Лекарства для народа

   
             

       Что русскому хорошо, то немцу – смерть. – Очень верная поговорка. Проверенная научно. – Губарев на мгновение задумался, а потом оживился.
-   Вот мы сейчас с вами и проверим, изменились ли к лучшему времена после распада СССР.  Отцепите от меня микрофон, пойдём на кухню кофе пить. Пока ребята собирают аппаратуру, я вам расскажу удивительную историю.
    Я поверила. До сих пор все истории автора и ведущего программы «Реальная фантастика» оказывались именно удивительными. Но на сей раз сюжет превзошёл все ожидания. История о лекарствах оказалась столь драматичной, что я нарушила технологию подготовки к следующей съёмке. Мы с Губаревым решили, что я должна навестить героя сюжета и выяснить,  как обстоят дела сейчас.
          К академику Льву Пирузяну я отправилась без съёмочной группы, просто поговорить. Шла пешком, потому что оказалось, что мы живём в одном дворе. Это был такой небольшой микрорайон между Ленинским проспектом, улицами  Дмитрия Ульянова и Вавилова. Дверь открыла красавица с приветливой улыбкой. Элеонора – она попросила называть её так, была не просто женой академика и матерью его детей, она была доктором биологических наук, соратницей своего мужа, и в нашем разговоре сделала много ценных дополнений к его рассказу о жутком преступлении, совершённом группой влиятельных лиц по отношению к народу, а, может быть, и ко всему человечеству.
      Мы с Элеонорой присели возле журнального столика, на котором уже были приготовлены к моему приходу разные документы. Протоколы, справки, фотографии, тексты. В кабинет вошёл хозяин дома, и я невольно встала. Это был очень крупный высокий мужчина, килограммов за двести , который сразу заполнил собой небольшое комнатное пространство. Такому великану под стать был бы большой дом.
     Лев Арамович улыбнулся.
    -  Тесновато здесь у меня. Что поделаешь, сейчас это единственное место, где я могу продолжить работу над своим открытием. Как глупо, что врачи и фармацевты не хотят прислушаться к учёным. Результаты многолетних исследований показывают, что одни и те же лекарства по-разному действуют на больного в зависимости от его индивидуальных особенностей. А индивидуальные особенности напрямую связаны с генотипом. 
         
