Встреча с Батюшкой Иоанном

15. И зажегши свечу. Не ставят её под сосудом,
но на подсвечнике.
И светит всем в доме.
16. Так да светит свет ваш пред людьми.
Чтобы они видели ваши добрыя дела и
прославляли Отца вашего Небесного.
Матф.5. 15-16

В середине 70-х годов прошлого столетия мне посчастливилось учиться в Ленинграде. Наше студенческое общежитие располагалось по Вяземскому переулку, рядом протекала обрамлённая гранитной набережной речка Карповка - проток между Большой и Малой Невкой.
У моста через Карповку располагалось красивое трёхэтажное здание храма в византийском стиле с колокольней. Все кресты на его многочисленных куполах были сняты. Здание привлекло моё внимание своим нетипичным стилем для Петроградской стороны в районе парадного Каменноостровского (тогда Кировского) проспекта, на котором во все времена селилась петербургская знать. В нём в ту пору находилось несколько организаций: общежитие, швейный цех, ДОСААФ, вычислительный центр и даже небольшой театр.
Честно говоря, я был немало удивлён, когда в один из зимних вечеров в начале января заметил у переднего угла этого здания пожилого одинокого мужчину в чёрном пальто без головного убора с поднятым воротником, который стоял склонив голову перед окнами здания и озябшей ладонью пытался уберечь слабый огонёк свечи от порывов зимнего холодного ветра. Свет свечи освещал его худощавое лицо... Я не осмелился подойти и отвлечь неизвестного...
Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами: тёмный вечер, пронизывающие порывы ветра, кружащиеся снежинки и человек в чёрном, с непокрытой головой, склонившийся над огнём свечи, замёрзшими красными руками прикрывающий слабый огонёк свечи от порывов зимнего ветра...
МОЛИТВЕННИК И НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

12 октября 1894 года в Ливадийский дворец, где находился тяжело больной царь Александр III, в сопровождении многочисленной толпы прибыл священник. Тяжело больной Государь нашел в себе силы выйти к пастырю и приветствовал его такими словами: «Я не смел пригласить Вас сам. Благодарю, что Вы прибыли по доброй воле. Прошу помолиться за меня, я очень недомогаю...»
 После совместной коленопреклонной молитвы Государя наедине со священником последовало значительное улучшение здоровья больного и даже появились надежды на его выздоровление. Так продолжалось пять дней. Через пять дней наступило резкое ухудшение состояния, царь снова позвал священника, причастился святых Христовых Тайн. Государь просил священника возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». Священник так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу. Кто же был этот священник? Почему перед ним склонил голову даже помазанник Божий?
Святой преподобный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в Архангельской губернии в семье благочестивого чтеца местной церкви Илии Сергиева и супруги его Феодоры. Новорожденное дитя было столь слабо и беспомощно, что не оставалось надежды на его выживание. Родители поторопились окрестить чадо, чтобы оно в потустороннем мире оказалось в Царствии Божьем. И свершилось чудо: едва прибывший священник трижды погрузил младенца в воду купели, щечки его порозовели, глазки заблестели, и с того дня малыш стал крепнуть день ото дня, наливаться жизненной силой.
Родители — люди духовно чуткие, имеющие немалый религиозный опыт, — усмотрели в чудесном возрождении своего дитяти знак свыше. Чтец Илия особенно радел о религиозном воспитании сына. Скромная приходская церковь стала для Иоанна с первых месяцев жизни родным домом, школой благочестия и богопознания.
С детских лет на Иоанне была заметна печать избранничества. Он не любил шумного общения со сверстниками. Время проводил или в храме за молитвами и учебой, или в домашнем труде, поскольку семья была многодетная и приходилось с младых лет помогать родителям.
