Ч. 51 Крымский мост 1943 года

Предыдущая страница    http://proza.ru/2022/12/16/847

Пять суток шли упорные бои в Новороссийске. Борьба шла буквально за каждый метр земли. Утром 16 сентября 1943 года Новороссийск был полностью освобождён от оккупантов. 18-я армия соединилась с оставшимися в живых десантниками.
 
Мне нигде не удалось выяснить, какие потери понесли десантники и части 18-й армии при освобождении Новороссийска. Потери, без сомнения, были большими. Об этом косвенно можно судить по батальону морской пехоты, которым командовал капитан-лейтенант Василий Андреевич Ботылёв.

Штатная численность батальона - 778 человек.  Батальон Ботылева в качестве штурмового отряда высадили на причалы в центральной части Новороссийского порта.
 
Когда войска 18-й армии соединились с десантом, в батальоне В. А. Ботылева осталось 35 человек, которые пять дней без пищи и воды, при нехватке боеприпасов, вели бой, захватив здание клуба моряков.

После освобождения Новороссийска Красная Армия продолжила наступление в направлении Верхне-Баканского, в тыл противника, оборонявшегося на Голубой линии. Опасаясь окружения, немецко-румынские войска стали отходить на Таманский полуостров.

Подводя итоги, можно сказать, что Новороссийская операция, если не говорить о потерях, была проведена успешно, потому что были выполнены все поставленные задачи. Она шла по плану, без отступлений, не считая временных задержек в начале операции.

Многие потери были вызваны не только упорным сопротивлением противника, создавшего мощные противодесантные укрепления, но и тем, что Черноморский флот не имел специальных десантных кораблей - использовали для этой цели малые корабли, катера, моторные баркасы и сейнеры.
 
В начале 1943 года была вновь сформирована Азовская военная флотилия, командующим которой назначили контр-адмирала С. Г. Горшкова. Сначала её комплектовали из гражданских судов и рыболовецких сейнеров, которые ремонтировали и вооружали, пока Азовское море ещё не освободилось ото льда.

Личный состав занимался строительством причалов и помещений. С трудом набирали команды, не хватало офицеров. С Волги и Каспия поступали боевые катера и десантные болиндеры, которые начали изготавливать на судостроительных заводах в центре страны.

Боевые катера доставляли по железной дороге в Ейск. В мае 1943 года Азовская флотилия уже насчитывала в своём составе 20 сторожевых катеров, 12 бронекатеров, 2 торпедных катера с реактивными установками «катюша», 7 катеров-тральщиков, несколько батарей береговой и зенитной артиллерии и авиаотряд из семи самолётов-разведчиков.

30 августа бронекатера флотилии высадили диверсионный десант в составе усиленной роты морской пехоты, который атаковал скопившиеся части и обозы  противника восточнее селения Безымяновка.

Другой отряд бронекатеров высадил отвлекающий десант в составе разведроты 56-й армии в районе хутора Весёлый. Оба десанта прошли успешно, катера с десантниками после выполнения задачи вернулись в Ейск. Эта операция проводилась по указанию командующего Южным фронтом.

30 августа части 44-й армии при поддержке с моря катеров Азовской флотилии освободили Таганрог. Противник отступил к Мариуполю, где создал свою линию обороны.

Немцы тоже высаживали десанты, пытаясь захватить один из портов, чтобы перебрасывать подкрепления своим войскам на Кубани. Западнее Черноерковской противник высадил с семи катеров десантный отряд в количестве  200 человек.
 
Этот десант был уничтожен. В дальнейшем действия Азовской флотилии не позволили гитлеровскому командованию высадить десант на южное побережье Азовского моря.

21 сентября части 18-й армии освободили Анапу и заняли южное побережье Таманского полуострова, а войска 56-й армии отбросили гитлеровцев за реку Старая Кубань. 26 сентября советские войска освободили город Тамань.

Вся южная часть Таманского полуострова была занята наступавшими советскими войсками. 9-я армия в северной части Таманского полуострова вела наступление на Темрюк. 27 сентября при содействии десанта, высаженного катерами Азовской флотилии, части 9-й армии освободили Темрюк.

9-я, 56-я и 18-я армии теснили противника к Керченскому проливу. В отечественных исторических трудах и в мемуарной литературе просто констатируется факт, что 9 октября войска 56-й и 18-й армий завершили изгнание врага с Таманского полуострова, выйдя к Керченскому проливу.

