13серия Благополучный россиянин
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Надзиратель Белес даёт Николаю письмо с чёрной печатью. Николая, играя, нечаянно толкают мальчики. Николай распечатывает письмо с чёрной печатью.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ
С душевным прискорбием я поставлен в необходимость известить тебя об общем нашем горе. Отец скончался.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Николай смотрит на гимназистов, каждый из которых занят своим делом.
НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
Николай вместе со всеми марширует на плацу.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Николай сидит на своей кровати. Рядом с кроватью его конторка. Николай распечатывает новое письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ТЁТУШКИ
Дорогой Николя, с душевным прискорбием сообщаю, что брат твой до того увлёкся охотой, что грозит окончательно сделаться лесным бродягой и никогда не поступить в университет. Мне жалко было бы губить в деревне жизнь молодой девушки. Но на наше с Лизой желание переехать в город, Андрей отвечает самым решительным протестом, вероятно принимая в соображение, что на городских улицах воспрещено стрелять из ружей полицейскими правилами. Дорогой Николя, я, твоя любящая тетушка, спрашиваю твоё мнение, переезжать или не переезжать нам в город? В случае твоего согласия на наш переезд, я решительно намерена не обращать больше внимания ни на какие братнины протесты.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Братнины? Ай да Лиза!.. Молодца! Однако, я решительно становлюсь взрослым! И старшим! Теперь в моих руках радостные думы сестры о городской жизни и упрямое желание тетушки восторжествовать над Андреем. В моей власти обрадовать их или опечалить.
Николай испытывает гордость за то, что тётушка признаёт за ним право решительного голоса в семейных делах. Он встаёт, подходит к своей конторке и тут же пишет ответное письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Дорогая тётушка и любезная сестра моя Лиза, конечно, я решительно желаю, чтобы вы переехали в город, как вы того желаете сами. Андрей может поступать как ему угодно, может даже переселиться совсем в лес и вести там жизнь царя Навуходоносора, который, как известно, за тщеславие и высокомерие был наказан Богом: вообразив себя волом, удалился от людей и стал питаться травой. Жду вас с нетерпением.
ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.
Андрей читает письмо Николая.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Ты жесток относительно тётки и сестры. Заклинаю тебя оставить праздность, мать всех пороков. Я вижу мрачную картину твоего будущего раскаяния, когда ты не поступишь в университет и останешься навсегда не кончившим курс кадетом, умеющим только есть, пить и стрелять из ружья…
Андрей сначала в раздражении кидает письмо на стол, потом хохочет.
ИНТ. ГИМНАЗИЯ. ДЕНЬ.
Николай читает письмо Андрея.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ
Возлюбленный отец мой и наставник! Я провожу время в праздности, а Вы занимаетесь науками, и, вероятно, от усиленных занятий, у Вас совершенно помрачилось то очень маленькое зернышко здравого смысла, которое мы едва заметили… Но, впрочем, ты прав, как ни прискорбно мне в этом сознаваться… Савушка остаётся в деревне за управляющего, другого просто нет. Тётка уже написала письмо нашему попечителю Бурову, тебе нужно будет встретиться с ним, переговорить о переделке нашего городского дома. Да, жизнь в городе даёт свободным молодым людям несомненно больше преимуществ… И помни, не ты глава семейства! Привет Оверину!
НАТ. ФАСАД ДОМА ПОПЕЧИТЕЛЯ БУРОВА. ДЕНЬ.
Николай осматривает большой каменный дом. Таких в городе немного. Звонит в дверь. Открывает ЛАКЕЙ. Николай заходит в дом.
ИНТ. АНФИЛАДА ДОМА БУРОВА. ДЕНЬ.
Николай в сопровождении лакея идёт через анфиладу комнат, в каждой из которых находится кто-нибудь из многочисленного семейства Бурова.
ИНТ. ПЕРВАЯ КОМНАТА. ДЕНЬ.
Играют ДЕВОЧКИ. Рядом дремлющая НЯНЯ.
ИНТ. ВТОРАЯ КОМНАТА. ДЕНЬ.
ДАМА читает книгу.
ИНТ. ТРЕТЬЯ КОМНАТА. ДЕНЬ.
ЮНОША играет на пианино.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Уж следующая комната, должно быть, кабинет.
ИНТ. ЧЕТВЁРТАЯ КОМНАТА. ДЕНЬ.
Леночка, племянница Бурова, вышивает на пяльцах. Николая и лакей проходят мимо. Идут дальше.