Грамота плохо давалась мальчику. Это мучило его тонкую и чуткую душу. Особенно он скорбел из-за того, что своими низкими отметками в учебе огорчает добрых родителей. Однажды после очередной неудовлетворительной отметки Ваня не мог ночью уснуть. Он встал с кровати, подошел босыми ногами к домашней иконе и опустился на колени. Мальчик весь погрузился в молитву с просьбой к Богу даровать ему способности к учебе. «И внезапно, — как впоследствии вспоминал Иоанн Кронштадтский, — ум мой как бы раскрылся в голове, память очистилась от какой-то шелухи. Урок, заданный на завтра, высветился во всех деталях». С тех пор, к изумлению одноклассников, Иоанн стал отвечать на уроках ясным толковым языком и начал учиться только на отлично. Позже он был первым учеником и слушателем в училище, в семинарии, в Санкт-Петербургской духовной академии.
История религии имеет многочисленные примеры, когда избранники Божии удостаиваются особых откровений, именуемых пророческими видениями. В судьбе святого преподобного Иоанна Кронштадтского это мистическое правило проявилось многократно. Еще учась в духовной академии, ведя аскетический образ жизни, однажды он размышлял о грядущем служении Богу и людям. Юный подвижник мечтал о миссионерском подвиге приведения к Богу диких племен где-нибудь в глухих дальневосточных пределах нашей огромной Родины. С этими мыслями он уснул. Ночью ему представилось видение: Иоанн увидел себя в священнических ризах посреди огромного величественного собора. Все предметы внутреннего убранства представились ему отчетливо и ясно. В видении ему было открыто, что это собор во имя святого Андрея Первозванного, что в граде Кронштадте.
Украшение Кронштадта – собор Андрея Первозванного был выполнен по проекту архитекторов А.Д.Захарова и А.Н.Акутина. Заложен в 1805 году в присутствии императора Александра I, освящение состоялось в 1817 году. Отец Иоанн служил в нем с 1855 по 1908 годы. В 1932 году собор был разрушен, на его месте установлен памятник Ленину. Сейчас здесь находится памятный камень
Буквально через несколько дней Иоанн получил предложение вступить в законный венчанный брак с девицей Елизаветой — дочерью настоятеля собора в Кронштадте. До этого Иоанн даже не помышлял о женитьбе. Он был подобен ангелу во плоти — мысль его совсем не склонялась к супружеским радостям. Но совпадение сна и предложения кронштадтского священника Иоанн воспринял как указание свыше.
Молодой выпускник духовной академии вскоре становится венчанным супругом дочери настоятеля Андреевского собора в Кронштадте, а через некоторое время принимает рукоположение и вступает в должность одного из священников этого храма.
Отец Иоанн принял на себя беспримерный подвиг. В течение всей своей дальнейшей жизни он служил священную литургию ежедневно без выходных и отпусков, не прерываясь и во время болезни. В четыре утра он приходил в Андреевский собор и готовился к литургии, которую проводил рано утром при огромном стечении православного люда.
Отец Иоанн отличался искренней живой любовью к людям. После службы он шел в трущобы Кронштадта. Беседовал, благословлял, раздавал все, что имел на тот день в карманах. Нередко возвращался домой без верхней одежды, без сапог, без единой полушки в кармане. Жена, бывало, жаловалась на него архиерею, что дома иной раз поесть нечего, а батюшка все раздает нищим. Но вскоре она поняла, что это не блажь, а пунктуальное исполнение евангельской заповеди: просящему — дай.
На средства отца Иоанна были основаны так называемый Дом трудолюбия, где питались в течение дня до тысячи нищих и жаждущих, больница, мастерские, училище для бедных детей, швейная мастерская и многое другое. Но главное — это возрождение, исцеление многих душ человеческих. Отец Иоанн с молодости обладал даром целительства и чудотворения.
