Исследование фактора мечты

«Летучая голландка» по пьесе Игоря Шприца и Юрия Алесина «Ток-шоу» (+12).
Режиссер и автор сценической версии: Людмила Манонина-Петрович.
Сценография: Дария Горина. Художник по костюмам: Анна Маркус.
В ролях: Анна Чигасова, з.а. России Андрей Князьков/ Валерий Зиновьев, Лариса Щипило/ Полина Журавлёва, Евгения Разумная, Сергей Денисов/ Артём Хвостеев,
Иван Басалаев/Александр Хвалюта, Людмила Манонина-Петрович/Мария Поликарпова, Артур Уркитис, Ярослава Дорохина, Алина Сураева, Иван Фёдоров.
Театральная компания «Ковчег» на новой сцене ТЮЗ им. А.А. Брянцева.
В спектакле «Летучая голландка» Людмила Манонина-Петрович обращается к теме мечты в жизни человека, в этом опыте изучения этого сложного многомерного объекта его концепция определяет мечту как некий виртуальный объект, психоэмоциональный фактор, который живёт и существует в каждом из нас. В рамках этой концепции мечта неотъемлемая часть внутреннего мира человека, потенциал не является неизменной константой. Влияние мечты в различные годы жизни человека варьирует, значение её показателя играет определяющую роль в принятии решений, в процессе формировании парадигмы жизни человека, в индивидуальной концепции восприятия окружающего мира. На начальном этапе нашей жизни потенциал мечты велик, он определяет пространство нашей жизни, парадигму нашего существования и мировоззренческую концепцию, на этом отрезке нашего жизненного пути мы, окрылённые мечтой, стремимся в неизвестные дали для воплощения наших сокровенных замыслов, совершаем безрассудные поступки, видим окружающий мир через призму мечты. В процессе нашего взросления, под влиянием различных факторов среды обитания, общественно-социальных норм и правил, её диспозиция в нашем жизненном пространстве отдаляется от центра принятия решений, снижается потенциал её влияния. Мечта полностью не исчезает из пространства нашего внутреннего мира, она продолжает существовать где-то в глубинах нашего сознания, но её влияние ослабевает, мы начинаем фокусировать наше внимание и усилия на других объектах, преследовать иные цели. В процессе нашего взросление, изменяется пространство нашей социализации, в котором достижение целей требует от нас отказ от спонтанности и безрассудства молодости, мы форматируем себя по общественно-социальным шаблонам и это отдаляет нашу заветную мечту в глубины нашей памяти и внутреннего мира, где она начинает тонет в потоке повседневных дел и рутины.
Эта концепция мечты в жизни человека определяет форму и характер её сценического изучения в спектакле «Летучая Голландка», в нём Манонина-Петрович создаёт в символический плоскость, в которой существование человека рассматривается через определение наличия и диспозиции фактора мечты. Это фокусное исследование внутреннего мира человека осуществляется в «Летучей голландке» посредством сценического воплощения пьесы Игоря Шприца и Юрия Алесина «Ток-шоу». В нём плоскость изучения мечты в жизни человека выстраивается вокруг сюжетообразующей истории девочки-подростка Лоры Деккер является сюжетообразующей. В спектакле наше изучение начинается с момента, когда она принимает решение воплотить мечту своего детства и совершить одиночное кругосветное путешествие на яхте. Особенностью этой точки сюжетного пространства заключается в том что в ней происходит материализация желания героини, при котором её мечта перестаёт быть виртуальным объектом, плодом детских фантазий и мечтаний. В этой точке её жизненного пути Лора Деккер принимает решение воплотить мечту в жизнь и момент, когда она раскрывает миру свои намерения - это событие становиться мощным фактором влияние на общество. В момент его материализации он разрушает гомогенность среды её обитания, так как подобные устремления чужды среде её обитания и воспринимаются как нечто сюрреалистическое, фантазийное, объект грёз детства, которые не могут иметь реального воплощения в обществе. Подобная контрадикция создаёт почву для возникновения когнитивного диссонанса так как по законам среды обитания мечты Лоры Деккер не может быть определяющим фактором её жизни и в общественном понимании она, подобно всем членам общества, должна следовать по другому направлению. В этой истории её желание воплотить мечты в жизнь нарушает установленный порядок вещей, выводит общество из состояния управляемого равновесия и вскрывает оболочку благопристойного существования человека по негласно установленным канонам.
В истории под названием «Летучая голландка» плоскостью наше изучение мечты в жизни человека является человеческое общество, проекция которого здесь воплощена в галерее образов персонажей, образующих небольшое сообщества. Их объединение создаёт подобие фокус-группы в которой осуществляется наше изучение. Примечательной особенностью этой группы заключается в том, что представляет из себя некое подобие социологической выборки, репрезентативность которой позволяет создать модель человеческого общества. В этом исследовании изучение этой модели позволяет нам детализировать и конкретизировать процесс изучения в множестве индивидуальных проекций мечты, запечатлённых в историях людей среды обитания Лоры Деккер. В истории Лоры Деккер это сообщество не однородно и объединяет в себе людей различных возрастов и социальных слоёв, разноликость жизненных пространств её членов создаёт эффект мозаичного панно, в каждом фрагменте которого мы изучаем индивидуальную проекцию мечты в жизни человека.
