О гуннах Дагестана. Якуб-бек Лазарев
Отметим сразу, что данный материал не лишён изьянов, в части сведений и ошибочных выводов автора (например, автор ошибочно локализует леков/лезгин северней современного Дербента, в район реки Сулак; отожествляет гуннов со всеми дагестанскими народами и т. д.). Вместе с тем, мы считаем, что ознакомление с данным материалом будет полезным, так как содержит отдельные ценные исторические сведения.
Опубликовано в газете «Кавказ», 1859 г., №34.
Съ техъ поръ, какъ Арменiя озарилась светомъ христiанства и явились въ ней писатели съ эллинскимъ образованiемъ, Гунны, въ числе двенадцати народовъ Дагестана, стали упоминаться въ повествованiяхъ ихъ о событiяхъ у Армянъ III, IV, V, VI, VII и VIII вековъ, именно отъ временъ войны Хозрова I (227г.) съ Арташиромъ, Тридата съ Шапухомъ и Кедрехономъ. Объ нихъ упоминаютъ съ III — VIII столетiя Агафангелъ, Зенопъ, Пузандъ, Моисей Хоренскiй, Егише, Лазарь Парпскiй, Моисей Кагакантеци, Сепеосъ и другiе писатели домонгольской эпохи. Эти Гунны не те, которые, по византiйскимъ известiямъ, явились въ 375 году съ Урала и Алтая и въ соединенiи съ Донскими Аланами, напавъ на Готовъ, подчинили ихъ себе, в съ 449 по 454 годъ навели ужасъ на Италiю и западную Европу.
Дагестанскiе Гунны были Тюркскаго племени и издревле жили въ Прикаспiйской стране, за крепостью Хасиномъ, и у Iезекеiла и Амовса известны подъ именемъ Гоговъ. Хасинъ же существовалъ еще во времена Навуходоноссора. По соображенiи сказанiй Мхитара Анецы, Тариги-Мовджама, Фердовси и другихъ памятниковъ Персовъ, Кей-Кявусъ (дедъ Кира) походъ свой въ Среднiй Дагестанъ противъ Лековъ совершилъ чрезъ Мовканiю (Албанiю) и Хасинъ. Эта крепость, называемая Пошаромъ крепостью Гоговъ, у Армянъ известна подъ именемъ Пахъ-дурнъ и Пахакъ-Хонацъ (оплотъ противъ Гунновъ), а по Дербентъ-немэ, Гисна и Хасинъ, находилась за Дербентомъ, въ 50 верстахъ, близъ нынешняго сел. Каякента.
Примечание:
*Эта, помещаемая нами историческая статья, составляетъ одно изъ многочисленныхъ изысканiй капитана Лазарева, члена-сотрудника Кавказск. Отдела Имп. Русск. Географич. Общества. Изысканiя эти составлены преимущественно по армянскимъ и по восточнымъ источникамъ и подкреплены личными наблюденiями и поверкою древнихъ сказанiй на месте. Мы очень охотно даемъ въ нашей газете место этимъ любопытнымъ изследованiямъ собственно потому, что армянскiй языкъ только некоторымъ орiенталистамъ въ Европе известенъ, да и изъ природныхъ Армянъ не многiе могутъ разбирать древнiя книги и рукописи. Предоставляя спецiалистамъ судить о достоинстве трудовъ г.Лазарева, мы укажемъ здесь только на замечательнейшiе, виденные нами въ рукописяхъ:
1) Сравнительный Словарь семнадцати наречiй Дагестана: Кюринскаго, Табасаранскаго, Рычинскаго, Хновскаго, Цахурскаго, Киризскаго, Кошанскаго, Хиналугскаго, Удiйскаго, Акушинскаго, Кази-Кумухскаго, Каракайтагскаго, Кобачинскаго, Арчiйскаго, Аварскаго, Андiйскаго и Чеченскаго. По этому словарю, при пособiи историческихъ данныхъ, г. Лазаревъ выводитъ четыре главнейшiе породы, издревле обитавшiя въ Дагестане, именно: Кюринскую, Лекзинскую, Аварскую и Мичихшскую (Чеченскую). Въ поясненiе къ этому словарю авторъ имеетъ въ виду составить краткое описанiе о нынешнихъ народахъ Дагестана.
2) Археологическое обозренiе Дагестана съ разъясненiемъ 12 народовъ, обитавшихъ тамъ въ языческой древности, и семи важнейшихъ пунктовъ, подъ именемъ воротъ: Албанскихъ, Каспiйскихъ, Джорскихъ, Гуннскихъ, Аланскихъ въ стране Сильбовъ Плинiя, Аланскихъ въ Цанарiи и Цаханскихъ.
3) Историческое обозренiе древней Албанiи, въ которомъ, между прочимъ, авторъ доказываетъ, на основанiи указанiя персопольскихъ надписей, Ксенофонта и языческихъ известiй Персовъ о «Малюкъ-эль-Хаканiя», или царяхъ гайканскихъ, что изъ нихъ 25 господствовали въ Арране и Албанiи (Ширване), имея столицею Барду, и что последнiй владетель Эй-Ишханъ (Ваге) былъ убитъ на войне съ Александромъ Македонскимъ. Сверхъ того г. Лазаревъ, какъ неутомимый деятель, посвятившiй себя изученiю Дагестана и Албанiи и памятниковъ, относящихся къ своему предмету, объясняетъ въ этомъ описанiи, что въ глубокой древности на Араксе существовало особое царство подъ именемъ Расскаго, съ династiею изъ рода Неврода и состояло изъ 12 городовъ, бывшихъ въ священномъ союзе.
Существованiе Гунновъ въ Дагестане восходитъ къ эпохе Ассирiянъ и, по некоторымъ достовернымъ указанiямъ (?), они пришли на Кавказъ во времена Авраама, до появленiя ассирiйскаго царя Нина. По халдейскимъ известiямъ Маръ-Абаса-Кадина (историка II в. до Р.Х.), сохранившимся у Моисея Хоренскаго, они подъ именемъ Хусановъ раззоряли Арменiю ещё до Арама и Нина (3). Объ этой войне, какъ о вековой, повествуетъ Мхитаръ Анеци (4), на основанiи мидо-персскихъ известiй, называя Хусановъ Маръ-Абаса Хазарами, покорившими домъ Торгома (Арменiю, Грузiю, Албанiю и задербентскую Лекiю).
Самыя подробныя известiя о первоначальномъ появленiи Тюрковъ въ глубокой древности въ Азiи и завоеванiяхъ ихъ до Египта можно извлечь съ критическою разборчивостью изъ летописи «Шаджареи-Тюркiя». По повествованiю ея Тюрки временъ Авраама вышли изъ Татарiи, изъ Улукъ-юрта и покорили все места отъ Инда до Египта, въ томъ числе и Арменiю. Главнымъ предводителемъ ихъ на востоке былъ Охусъ, сынъ Карахана, десятый родоначальникъ тюркскаго племени. Набеги ихъ на Арменiю со стороны севера у Маръ-Абаса называются Хусанскими. По покоренiи Дагестана и Закавказья, Хазары утвердились на приморской плоскости, которую до пришествiя ихъ занимало племя Лековъ, или сарматскiе Торгомиты (жители Средняго Дагестана) до реки Ламека (Сулака). Апридонъ, царь Мидо-Персовъ, сынъ Аткiана, потомокъ Неврода или Джемшида въ восьмомъ колене (5), царствовавшiй до временъ Моисея, по сказанiю Мхитара, вытеснилъ Хозаръ изъ Закавказья и основалъ Дербентъ на единственномъ ихъ проходе въ Арменiю и Мидiю. Ограничиваясь беглымъ взглядомъ на эпоху перваго появленiя Скифовъ или Тюрковъ въ Сарматiи и на Кавказе, приступимъ къ разъясненiю вопроса о Гуннахъ, въ трёхъ видахъ: I, что Дагестанъ въ первыхъ векахъ христiанства былъ известенъ преимущественно подъ общимъ именмъ Гуннiи. II, что еще въ языческой древности, во времена Кира и Дарiя Истаспа назывался у Персовъ темъ же именемъ и III, собственные Гунны были за-дербентскiе поморяне — одинъ изъ 12 народовъ Дагестана, жившихъ отъ границъ Албанiи до Терека или города Варачана.
