В сетях оптимизации 2

      В сетях оптимизации

      На другой день, как всегда, в половине восьмого была планерка у главы города. Владимир Романович кратко доложил о том, что коллегия в областном центре прошла для нашего отдела хорошо, без критики. Поставленные задачи выполняем нормально. Только вот теперь надо будет сеть школ оптимизировать: из пяти школ оставить три и сделать школы  разных ступеней, а также создать инновационные учреждения. Глава отреагировал мгновенно:
       - Пока я здесь работаю школы закрывать не будем! А новое? Создавай, меняй вывески! Сам знаешь, новое — хорошо забытое старое.
        После планерки заместитель главы, курирующий систему образования города, уже в своём кабинете внушал Владимиру Романовичу:
       - Зачем ты ему сказал про оптимизацию? Сами бы разобрались. Вывеску поменять просто. Подумай, что сделать!
       - Я сказал так, как есть. Ну, будет он в области, а там спросят или неожиданно скажут. Потом хуже будет, если не доложить. Хоть один груз глава снял с меня,  легче стало. Оптимизации не будет! Остаются все школы, и не надо продавать зданий.
       - Ладно,  забыли! А ты лучше думай, что говорить начальству. И про новое... посмотри повнимательней, что можно сделать.

       Решения областной коллегии прислали по электронке через два дня, поэтому на Совете отдела образования, кроме выполнения запланированного, Владимир Романович кратко прокомментировал, остановившись в конце на отмене оптимизации образовательных учреждений и создании школ трёх ступеней:
       - Для нас сегодня это не актуально. Но вот об инновационных проблемахнадо думать!
       - Что ты решил? - спросил директор первой школы. - Гимназию из нас сделать? Вывеску поменять! Опять надо устав переписывать. Что же там наверху не успокоятся, пустое в порожнее переливать!
       - Да, вы правы, - ответил Владимир Романович.- сделаем в пятой  железнодорожный лицей, в третьей — агрошколу, во второй -
гимназию, а в четвертой — сахарную специализацию.
       - Нет, не понял его шутку директор четвертой школы. - У нас надо создавать лесную школу. Мы с лесничеством хорошо работаем. Пойдём всей школой в леса!

