в кармане!

     «Представляю вас, - пишу в рецензии, - когда вы излагали эти мысли: хитро прищурен глаз, усмешка прячется в поседевших усах и бороде, и потаённые мысли искусно вплетены в заковыристо изысканные фразы и факты, повергающие временами в шок:

     «Я люблю беседовать со своими сверстниками: Достоевским, отроками, Ницше, Сартром и Лао-цзы и сумасшедшими всех эпох… 
     …Обалдеваю от звёздного неба, не в силах представить ни бесконечность, ни конец…
   … Крезы от  пресыщения, в панике встречая смертный час, сожалеют об упущенной возможности спасительной встречи со мной и смутно начинают догадываться о бессмертии слова…»

      Но я ведь тоже не лыком шита. Умея читать между строк, не только вижу, но и слышу плутовское «хи-хи» автора:
      "Ага! Попались-таки на удочку! Задумались о моих сверстниках и даже посчитали меня слегка сумасшедшим? Бравирую? Возможно…»

     «...Прислушиваюсь к диалогу Бога и Дарвина. Многому учусь. Мало знаю, поэтому надумал жить до упаду.
... Никак не представляется прошлое без меня. Как могло быть, что меня не было?  Ищу ответ, но книги молчат (я так люблю их читать!) А что если я всегда был?!"

      Впечатляющее совпадение: и у меня не раз возникало такое же чувство при чтении книг!!!

    Загляните и вы на страницу Константина Ивановича. Уже заголовки характеризуют его как  жизнелюбивого оптимиста и своеобразного автора, не приглаженного, не причёсанного под общий стандарт:

«Милая малая проза жизни»
 «Утерянный жанр»
 «Фольклор против уныния»
«Отфонаризмы»
«Рыбное меню» (не кулинарные, однако,  рецепты)

      Рядом с кажущимся мелководьем  «Детской речи», прогретым солнышком любви, - бездонные, тёмные омуты философии. Пример – и в его собственных рецензиях:

      «Зачем я живу?
      Многие люди размышляли на эту тему. Мозги свихнули одни. Сумели уцелеть другие. И каждый вновь пришедший в мир озадачивает себя и придумывает цель, придаёт смысл, иногда не справляется и гибнет.
    Кто посвящает себя науке, кто - искусству, кто - семье, философии, религии, иные мечутся всю жизнь и не находят ответа. Пробуют алкоголем и наркотиками помочь себе – тщетно».

   - А религия? Может быть, она поможет человеку? 

    Без амбиций, без меднолобого фанатизма ответ разумного, много знающего  человека даёт мне богатую пищу для размышлений:

      «…к вере приходят чаще всего от страха смерти и в ней, в вере, находят вечную жизнь; атеист видит исчезновение всего в непонятном НИЧТО…»

      «А хорошо бы всем людям следовать библейскому совету радоваться и не бояться».

    «Фёдор Михайлович Достоевский, творя свои непревзойдённые по глубине проникновения в душу человека романы, надеялся разгадать человека и, мучаясь неразрешимыми проблемами бытия, решил, "пройдя через горнило сомнений": если вдруг выяснится, что истина вне Христа, он предпочтёт остаться со Христом, а не с истиной.

     Богослов Тертуллиан  высказался парадоксально: "Верую, ибо абсурдно".
     Лаплас в гипотезе бога не нуждался.

      Основоположники научного коммунизма и их последователи напрочь отвергли всякое заигрывание с боженькой, как выражался Ильич I»

     - Однако, многоуважаемый Константин Иванович, всё-таки кто же мы такие, названные людьми? Кто создал нас физически слабыми, но с удивительным, не изученным до сих пор, всеобъемлющим мозгом?

     Задумывается мой собеседник.

     - «Рьяные последователи Чарлза Дарвина предпочитают вести свою родословную от обезьяны.
      Цезари вели своё происхождение от Богов.
      Нам же, простым смертным, привычнее и естественнее своими предками считать пра-пра-прадедов и пра-пра-прабабок.
   
     …Однако не всё так просто… Мы живём с врождённым чувствованием чего-то высшего, поселившегося в нашей душе, - того, что поставило нас между...
 А лучше повторю-ка я вслед за Державиным: "Я связь миров, повсюду сущих".

   «Я – СВЯЗЬ МИРОВ!» - замысловато сказано, но, по сути, каждый человек и есть звено в этой альпинистской связке. Мы все – звенья этой цепи! Все зависим друг от друга…

              Продолжение на http://proza.ru/2022/12/18/1589


Рецензии
Здравствуйте Элла!
Спасибо Вам за интересный рассказ о творчестве талантливейшего Константина Савенкина!
Никогда не читал его, надеюсь, теперь, после вашего рассказа, буду читать!
Зеленая.
http://proza.ru/2023/11/17/1527
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   08.02.2024 13:20     Заявить о нарушении
Оригинальный и талантливый писатель - Константин Савинкин!
Спасибо, Александр Георгиевич!
С уважением,

Элла Лякишева   10.02.2024 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.