Примечание:
(3) Моисей Хоренскiй (кн. 1. гл. 12) при повествованiи о мидiйскомъ патрiархе Нюхаре-Мадее, современнике Арама, упоминаетъ о набегахъ Хусановъ, говоря: «Нюхаръ-Мадей... однажды, подобно Хусанамъ, нападенiемъ своимъ потоптавъ землю Армянскую, поработилъ ее два года.»
Хусанами въ первыхъ векахъ христiанства по Пузанду, Моисею Хоренскому, Сепеосу и другимъ, назывались Балхскiе Парфяне и вообще Хоразмiйскiе Тюрки, а по Егише и Фоме Арцруни волжскiе Хазары и дагестанскiе Гунны. Егише, современникъ Хоренскаго, повествуя о событiяхъ Арменiи временъ Iазкерта и о действiяхъ его съ 443 по 454 годъ, за крепостью Пахакъ, противъ дагестанскихъ и волжскихъ Гунновъ (Хазаръ), ворвавшихся, по исторiи Албанiи, въ 441 году въ Персiю съ одиннадцатью народами Дагестана и Руссами, называетъ ихъ Хусанами. Iазкертъ, въ 449 году, поражая ихъ всюду, проникъ съ Кавказа въ Идильскую страну. Многiе, незная Дагестана, древностей и разделенiя его племенъ, по ошибке полагаютъ действiя Iазкерта на восточной стороне Каспiйскаго моря, упустивъ изъ виду то главное обстоятельство, что война была за Гуннскими воротами и что царь Персовъ, предвидя нескорое окончанiе ея, нашелъ нужнымъ въ 445 году перестроить эту крепость въ обширномъ виде, а по Дербентъ-намэ укрепить и самый Дербентъ. Въ 450 году Армяне взяли Гуннскiя ворота и раззорили ихъ до основанiя. По сказанiю Егише, царь Персовъ столько не горевалъ о паденiи своихъ воиновъ въ Арменiи, Албанiи и Дагестане, какъ о разрушенiи сказанной крепости, сооруженiе которой стоило ему много времени и трудовъ.
По свидетельству Фомы Арцруни, Перозъ, сынъ Iазкерта, въ 483 году погибъ за джорскими воротами (т.е. Дербентомъ) на войне съ Хусанами, которыхъ Лазарь Парпскiй и Прокопiй (кн. 1 гл. 3 и 4) называютъ Гепталитами. Вотъ свидетельство Фомы Арцруни: «Царь Персовъ, удалившись чрезъ Джарскiя ворота на войну въ Хусанiю, былъ убитъ тамъ Хусанами». Война Пероза была съ Верхнимъ Дагестаномъ, Чечнею и прикаспiйскими Гуннами. Завлеченный хитростью непрiятеля въ непроходимые леса (Чеченцевъ), Перозъ погибъ тамъ съ армiею. Вельможъ и семь сыновей сыновей его резали предъ глазами его, а самого — кололи кинжалами и трупъ бросили въ кучу перебитыхъ Персовъ. Это была таже самая сцена, которая случилась съ Киромъ въ Дагестане. По соображенiи известiй писателей находимъ, что Тюрки хоразмейскiе, Хазары волжскiе и Гунны задербентскiе, какъ обитатели северо-западныхъ и восточныхъ странъ Каспiя, назывались Хусанами. Это названiе есть синонимъ Тюрка и Скифа.
(4) Мхитаръ Анеци жилъ въ первой половине XII века. Онъ составилъ описанiе древностей Грузiи и Арменiи по древнейшимъ памятникамъ Персiи, начиная отъ временъ Неврода до 1125 года. Сочиненiе его весьма редко и находится въ рукописи подъ заглавiемъ «Патмютьюнъ Врацъ» (Исторiи Грузiи), но безъ обозначенiя имени автора. Изъ сведенiй последующихъ писателей Вартана и Степана Орбели, руководствовавшихся Мхитаромъ, ясно, что трудъ этотъ принадлежитъ ему.
(5) По одному изъ двухъ мненiй, приводимыхъ Мугаммедомъ Хавандъ-шахомъ въ Равзатусъ-саФе, Апридонъ названъ сыномъ Аткiана, потомкомъ Джемшида въ восьмомъ колене, а по мхитару Анеци — Неврода. Как первый, такъ и последнiй составляли одно лицо, по времени, происхождению и деянiямъ, и разнятся лишь именами. Какъ Невродъ первый изъ титановъ возложилъ на себя корону и началъ идолопоклонство, такъ и Джемшидъ, изъ пишъ-дадiановъ (первыхъ судей), по свидетельству мидо-персскихъ преданiй.
1. Дагестанъ подъ именемъ Гуннiи въ первыхъ векахъ христiанства.
Лазарь Парпскiй, писатель V века, въ повествованiи своемъ о девяносто-семилетнихъ событiяхъ Арменiи (388–485 г.), называетъ Дагестанъ Гуннiею, а народы его общимъ именемъ Гунновъ. Изъ многихъ сказанiй его приведемъ несколько свидетельствъ. Васакъ, сюнiйскiй (карабагскiй) наместникъ Арменiи, въ 449 году увещевая письмомъ князя Вартана Мамиконяна, ехавшаго въ Грецiю, вследствiе преследованiя Персами въ Арменiи христiанства, и церкви противъ язычниковъ, между прочимъ выражался: «для чего ты убежалъ? въ чемъ состоитъ страхъ твой? Кого ты боишься?... И такъ, не беги, не опасайся никого; но если арiйскаго (персидскаго) царя и его могущества, то не страшись, возвратись! пошлемъ посланiе къ императору (Феодосiю) и посвятимъ себя на подданство его... Но если императоръ иначе разсудитъ и не убедится въ собственной пользе, то въ такомъ случае (скажу), когда я былъ маразпаномъ Грузiи и Албанскiя ворота (6) были в рукахъ моихъ, многiе начальники Гунновъ (7) (дагестанскихъ народовъ) подружились со мною обещанiемъ и клятвою. Ныне они съ тою же клятвою пребываютъ въ сношенiяхъ со мною. Дань со всей Арменiи у меня... Если одну часть отошлю къ Гуннамъ, то оттуда выведу такое множество Гунновъ, что едва-ли Персская земля достаточна будетъ имъ на добычу (8)».
Въ 481 году, во время войны персидскаго царя Пероза съ Хозарами, за Гуннскими воротами, Вахтанкъ, убивъ отступника Ваздена, воцарился въ Грузiи и отложился отъ Персiи. Онъ, возбуждая всюду возстанiе противъ Персовъ и желая привлечь на свою сторону князей Арменiи, распустилъ слухъ, говоря: «я никому не дамъ видеть войны, но выведу столько Гунновъ, что персидскiя войска не въ состоянiи будутъ противустать имъ (9)». Ваганъ Мамиконянъ, разбирая намеренiе князей объ отложенiи ихъ отъ Персовъ и заключенiи союза съ Грузинами, въ надежде на помощь Гунновъ, говоритъ: «относительно грузинскаго царя и Гунновъ, о которыхъ говорите, скажу: Грузiя сама по себе безсильная страна, бедна конницею. Но о Гуннахъ кто знаетъ: согласятся ли придти, или нетъ? Изъ нихъ никого среди насъ нетъ...». По окончанiи Ваганомъ речи, князья единогласно признали мненiе его основательнымъ и высказали свое о Римлянахъ (т.е. Грекахъ) и Гуннахъ, говоря: «мы не возлагаемъ упованiе наше ни на Римлянъ, ни на Гунновъ, но прежде всего на милосердiе Божiе... а потомъ на собственныя самопожертвованiя (10)...». После перваго удачнаго дела съ Персами въ 481 году у подошвы Масиса, близь сел. Акоры, Армяне просили Вахтанка прислать обещанныхъ Гунновъ для содействiя имъ въ предстоявшихъ действiяхъ. Онъ направилъ въ Арменiю 300 бродягъ Дагестана; о чемъ Лазарь Парпскiй говоритъ: «поспешно отправили посла къ царю грузинскому Вахтанку дать имъ Гунновъ, по заключенному союзу, а онъ отговорками замедлялъ исполненiе своего обещанiя; наконецъ откуда-то набралъ 300 Гунновъ и прислалъ въ Арменiю. Не прошло одного месяца зимы, какъ онъ, по мнимо-экстреннымъ причинамъ, отозвалъ ихъ къ себе (11)...».