Как-то тридцатилетний отец Иоанн шел по Кронштадту, возвращаясь домой, и вдруг увидел в сквере сидящую на скамье молодую девушку, на лице которой были написаны страшные душевные муки. Подойдя к ней, священник спросил: могу ли я помочь чем-либо? Оказалось, молодая женщина находилась на грани самоубийства. Жизненные обстоятельства сложились так, что она не видела иного выхода. Позже женщина писала в своих воспоминаниях: «Добрым чистым словом отец Иоанн сумел зажечь в моей душе надежду. Я пошла за ним в церковь и с ее помощью сумела изменить свою жизнь, нашла смысл и цель существования».[1]
Однажды отца Иоанна пригласили в Петербург к знатной женщине, которая никак не могла разрешиться от бремени. Когда пастырь прибыл в дом, светила науки разводили руками: поздно, плод умер во чреве. Неминуемы сепсис и смерть самой матери. Отец Иоанн попросил всех удалиться из комнаты, где тяжко стонала в горячем бреду роженица. Он опустился на колени, воздел руки к небу и стал просить Господа явить победу жизни над смертью. Молитва длилась полчаса. После чего отец Иоанн вышел с румянцем на щеках, взор его блистал божественной силой, а из уст лились святые непостижимые слова: «Богу было угодно воскресить младенца. Родился мальчик. Мать жива».
Чудеса, свершенные Богом по молитве отца Иоанна, были достоянием всех граждан Российской Империи независимо от их вероисповедания. В Андреевский собор Кронштадта, где он служил, нескончаемым потоком шли люди, поступали тысячи писем и телеграмм, даже из-за рубежа, с просьбой помолиться и помочь. Отец Иоанн не отказывал никому — ни православным, ни мусульманам, ни иудеям. Слава отца Иоанна была такова, что, когда он следовал из города в город, на всем пути его встречали многочисленные толпы людей, становившихся на колени при приближении кареты или судна, если путешествие проходило по реке.
Где бы ни оказывался отец Иоанн, его появление везде собирало толпы людей
Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки — экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе»[2]. Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия
«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.
Основная мысль всех письменных творений отца Иоанна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.
Пройдут годы и, благодаря ему, Кронштадт станет точкой притяжения для миллионов верующих. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. У отца Иоанна был дар исцелять страждущих от тяжелых болезней молитвой и возложением рук. Слава о кронштадтском чудотворце достигала самых удаленных уголков России. Чехов, посетивший остров Сахалин, самую дальнюю окраину России, где находилась каторга, вспоминал: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского».
Отцу Иоанну единственному из священников Российской империи Святейшим синодом было разрешено проводить общую исповедь
Надо только представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига [1]. Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Заутреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5,000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва — вот некоторые черты отца Иоанна при богослужении. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе — это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.
Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко, когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.
Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!
Но и самая слава отца Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу.
При жизни его ежедневные службы собирали в Андреевском соборе Кронштадта тысячи человек со всей России. За полвека служения народу и Богу он объездил большую часть Российской Империи. Уже в советское время старики в Ленинграде, Сибири и на Дальнем Востоке рассказывали, что его портрет был почти в каждом доме.
В отношении к нашей Родине — России отец Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, отец Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.
Отец Иоанн Кронштадтский был настоящим богодуховенным пророком. Самое известное его пророчество касается судеб государства Российского. В начале ХХ века он проповедовал с амвона о том, что Россию ожидают тяжелые испытания. Мятеж крамольников угрожает опустошению Русской земли. Батюшка нещадно обличал нигилистов, социалистов, либералов всех мастей, за что был люто ими ненавидим. Однажды его обманом пригласили якобы причастить умирающего в богатый особняк. Там, распяв на кровати, нанесли несколько ножевых ударов в пах. Это была не русская рука. Поэтому отец Иоанн скрыл покушение на себя во избежание погромов.
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам и России». И грозно прорекает: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.
Незадолго до своей кончины отец Иоанн высказал еще одно пророчество о России.
