Где реки сливаются. Часть 8

                Мир оставляю вам, мир Мой даю вам
                (Евангелие от Иоанна)
 
(Продолжение)

ВКРУГ СВЯТОГО ОЗЕРА

Как объяснить явный просчет российских землемеров? В связи с чем они «намудрили» в предместье Лепеля - в области необыкновенного приэссенского мыса, в районе "фольварка Заболинъ"?

Что они нарисовали?

Выявляется более важное обстоятельство - показана связь того пункта с прилегающей местностью. Показан исток речной нити, которая в дальнейшем (на более поздних картах) составила часть Гати. Верховье в виде широкой прямой полосы, наподобие канала, переходящее затем в жирное извилистое русло. Странным образом речка не названа, но видно, что она огибает фольварк и вливается в Эссу. Название озера, откуда она вытекает, точно не определено (не прочитывается полностью), но похоже, что это "Луконец", а по всем параметрам должен быть Большой Люсинец, где обнаружены городище и ряд курганов. Но это еще не все. Показан еще один сток к фольварку в виде «безымянного ручья" (так подписан), который вытекает из Святого озера. И оттуда еще один рукавчик - уже в озеро Прошо, предшествующее большому Лепельскому.

То есть, однозначно: представленная область уникальная, повязанная водными протоками во всех направлениях. Конечно, уединенный мыс-полуостров мог служить центром некоего удела. Или контрольного пункта при плавании по рекам, при движении грузов к волоку. А соединенный короткими рукавами с сопутствующими водоемами был незаменим, чтобы составлять укромное место для полноценного отдыха или укрытия.

Если принять за основу, что Большой Люсинец исполнял роль Луконца, то можно представить исход оттуда Уллы, ее изначальное состояние. Разве не могла она начинаться там - в месте, означенным курганами и полуторатысячелетним поселением? Тогда объяснимы два невероятных, летописных изречения: почему Яса (Эсса) впала в Уллу «ниже озера Лепль 2 версты», высказанное средневековым посланником, и почему  обвод, представленный князем Друцким-Соколинским, начинался со слов «почавши рекой Ясой».

Отметим: карта составлялась после создания большого «водовода» - после сооружения Березинской водной системы, и это второй нюанс, который надо учитывать, объясняя ложное представление российских землемеров. Например, в области Берещинского острова видим еще один необъяснимый «феномен»: там озеро Оконо, из которого протянут важнейший участок системы - Веребский канал. А где же Береща – озеро, которое по всем параметрам объединяло веребский и воловогорский участки Системы?

Еще раз подчеркнем: составляли карту не местные люди, и, возможно, не особо себя утруждали доскональным представлением окраины.

К тому времени был проложен большой водный путь, и создан уезд, который вмещал всю протяженность Системы, а Лепель был утвержден в роли уездного центра. Кардинально менялась жизнь. Менялись ориентиры. Землемерам ставилась задача: нарисовать регион, исходя из новых реалий.

В угоду новым веяниям названия приобретали новое звучание, да и новые люди заселяли места (большая война унесла прежнее население). Картина преобразовывалась так, как было нужно империальной власти. А разве кто-то мог ей перечить?

(Продолжение следует).

На снимке: еще один фрагмент землемерной карты 1810-1816 годов с обозначением фольварка (внизу) и Святого озера (вверху).


18.12/22


Рецензии