Слово Гуннъ, не говоря о давности его въ Дагестане временъ Мидянъ, по смыслу сказанiй Лазаря Парпеци и другихъ писателей Арменiи, въ первыхъ векахъ христiанства имело такое-же значенiе, какъ ныне слово Лекзи, составляющее у Армянъ, Персiянъ, Татаръ и Грузинъ общее названiе всякаго горца, какого-бы-то ни было племени и общества, если только онъ изъ Аварiи, Акуши, Анды, Кузи-Кумуха, Кюры (Самурской страны), Кара-кайтага, Цахура, Шамхальскаго владенiя и даже изъ Кумыкской плоскости. При поименномъ исчисленiи народовъ Дагестана армянскими писателями, Гунны означали приморскихъ Скифовъ, жившихъ отъ Гуннскихъ воротъ до Терека или города Варачана, въ противномъ случае, нередко — все народы Дагестана, но преимущественно задербентскiе. Егише, повествуя о набеге Аварцевъ съ царемъ своимъ Iераномъ въ 441 году чрезъ Баласаканiю (Белоканъ) на Албанiю и о пораженiи тамъ персидскаго отряда, называетъ ихъ Гуннами (12). При другомъ же случае, относящемся къ 454 году, разсказывая о Гунне Беле, родственнике аварскихъ царей, служившемъ добровольно при дворе персскомъ и следовавшемъ въ армiи Iазкерта на войну съ Хусанами (Хазарами), называетъ Аварцевъ Халандрами (т. е. Аланами), говоря: «когда виделъ это (притесненiя христiанъ) одинъ Гуннъ, по имени Белъ, изъ рода царей Халандурiи (13) (Аланiи)... и когда не въ состоянiи былъ ничемъ помочь имъ, то убежалъ къ царю Хусановъ (14)...». Вообще толкованiе имени Гуннъ требуетъ отчетливаго объясненiя на основанiи подлинныхъ фактовъ изъ писателей Арменiи; но мы въ настоящемъ случае, ограничиваясь вышеприведенными данными и собственными замечанiями, — обратимся къ дополнительнымъ указанiямъ о давности его въ Дагестане временъ Мидянъ.
Примечание:
(6) Албанскiя ворота упомянуты въ этомъ сказанiи по ошибке переписчика, вместо Аланскихъ воротъ. Первыя находились на Каспiйскомъ прибрежiи, въ нынешнемъ Кубинскомъ Шабране, ниже сел. Алханли, или правильнее Алгунли, а последнiя въ пределахъ Грузiи, въ древней Цанарiи, за Элисiйскимъ хребтомъ, въ горномъ магале на левомъ берегу р. Кара-Самура, ниже сел. Эхрека. Въ некоторыхъ спискахъ Географiи Моисея Хоренскаго замечена подобная ошибка относительно Аланскихъ воротъ и сказано «Цанарiя, въ которой Аланскiя ворота». Подробное описанiе этихъ и другихъ воротъ изложено мною въ археологическомъ обозренiи Дагестана.
(7) Въ это сказанiе Лазаря Парпеци вкралась ошибка переписчика. Вместо Хоновъ написано Гуйновъ. Первое означаетъ Гунновъ, а последнее Грековъ. Эти два имени по созвучiю такъ сходны, что часто въ армянскихъ рукописяхъ находимъ такiя ошибки неопытныхъ переписчиковъ. Въ повествованiи Зенопа о вторженiи Кедрехона, царя Севера съ владетелями Прикаспiйскихъ народовъ въ 318 году въ Грузiю и въ 318 въ Арменiю, также замечены ошибки переписчиковъ: вместо Хоновъ означены Гуйны. Изъ разсказа современнаго летописца видно, что Кедрехонъ хотелъ отомстить Тридату за раззоренiе имъ многихъ местъ Дагестана и за 60,000 пленныхъ, выведенныхъ имъ въ Арменiю. Здесь ясно, что дело идетъ о Гуннахъ, а не о Грекахъ, темъ более, что въ дальнейшемъ повествованiи летописца ошибка эта исчезаетъ и слово Хонъ принимаетъ свое значенiе. Сверхъ того предъ нашествiемъ Кедрехона на Арменiю Тридатъ былъ въ Риме, куда ездилъ для поздравленiя императора Константина съ принятiемъ христiанской веры. Во всехъ городахъ и областяхъ Греки встречали и провожали его съ великолепными церемонiями.
(8) Лазарь Парпеци стр. 143.
(9) У него-же стр. 205.
(10) У него-же стр. 207 и 208.
(11) У него-же стр. 219 и 220.
(12) Егише гл. VII стр. 237. Венецiя, изд. 1842 г.
(13) Степанъ Орбель и Месропъ Эрецъ, повествуя о пришествiи князей Орбелiянъ изъ Дженiя въ Грузiю, во времена Кей-Кявуса (современника Навоходоноссора), упоминаютъ о Халандрахъ Дагестана, показывая ихъ соседами Гунновъ.
(14) Егише гл. VIII стр. 250 и 251.
Опубликовано в газете «Кавказ», 1859 г., №36.
II. Дагестанъ въ языческой древности подъ именемъ Хуна (Гуннiи).
Слово Гуннъ, по двумъ достовернымъ указанiямъ, оставшимся отъ временъ Кира и Дарiя Истасна, существовало въ Дагестане въ глубокой древности и имело такую-же известность у Персовъ, какую у Армянъ и Грузинъ въ первыхъ векахъ Христiанства. Изъ надписей персепольскихъ развалинъ, открытыхъ германцемъ Лассеномъ, видно, что Хуна (Гуннiя) составляла десятое сатрапство Дарiевой монархiи, а Армины (Арменiя) седьмое (15).
Въ эпитафiи, высказанной на кончину Кей-Хосрова (Кира) любимымъ его слугою Кулами, родомъ изъ Кахiи Кюрджи (кахетинскихъ Грузинъ), высказанной въ горе и печали объ участи своего монарха и благодетеля, въ искаженномъ виде, въ смеси персидскаго и грузинскаго языковъ, — упоминается слово хунъ съ укоризною. Онъ укоряетъ его въ необдуманномъ поступке съ Хуномъ (Дагестаномъ), бывшимъ причиною гибели и безславiя его. Вотъ слова его, внесенныя Фазлуллахъ Вассафомъ въ Таригимовджамъ, при атабеке Ахмете, въ XIII веке, изъ существовавшихъ въ его время историческихъ памятниковъ Персiи: «ва Хунъ ки никяшъ андиша на кярдъ. Азинъ мiяна пуртъ бачарматашъ кялавта (16)». У автора написано такъ: Но почему упоминается слово «хунъ» съ такою укоризною? Это легко разъяснить событiемъ, решившимъ судьбу Кира въ Дагестане.