ИНТ. КАБИНЕТ БУРОВА. ДЕНЬ.
Кабинет просторный. Перед большим столом, заваленным книгами и бумагами, сидит изящно одетый Буров. Рыхлое белое лицо его имеет какое-то жалостное, плачущее выражение; белые, мягкие, точно ватные, руки постоянно трясутся, как будто над каким-то сокровищем.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Почему приличный и полный во всех отношениях Буров напоминает мне Плюшкина? …Да это же тот господин, что был подле Катерины Григорьевны в салоне!
НИКОЛАЙ
Позвольте представиться, Негорев Николай.
БУРОВ
(с кротким деловым выражением)
Садитесь, пожалуйста.
(тихим, жалостным голосом)
Я получил вчера письмо от вашей тётушки.
Буров тщательно вычищает перо и втыкает его в дробь. Тут же он осторожно сдувает маленькую пылинку с белого листа и, взяв в дрожащие руки костяной ножик, медленно говорит.
БУРОВ
Я завтра поговорю с архитектором и попрошу его осмотреть ваш дом. Все необходимые переделки будут зависеть, конечно, от Вас, а потому Вы потрудитесь осмотреть дом вместе с ним. С ним Вы поговорите и сделаете ему свои указания. Вы как думаете, здесь остаться по окончании курса?
НИКОЛАЙ
Да, я буду в университете.
БУРОВ
А после?
НИКОЛАЙ
Я думаю здесь.
БУРОВ
В таком случае нечего жалеть на перестройку. Впрочем, все это будет зависеть от Вас. Вы зайдите уж сами к архитектору.
Николай встаёт. Буров тоже вскакивает на ноги и машет ладонью раза два над своими стрижеными волосами, как будто сгоняя муху. Он подаёт Николая мягкую, ватную руку. Они прощаются.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я официально признан взрослым, теперь кое-что будет зависеть и от меня. При этом я по-прежнему в гимназической курточке. Даже неловко. Главное теперь не выдать своих мыслей, не высказать радости, гордости или вообще какой бы то ни было перемены характера. Но всё-таки это уже – торжество!
ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. УТРО.
Николай в новой, но простой курточке, Малинин и АРХИТЕКТОР осматривают пустой дом. Николай ходит с видом довольно равнодушного человека, привыкшего вести серьёзные разговоры о переделке дома.
АРХИТЕКТОР
Надо бы и потолки отштукатурить.
МИХАИЛ МАЛИНИН
Однако ж тут хорошо будет устроено. Неужели ты не рад, что тебе достался такой дом? Ведь хороший дом!
НИКОЛАЙ
(с важностью вполне понимающего человека)
Не особенно.
ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
Николай и Малинин осматривают отремонтированный дом. Полы покрашены, обои наклеены. Оба довольны выполненными работами.
МИХАИЛ МАЛИНИН
К тебе можно будет когда-нибудь прийти?
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Что за дикий вопрос! Конечно можно.
МИХАИЛ МАЛИНИН
Нет, может быть, неловко, когда приедут…
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Приедут не звери, а люди, и потому большой неловкости в посещениях быть не может.
ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ В ГОРОДСКОМ ДОМЕ НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
АНДРЕЙ
Спасибо, брат. Устроил мне комнату с выходом в сад, как я и желал! А хочешь, поменяемся? Твоя комната несколько меньше и значительно скромнее моей.
НИКОЛАЙ
Меня вполне устраивает моя комната.
АНДРЕЙ
Сегодня же вызову портного и сапожника.
(кричит в коридор)
Сенька! Моя личная прислуга… Подобрал на улице.
ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
Андрей, Оверин, Бенедиктов, Новицкий осматривают дом.
БЕНЕДИКТОВ
(широко улыбаясь)
Молодец! Молодец, Андрей!
ОВЕРИН
Всё сделано хорошо, но в зале следовало бы поставить гиеронов фонтан для освежения воздуха, тем более что такой фонтан стоит очень недорого.
АНДРЕЙ
Сенька, за вином!
ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ. ДЕНЬ.
Николай, Андрей, Бенедиктов, Оверин, Новицкий распивают шампанское.
БЕНЕДИКТОВ
За прочность и благополучие вновь устроенного дома!
ОВЕРИН
Тебе, Андрей, надо заменить обыкновенную кровать на висячую матросскую койку, на ней здорово спится и притом очень приятно качаться.
ИНТ. У ВОРОТ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
Грузчики разгружают вещи.