         В апреле с заместителем поехали сдавать комплектование школ на новый учебный год. Процедура привычная, но требовала особой подготовки цифровых отчетов, преемственности, анализа численности детей. Владимир Романович по старой привычке вел строгий отчёт рождаемости по полугодиям и месяцам, брал данные в ЗАГсе, смотрел в печати, прикидывал процент детей из пригородных сёл и отсев городских в сельскую школу, которая стояла на границе города, так как  дети близко лежащих домов частично уходили туда. Родители всегда в первую очередь думали о том, что ближе и безопаснее. Данные не радовали.рождаемость стремительно падала,  три школы набирали теперь только по одному первому классу, первая и третья - по два. Владимир   радовался за третью, свою бывшую. Правильно сделал, что пошел против бывшего заведующего городским отделом образования в бытность своего директорства и стал набирать классы в основное здание. А здесь тоже было бы по одному. Начальные классы теперь занимались в здании детского сада и  затем шли в третью школу. В главном здании тесновато, но занимались все с первого по четвертый классы. Значит, сохраняются в параллели «А» и «Б».  Правда, остается один десятый, но в первой - два, да и в остальных по одному. Только это единственная головная боль. Нет наполняемости 25-ти человек в школах. Классы по 20, 17, 16 школьников.  При нормативном финансировании, когда деньги идут за учеником, это плохо.Недокомплект.  Конечно, есть проблемы с нагрузкой учителей предметников. Ставку они не получают. Приходится догружать: кого - в группы продлённого дня, кого - часами дополнительного образования. Разрешается совместительство. Но не все готовы из своего привычного здания ходить по другим школам. Возникали очевидные проблемы были с наполняемостью: здание на четыреста учащихся, а учеников там 270.
          В очередной раз комиссия по приемке комплектования была представлена необычно широко. Были не только заведующие отделами областного управления, но и заместитель начальника, председатель областной профсоюзной организации педагогов с юристом, ещё какие-то  неопределённые лица.
          Владимир Романович кратко доложил состояние дел и приготовился к диспуту об оптимизации, так как уже слышал о том, что это первый   вопрос, который теперь задают всем. Ответ, на основании требования главы города, был готов заранее, поэтому он скороговоркой  проговорил:
        - Оптимизация сети школ в новом учебном году не предусмотрена, что делать с инновационными учреждениями будем решать по окончании учебного года.
          Это вызвало резкое раздражение у присутствующих, заместитель начальника взорвался:
       - Вы что?.. Вы не собираетесь выполнять решение мартовской коллегии?
Выполним, - ответил Владимир Семенович, пытаясь сохранить спокойствие. - Только без этого пункта.
       - А что вы будите делать при нормативном финансировании? - задала вопрос заведующая финансового отдела. - Вам средств на зарплату может не хватить. Вы не совсем понимаете сложившегося положения. Количество школьников сокращается, бюджет всё меньше. Деньги идут за учеником, а у вас средняя наполняемость двадцать человек. Из вашего отчёта следует, что вы никого не сокращаете: ни руководителей, ни заместителей, ни педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов. Как же вы будите теперь выполнять требование повышения заработной платы?
       Владимир Семенович попытался ответить:
       - У нас нет сейчас социальных педагогов, психолог всего один, да и только в первой школе. Нет и руководителей кружков, которые работают на полную ставку. Повторяю, что людей сокращать не будем, также как и здания закрывать.
       Юрист профсоюза поинтересовался:
       - А много предметников работает на неполную ставку?
       Владимир Романович попытался объяснить, что нет таких, всех догружаем, но заместитель начальника управления его перебил:
       - Оставляете бумаги и диск с комплектованием. Посмотрим, что вам рекомендовать. Вызовем позже. Вы свободны! Комплектование не принято!
       Владимир Романович со своим заместителем направился к выходу, а  вслед прозвучало:
       - Ваш зам с отчётом пусть идёт в отдел общего образования,  вы лично идите в сектор инновационной работы, 13 кабинет!
       Последние слова вселили надежду, что комплектование примут в рабочем порядке, проверив цифры. «Там и зам справится,- решил Владимир  направляясь  в новый сектор, -  заодно и познакомлюсь с его работниками, обстановку разведаю, бой надо принимать самому». Однако в 13 кабинете воевать не пришлось, там его встретил улыбчивый молодой человек, без конца жестикулирующий, как будто играл в карты и не мог остановиться, который сказал:
       - Я новый сотрудник, Юрий Иванович Твёрдый, а мой начальник на заседании комиссии по приёму комплектования.
       Владимир Семёнович назвал себя, пояснил, что его и направили сюда с этой комиссии.
       - Присаживайтесь, мы сейчас посмотрим данные по вашему городу. Я уже набросал предварительно, что можно сделать.
       Владимир удивился такой предусмотрительности, но не выразил особой радости.  «Всё просчитали, да забыли про овраги,-  подумал он. Легко задачи по решать по цифрам без выезда на место и учёта разбросанности города». А Юрий Иванович в это время достал папку с названием города и посмотрел три листочка, лежавшие в ней.
       - Итак, у вас 5 зданий. Если сравнить нормативы и наполняемость, то очень хорошо просматривается, что можно оставить всего три здания. Первое использовать, как основную школу, где четко разместятся все с пятого по девятый класс, здание самое большое. Другое выбрать под начальную школу, а третье, лучше более современной постройки, под десятый и одиннадцатые классы, где разместить среднюю ступень. От двух лишних строений избавиться. Классы переформировать по двадцать пять учеников.
       Владимир попробовал объяснить:
       - Вы не учитываете расположение школ. Приезжайте, на месте видней, что такое не возможно.
       Твёрдый возражать не стал, а, улыбнувшись, продолжил гнуть свою линию:
       - И ещё подумайте, что можно открыть -  лицей или гимназию.
       - Хорошо. А моё предложение остаётся в силе. Приезжайте!
       - Да, да... Я больше вас не задерживаю. С городом проще. С селом сложней. Ну, да, там автобусы помогут. Жаль, что  их в города не дают.

     Когда сели в машину и поехали, заместитель доложил:
       - По цифрам всё сошлось. Отчёт хороший. Правда мне сказали, что это только первый бой. Давить будут по оптимизации, реструктуризации и инновационным вопросам. Сокращать, объединять, закрывать!
       - Я понял, ответил Владимир, - только нашего главу, к счастью, не убедишь. Да, и сам я не вижу разных ступенчатых школ при таком разбросе зданий по территории. Хотя делать что-то надо! Но как обойти необходимое, выполнить невыполнимое?
           Разговор прекратился, вопрос остался без ответа. А беспокойные мысли,  как избежать полного разгрома городской образовательной системы, не уходили. На воображаемой карте города с высоты птичьего полёта всё было ясно: третья, первая и пятая школы были на одной улице, протянувшейся с северной окраины до южной на четыре километра. При этом вторая терялась в яме в трёх километрах от города по прямой, а по петляющему асфальту и все пять. Четвёртая пряталась на окраине леса  в отдельном дальнем микрорайоне города заводских построек  начала пятидесятых годов прошлого века.


Рецензии