По единогласному свидетельству древнихъ: Геродота (17), Флегонiя (18), Дiодора Сицилiйскаго (19) и другихъ, знаемъ о войне Кира съ скифскою или массагетскою царицею Томирисою и о смерти его въ Массагетiи (Дагестане). Въ эпоху освобожденiя Киромъ Евреевъ изъ вавилонскаго плена (532 г.), Скифы (по Фоме Арцруни), подъ именемъ Гоговъ и Могоговъ, въ числе 120,000 сделали нашествiе на Месопотамiю и стремились отбить Евреевъ, следовавшихъ въ Iерусалимъ съ царемъ Салафiиломъ и пророкомъ Ездрою. Но Киръ, съ помощью 40,000 корпуса Армянъ разбивъ ихъ на голову въ Таврскихъ горахъ, предоставилъ Iудеямъ возможность безопасно достигнуть своего отечества (20). После того возгорелась война между Персами и Скифами, имевшими, по Геродоту, влiянiе до Аракса Киръ, перешедъ эту реку, вторгнулся въ Массагетiю и на войне съ скифскою царицею Томирисою былъ убитъ, а, по Дiодору Сицилiйскому, захваченъ и повешенъ на дереве. Известно, что по покоренiи Киромъ Вавилона, Сирiи, Палестины до пределовъ Египта, границы его монархiи со стороны Дагестана не были определены и ему необходимо было обуздать Скифовъ и утвердить влiянiе свое на прикаспiйскую страну, народы которой, по сказанiю пророковъ, служили грозою древняго мiра: Вавилона, Израиля и Египта. Вотъ известiе Геродота о походе Кира въ Массагетiю и о смерти его тамъ.
Въ то время надъ Массагетами царствовала Томириса. Киръ известилъ ее, что желаетъ жениться на ней. Томириса, зная, что онъ не руки ее домогается, но владычества надъ Массагетами, отвергнула предложенiе его. После того Киръ решился устроить на Араксе (21) переправу, чтобы перевесть войска на непрiятельскiй берегъ и покорить Массагетъ оружiемъ. Томириса дала знать ему, что она не препятствуетъ безопасному его переходу, если онъ желаетъ сразиться съ Массагетами, — въ противномъ случае они сами перейдутъ въ его землю. На совете, созванномъ Киромъ, Крезъ предложилъ ему перейти реку и потомъ оставить лагерь съ съестными припасами и крепкимъ виномъ и небольшимъ отрядомъ слабыхъ воиновъ, и сделать притворное отступленiе. Предложенiе Креза было одобрено и исполнено. Массагеты, завладевъ лагеремъ Персовъ и захвативъ оставленные въ немъ запасы и вино, наелись, напились и заснули. Киръ, внезапно напавъ ночью на сонныхъ Массагетъ, перебилъ ихъ и въ числе многихъ пленныхъ захватилъ Спаргаписа, сына Томирисы, предводительствовавшаго войскомъ. Царица, узнавъ о несчастiи сына, просила Кира освободить его, советуя удовольствоваться настоящею победою надъ третьею частью массагетскаго войска и уйти съ миромъ изъ земли ихъ; въ противномъ случае клялась солнцемъ, божествомъ Массагетъ, отомстить ему.
Угрозы Томирисы не подействовала на Кира. Спаргаписъ сталъ просить, чтобъ его избавили отъ оковъ. По полученiи свободы, онъ самоубiйствомъ кончилъ жизнь. Тогда Томириса вооружилась всеми силами противъ Кира; вступила съ нимъ въ упорное сраженiе, которое кончилось гибелью его и большей части его войска. По сказанiю же другихъ это сраженiе произошло въ непроходимомъ лесу, куда Киръ былъ завлеченъ хитростью царицы (22). Тело его, по Чамчiану (23), достали приближенные, привезли въ Персiю и похоронили въ Пасаргадахъ съ следующею, по Страбону (кн. XV), надписью: «О человекъ! я Киръ, который основалъ персидское государство, былъ царемъ Азiи. Поэтому не завидуй гробнице моей» (?). Кончина Кира въ Дагестане на войне съ Скифами, или Гуннами не подвержена никакому сомненiю, ибо Араксъ, Массагеты и Скифы, упоминаемые писателями въ походе его, находятся рядомъ на западной стороне Каспiйскаго Моря. Сверхъ того нужно заметить, что первая область Дагестана со стороны Аракса есть Массагетiя, о которой будетъ сказано въ 3-й главе. Поводомъ же къ самой войне было нашествiе кавказскихъ Скифовъ (Гоговъ и Магоговъ), жившихъ за стеною Дербента.
Изъ всехъ писателей одинъ только Ксенофонтъ въ Киропедiи своей — образцовомъ историческомъ романе, считаетъ Кира скончавшимся на собственномъ одре, не упоминая ни о набегахъ Скифовъ на Азiю, ни о войне Персовъ съ ними. Онъ более заботился о красоте своего романа и возвышенiи героя его яркими красками. Онъ о смерти Кира, между прочимъ, въ баснословномъ своемъ разсказе говоритъ следующее: «такъ жилъ Киръ. Онъ состарившись, поехалъ (изъ Вавилона) въ Персiю... принесъ обыкновенныя жертвы, началъ пляску въ честь боговъ... и излилъ милости на народъ. После чего возвратился въ свой дворецъ. Уснувъ, онъ виделъ во сне кого-то, величественнаго вида, который не походилъ на смертнаго и который подошедъ, сказалъ: будь готовъ, скоро соединишься съ богами.» Далее повествуетъ Ксенофонтъ о кончине Кира спустя три дня, приводитъ молитву его, произнесенную Зевсу и предлинную ораторскую речь, высказанную у смертнаго одра знатнымъ персамъ и сыновьямъ своимъ, какъ будто самъ присутствовалъ при всехъ этихъ случаяхъ; говоритъ, что въ заключенiе речи будто Киръ подалъ руку всемъ окружавшимъ его и, закрывъ себе лице, скончался (24). Ктезiасъ же о смерти Кира повествуетъ иначе, говоря, что онъ на войне съ Дербиками (25), въ пределахъ Ирканiи, былъ раненъ стрелою одного Индiйца и спустя три дня умеръ (26).
При соображенiи древнейшаго свидетельства Геродота и последователей его: Дiодора Сицилiйскаго, Флегонiя, Валерiя Максима (27), Iустина (28), Аммiана Марцелина (29), Евсевiя Памфилiйскаго (30) и Самуела Анеци, о смерти Кира на войне съ Томирисою, — горестная эпитафiя Кулами съ укоризною въ необдуманномъ поступке Кира съ Хуномъ представляетъ важное значенiе, разрешающее все сомненiя о гибели его въ Кавказской Гуннiи, случившейся за Дербентомъ въ одномъ изъ двухъ местъ, въ Кайтагскихъ или Чеченскихъ лесахъ.
Что Дагестанъ въ древности подъ именемъ Хуна при Дарiи Истаспе былъ покоренъ Персами и составлялъ одно изъ 26 сатрапствъ его монархiи, это подтверждается историческимъ свидетельствомъ. Аспандiаръ, сынъ Дарiя, именуемый Греками Ксерксомъ I, при жизни отца, по известiямъ Дербентъ-немэ, покорилъ Дагестанъ и разделилъ его на семь иглимовъ (частей), начиная отъ Садди-Алгуна (Албанскихъ воротъ) до р.Сулака. Со стороны Албанiи съ Дагестаномъ онъ построилъ эти ворота, а на Сулаке городъ Ахранъ, ныне въ развалинахъ подъ именемъ Эхрана; въ остальныхъ же пяти округахъ исправилъ древнейшiя укрепленiя и поставилъ въ нихъ начальниковъ съ охранными силами. Онъ и последующiе правители Ахрана, въ лице главнокомандующаго надъ всеми войсками Персовъ въ прикаспiйской Сарматiи, поддерживали влiянiе ихъ на Гунновъ и прочiе народы Средняго и Верхняго Дагестана (Лековъ и Аланъ). Изъ всехъ вышепоясненныхъ указанiй ясно видно, что слово Гуннъ существовало въ Прикаспiйской Сарматiи еще въ мидiйскую эпоху и что Дагестанъ подъ именемъ Хуна составлялъ одно изъ 26 сатрапствъ Дарiевой Монархiи.
