О воспитании детей

               
Не собираюсь конкурировать с Б Споком ( знаменитый детский врач) и другими педагогами в вопросах воспитания детей, но позволю себе несколько ремарок и замечаний.
 Детей нужно готовить  к самостоятельной жизни с малых лет. Смешно и грустно , когда мама или папа несет портфель за ребенка, идущего в школу, завязывает шнурки  на обуви 8- 10 летнему подростку, идет разбираться со сверстниками, когда чаду расквасили нос или губы.
По моему глубокому убеждению, родители должны играть главную роль в воспитании детей,  а не бабушки и дедушки.  Важно, чтобы в сложных вопросах воспитания родители выступали перед ребенком с единой выверенной позиции, а не как лебедь , рак и щука из известной басни И. Крылова. Пусть в отсутствии ребенка будут споры, что называется пыль до потолка, но ребенок должен чувствовать одно веское родительское решение.
Не буду показывать пальцем, но у моего товарища , назову его «Т», так и получилось, он говорил детям одно, жена совершенно другое.  Один строжился, другая жалела и прощала. В результате ни один из двух сыновей не получил достойного образования, интересной работы, в семье скандалы, неурядицы. Вместо того, чтобы отправить их служить в армию, родители начали их спасать , «отмазывать» от неё, результат плачевный. Ошибки нагромождались и накапливались на протяжении нескольких лет.  Например, старшему сыну уже за тридцать, а мать все ещё высылает ему ежемесячно деньги, отрывая их от скромной пенсии и он их берет . Дальше ещё хуже, с великим трудом была построена дача, которую зачем-то подарили младшему сыну Алексею, тот не долго думая, поменял замки на воротах и продал дачу , оставив родителей по сути дела ни с чем, более того, продал свою долю в родительской квартире и там теперь живет посторонний человек. Родители теперь живут в коммунальной квартире и фактически потеряли сына. Семейная трагедия, да и только. Мною делались деликатные попытки показать другу ошибочность его действий, однако, ощутимого результата не дали. Тем обиднее  видеть, как у него всё идет наперекосяк.
 Повышенного внимания требует возраст детей от 14 до 17 лет, тут тебе и мнимая свобода и стремление испытать себя и поиск приключений, и юношеские соблазны.
 Имеет значение, какое образование получает ребенок, в каком учебном заведении учится. Ясное дело, что нужно стремиться дать максимально качественное образование в школе , затем в вузе если есть на то способности. Желательно не в Бийском педуниверситете, где уровень подготовки чрезвычайно низок , а в вузах ( государственных ) с богатой историей и традициями ( например государственные вузы Барнаула, Томска, Новосибирска) .
С благодарностью вспоминаю своих учителей  школы №1(на 1969 год лучшая школа) г Бийска Третьякову М.П, Киселеву А.М, Солоненко И.М. литератора Валентину Фроловну ( фамилию к своему стыду забыл) , которые блестяще знали свои предметы и смогли привить интерес и тягу к познанию мира ученикам,  полученные знания оказались прочными и полезными в жизни.
Важно учитывать мнение самого абитуриента, куда он сам хочет поступать, какую профессию выбирает, родители могут подсказать, направить по наиболее реальному пути. Нельзя навязывать только своё родительское решение, не учитывать мнение сына или дочери при поступлении в вуз.
Долг родителей дать детям достойное образование, если есть возможность помочь с работой и жильём на первоначальном этапе, а дальше пусть плывут сами. Считаю вредным тянуть детей и после достижения ими совершеннолетия, после окончания вуза  или другого заведения и получения специальности, тем более бегать к детям на работу и пытаться решать «вопросы» с их руководством. Убежден, результат будет обратным.
Негативных примеров предостаточно, в том числе из моего личного окружения, когда родители продолжают совать ежемесячно деньги своим великовозрастным чадам, оплачивают за них коммунальные платежи,  кредиты, одевают и кормят, покупают дорогостоящие автомашины, путевки на престижные курорты. Тем самым порождается иждивенчество, от которого практически невозможно избавиться.  Молодые люди, не знающие цену деньгам,  заработанным самостоятельно, как правило, профукивают в пух и прах эти средства, разбивают автомашины, продают имущество и снова идут к родителям клянчить . А когда родители уходят в мир иной, они моментально оказываются на дне жизни, в лучшем случае превращаются в «бомжей», ведь зарабатывать на жизнь их не научили, да и делать они ничего не умеют.  Известно, что если молодой человек не начал работать на постоянной основе до тридцати лет, то  в дальнейшем он вряд ли будет трудиться, ведь нужно рано вставать и напрягаться.
Важно с малых лет развивать чувство патриотизма, чтобы ребенок вырос не «иваном, не помнящим родства», но настоящим гражданином.  Собственные примеры, знание истории своей Родины, заслуги дедушек и бабушек, рассказы о своих далеких предках будут только укреплять гордость ребенка и осознание того, что он не пыль на ветру, а гражданин великой страны.
Нужно в детстве читать правильные книжки, как поется в песне Владимира Высоцкого, в современном мире книги вытесняются компьютером, но пусть дети читают книги с помощью компьютера, смартфона, а не смотрят бесконечные развлекательные игры и откровенно пустые фильмы.  Поверьте, это очень важно. Искусство родителей заключается в возбуждении интереса ребенка к чтению, познанию мира . Принуждение вряд ли даст хороший результат. Правы те родители, которые ограничивают пребывание детей за компьютером.
Занятия спортом приветствуются , ребенок будет более собран, дисциплинирован, быстро научится ценить свое свободное время, увеличит круг своих друзей, получит возможность расширить свой кругозор, быстрее поймет, что жизнь это борьба за место под солнцем и нужно напрягаться,  чтобы достичь результата. Спорт закаливает, вырабатывает характер, приучает к упорному ежедневному труду.
Необходимо уважать мнение своих взрослых детей и стараться не вмешиваться в их семейную жизнь, очень осторожно и деликатно высказывать свое мнение , но не более того.По принципу - не навредить бы. В противном случае результат будет обратным ожидаемому.

Постскриптум:Автор вместе с супругой вырастил и воспитал двух дочерей в соответствии с концепцией, изложенной в очерке. И с удовлетворением может сказать, что все делалось правильно. Дети обзавелись собственными семьями, которые независимы от родителей ни материально, ни финансово.   


Рецензии