ИНТ. ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
ТЁТУШКА
Николенька, как всё чудесно!
Как ты замечательно всё
устроил! Дом не узнать.
Лиза и её ГОРНИЧНАЯ НАТАЛЬЯ в почтительном молчании обходят комнаты, осторожно притрагиваясь по пути к обоям, пробуя дверные ручки и посматривая в зеркала. Обе радостны и довольны.
ИНТ. КОРИДОР ГОРОДСКОГО ДОМА НЕГОРЕВЫХ. НОЧЬ.
Тётушка, держа свечу в руке, идёт по тёмному дому. Из-под двери Лизиной комнаты пробивается свет. Она останавливается, прислушивается. Лиза и Наталья о чём-то восторженно разговаривают. Тётушка вздыхает, крестит дверь, уходит.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ГОРНИЧНОЙ НАТАЛЬИ
Ты наконец-то увидишь своего суженого.
ИНТ. СТОЛОВАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.
АНДРЕЙ
Тётушка, как Вам визит к городским родственникам?
ТЁТУШКА
Я была однажды принята в высшем московском обществе, и нравы знаю!..
Но эта Катерина Григорьевна на старости лет так штукатурится, точно кукла из парикмахерской. Невозможно смотреть.
ЛИЗА
А Ольга сделалась такой гордянкой, что возмечтала о себе невесть что такое!
А Володю я вообще ненавижу! Не смог скрыть свою брюзгливость! Модничает больше матери и для этой цели носит длинные волосы, которые, к стыду своему, вероятно, каждое утро завивает железными щипцами.
НИКОЛАЙ
Когда они собираются к нам с ответным визитом?
ТЕТУШКА
Да уж не заставят себя ждать!
АНДРЕЙ
Милая тётушка, что за досада? Вам, принятой в высшем московском обществе, нужно проявлять крайнюю деликатность. Вам, ли, изысканной даме, этого не знать?
ЛИЗА
Уж мы их встретим!
ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
Николай и Володя о чём-то мирно разговаривают. Андрей и Лиза смотрят на Володю крайне недружелюбно. Тётушка торжествующе сидит за пустым столом. Катерина Григорьевна сидит на диване. В руках её полупустая чайная чашка. Она не знает, куда её поставить, то приспосабливает на колени, то на край дивана. Ложечка, лежащая на блюдце, бренчит.
ТЁТУШКА
Вкусен ли чай?
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Да, благодарю… Однако, нам пора. Володя?
Володя поднимается, молча кивает на прощанье головой. Мать и сын выходят.
ЛИЗА
Ну, уж теперь надолго перестанут
беспокоить нас своими визитами.
Как мы их!
АНДРЕЙ
(смеясь)
Ну, тётушка, ну, дипломат. Уроки
высшего московского общества
не прошли даром…
ИНТ. СТОЛОВАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.
Все ужинают. Кроме всех Негоревых, здесь Новицкий и Малинин. Малинин невольно бросает влюблённые взгляды на Лизу.
МАЛИНИН
(шёпотом Николаю)
Я влюблён. От сна и от еды отбило.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(шутя)
Прими слабительное.
МИША МАЛИНИН
(негодуя)
Ты не понимаешь чувств!..
Циник. Слабительное!
(громко)
Спасибо.
Малинин встаёт, садится в угол дивана, смотрит на Лизу, сопит носом. Другие тоже встают из-за стола. Новицкий, снисходительно поддерживая тётушку, помогает сесть ей в кресло, ставит ей под ноги скамеечку.
ТЁТУШКА
Вот образец почтительности, столь редкой нынче в молодых людях. Семён, а не могли бы Вы давать уроки нашей Лизе?
НОВИЦКИЙ
Почту за честь.
Лиза радостно хлопает в ладоши. Малинин возмущённо выправляет осанку, он испуган, ревностно смотрит на Новицкого. Николай и Андрей, видя это, переглядываются со смехом.
ЛИЗА
Вот увидите, мальчики, я буду знать не меньше вашего. Не только мужчинам учиться! Наше общество созрело для того, чтобы женщины на равных с мужчинами правах могли учиться и работать!
АНДРЕЙ
Сестрёнка, что за опасные разговоры при тётушке. Пожалей.
ТЁТУШКА
Лиза, если ты не хочешь, чтобы твой будущий муж застрелился или бежал из отечества за границу, веди себя так, как следует молодой девушке!
Малинин краснеет, но выпрямляет спину.