Примечание:
(15) См. Лассена въ Всемiрн. Ист. венец. мхитариста Ос. Катржiаца. Т.I. стр. 350-351.
(16) Последнiя два слова «бачарматашъ кялавта» авторъ Мавджама Фазлулла-Вассафъ (стр. 185) не признаетъ персидскими и объясняетъ следующими: «Хармати-у дарзира хьякъ дафни шогъ». Поясненiе этого окончательнаго выраженiя эпитафiи сетовавшаго Грузина состоитъ въ следующемъ: величiе его (Кей-Хосрова) погибло въ земле, т.е. вследствiе необдуманнаго поступка съ Хуномъ. Этотъ фактъ темъ драгоценнее, что сохранился въ первобытномъ своемъ смысле, хотя въ смеси съ грузинскимъ выраженiемъ, искаженномъ Персами, и согласуется съ сказанiемъ Геродота о смерти Кира.
(17) Геродотъ, кн. I. гл. 214.
(18) Свидетельство Флегонiя о пораженiи Кира въ Массагетiи сохранилось у М. Хорен. (кн. II. гл. 13).
(19) Дiодоръ Сицилiйскiй, кн. II. гл. 11.
(20) Фома Арцруни, стр. 41.
(21) См. 32 цитату объ Араксе.
(22) Эта царица, по всей вероятности, была амазонская, имевшая свое владенiе въ задербентской Скифiи. Въ археологическомъ обозренiи Дагестана разъяснено, что Амазонское царство существовало въ приморской Скифiи въ соседстве съ верхнею Массагетiею (страною Мчишховъ) ещё при Нине и Семирамиде и что царица ихъ Пенфезилея съ армянскимъ владетелемъ Зармайромъ участвовала въ Троянской войне за XII вековъ до нашей эры. Подъ именемъ Массагетъ въ древности известны были три народа: два въ прикаспiйской Сарматiи (Дагестанъ), а третiй на восточной стороне Каспiйскаго моря, на северъ за пределами Балхскихъ Хусановъ (Парфянъ) за рекою Вехротъ. Сепсосъ (кн. III. гл. 2.), повествуя о Бахроме Михревендике, ведшемъ въ VI веке войну съ волжскими Тедалами (Хозарами) въ Туркестане, описываетъ победу его въ 590 году надъ массагетскимъ царемъ, котораго владенiя были по ту сторону реки Вехрота.
(23) Чамчiанъ, Т.I. стр.114
(24) Ксенофонтъ, кн. VIII.
(25) Геродотъ въ географiи своей (кн. I. гл. 125) въ числе каспiйскихъ племенъ упоминаетъ Дербиковъ (Dervii), которые имели городъ Рящи. Дербики есть Табасаранцы — соседи и единоплеменники Самурскихъ Массагетъ и получили свое названiе отъ города Дарбаха, бывшаго въ Табасаране, по северную сторону горной стены. Въ VIII веке, по свидетельству Рукальской Дербентъ-нэмэ, Арабы возобновили его изъ развалинъ и населили жителями въ виде военнаго поселенiя. Городъ же Рящи былъ за хребтомъ Табасарана въ стране Рычинцевъ и Джильповъ армянскихъ писателей, или Сильбовъ Плинiя. Объ нихъ и единственномъ ихъ городе Рыче отчетливо говорено въ археологическомъ обозренiи Дагестана, при описанiи Аланскихъ воротъ, или Бабъ-эль-Куста. Въ повествованiяхъ же некоторыхъ изъ древнихъ классиковъ видимъ, что не только южный Дагестанъ, но и Сулакская страна нередко являются въ пределахъ Ирканiи. Это видно изъ Квинта Курцiя, указывающаго Амазонское царство смежнымъ съ Ирканiею, по неименiю въ древности точныхъ географическихъ сведенiй о Дагестане; между темъ, какъ Амазонки во время Александра Македонскаго и Помпея жили по правую сторону р. Сулака, въ соседстве съ Леками Страбона и Плутарха, на нынешнемъ местечке Эски-Кизляръ, недалеко отъ Кочларъ-Котана. Такимъ же образомъ и Iосифъ Флавiй (кн. VIII гл. 10) въ сказанiи своемъ о нашествiяхъ Донскихъ Скифовъ подъ именемъ Аланъ въ 73 году по Р.Х. на Мидiю, железныя ворота Александра Македонскаго (Дербентъ) считаетъ въ пределахъ Ирканiи. Поэтому съ какой точки зренiя мы можемъ смотреть на сказанiя Ктезiаса о Дербикахъ, полагаемыхъ имъ въ пределахъ Ирканiи, съ присовокупленiемъ, что Киръ будто бы смертельно былъ раненъ стрелою Индiйца? Если допустить эту небылицу, противоречащую другимъ достовернымъ указанiямъ, то скорее можно полагать пораженiе Кира стрелою Андiйца — жителя Верхняго Дагестана, что само по себе составитъ вздоръ. Во всякомъ случае сказанiе Ктезiаса о Дербикахъ относится къ Дагестану.
(26) Ктезiасъ кн. XI.
(27) Валерiй Максимъ кн. IX. гл. 10.
(28) Iустинъ, кн. I. гл. 8.
(29) Аммiанъ Марцеллинъ кн. XXIII.
(30) Армянскiй Евсевiй. Т. II. стр. 200.
Поправка автора. Въ некоторыхъ экземплярахъ №34 газеты «Кавказ», въ Учено-Литературномъ Отделе, въ статье о Гуннахъ Дагестана вкрались следующие опечатки: во второй строке, после слова христианства пропущено и, а въ третьей — преде словомъ Гунны вместо, поставлена.; на второй стравице въ первомъ столбце въ 25 строке, вместо Хусанскими напечатано Хусаненами, а въ 3-й строке снизу вместо Нндию следуете читать Мидию Въ третьемъ столбце слово «на собственны самопожертвования» следуете читать въ единственномъ числе; въ 35 й строке сверху напечатано Баласананию вместо Каласаканию. Кроме того, въ несколькнхъ местахе Лазарь Прапский названъ Пар;скимъ. При этомъ не лишпнмъ считаемъ заметить, что рукопись, по которой набиралась статья, была очень нечетко написана.
Опубликовано в газете «Кавказ», 1859 г., №38.
III. Собственные Гунны, одинъ изъ 12 народовъ Дагестана.
Моисей Хоренскiй, родившiйся въ 370 году и писавшiй въ преклонныхъ летахъ съ 441, при исчисленiи народовъ обитавшихъ вокругъ Каспiйскаго моря, полагаетъ отъ устья Куры до Дербента три народа: Армянъ, Албанъ и Массагетъ, а далее по задербентскому прибрежiю до северной стороны Каспiя, Скифовъ, т. е. Дагестанскихъ Гунновъ и Волжскихъ Хазаръ. Вотъ свидетельство его: «Третье море — Ирканское, называемое Каспiйскимъ ... граничитъ на западъ Армянами, на северо-западъ Албанами и Массагетами, на северо-востокъ Скифами, на востокъ народами, называемыми Арiаканъ-Амбостакми, на юго-востокъ Ирканiею, а на югъ Мидянами, Дельфами, Дельмами и Каспами до устья Аракса (31)».
Изъ трехъ народовъ, жившихъ до Дербента, Армяне занимали пространство отъ устья Аракса (32) (Куры) до пределовъ Албанскихъ воротъ (33) (Баку съ Кубою), Албаны до Самура, а Массагеты, называемые иначе Лубнами, до Дербента.