«Что будет с Россией? Если крамольники воцарятся, то ею станут править враги России и веры православной, которые намереваются лишить церкви исконного благолепия, имущества, свободы, окончательно закабалить русских и братские народы. Безумны, жалки интеллигенты наши, по своему легкомыслию утратившие веру отцов — опору жизни нашей во всех скорбях и бедах. Знайте, безумцы, если благодаря вам Россия отступит от Бога, у нее отымется царь и она будет раздроблена в конце концов на множество осколков. И придет тогда время Антихриста. Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как многие древние царства и города, стертые с лица земли правосудием Божиим за отступление от веры».
Отец Иоанн предчувствовал тяжелые испытания для России. В последние годы жизни часто сетовал на мягкотелость Николая II и засилие сатанинского либерализма в столице.19 февраля 1908 года в проповеди во время Божественной Литургии сказал, обращаясь к молящимся: «Что-то будет с тобой, Матушка-Русь»; потом после долгой паузы: «Вы, малое стадо, будьте верны и мужайтесь!». Но он пророчествовал о грядущем возрождении России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, помните, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Отец Иоанн мало спал, мало ел, не знал отдыха и целиком всего себя отдавал ближнему. Где болезнь и страдания, где слезы и вздохи, где нужда и голод, стон и воздыхания, где горе и печаль — там непременно был отец Иоанн со своею горячею молитвой, со своею кроткою душой, со своей любовью и утешением. Поэтому стоило отцу Иоанну только сказать своим почитателям, подрядчикам разных строительных работ, чтобы они, во славу Божию, помогли ему соорудить такой-то храм или монастырь и работы быстро начинались и спорились. Полученные же пожертвования отец Иоанн раздавал все, до последней копейки.
Отец Иоанн Кронштадтский был среднего роста, сухой, худенький телом. Главною отличительную чертою отца Иоанна были его голубые глаза, которых люди с нечистыми мыслями и развратною жизнью очень боялись, ибо взгляд отца Иоанна совершенно ясно показывал, что все внутреннее содержание души человека и его мысли хорошо известны отцу Иоанну. Он часто обличал людей, раскрывая тайники души собеседника.
Вот, что пишет про глаза отца Иоанна досточтимейший иеромонах Валаамского монастыря:
«На большинстве портретов Батюшки о. Иоанна не уловлена та бесконечная любовь, какая светилась в глазах этого любвеобильного и праведнейшего пастыря, то бодрое радостное настроение, какое одухотворяло это лицо, с приветливой улыбкой снисхождения, беспредельной терпеливости и крайнего милосердия. Тот, кто при жизни своей имел счастие видеть вблизи о. Иоанна, с грустью убеждается, что почти все его портреты не передают, духовной красоты его лица, его неземного благолепия и его святолепного лика. Волосы у о. Иоанна были русые с большою проседью под конец жизни. Лицо было всегда свежее с ярким румянцем, происходившим от того, что о. Иоанн ежедневно, зиму и лето, во всякую погоду переезжал через море в Петербург и обратно» [3].
Тот же валаамский инок пишет: «В Бозе почивающий Батюшка отец Иоанн при жизни своей любил и чтил Валаамскую обитель, охотно благословлял сюда желавших спасаться в сей обители и большинство Валаамских иноков последних пяти или шести десятков лет иночествуют здесь по его благословению».
Эта выписка из письма приводится для того, чтобы обратить внимание Читателей на то, сколь велико было влияние отца Иоанна на современников и что он действительно Пророк Божий, посланный в землю русскую перед годиной лихолетья.
"Иоанн Кронштадтский был человеком необычайных харизматических дарований, — рассказывал протоиерей Дмитрий Галкин. — Как правило, даров много не дается, а вот отец Иоанн был наделен множеством из них: исцеления, утешительного слова, пророчества, изгнания демонов. Он стяжал их своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой". При этом все, кто видел его впервые, поражались, насколько прост этот человек. Все ожидали увидеть титана, а к ним выходил скромный батюшка. Есть воспоминания о том, как один священник увидел отца Иоанна и подумал: "Ну какой же он простой оказался!" На что батюшка Иоанн повернулся и сказал: "Да, я простой". Выходит, отцу Иоанну были открыты и мысли людей. Или вспомним историю, как батюшка подошел к офицеру и, не говоря ни слова, поцеловал ему руку. Впоследствии этот офицер стал святым подвижником, Оптинским старцем Варсонофием.