В разговор вмешалась Элеонора.
- Чтобы просветить нашу гостью, давай всё-таки уточним. Генотип характеризует конкретную особь, но необходимо учитывать те условия внешней среды, в которых обитает человек. Это сочетание – генотипа и  места проживания даёт полное представление о конкретном организме.  Речь идёт о фенотипе каждого из нас. Вот мы с Львом Арамовичем – армяне, но живём в Москве. Наш фенотип и фенотипы  соотечественников  на исторической родине в Армении будут различаться.  Еще в советское время мы провели тысячи лабораторных исследований лекарств, и получили достоверные данные о разнице в их действии.
    - Которая напрямую зависит от фенотипа организма, - заключил академик. – Мы работали как проклятые. Весь наш институт, Всесоюзный НИИ по биологическим испытаниям химических соединений в Купавне целых двенадцать лет изучал воздействие лекарств на пациентов в разных уголках огромной страны. Сравнивая результаты, мы пришли к однозначным выводам: действия лекарств зависят от фенотипа организма. Написали в отдел науки ЦК КПСС свои предложения. Необходимо было сделать для каждого человека индивидуальный метаболический паспорт пациента. Данные, указанные в этом документе, могли произвести революцию в медицине. Фармацевты всей Земли могли переключиться на производство лекарств для конкретных фенотипов.
    Элеонора тяжело вздохнула.
 - Я никогда не забуду этот день.  На дворе был 1984 год, у власти – Андропов. Льва Арамовича вызвали в ЦК. Когда он вернулся домой, я открыла дверь и замерла в ужасе. Его лицо было залито густым багровым румянцем.  Это симптом, указывающий на предынсультное состояние.
    Помогла мужу разуться, дала успокоительное. Он не мог говорить.
- Успокойся, дорогая. Это уже позади. Стресс, шок, болезнь. Но случившееся стало глобальной катастрофой не только для нашего института, не только для науки, но и для людей. Для всех людей.
- Расскажите , что случилось, - попросила я академика. – Вы так эмоционально комментируете, а в чём проблема, я не понимаю.
   -Весной 1984 года меня вызвали в ЦК и ознакомили с протоколом заседания Комитета партийного контроля, который в то время возглавлял член Политбюро Соломенцев. На его имя был подготовлен доклад, в котором некие проверяющие сообщали, что НИИ под руководством академика Пирузяна растратил 50 миллионов народных денег на сомнительные исследования расистского характера. Мои доводы и объяснения уже не имели никакого значения. Было готово решение о моём увольнении с поста директора и закрытии темы.
    - Нам удалось спасти документацию, - Элеонора преодолела судорожный вздох. – Сейчас всё копии здесь. И мы продолжаем бороться за открытие темы. Тем более сейчас, когда коллеги в Канаде пришли к аналогичным выводам.   
     Вот так, решением партийных начальников на целых двадцать лет остановили перспективное научное направление по созданию лекарств для народа.
   - Оправившись от удара, тогда, в восемьдесят четвертом, я пошёл в газету «Правда» за правдой. Отдел науки возглавлял журналист Владимир Степанович Губарев. Мы долго разговаривали, потом он вызвал в кабинет корреспондента Радия Фёдорова. Нам было известно это имя, за подписью журналиста «Правда» публиковала острые проблемные статьи по разделу науки. Радий приезжал ко мне, я ознакомил его со всеми документами, и он написал замечательную статью под названием «Сбитый спутник». О возможных трагических последствиях закрытия темы создания лекарств для народов. Губарев позвонил мне и сообщил, что статья прошла редколлегию «Правды» . Решено опубликовать материал в ближайшем номере.
     Но публикацию запретили. До сих пор я не знаю, кто объявил войну научному направлению. Мне говорили про влиятельных людей их фармацевтической промышленности, но в этом не просматривается никакой логики. Наоборот, было бы очень выгодно выпускать лекарства для различных фенотипов на всей планете. Мы опередили мировую науку на целых двадцать лет !  А теперь, после опубликованного открытия канадских учёных , в странах Запада стали спешно создавать лаборатории по исследованию и созданию лекарств для определенных фенотипов.
- А когда настали новые времена? Когда к власти пришёл Горбачёв?
- Конечно, появилась надежда на восстановление проекта. Мне удалось дозвониться до приёмной председателя Совета Министров Николая Ивановича Рыжкова. Секретарь нас соединила. Я был очень взволнован, говорил быстро, с напором. Он слушал, не перебивая, пока я не закончил.
Потом сказал, что не понял, кто с ним говорит.
    -Я академик Пирузян.
  - Чей вы первый зам? Я не расслышал, повторите.
     Я повторил, и начал всё объяснять заново. Николай Иванович снова дослушал до конца.
     Пообещал разобраться. Но мы говорили в середине апреля 1986 года, вскоре случилась чернобыльская катастрофа, и Рыжкову стало не до меня. Я говорил еще с некоторыми влиятельными людьми, но добился немногого. Мощный проект на базе Купавны был уничтожен.
      Я понимала, что наша передача вряд ли принесёт какую-то практическую пользу делу . Но всё же выпуск «Реальной фантастики» о Льве Пирузяне вышел в эфир. С тех пор миновало 15 лет.
     Лев Арамович Пирузян ушёл из жизни, оставив последователям результаты , с помощью которых есть шанс радикально улучшить всю систему здравоохранения. Я не знаю, работают ли сейчас в нашей стране над этой проблематикой.
   Но в новостях то и дело сообщают,  что в десятках лабораторий, открытых в ближнем зарубежье,  идея о зависимости результата действия  химических веществ , в том числе лекарств, от фенотипа организмов активно, если не сказать, агрессивно, изучается нашими противниками.          


Рецензии
Да уж " что имеем не храним..." Почему-то вспомнились проблемы профессора С.Савельева с его Церебральным Сортингом. Впрочем, эти проблемы не только в науке, медицине, в производстве, но и что самое страшное в образовании, когда из знаний сделали товар, а учителей торговцами этим товаром,когда появились " элитные школы" уровень образования упал.школы стали выпускать потребителя " товара" ,а не творца.
С УВ.махно

Жека Махно   18.12.2022 13:33     Заявить о нарушении