Хоренскiй первое свое сказанiе о задербентскихъ Скифахъ разъясняетъ при другомъ случае, именно при указанiи народовъ, обитавшихъ отъ Волги, Дона и Меотическаго озера до пределовъ Грузiи и Албанiи; задербентскихъ Скифовъ называетъ Гуннами, говоря: «Массагеты живутъ до Каспiйскаго моря, къ которому подходитъ цепь Кавказа, где (т. е. по которой) проведена стена Дербента и страшная башня стоитъ въ море (34). Но на севере его (Дербента) живутъ Гунны и городъ ихъ называется Варачанъ (35) и другiе. Царь севера (Сарматiи) есть Хаканъ, владетель Хазаръ, и царица Хатунiя, жена Хакана, изъ рода Барслацъ (т.е. Печенеговъ).» (36).
Для лучшаго разъясненiя известiя Хоренскаго о прибрежныхъ Скифахъ или задербентскихъ Гуннахъ, жившихъ выше Массагетъ отъ Гуннскихъ воротъ до затерекскихъ степей, необходимо съ точною определительностью объяснить сперва вопросъ о Массагетiи, что она была между Дербентомъ и Албанiею въ Самурской стране — въ техъ самыхъ местностяхъ, которыя занимаютъ ныне Кюринцы и соплеменное имъ по единству языка населенiе праваго берега Самура: Хазрынцы, Кяла-Кюринцы и Ахтинцы до Рутуло-хновскаго общества. Въ этихъ пределахъ въ древности жили Массагеты. Арабы въ VII и VIII векахъ застали ихъ въ такомъ виде и обложили данью.
Для решенiя вопроса о Самурскихъ Массагетахъ приведемъ несколько данныхъ изъ трехъ источниковъ: сюнiйской летописи, Пузанда и Моисея Кагакантеци, не касаясь другихъ известiй. Степанъ Орбелъ въ исторiи сюнiйской, повествуя о св. Григорiе, говоритъ, что онъ, по возвращенiи изъ Рима (319 г.) проповедывалъ за собственными пределами Арменiи, въ Грузiи, Албанiи и Массагетiи до Гуннскихъ воротъ, какъ въ странахъ, входившихъ въ составъ Тридатовой монархiи. «По возвращенiи изъ Рима (говоритъ Орбелъ) и прибытiи въ Арменiю, св. Григорiй не переставалъ путешествовать, учить и основывать церкви. Онъ отправился въ Грузiю и оттуда въ Албанiю (Ширванъ) до Массагетiи и Гуннскихъ воротъ (т.е. въ Массагетiю до Гуннскихъ воротъ)» (37).
Пузандъ, какъ современный летописецъ, повествуя о Григорiе младшемъ, называетъ его патрiархомъ Грузiи, Албанiи и Массагетiи, убитымъ въ 342 году Санссаномъ, царемъ Массагетъ, на берегу Каспiйскаго моря на Ватнiенскомъ поле, что въ 30 верстахъ по южную сторону Дербента, близь нынешняго сел. Молла-Халила (38). Вотъ слова Пузанда: «Старшiй сынъ (Вртана) Григорiй... на пятнадцатомъ году жизни достигъ званiя епископства Грузiи, Албанiи и странъ Массагетскихъ (39)».
Далее, въ VI главе, онъ говоритъ: «О епископе Григорiе, сыне Вртана, бывшемъ патрiархомъ Грузiи и Албанiи (скажу)... онъ исправилъ (и) возобновилъ все церкви въ техъ странахъ до Атрпатакана... После того достигъ стана Массагетскаго царя Санссана. Цари ихъ и армянскiе (Аршакиды) происходили изъ одной фамилiи (40). Онъ представился царю Массагетъ, повелителю многочисленной гуннской (т.е. дагестанской) рати... сталъ проповедывать имъ Христа...» Затемъ повествуетъ онъ, что Массагеты первоначально радушно приняли проповедь Григорiя, но после узнавъ, что ученiе Христа воспрещаетъ разбой, смертоубiйство, посягательство на чужую собственность и тому подобное, пришли въ волненiе и решились убить его. «После того (продолжаетъ онъ) царь, проходя по стану, узналъ толки своего войска. Вследствiе того они (Массагеты) взяли одного пеука (?), привязали къ хвосту его юношу Григорiя и пустили коня на приморскую равнину великаго севернаго (Каспiйскаго) моря, вне своего стана, на равнину Ватнiенъ; такимъ образомъ убили неустрашимаго проповедника Христа, юнаго Григорiя (41)».
Моисей Кагакантеци въ I кн. 20 гл. описываетъ это событiе съ другими, более ясными подробностями, говоря, между прочимъ, что Григорiй, патрiархъ Албанiи и Грузiи, обращая всюду язычниковъ въ христiанскую веру, изъ Албанiи прибылъ въ великiй городъ Цри (т.е. Чаръ, или Дербентъ) и основавъ тамъ церковь, оставилъ при ней священника Данiела, а самъ съ частицами мощей Захарiя, отца Iоанна Крестителя, и св. Пантелеймона отправился въ Массагетiю (Кюру или Самурскую страну) и представился царю Санссану, даннику Арменiи. Дальнейшее повествованiе его почти сходно съ Пузандомъ. Въ заглавiи 20 гл. I кн. объ открытiи мощей Григорiя, относящемся къ 489 году, сказано: «т. е.: открытiе мощей блаженнаго Григорiя, албанскаго патрiарха, который умеръ мученически въ Массагетiи отъ Санссана».
Въ то время, по известiямъ армянскихъ летописей, Массагетiя, Дербентъ и Албанiя до Куры (словомъ, южный Дагестанъ и Ширванъ) составляли одно царство, подъ именемъ Албанскаго, и что самъ Санссанъ, называемый М. Хоренскимъ, спустя 100 съ лишнимъ летъ после Пузанда, Санатрукомъ, былъ изъ массагетскихъ Аршакидовъ. Известiя Пузанда и М. Кагакантеци имеютъ более точности и отчётливости, нежели Хоренскаго, упоминающаго объ одной только смерти Григорiя на берегу Каспiя на Ватнiенской равнине, безъ всякаго указанiя, где она случилась, въ Албанiи или Массагетiи. О пространстве Албанскаго царства до Гуннскихъ воротъ въ V веке свидетельствуетъ Лазарь Парпскiй, а въ VII Кагакантеци. Первый говоритъ, въ 450 году, что Пахакъ Ормы находился между Албанскимъ и Гуннскимъ царствомъ (42), а последнiй подтверждаетъ тоже самое, говоря, что Джеванширъ (43), царствовавшiй съ 637 по 679 годъ, былъ самовластнымъ повелителемъ отъ границъ Грузiи до Гуннскихъ воротъ и реки Аракса (44). Пахакъ Ормы тоже самое, что въ Дербентъ-немэ «Калеи-Хамри»; это есть местное названiе Хасина или Гуннскихъ воротъ, такъ какъ онъ находился въ округе Хамри.
Такимъ образомъ разъяснивъ по возможности достоверными данными вопросъ о Самурской Массагетiи, что она была между Дербентомъ и Албанiею, по сю сторону Гуннскихъ воротъ, обратимся къ другому вопросу о двенадцати народахъ Дагестана, въ число которыхъ входили Гунны.