АНДРЕЙ
Лиза, ты права. Всем женщинам нужна полная свобода. И даже тётушке. Я – за равноправность женщин и мужчин!
Андрей садится на диван рядом с Малининым.
АНДРЕЙ
(доверительно)
Поднеси предмету своей страсти какое-нибудь стихотворение. Самое лучшее и подходящее к случаю лермонтовское «По синим волнам океана».
Андрей отворачивается, чтобы скрыть насмешливую улыбку.
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. НОЧЬ.
Николай собирается ложиться спать. Заходит Андрей с зажженной свечой.
АНДРЕЙ
Малинин, вот умора. Собирает пуговки и ленточки, которые случалось терять Лизе, и потом, удаляясь в сад, вздыхает над этими предметами, целуя пуговицы и съедая целиком ленточки. Надо будет уговорить Лизу терять как можно больше лент и пуговиц, вероятно тогда когда-нибудь Малинин объестся лентами или подавится пуговицей. И эта болезнь пройдёт. Я на него не могу без смеха смотреть. Купидон!
ВОСПОМИНАНИЯ НИКОЛАЯ.
МАЛИНИН
Я был сегодня на уроке Семёна. Он допустил ошибку. А Лиза верит.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯМ НИКОЛАЯ
АНДРЕЙ
Я порекомендовал ему преподнести Лизе стихотворение «По синим волнам океана». Вот посмеёмся.
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах…
Андрей и Николай хохочут как сумасшедшие.
АНДРЕЙ
Кстати, я познакомился со Стульцевым!
Та ещё умора!
ИНТ. СТОЛОВАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.
Все смеются за обедом. Помимо прежней компании, присутствует Стульцев.
ТЁТУШКА
Кошка, величиною с кулак?
СТУЛЬЦЕВ
Я видел сам! Клянусь!
АНДРЕЙ
Это что! Вы бы видели мышей с горошину, которых ловит стульцевская кошка!
НОВИЦКИЙ
Я вам могу в подробностях описать устройство наперстка, которым ловят этих мышей, за которыми охотится стульцевская кошка!
МАЛИНИН
Отчего ты, Стульцев, всегда врешь?
СТУЛЬЦЕВ
Ну. Ну что?
ИНТ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
В библиотеке много гимназистов и семинаристов. Все оживлённо общаются. Грачёв яростно листает журналы.
НОВИЦКИЙ
(Оверину)
Сергей, вот чем тебе не нравится русский шрифт?
МАЛИНИН
Зачем изобретать изобретённое?
ОВЕРИН
Печатный шрифт должен соответствовать современному письменному шрифту, а не древнему полууставу! Я после многочисленных математических выкладок изобрел новый русский шрифт!
Все гудят. Кто-то стучит по столу.
АНДРЕЙ
Ты что, правда заказал пуссоны? Будешь отливать новые буквы?
НОВИЦКИЙ
Спроси, сколько денег он потратил на эту затею? Забрал у попечителя жалованье своё за несколько месяцев вперед.
ОВЕРИН
Я не только отолью новые буквы, но даже напечатаю ими своё сочинение о новом русском шрифте… Я составлю и прочитаю вам лекции о красоте и преимуществах своих букв перед теми, которые употребляются теперь.
НОВИЦКИЙ
Ну нет…
ГРАЧЁВ
Лучше прочесть мою статью
под названием «Ученость и религиозность».
НОВИЦКИЙ
Ещё хуже... Поставь эпиграфом к своему сочинению «Ничего в волнах не видно».
Новицкий напевает на мотив народной песни «Вниз по матушке по Волге, по широкому раздолью».
Ничего в волнах не видно.
АНДРЕЙ
Нет, следует совсем переменить заглавие и назвать: «Утреннее размышление кота в сапогах».
ГРАЧЁВ
(Важно)
Я отправил свой труд в один из петербурских журналов. Скоро напечатают.
В одном из углов раздаётся смех. Володя Шрам модно одет в серо-дикий пиджак, широкие штаны. На носу – синие золотые очки.
ШРАМ
Уже напечатали.
ГРАЧЁВ
(Важно)
Читай…
ШРАМ
Да с удовольствием. Правда, это не совсем статья. Всего лишь рецензия. Но какая! «Ваша религиозность не подвержена никакому сомнению; к сожалению, мы того же не можем сказать о вашей учености. Со статьей вам можно приютиться в журнале «Домашняя беседа».
Все, кроме Малинина, смеются.
НОВИЦКИЙ
Велика честь напечататься в самом
реакционном журнале!