В этом сообществе Лора Деккер с её желанием совершить одиночное кругосветное путешествие под парусом – это событие - эмоциональный триггер, посылающий импульс к эмоциональным началам каждого его члена, воздействие этого импульса выводит каждого из них из зоны эмоционального комфорта. Под влиянием этого фактора в каждом персонаже этой истории инициируется процесс осмысления объектами которого являются мировоззренческая система Лоры Деккер, её жизнь и факторы, играющие в ней определяющую роль. Эти объекты осмысления они подвергают сравнительному анализу при сопоставлении их со своим собственным видением факторов и целей человеческой жизни.
 В рамках этого процесса каждый из персонажей этой истории идёт тернистым путём осмысления, на этой тропе они подвергают критическому анализу пространство собственной жизни, переосмысливают собственное понимание жизненных целей и методов их достижения, в нём примеряют поступок Лоры Деккер на себя, пытаются сопоставить концепции счастья и мечты. Персонажи с их индивидуальными попытками осмысления этой ситуации, предоставляют нам возможность проанализировать индивидуальных проекций фактора мечты в жизни человека. В каждой из них мы видим трагедию благих намерений и устремлений, которых они в своих устремлениях к благополучию и преуспеванию, пожертвовали мечтой и пошли прагматическим путём честолюбия и амбиций. Герои этих историй искренне увлеклись желанием достижения благополучия и преуспевания, но в этом устремлении они совершили подмену понятий, использовали жажду благополучия и преуспевания в качестве эрзац заменителя мечты. В этих благих намерениях они поверили, что воплощение их честолюбивых амбиций и есть их мечта и это принесёт счастье в жизни.
В этой истории взгляд персонажей на пространство их собственной жизни через призму мечты Лоры Деккер позволяет им разрушить эту иллюзию и увидеть реальную картину собственной жизни, произвести переосмысление достигнутых результатов, подвести под-итог собственной жизни. Это направление вектора мыслительного процесса приводит их к точке осознания ошибочности выбора их жизненных ориентиров, к иному пониманию роли мечты в жизни человека.
История под названием «Летучая голландка» в плоскости исследования мечты в жизни человека фокусирует наше внимание на малой подгруппе людей, которые находятся в точке жизненного выбора. В этой символической точке их жизненного пути их жизненные ориентиры находятся в процессе формирования, они делают свои первые шаги в мире, наполненном размытыми образами и идеалами старших поколений. В этом мире они пытаются определить пространство собственной жизни, каким оно буде и что будет его определять, они решают дилемму выбора жизненного пути его ориентиров и целей. Для них кругосветное путешествие под парусом Лоры Деккер расширяет диапазон их выбора предоставляет им возможность сопоставить его с жизненными ориентирами людей пошедших по тропе амбиций и преуспевания. В их осмыслении мечты Лоры Деккер они примеряют её к своей собственной жизни, пытаются увидеть окружающий их мир через призму их собственной мечты и это позволяет им разрушить иллюзорные замки амбиций и честолюбия.
В изучении фактора мечты в жизни человека спектакль «Летучая голландка» создаёт особую плоскость познания в непосредственно в пространстве образа Лоры Деккер, чья тернистая тропа познания фактора мечты берёт своё начало от точки заявления о желания совершить одиночное кругосветное путешествия под парусом, до точки реального воплощения мечты в жизнь. На начальном отрезке этой тропы мы видим её одинокий образ, пробирающийся через человеческие джунгли непонимания и неприятия. В общественном пространстве в начале её поступок не принимается обществом и рассматривается в качестве проявления детской прихоти, но эта волна общественного отторжения ослабевает и пробуждает любопытство со стороны окружающего её мира. На своём пути Лора Деккер подвергает критическому анализу свой выбор, её взгляды на окружающей её мир и пространство собственной жизни, в этих попытках осмысления она пытается определить готова ли она сделать этот поступок превратить её детские мечты в реальность посвятить этому свою жизнь.
На этом отрезке её жизненного пути, на этом рубеже жизни она осознаёт, что кругосветное путешествие – это поступок, имеющий далеко идущие последствия и там на далёких от дома океанических просторах ей предстоит преодолеть испытания. В финальной точке критического её анализа она приходит к пониманию, определяющему её окончательное решение, в котором одиночное плавание – это возможность для неё обрести уверенность в себе и стать личностью, хозяином собственной жизни, которая сама определяет его вектор, цели и ориентиры.
В этом сценическом опыте изучения темы мечты в жизни человека Людмила Манонина-Петрович расширяет границы фокусной группы, которые охватывают всё пространство зрительного зала. В нём зритель становиться частью этой фокус группы, его мнение зрителей дополняет и расширяет горизонт познания фактора мечты в жизни человека. В спектакле это расширение пространства познания осуществляется через воплощение истории Лоры Деккер в формате телевизионного ток-шоу, в котором зрители напрямую участвуют в обсуждении и это персонафицирует эту историю в зрителях, она заставляет каждого из них примерить её на себя, пропустить её через своё собственное сознание и таким образом переосмыслить свои собственные взгляды и понимания жизненных ценностей, приоритетов и получить шанс возродить в себе мечту. В реалиях нашего времени спектакль Людмилы Манониной-Петрович предоставляет каждому из нас скинуть оковы честолюбия и преуспевания и попробовать и на мгновение примерить на себя образ Лоры Деккер, пробудить в себе мечту и попытаться сделать себя, свою жизнь и окружающий мир лучше и счастливей. 
Видео фрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете посмотреть на моём авторском Youtube канале "Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/55af0douQQA 
 


Рецензии