Армянскiе писатели, называя Дагестанъ Гуннiею и Кавказомъ или Капкохомъ (45) полагали тамъ 12 народовъ или главныхъ владенiй, лежавшихъ на пространстве отъ главнаго хребта до реки Терека. Этотъ хребетъ, называемый Страбономъ, Плинiемъ и Птолемеемъ Керавнами, доходившими до моря, а Моисеемъ Хоренскимъ — Шантариномъ, отделялъ Албанiю (Ширванъ) отъ Прикаспiйской Сарматiи (Дагестана). О двенадцати народахъ или владенiяхъ упоминаетъ и Плутархъ, при повествованiи о действiяхъ Помпея за Кавказомъ и о двукратныхъ пораженiяхъ, нанесенныхъ Албанамъ и союзнымъ имъ дагестанскимъ варварамъ, сражавшимся, по сказанiю его, въ звериныхъ шкурахъ. Победы Помпея надъ Митридатомъ, царемъ понтiйскимъ, Армянами, Албанами и Грузинами навели такой страхъ на Дагестанъ, что 12 владетелей его поспешили въ Малую Азiю и представились Галате римскому полководцу съ изъявленiемъ покорности Риму. Плутархъ говоритъ между прочимъ следующее: …«Прибыли къ нему цари варваровъ числомъ двенадцать. Оттого онъ въ ответе своемъ Парфянину (т.е. царю персидскому) не согласился, въ угожденiе другимъ, назвать его царемъ царей, какъ величали его (46)».
Известiе Плутарха, въ числе другихъ свидетельствъ, относящихся къ настоящему вопросу, разъяснено въ археологическомъ обозренiи Дагестана. Объемъ же этой статьи не позволяетъ привести здесь все данныя о 12 народахъ Прикаспiйской Сарматiи съ подробнымъ критическимъ разборомъ. По этому я ограничиваюсь представивъ ихъ въ следующемъ порядке, подъ теми двенадцатью именами, которыя хранятся въ памятникахъ Арменiи: 1) Массагеты, называемые иначе Лубнами, 2) Таваспары, 3) Джильпы (у Плинiя Сильбы), 4) Цанары или Сиспы, 5) Эчматаки, 6) Фасхи, 7) Фусхи, 8) Леки или Клуары, 9) Аланы или Егерсуаны, 10) Ижимахи, 11) Гунны или Тюрки и 12) Похи, называемые иначе Массагетами. Изъ нихъ четыре народа: Массагеты, Таваспары (Табасаранцы), Джильпы и Сиспы жили въ южномъ Дагестане отъ верховьевъ Самура до Каспiйскаго моря, отъ Аланскихъ и Джорскихъ воротъ до границъ Албанiи (47); остальные же по северную сторону Дербента или за горною стеною въ среднемъ и верхнемъ Дагестане, Похи въ стране Мичихшовъ до Терека, а Гунны на приморской плоскости и далее за Терекомъ (48).
Сверхъ того въ приморской Гуннiи существовали многiя мелкiя владенiя, о которыхъ упоминаетъ Моисей Хоренскiй, по именамъ главныхъ городковъ. Многiе ученые принимали ихъ за отдельные народы севера, по неименiю въ виду никакихъ современныхъ изысканiй о древнемъ Дагестане. Общества, упоминаемыя Хоренскимъ при исчисленiи кавказскихъ племенъ, суть: 1) Аркозы названы отъ Арказа, главнаго местечка Бамматуллу, котораго развалины съ толстыми стенами и выступами, на подобiе дербентскихъ, находятся въ семи верстахъ за Дженкутаемъ; 2) Финчи отъ креп. Инджи, лежавшей на берегу Каспiя, недалеко отъ нынешняго Петровскаго укрепленiя и известной по Дербентъ-немэ въ событiяхъ Арабовъ первой половины VIII в.; 3) Фиконаки отъ Бойнака, по древности котораго Шамхалы титулуются владетелями Буйнакскими; 4) Такры отъ Тархи, названнаго въ VI веке Хозровомъ Ануширваномъ Семендеромъ и бывшаго въ языческой древности въ рукахъ кадарскихъ владетелей, которыхъ родоначальникъ, по известiямъ Дагестана (?) вышелъ изъ Арменiи при первыхъ зачаткахъ гражданственности Лековъ. Есть и другiя подобныя имена въ приморской Гуннiи по обе стороны Сулака; но объясненiе ихъ отлагаю до другаго времени.
Для разрешенiя всякаго недоразуменiя ученыхъ о существованiи въ Дагестане Гунновъ, скажемъ несколько словъ объ отношенiяхъ царей ихъ къ волжскимъ Хаканамъ. Цари ихъ, жившiе въ Варачане (Баручае), по правую сторону Терека, въ древности были главными предводителями войскъ Хазарской монархiи и носили титулъ полководца трехъ странъ. Это видно изъ двухъ сказанiй Кагакантеци, относящихся къ 441 году (49) и къ второй половине VII века (50). Сверхъ того цари Гунновъ, какъ первостепенныя лица въ монархiи Хазаръ, не редко вступали въ бракъ съ дочерьми Хакановъ (51). Въ дни могущества и славы Персiи до Р.Х. и въ сассанидскую эпоху Гунны иногда подвергались наружному влiянiю Персовъ и въ составе армiи ихъ участвовали въ военныхъ предпрiятiяхъ царей Ирана.
Настоящiй небольшой трудъ, какъ первый опытъ изъ многолетнихъ изысканiй о Дагестане, проливающiй некоторый светъ на древнюю исторiю, представляю на судъ ученой публики съ готовностью принять всякое полезное ея указанiе на замеченные въ немъ недостатки.
При этомъ не лишнимъ считаю сказать, что древности Дагестана поныне служатъ загадкою для науки. Многiе посетители Кавказа съ спецiальнымъ образованiемъ, знанiемъ древнихъ классиковъ и восточныхъ авторовъ, въ запискахъ своихъ не оставили почти никакихъ указанiй, которыя могли-бы руководить будущихъ труженниковъ къ дальнейшимъ изысканiямъ. Долговременный опытъ на самомъ деле убедилъ меня, что раскрытiе древностей прикаспiйской Сарматiи требуетъ продолжительнаго изученiя на месте: 1-е) самаго Дагестана съ различныхъ точекъ зренiя; 2-е) местныхъ преданiй временъ язычества и исламизма, находящихся въ неизвестныхъ рукахъ, во многихъ обществахъ края и на пробелахъ священныхъ книгъ въ мечетяхъ главныхъ ауловъ; 3-е) надписей на камняхъ некоторыхъ мечетей о первыхъ родоначальникахъ местныхъ племенъ, фамильныхъ летописей знатныхъ родовъ и кобачинскихъ барельефовъ временъ язычества, и 4-е) памятниковъ Арменiи. Важность последнихъ относительно восточнаго Кавказа можетъ быть признана несомненною. Въ нихъ заключается много драгоценныхъ известiй, требующихъ правильной обработки. Разследованiе Дагестана и Албанiи съ такими условiями можетъ привести насъ къ капитальнымъ результатамъ, снять завесу, покрывающую тысячелетнiя тайны вековъ, облегчить изученiе языческихъ известiй Персовъ, разъяснить сбивчивыя сказанiя греко-римскихъ классиковъ и пролить новый светъ на исторiю (*).
Ягубъ-бекъ Лазаревъ.
Примечание:
(31) См. старое изд. М. Хоренскаго. Въ новомъ же, появившемся въ свете въ 1843 году, найдены мною некоторые недостатки и ошибки относительно прикаспiйскихъ народовъ; о чемъ будетъ говорено при другомъ случае.
(32) Араксъ, по соединенiи съ Курою, у Моисея Хоренскаго подъ темъ же именемъ впадаетъ въ Каспiйское море.