Грачёв подавлен. Подходит к Шраму, вырывает журнал. Читает.
МАЛИНИН
(не громко Николаю)
Над этим журналом тяготит такое проклятие, что одно прикосновение к нему может навсегда погубить репутацию человека. Насмешкам над Грачевым теперь не будет конца. И теперь…. значение Грачёва утратится?
НИКОЛАЙ
Думаю, да. Наконец-то он навсегда перестанет свысока обличать других в бездельничестве, выставляя при этом себя жрецом настоящего серьёзного дела, мучеником учёной скуки и сухости.
МАЛИНИН
И кто теперь будет задавать тон общественному мнению?
НИКОЛАЙ
Наш серый пиджак.
МАЛИНИН
Это плохо. Шрам ужасно насмешлив. Теперь достанется всем. Только Оверин решится читать при нём что вздумается, любую повесть.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Да, в этом случае, Оверин может гордиться своим сумасшествием. Он совсем не подпадает стеснениям, относившимся до других, и без всякого страха читает, говорит и делает всё, что ему вздумается.
МАЛИНИН
Грачев дозволял, по крайней мере, читать, что угодно.
НИКОЛАЙ
Что мешает тебе?
МАЛИНИН
Да так… Что подумают другие? Пойду к Оверину.
НИКОЛАЙ
Давай, порадуй друга. Ты – единственный его внимательный слушатель.
МАЛИНИН
Оверин с не меньшим восторгом, если чувствует сильную потребность высказаться, без всяких затруднений объяснит всё, что нужно первому дереву, попавшемуся в саду.
НИКОЛАЙ
Да он и относится к своим слушателям так, как к деревьям, разговаривая, точно актер с суфлерской будкой.
Малинин подходит к Оверину.
ОВЕРИН
Я начертал себе следующую программу: прежде всего изучить математику, потом примусь за естественные науки, затем перейду к социальным, изучу философию и сделаюсь великим писателем! До тех же пор, покуда я не покончу с математикой, заниматься чем-нибудь другим было бы глупым упражнением сапожника в печении пирогов.
МАЛИНИН
По какой же причине ты, подобно презренному сапожнику, отрываешься от математики и заботишься о красотах русского шрифта?
ОВЕРИН
(смущённо)
Отчего? Во-первых, я тут тоже занимаюсь математикой: это задача, а во-вторых… Видишь ли ты, математика для меня обед, а шрифт – пирожное.
Оверин рад, что легко выпутался из затруднения, он улыбается и слегка стукает Малинина по плечу.
МАЛИНИН
Послушай, Оверин, отчего ты такой пентюх? Всё ты с книгами, вон и руки у тебя всегда в мелу перепачканы. Ты этак скоро умрёшь; человеку нужны развлечения. Ты прежде хоть купаться ходил, а теперь и купаться тебе лень ходить: как старуха, всё сидишь над книгами.
ОВЕРИН
Да-а…
Оверин берёт в руки мел и что-то чертит на доске.
НАТ. УЛИЦА. ВЕЧЕР.
Андрей и Николай идут по улице. Их обгоняет Оверин. Андрей хватает его за рукав.
АНДРЕЙ
Куда ты?
ОВЕРИН
Тут, недалеко.
АНДРЕЙ
Да куда же?
ОВЕРИН
(с заботливой серьезностью)
Тут… не знаешь ли, где поближе кабак?
АНДРЕЙ
В кабак! Зачем же? Прямо за углом!
ОВЕРИН
(задумчиво)
Хочу напиться.
НИКОЛАЙ
С чего это?
ОВЕРИН
(озабоченно, с напряжённой серьёзностью)
Нет, видите ли, мне действительно нужны удовольствия. Нельзя же всё сидеть над книгами нелюдимом! Я думал – что бы такое? Другие находят удовольствие в танцах. Я не умею танцевать, а то сходил бы в сад, когда никто не мешает, протанцевал там где-нибудь и воротился бы…
Николай и Андрей хохочут. Оверин изумлён, но продолжает рассуждать.
СЕРГЕЙ ОВЕРИН
Театры отнимают много времени. Верховая езда ничего бы; надо опять много денег: лошадь надо покупать, да, наконец, я не умею и ездить. Ну, и верховая езда, кроме того не всем же нравится. Пьянство нравится всем. Мастеровой работает целую неделю, а в воскресенье напивается. Вот и я так буду напиваться теперь…
Оверин с уверенностью смотрит вдаль и ровным, твердым шагом идёт вперёд. Намерение его непреклонно.
