Исторические источники

Исторический источник – это, носитель информации о прошлом, причем носитель из того самого прошлого. Общепризнано делить исторические источники на такие типы: вещественные, изобразительные, письменные и фонические. Но, на взгляд автора, именно письменные источники представляют наибольший интерес для реализации цели этой работы, и не только потому, что спичечные этикетки можно отнести именно к этому типу источника, а потому, что письменные источники более наглядно и достоверно отдают свою информацию. Также к этому типу исторических источников нужно отнести всю литературу о спичках, в том числе и художественную и, к сожалению, малочисленные, сохранившиеся документы спичечных фабрик, Художественного совета и прочее. Письменные источники с фактическим содержанием могут достоверно служить для различных познавательных целей:
    Во-первых: принимая во внимание тот или иной исторический источник мы можем судить о внутреннем состоянии того человека, который являлся автором данного источника, судить о его эмоциональном и психическом состоянии и определить с определенной долей уверенности, что этот человек хотел выразить создавая этот свой исторический источник.
   Во-вторых: так же мы можем использовать данные типы исторических источников для извлечения истинных результатов именно тех событий, которые в нем описываются, или для описания и реконструкции самих исторических событий происходящих в тот временной отрезок времени.
  В-третьих: это использование исторического источника для выяснения оценки, которая в нем приводится. Изучение письменных источников необходимо потому, что оно ведет к расширению исторического знания, к изменению оценки исторических явлений, к глубокому пониманию социально-экономических процессов именно при критическом анализе письменных источников. Но чтобы это знание было объективным нужно рассматривать разные источники, а не полагаться на один. Эти процессы ведут к совершенствованию исторической критики, которая представлена двумя разновидностями
     1 Внешняя критика источника- начальный этап источниковедческого исследования, это проверка его подлинности. В принципе, это анализ внешних признаков источника, то есть бумаги, чернил, пишущих инструментов и т. д. Например, бумага начинает использоваться в качестве материала для письма не ранее середины XIV века. В первой четверти XVIII в. люди начинают пользоваться гражданским алфавитом. Металлическое перо вошло в обращение только в XIX веке. Если же возникают подозрения о подлинности документа, то проводится анализ, в котором выясняется происхождение и автор источника, происходит изучение содержания документа и сопоставление с известными фактами. В общем, происходит выявление действительности источника.
     2. Внутренняя критика заключается в анализе содержания самого документа и его интерпретации, когда нужно ответить на вопросы о том, насколько источник правдив, как полно описывает те или иные события, о чём умалчивает и почему, откуда взял информацию его автор.
    Самый эффективный и продуктивный вариант – это синтез двух стадий критики. Именно при их совместном, но параллельном использовании (когда результаты одного не перекликаются с другим), мы можем полноценно раскрыть исторический источник и правильно его истолковать.
     В работе над историческим источником можно выделить следующие стадии:
1.  Установление времени возникновения источника, определение места его создания, выявление личности автора и обстоятельств появления источника.
2.  Изучение внешних особенностей источника (формуляра, орудий письма, средств пересылки, работа над самим текстом с точки зрения выявления ошибок автора или переписчика, выявление вставок, расшифровка зашифрованного текста и неясных мест (исправления, помарки).
3.  Решение вопроса о подлинности исторического источника,
установление подлогов и подделок, если таковые обнаружатся.
4.  Изучение языка и языковых особенностей источника.
5.  Интерпретация источников, истолкование и оценка их содержания,
установление достоверности и научной значимости, содержащейся в источнике информации.
     Однако следует иметь в виду, что эта схема весьма условна. Поэтому, работая над источником, исследователь обычно следует своим собственным, проверенным методам. Но с полной уверенностью можно сказать, что изучение исторических источников при изучении прошлых событий в истории человечества чрезвычайно важно и необходимо.
     Таким образом, можно сделать вывод, что воссоздать ход событий
прошлого без исторических источников вообще не представляется возможным. События, которые давно минули, мы не можем увидеть, их не существует в настоящем, их не будет в будущем, для нас остались только следы тех, давно прошедших времен. Яркий пример тому наскальная живопись – изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Такими следами как раз и будут исторические источники, каковыми являются:
1.  Официальные документы (законы, указы, программы, газетные статьи).
2.  Личностные документы (мемуары, дневники, художественные произведения, письма)
3  Исторические источники в большинстве своем имеют реальную информацию.
4. При сравнении исторических источников создается понимание о субъективности каждого из них и об их относительности.   
5.  Исторические источники имеют постоянно пополняющийся характер.
6  Исторические источники показывают пример искажения информации в разные исторические эпохи.
    Найти истинное зерно, скрытое в любом историческом источнике, можно лишь критически оценивая и сравнивая информацию из разных источников, анализируя и сравнивая сами источники.


Рецензии