Исторические источники
Во-первых: принимая во внимание тот или иной исторический источник мы можем судить о внутреннем состоянии того человека, который являлся автором данного источника, судить о его эмоциональном и психическом состоянии и определить с определенной долей уверенности, что этот человек хотел выразить создавая этот свой исторический источник.
Во-вторых: так же мы можем использовать данные типы исторических источников для извлечения истинных результатов именно тех событий, которые в нем описываются, или для описания и реконструкции самих исторических событий происходящих в тот временной отрезок времени.
В-третьих: это использование исторического источника для выяснения оценки, которая в нем приводится. Изучение письменных источников необходимо потому, что оно ведет к расширению исторического знания, к изменению оценки исторических явлений, к глубокому пониманию социально-экономических процессов именно при критическом анализе письменных источников. Но чтобы это знание было объективным нужно рассматривать разные источники, а не полагаться на один. Эти процессы ведут к совершенствованию исторической критики, которая представлена двумя разновидностями
1 Внешняя критика источника- начальный этап источниковедческого исследования, это проверка его подлинности. В принципе, это анализ внешних признаков источника, то есть бумаги, чернил, пишущих инструментов и т. д. Например, бумага начинает использоваться в качестве материала для письма не ранее середины XIV века. В первой четверти XVIII в. люди начинают пользоваться гражданским алфавитом. Металлическое перо вошло в обращение только в XIX веке. Если же возникают подозрения о подлинности документа, то проводится анализ, в котором выясняется происхождение и автор источника, происходит изучение содержания документа и сопоставление с известными фактами. В общем, происходит выявление действительности источника.
2. Внутренняя критика заключается в анализе содержания самого документа и его интерпретации, когда нужно ответить на вопросы о том, насколько источник правдив, как полно описывает те или иные события, о чём умалчивает и почему, откуда взял информацию его автор.
Самый эффективный и продуктивный вариант – это синтез двух стадий критики. Именно при их совместном, но параллельном использовании (когда результаты одного не перекликаются с другим), мы можем полноценно раскрыть исторический источник и правильно его истолковать.
В работе над историческим источником можно выделить следующие стадии:
1. Установление времени возникновения источника, определение места его создания, выявление личности автора и обстоятельств появления источника.
2. Изучение внешних особенностей источника (формуляра, орудий письма, средств пересылки, работа над самим текстом с точки зрения выявления ошибок автора или переписчика, выявление вставок, расшифровка зашифрованного текста и неясных мест (исправления, помарки).
3. Решение вопроса о подлинности исторического источника,
установление подлогов и подделок, если таковые обнаружатся.
4. Изучение языка и языковых особенностей источника.
5. Интерпретация источников, истолкование и оценка их содержания,
установление достоверности и научной значимости, содержащейся в источнике информации.
Однако следует иметь в виду, что эта схема весьма условна. Поэтому, работая над источником, исследователь обычно следует своим собственным, проверенным методам. Но с полной уверенностью можно сказать, что изучение исторических источников при изучении прошлых событий в истории человечества чрезвычайно важно и необходимо.
Таким образом, можно сделать вывод, что воссоздать ход событий
прошлого без исторических источников вообще не представляется возможным. События, которые давно минули, мы не можем увидеть, их не существует в настоящем, их не будет в будущем, для нас остались только следы тех, давно прошедших времен. Яркий пример тому наскальная живопись – изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Такими следами как раз и будут исторические источники, каковыми являются:
1. Официальные документы (законы, указы, программы, газетные статьи).
2. Личностные документы (мемуары, дневники, художественные произведения, письма)
3 Исторические источники в большинстве своем имеют реальную информацию.
4. При сравнении исторических источников создается понимание о субъективности каждого из них и об их относительности.
5. Исторические источники имеют постоянно пополняющийся характер.
6 Исторические источники показывают пример искажения информации в разные исторические эпохи.
Найти истинное зерно, скрытое в любом историческом источнике, можно лишь критически оценивая и сравнивая информацию из разных источников, анализируя и сравнивая сами источники.
Свидетельство о публикации №222121800247