АНДРЕЙ
(смесь)
И напьёшься?
ОВЕРИН
(с любезным простодушием)
Напьюсь. И тебе тоже советую.
(обращаясь к Николаю)
Я знаю, вы не пьёте даже шампанского, а потому Вас не приглашаю. Нам с тобой двух штофов достаточно. У меня есть деньги.
Андрей приходит в восторг.
АНДРЕЙ
Немедленно идём в кабак!
НИКОЛАЙ
Пойдемте лучше к нам, там есть водка, можете напиться как угодно.
АНДРЕЙ
Нет, мы пойдем в кабак!
ОВЕРИН
(удивлённо)
Отчего же не пить в кабаке на свои деньги!
НИКОЛАЙ
Вас там отколотят…
АНДРЕЙ
Мы сами отколотим. Ну, вон кабак. Пойдем и ты с нами.
НИКОЛАЙ
Я ещё не сошел с ума. Андрей, ведь ты делаешь скандал на весь город! У нас есть сестра…
ОВЕРИН
У меня нет сестры. До свидания!
Андрей и Оверин открывают двери кабака. Оттуда вырывается безобразный гам и визгливый голос, покрывавший этот гам:
ВИЗГЛИВЫЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Хлеба – нет,
Соли – нет,
Смех какой!
Андрей и Оверин заходят в кабак. Двери закрываются. Звуки города возвращаются.
НИКОЛАЙ
Чёрт с ними!
ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРИНЫХ. ВЕЧЕР.
ЛИЗА
Где Андрюша?
НИКОЛАЙ
Оверин положительно сошёл с ума, а так как наш брат всегда был дураком, то не удивительно, что они сошлись теперь и отправились вместе в кабак!
ЛИЗА
(покраснев, нерешительно)
Отчего этот Оверин не ходит к нам?
НИКОЛАЙ
Если ты хочешь вешаться на шею к этому сумасшедшему, можешь сама сходить к нему. Он тебе докажет, как дважды два, что буква «ш» безобразна, как… вот как ты!
ЛИЗА
Что ты кричишь! Шёл бы с ними в кабак, там и кричал бы.
Быстро входит Малинин.
НИКОЛАЙ
А, явился! Это ты, негодяй, навёл Оверина на поганую мысль об удовольствиях!
МАЛИНИН
(простодушно)
Что такое? Ничего. Оверин упал в обморок, ему сделалось дурно. Ну, Андрей и привез его на извозчике домой. Мы вместе с Андрюшей пришли.
Входит весёлый и не пьяный Андрей. Николай успокаивается.
ВОСПОМИНАНИЯ АНДРЕЯ. ИНТ. КАБАК. ВЕЧЕР.
АНДРЕЙ
(весело)
Вы только представьте! Оверин, основательно рассуждая, что по малости пить не стоит, спросил в кабаке сразу четверть ведра! Но мы лишь выпили по третьей рюмке, так ему сделалось дурно, и он, что называется, раскис вполне. Я отдал водку ЧИНОВНИКАМ, сидевшим в кабаке, и привёз больного Сергея без всяких дальнейших приключений в гимназию.
(Николаю)
Видел бы ты его! Неизгладимое зрелище. Лиза, хочешь познакомлю тебя с Овериным? Та ещё личность! Сейчас с ним его товарищи возятся.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯМ АНДРЕЯ
Малинин напряжён и сконфужен. Лиза взволнованно краснеет.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Оверин сидит на своей кровати. На голове – мокрое полотенце. У кровати железный погнутый тазик. Рядом с ним и на кровати напротив сидят несколько гимназистов. Оверина тянет вырвать, он корчится, но лишь слегка сплёвывает.
ОВЕРИН
Никогда больше не намерен я развлекаться какими бы то ни было удовольствиями. Математика такой же завлекательный роман, как «Три мушкетера». Каждое место, на котором я останавливаюсь – лучшая патетическая сцена. Когда я читаю этот роман, я не могу успокоиться от волнения, что будет дальше.
Входит надзиратель Белес. Оверин накрывается с головой одеялом. Один из учеников осторожно задвигает ногой тазик подальше под кровать. Все замирают, слыша предательский скрежет тазика по полу.
НАДЗИРАТЕЛЬ БЕЛЕС
Через полчаса отбой!
Один из учеников встаёт. Другие тянут его за рукав вниз. Он садится. Надзиратель Белес выходит.
Свидетельство о публикации №222121800204