(33) Что Армяне въ древности занимали Каспiйское поморье до Албанскихъ воротъ о томъ свидетельствуетъ Сепсосъ (пис. VII в.), говоря, что Врамъ Михревенданъ (Бахрамъ Чубинъ), въ 591 году, накануне роковаго сраженiя съ Хозровомъ II, свергнутымъ съ престола и искавшимъ помощи у императора Маврикiя, писалъ воззванiя къ князьямъ армянскимъ, убеждая ихъ войти съ нимъ въ союзъ. Причемъ онъ, обещая возстановить независимую самобытность Арменiи, указалъ древнiя ея пределы, говоря, между прочимъ... «Оставлю вамъ всю Арменiю до Капкоха (Кавказа, или Дагестана) и Албанскихъ воротъ, со стороны Ассирiи Аруастанъ и Мрдзуинъ (т.е. Мцбинъ), Норшираканъ до пределовъ Таджиновъ, ибо въ древности (все это) принадлежало вамъ, а на западъ до Каппадокiйской Кесарiи.» Сеп. кн. III. гл. 3.
(34) О подводныхъ остаткахъ древностей Дербента и о последнемъ заливанiи его моремъ въ VII веке, въ царствованiе Хозрова II и императора Ираклiя, объяснено въ археологическомъ обозренiи Дагестана, при описанiи семи воротъ Прикаспiйской Сарматiи, замыкавшихъ главные проходы Скифовъ и Горцевъ Средняго и Верхняго Дагестана въ южную сторону Кавказа.
(35) О Варачане упоминаетъ Моисей Кагакантеци въ подробномъ повествованiи своемъ о Гуннахъ 684 года. Въ Дербентъ-немэ онъ называется Баручай.
(36) См. старое изд. М. Хоренскаго.
(37) Сюнiйская лет. гл. V.
(38) Сел. Молла-Халилъ находится въ Дербентскомъ уезде въ Улусскомъ приставстве на речке Гюльгеръ-чай, недалеко отъ Самура. Тамъ поныне стоитъ часовня во имя Григорiя II. Дербентскiе Армяне въ годъ разъ ходятъ туда на поклоненiе и сами мусульмане чтутъ это место за святыню. До 1796 года въ Молла-Халилъ жили Армяне. Они въ томъ году вместе съ обществомъ мушкурскихъ своихъ собратовъ вынуждены были переселиться на Кавказскую линiю, въ Кизлярскiй уездъ, съ корпусомъ графа Зубова, бросивъ богатейшiя свои угодья. Причиною этому была то, что съ появленiемъ Русскихъ они стали оказывать имъ явныя услуги и вооружились противъ мусульманъ, не смотря на все льготы, которыми они пользовались отъ кубинскихъ хановъ. При отступленiи графа Зубова въ Россiю, Армяне, боясь фанатической мести туземцевъ, переселились въ русскiе пределы.
(39) Пузандъ кн. I. гл. 5.
(40) О происхожденiи массагетскихъ царей изъ рода Аршака парфянскаго свидетельствуетъ Агафангелъ, секретарь царя Тридата, въ греческомъ списке своего сочиненiя (Чамч. т. I. примеч. къ гл. 2, кн. II. на 533 стр.)
(41) Пузандъ кн. I. гл. 6.
(42) Лаз. Парпскiй стр. 113.
(43) Джеванширъ въ персидскихъ и арабскихъ летописяхъ известенъ подъ именемъ Шахрiяра.
(44) М. Кагакантеци, кн. II гл. 20.
(45) Капкохъ есть древнеперсидское названiе Дагестана, переиначенное Греками на Кавкасъ, происходитъ отъ Кяф-Кухъ, означающаго Кяфскую гору. Низами, поэтъ XI века, въ Искендеръ-немэ повествуя объ Александре Македонскомъ, называетъ Дагестанъ Хазарскою горою «Хазранъ-Кухъ». Изъ этихъ двухъ названiй первое древнее и известнее последняго, такъ какъ мы видимъ Капкохъ у Егише въ 450 году, у Сепесса въ надписяхъ, снятыхъ имъ въ царствованiе Хозрова II съ столбовъ едесскаго дворца царя Санатрука и въ вышеупомянутомъ воззванiи сассанидскаго принца Бахрама Чубина, относящемся къ 591 г. Армянскiе классики называли Дагестанъ еще северомъ, а народы его северянами и жителями горы Кавказа, обитавшими по северную и южную сторону Дербента и Аланскихъ воротъ, до границъ Албанiи (главнаго хребта). Эти названiя даютъ имъ Зенопъ, Моисей Хоренскiй, Моисей Кагакантеци и Месропъ Эрецъ въ повествованiи о прикаспiйскихъ северянахъ и Арменiи. Пузандъ, какъ сказано выше, даже и Каспiйское море со стороны Самурской Массагетiи, въ 342 году называетъ севернымъ моремъ.
(46) Плутархъ. Т. IV стр. 292. Арм. перев. Венец. изд. 1734 г.
(47) Племена Массагетiи или южнаго Дагестана разъяснены въ запискахъ объ Албанiи, бывшихъ въ мае 1858 года въ рукахъ полковника генеральнаго штаба Услара, который изъ любви къ историческимъ древностямъ желалъ ознакомиться съ изысканiями моими. Въ нихъ приведены въ известность племена и города Албанiи, Аррана и Самурской Массагетiи до Гуннскихъ воротъ и изложены некоторыя подробности о городахъ Расса или Араксскаго царства временъ Ассирiянъ, на основанiи мидо-персскихъ известiй; имена ихъ съ некоторыми измененiями сохранились у М.Хоренскаго и подъ ними известны 12 провинцiй позднейшаго Пайдакарана (V века), лежавшаго по Араксу до Каспiйскаго моря.
(48) Въ Археологическомъ Обозренiи Дагестана разъяснены все племена съ указанiемъ: почему Цанары назывались Сиспами, Аланы — Егерсуанами, и прочее.
(49) М.Кагакантеци. Кн. I. гл. 30.
(50) У него же. Кн. II. гл. 40.
(51) Тамъ же.
(*) Въ эпитафiи, или въ двухъ-стопномъ стихе, приведенномъ нами изъ Тариги-Мовджама на древне-персскомъ языке, во II главе настоящей статьи, для возможнаго поясненiя древнихъ о кончине Кира въ Кавказской Скифiи, мы упустили въ самомъ начале одно слово: вместо Кей-Хосрова поставлено союзъ ва (и). Сверхъ того персидское слово _-_, которое играетъ важную роль въ эпитафiи, следовало написать латинскими hun, или правильнее hon, но не хунъ, который русскими литерами выражая другой звукъ, соответствующий другому слову _-_ (кровь), теряетъ свое значенiе. Затемъ эпитафiя должна начинаться такъ: «Кейхосровъ hun киникяшь андиша накярдъ. Азинъ мiяна портъ бачарматашъ Кялавата», а по персидскому тексту: «т.е. Кейхосровъ о Гуннiи хорошо не размысливъ, преставился изъ сего мiра. Слава его похоронилась подъ землею.» Этотъ двухъ-стопный стихъ или фраза, какъ сказано во II главе, выражаетъ укоризну въ необдуманномъ поступке Кайхосрова относительно Гуннiи, бывшемъ причиною его смерти.
Автор-составитель: ‘Али Албанви
На фото: О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №34. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333ukK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
Литература / источники
1. Глашев А.А. О гуннах Северного Кавказа. С. 21. // Тюрки Северного Кавказа: история, археология, этнография: Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Глашева. — М.: Эльбрусоид, 2009. — 262 с.
2. О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №34,36,38, 1859 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333umQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
3. О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №34,36,38, 1859 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https https://clck.ru/333ujy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
4. О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №34. С. 117–178. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333ukK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
5. О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №36. С. 189–190. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333ukj, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
6. О Гуннах Дагестана: Из изысканий кап. Ягуб-бека Лазарева. — Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1859. — II, 28 с.; 21 см. — Перепеч. из газ. «Кавказ». №38. С. 200–202. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333um2, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
7. Саидов M.-C., Шихсаидов A.P. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении). С. 21. // Восточные источники по истории Дагестана (сборник статей и материалов). 1980. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/333v5V, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2022). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №222121801651
Юрий Николаевич Горбачев 2 15.02.2023 15:27 Заявить о нарушении