При этом умалчивается, что противнику за всё время войны удалось осуществить самое удачное отступление своих войск.
 
Ставка Верховного Главнокомандования в директиве от 23 января потребовала: войска Южного и Северо-Кавказского фронтов «должны окружить 24 дивизии противника на Северном Кавказе и пленить их или истребить так же, как Донской фронт, окружив 22 дивизии противника в районе Сталинграда, истребляет их». Но выполнить директиву Ставки не удалось.

Немецкая 17-я армия получила приказ закрепиться на Таманском полуострове, чтобы оттуда снова перейти в наступление: Гитлер зимой 1942-1943 годов ещё мечтал о нефтяных скважинах в Баку. Но разгром в Сталинграде и на Курской дуге развеял эти мечты.

Стало понятно, что и на Таманском полуострове 17-й армии не удержаться под натиском советских войск численностью 350 000 человек.

Если можно назвать отступление успехом, то немцам это удалось. 17-я армия после пяти месяцев оборонительных боёв практически полностью выскользнула из ловушки на Таманском полуострове.

Немецкие войска под напором Красной Армии отступали на всех фронтах. Гитлеровцы рассчитывали закрепиться на Днепре, где создавалась оборонительная позиция «Пантера», и в Крыму.

О боях на Кубани американский режиссёр Сэм Пекинп в 1977 году поставил фильм «Штайнер – Железный крест».

В марте 1943 года Гитлер приказал построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив. Срок строительства - 6 месяцев. В апреле организация Тодта приступила к постройке моста. К 1 сентября 1943 года немцы построили уже треть моста.
 
Но достроить его им не дала советская авиация. Тогда они построили канатную дорогу через пролив. Она была готова уже в июне 1943 года. В сутки по ней перевозили 1000 тонн грузов.

С помощью канатной дороги, паромов «Siebel», катеров и различных малых судов немцы в ночь на 9 октября завершили переправу через Керченский пролив в Крым 17-й армии. Без горечи нельзя сравнивать их отступление с отступлением частей Красной Армии из Крыма на Таманский полуостров.

Всего в Крым немцы сумели переправить 239 669 солдат и офицеров, в том числе 50311 румын. Кроме того, они переправили 16311 раненых, 115 477 тонн различных материалов, 21 230 автомобилей, 27 741 конскую повозку, 74 танка, 1815 орудий, 74 657 лошадей и 6 255 голов крупного рогатого скота. Они перевезли даже сено для лошадей.

Последних 15 661 солдата переправили на самолётах с полевого аэродрома близ Славянской. Вместе с немецкими и румынскими войсками переправились в Крым 28 436 русских, служивших в гитлеровской армии, и 27 456 гражданских лиц из числа русского населения.

Если с теми, кто перешёл на сторону гитлеровцев и служил в их армии всё понятно, то в отношении гражданских лиц, которые ушли в Крым вместе с немцами, неясно, было это добровольное или принудительное переселение. Об этом мне не удалось найти никаких сведений.

Быстроходные паромы «Siebel», имевшие на вооружении два орудия, были разработаны полковником Зибелем для высадки в Англию (операция «Морской лев»). Они изготавливались из компонентов понтонного моста и платформы из стальных балок. В качестве двигателей использовались старые авиационные моторы. За время войны построили 300 таких паромов.

В 1944 году советские строители построили 4,5-километровый мост через пролив, используя оставленные противником материалы организации Тодта, но его разрушили льдины в 1945 году.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/04/721

На фотографии: Новороссийск после освобождения


Рецензии
Разных Проблем и разных Вопросов -
в каждой Стране и на всей Земле - полным-полно!
Чтобы решать Проблемы – нужны Умные (Мудрые),
Толковые, Деловые, Честные, Благородные,
Великодушные … и т.д. Люди.
А разного рода – Балбесы, Оболтусы … и прочие
Долбой обы – они Проблемы решать НЕ-могут.
* * *
Умных (Мудрых), Толковых, Деловых,
Честных, Благородных, Великодушных
... и т.п. Людей. на Земле мало – потому и
Вопросов, Проблем, Бед разных и тд. – полно.
Нужны Армии Умных Людей!
========================
Подробнее см. Проза.ру.: Сюткин П., Трактаты
— №113, "Умных Людей – Армии нужны!"
— №062, "Умных Людей - ничтожно мало на Земле."
* * *

Петр Сюткин   02.01.2023 21:32     Заявить о нарушении
Кто бы спорил!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.01.2023 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.