Гороховый суп

Люблю гороховый суп. Пристрастие такое началось еще с колхозной столовой, где это блюдо обязательно было в меню. Столовая наша функционировала только в летние месяцы – во время уборочной. Кормили в ней всех подряд, но главная задача была – обеспечить питанием механизаторов – комбайнёров, трактористов, шоферов.

За обеды в этой столовой высчитывали какие-то копейки из зарплаты, но кормили, как говорится, «на убой». Нигде и никогда больше в своей жизни я не ел такого вкусного горохового супа как в нашей столовой. Очень наваристый, в котором обязательно были кусочки настоящих копченостей. Они и придавали ему такой насыщенный вкус. Но кроме этих кусочков к супу полагался еще здоровенный кусок мяса.

После такого супчика работа спорилась А работа у комбайнеров была непростая.

-Завтра на горох,- сказал отец,- ставь подборщик.

Ё-моё, как будто на ногу уронили гирю. Нет более неприятной задачи, чем подборка гороха. Эта работа временами превращалась просто в пытку. Дело в том, что горох – самая трудная для уборки культура. Перепутанные гороховые стебли сплошной сетью покрывающие поле, создают проблему. Их сначала скашивают в валки. Специальной жаткой. Жатка так и называлась – жатка бобовая - ЖБА. Что означала буква А, я уже подзабыл. Но жатка была именно бобовая.

Тем, кому выпадало «валить» горох этой жаткой, не позавидуешь. Горох не ложился ровным валками, как, например, пшеница или ячмень. Спутанные комья гороховой соломы с транспортёра жатки кучами падают на землю, образуя не сплошной валок, а своеобразный пунктир.

Но и это еще полбеды. Настоящая беда – подборка этих валков.

Я помощник комбайнера, восьмиклассник, работаю один. Мой комбайнер, Вовка, заболел. Ставлю подборщик. Выезжаю на подборку гороха. Пылища. Подборщик своими пальцами скребет пересохшую землю, иначе валки не поднять.

На комбайнах СК-4 не было кабин. Все комбайнеры сегодня - это шахтеры. Лица черные, только зубы сверкают. Но и это не всё. Самое неприятное, когда забивается молотилка. Гороховая солома, похожая на проволоку, так плотно запрессовывается под барабан, что его не всегда можно было провернуть в обратную сторону при помощи лома.

Прыгаю на этом ломе, наваливаюсь на него животом, чтобы хоть чуть-чуть провернуть барабан. Не всегда получается. Приходится гаечными ключами отпускать битеры и деку молотилки, чтобы потом железными крючьями, специально изготовленными для этой цели в кузнице, выдрать застрявшую массу из молотилки.

Накувыркаешься за день так, что живот болит от этого лома. Чтобы не допустить застревания массы приходилось идти на хитрость. Там, где валок не очень толстый, подборку ведешь как обычно. Но вот впереди куча спутанной гороховой соломы. Подтягиваешь к этой куче комбайн, поднимаешь повыше подборщик и начинаешь потихоньку выщипывать из этой кучи небольшие порции гороховой массы.

За день работы все равно два - три раза или больше молотилка забивается. Как ни старайся. Вот и сегодня, намучившись с горохом и отмываясь возле столовой, я впервые за все время не захотел брать на обед гороховый суп. Не мог смотреть на него, не то, чтобы есть.

   2019


Рецензии
Незнакомо мне это дело!
Я только сено в тюках возил из под пресс-подборщика в совхозе "Вишнёвые горки" в совхозе "Ириклинский" в Оренбургской области. Папа говорил, что сенокос-это самая тяжёлая крестьянская работа. 8-й ряд тюков укладывать на едкущую со скоростью 20 км/час тракторную тележку за ДТ-75 канительное дело. Через пупок вилами. А теперья понял, что горох- хуже. Хотя живот побаливал. За день удавалось 2 раза по две тележки перевезти. Да потом на сеновале в стог сложить эти тюки. Про суп гороховый не помню, а щи были отменные.
Рассказ хороший. Мне понравился. Жму зеленую! С уважееием....

Григорий Ерохин   01.12.2023 08:48     Заявить о нарушении