Поражает и то, как отец Иоанн отдавался своему служению. Его определили в приход в Кронштадте, который в те времена был местом высылки из столицы преступников и бродяг. Однако Батюшка Иоанн говорил так: "Нельзя смешивать человека, который есть образ Божий, со злом, которое в нем". Он ходил в землянки и подвалы, оставался там часами и беседовал, утешал, увещевал, убеждал брошенных, оступившихся людей изменить свою жизнь. На чужие нужды он часто отдавал не только жалованье — порой он возвращался домой без сапог и даже рясы. Батюшка ежедневно совершал Литургию, считал молитву средоточием христианской жизни и призывал верующих как можно чаще исповедоваться и причащаться".
8 мая 1903 года состоялась закладка Никольского Морского собора в присутствии Императора Николая II. Божественную литургию при закладке собора вёл Иоанн Кронштадтский
Отец Иоанн был самым знаменитым священником своего времени. Через его руки ежегодно проходило, как отмечают биографы, миллионы рублей. Получая пожертвования, он все раздавал до последней копейки. На его деньги в Кронштадте был построен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садиком, лечебницей и приютом. На деньги Иоанна Кронштадтского было построено шесть женских монастырей в Петербургской, Архангельской, Новгородской и Ярославских губерниях. При этом сам отец Иоанн жил на служебной квартире на Михайловской улице, питался скудно, не ел мяса, работал по 12 часов в сутки.
Отец Иоанн всю свою любовь и заботу обратил именно на других бедняков. Он начал подвиг самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал он в убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально, раздавая все, что имел. Часто он возвращался домой раздетым и без сапог. Но главное, он помогал обездоленным стать истинно верующими людьми. Постоянно в центре внимания преподобного были сироты и брошенные дети. На его средства были построены и организованы детские приюты в Кронштадте и Петербурге.
 Очень большие средства, которые ему передавали верующие преподобный использовал для строительства храмов и богоугодных заведений. Зная о благотворительной деятельности отца Иоанна — строительстве Дома трудолюбия, ночлежного дома, швейной фабрики для бедных неустроенных женщин в Кронштадте, помощи бедным, тысячи людей жертвовали ему крупные суммы. Некоторые исчислялись миллионами рублей! Отец Иоанн отдавал все до копейки. "У меня нет своих денег, — говорил он. — Мне жертвуют, и я отдаю все туда, где есть нужда, где эти деньги могут принести пользу".
 Батюшка был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей, монастырских подворий. В 1900 году отцу Иоанну был пожертвован небольшой участок земли в Санкт-Петербурге на берегу реки Карповки. Батюшка решил устроить здесь женский монастырь. По молитвам отца Иоанна строительство было завершено необычайно быстро — за два года. Само здание стало архитектурным украшением Северной столицы. Монастырь сооружен был во имя 12 Апостолов, образа которых на стекле помещались в куполе. Но народ прозвал его «Иоанновским».  Настоятельницей была духовная дочь отца Иоанна игуменья Ангелина. В обители подвизалось до 350 сестер. Монастырь был на полном самообеспечении, сестры все делали своими руками.
 «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки. Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере» - так говорил об основанном им монастыре святой праведный Иоанн Кронштадский.
Отец Иоанн очень любил устроенный им монастырь. Приезжая сюда усталым и измученным, он говорил: "Здесь я отдыхаю душой". Эту поистине свою обитель праведник выбрал местом своего упокоения, и после его блаженной кончины именно в этот монастырь стал местом его последнего пристанища.
Постройки эти отец Иоанн производил, можно сказать, без денег, одною силою любви. Люди так любили своего доброго пастыря, бескорыстно с полным самозабвением служившего страждущему человечеству, что рады были случаю и со своей стороны послужить ему, сделать ему приятное.
