Подозрительность

«Лучше сурово знать людей, нежели умиляться масками».

«Страх и любовь — две извечные силы,
Нас от рожденья ведут до могилы»

Одной из характерных черт наступающей старости является подозрительность. Стоит лишь слегка напрячь память, и, сразу же, всплывают литературные образы бдительных стариков и старушек, недоверчиво приоткрывающих дверь незнакомцам или подглядывающих сквозь замочную скважину на каждый невнятный шум на лестничной площадке. Можно без труда припомнить вышедших в тираж медийных персонажей, подозревающих своих наследников и ближних в том, что они хотят лишить их жизни с целью последующего обогащения. Вслед за ними вспомнятся исторические персонажи вождей - бесстрашных лидеров и безоглядных авантюристов, решительно бросающихся в любую политическую заварушку в молодости, но, с возрастом, всё более  мнительных, параноидально подозревающих всех и каждого (к слову сказать, не всегда безосновательно) в вероломстве и предательстве.

Откуда и почему возникает эта нехорошая человеческая черта и так ли она нехороша, давайте разбираться.
 Прежде всего, отметим, что подозрительность возникает из нашего личностного и житейского опыта. Трудно представить подозрительным невинного ребёнка, только-только начинающего свой жизненный путь. Он — прост, открыт и доверчив. Но, взрослея, с годами, не раз обманутые в своих ожиданиях, радужных мечтах и представлениях, мы учимся  трезво оценивать людей и ситуации, становимся более и более бдительными, осмотрительными, рассудительными, прагматичными. Что, пожалуй, и не плохо, ведь этот опыт оберегает нас и нашу психику от неминуемых страданий, связанных с тяжёлыми переживаниями, потерями и разочарованиями. Тем не менее, увы. Нет ничего светлого, что не несло бы в себе зачатки темного. Любые крайности опасны. Этот опыт является и камнем преткновения для нашей личностной свободы, так как  в основе его лежит страх, - старинный бич человечества, перечеркивающий в итоге все положительные стороны сего свойства.

       Все без исключения, человеческие взаимоотношения и долговременные взаимодействия построены на обоюдном доверии. Доверие делает мир надёжным и безопасным. Доверие к нам со стороны других людей наделяет нас верой в самих себя, в свои силы и возможности, чувством собственной значимости и ответственности, мобилизует нас на великие свершения и дерзновенные подвиги. И, если судить по улыбчивому младенческому возрасту, о котором я говорил выше, идеальный мир, памятный больше нашему бессмертному духу, а не бренному телу, по определению, изначально обладал и обладает его неизбывным и бессрочным кредитом.

  Со временем, то и дело пользуясь кредитом этого доверия, мы часто и с лёгкостью, с умыслом и без умысла, забываем о процентах, обманывая себя мыслью, что можно брать и брать со счёта, ничего не вкладывая взамен. Но, кто не вкладывает в житницы, тот расточает. Как следствие этого заблуждения появляются и растут сомнения, подозрительность и недоверие как к нам, так и к другим. И приходит время, когда мир вдруг в одночасье оказывается лживым, враждебным, непредсказуемым и ... опасным. Теперь мы вынуждены идти по нему предельно осторожно, как по минному полю, в постоянном напряжении, взвешивая каждый шаг и каждое слово, опасаясь измен и предательства, ловушек и засад.  И что изменилось в данном случае, мир или мы, живущие в этом мире и не доверяющие ему?

      Как ржавчина, слой за слоем въедаясь в наши кровь и плоть, подозрительность не только подвергает коррозии и, в конечном итоге, уничтожает наши тела и души;  она, являясь абсолютным антиподом открытости и доверию, сводит на нет семейные, родственные и дружеские отношения, ибо, повторюсь,  любые долговременные отношения с людьми просто напросто невозможны без полного доверия.

    Соглашусь, - любые крайности несут  разрушительный характер, но, если в основании чрезмерной доверчивости, во что бы она ни выливалась,  лежит океан безусловной любви к миру, то  фундаментом подозрительности и недоверия является ничто иное как первобытный животный страх, активно взращиваемый в нас нынешней системой управления и побуждающий нас к обособлению, самоизоляции,  сведению к минимуму контактов с людьми и окружающим миром. Однако, увы, давно известно, - любая закрытая система обречена на умирание.

     И, напротив, - открытость, доверие, отсутствие страха перед неизвестностью, безусловное принятие наряду с ясным и трезвым пониманием всех опасностей и рисков, таящихся в окружающем мире и безднах человеческой души, являются залогом развития и становления зрелой человеческой личности. Ни в настоящем, ни в будущем мира для неё нет ничего неожиданного, ибо всё в нём ожидаемо и всё может быть.


Рецензии