Впервые отец Иоанн серьёзно заболел в декабре 1904 года; 3 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома отца Иоанна.
Последние 3 года страдал «мучительной болезнью мочевого пузыря» (последнее, возможно, было связано с ранением в паховую область о котором было указано выше). Ежедневно приобщаясь Святых Таин; последнюю литургию совершил 9 декабря 1908 года; в последние дни Святые Дары ему приносили ежедневно в дом.
Скончался в Кронштадте 20 декабря 1908 года, в 7 час. 40 мин. утра, на 80-м году жизни; не оставил духовного завещания и каких-либо денежных сбережений.
Заупокойные службы в Андреевском соборе возглавлял епископ Гдовский Кирилл (Смирнов); присутствовали местные военные чины, в частности дальний родственник почившего — командир Кронштадтского порта контр-адмирал Иван Григорович [4].
22 декабря тело похоронной процессией было доставлено из Кронштадта на санях по льду Финского залива в Ораниенбаум, далее в траурном салон-вагоне — на Балтийский вокзал. В Петербурге по пути следования процессии были расставлены усиленные наряды полиции; у вокзала, который был полностью оцеплен, «полиции масса». Чрез градоначальника Драчевского последовало повеление процессии идти мимо Зимнего дворца, по набережной. В Иоанновский монастырь на Карповке тело было доставлено около 20 час. 30 мин., после чего начался парастас, совершённый епископом Архангельским и Холмогорским Михеем (Алексеевым), духовным чадом почившего. В последних проводах «всероссийского батюшки» участвовало свыше 60 000 человек.
23 декабря, в 5 часов утра, по распоряжению полицеймейстра полковника Галле, доступ народа в храм был прекращён; корреспонденция газеты «Московские ведомости» из Петербурга, гласила: "… В 9 часов утра, 23 декабря, начинает съезжаться в Иоанновский монастырь духовенство. Вокруг обители и в храме довольно пустынно: богомольцы сюда впускаются только по особым пригласительным именным билетам от игуменьи Ангелины, без которых полиция не пропускала даже духовенство… И вместо вчерашней религиозно-возбужденной толпы народной, рвавшейся на поклонение праху возлюбленного пастыря, виднеются лишь избранные и официальные лица… Наблюдается также чрезмерное обилие полицейских чинов, равных почти по численности приглашенной публике… Обидно было это безлюдье у гроба пастыря-народолюбца..."
УСЫПАЛЬНИЦА СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Отец Иоанн Кронштадтский называл обитель собор Двенадцати апостолов (сейчас Иоанновский монастырь) «мой монастырь» и завещал похоронить его в нем. Синод сделал исключение отцу Иоанну (тогда священников хоронили только при храмах, где они служили)
Отец Иоанн, согласно его воле и с Высочайшего соизволения, был похоронен в храме-усыпальнице, который он устроил для себя в крипте Иоанновского монастыря на Карповке. Храм был освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей — святого пророка Илии и святой царицы Феодоры лаврским благочинным 21 декабря, на следующий по его кончине день.
По случаю кончины отца Иоанна последовал рескрипт императора Николая II от 12 января 1909 года на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), во исполнение которого святейший синод издал определение от 15 января того же года. В нём, в частности, предписывалось творить ежегодное «молитвенное поминовение» протоиерея Иоанна Сергиева в день его кончины, а в текущий год — в сороковой день по смерти: «28 сего января совершить в Иоанно-Богословском г. С.-Петербурга женском монастыре, месте погребения почившего, заупокойную литургию, а после оной, по прочтении высочайшего рескрипта, полным составом святейшего синода панихиду по усопшем.»
Мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на реке Карповке; здесь же находятся известная икона святого праведного Иоанна с его епитрахилью и его облачения. Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы. Также в Ферапонтовом монастыре находится фелонь отца Иоанна, в которой он совершал там богослужения в 1906—1907 гг. После захоронения в Иоанновском монастыре отца Иоанна Кронштадтского, в монастыре начинают происходить чудеса: люди, приходя проститься с настоятелем, в беломраморную гробницу в подвальном этаже, находили не только спокойствие и ответы на свои вопросы, но и исцеление: по городу упорно начал распространяться слух, что каждый, кто придёт в усыпальницу, найдёт здесь выздоровление для себя или своих родственников.
Монастырь был при отце Иоанне благоустроенным – более 300 сестер, свой лазарет, велась благотворительная деятельность, но с 1917 года начались гонения на монастырь. Утвердившаяся в России Советская власть прекрасно осознавала, что отец Иоанн есть столп и утверждение православия. Паломничество к его гробнице и постоянно совершавшиеся чудеса мешали их идеологической работе и атеистической пропаганде. Поэтому они решили перенести тело отца Иоанна на кладбище.
На это родственник отца Иоанна, муж его племянницы, протоиерей отец Иоанн Николаевич Орнатский, настоятель церкви Иоанновского монастыря, изъявил согласие, сказав, что он перенесет тело отца Иоанна на свое семейное место на Смоленском кладбище Петрограда.
Однако советские работники поняли, что на кладбище паломничество к могиле Великого праведника и чудотворца нельзя будет удержать и предпочли закрыть доступ в усыпальницу отца Иоанна. Тогда паломники стали класть земные поклоны у переднего угла здания Иоанновского монастыря, где в подвальной церкви почивали останки любимого пастыря.
После декрета о ликвидации монастырей, обитель была закрыта. В 1919 г. сестры организовали Карповскую женскую трудовую общину, председательницей была провозглашена матушка Ангелина.  В это время в трапезной действовала новоосвященная Никольская церковь.  В 1922 г. матушка Ангелина была взята под домашний арест по делу о сокрытии церковных ценностей.  В 1923 году монастырь был закрыт. Долгое время не было точных данных о том, где находятся мощи отца Иоанна. Их хотели перенести, но власти боялись всенародного поклонения. В те годы делалось все, чтобы стереть из народной памяти имя батюшки. Только за хранение фотокарточки святого можно было получить срок.
Окончательно ликвидирована обитель была 15-17 ноября 1923 г. В это время в нем проживало еще 60 монахинь. Церковь отдали под клуб, а другие здания в 1926 г. передали Государственному научно-мелиорационному институту.  Часть сестер добилась разрешения жить на чердаке здания и в подвале монастыря, остальные расселились по разным адресам.1 марта 1926 г. был замурован вход в гробницу отца Иоанна, его могила потом была тайно забетонирована.  Матушка Ангелина осуществляла духовное руководство сестрами до самой своей кончины. Незадолго до смерти она приняла схиму.  8 февраля 1927 г. она была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 31 января 1931 г. был арестован и в апреле того же года расстрелян духовник отца Иоанна архимандрит Иаков (Аржановский), до ареста окормлявший сестер обители. Протоиерей И. Орнатский был арестован в 1936 г., приговорен к пяти годам лагерей и умер в лагере. 18 февраля 1932 г. были арестованы и отправлены в ссылку все монахини, продолжавшие жить при монастыре. Арестовали и сестер, живших в общинах-коммунах на городских квартирах.
Монастырь был закрыт. В здании разместилось более 20 различных организаций. Игуменью с сестрами изгнали, усыпальницу батюшки осквернили, мраморное надгробие уничтожили. Вход в усыпальницу Иоанна Кронштадтского замуровали, а гробницу опустили на глубину более метра ниже пола усыпальницы и забетонировали, однако верующие всё равно приходили к святыне, ставя свечи у наружной стены монастыря.
Здание Иоанновского монастыря времён эпохи безбожия России я впервые увидел в конце 70-х годов во время своего учения в институте. Над куполами обители и звонницы отсутствовали кресты...
Имя Кронштадтского Пастыря на протяжении десятилетий было под запретом, любые сведения о нем сопровождались неизменным ярлыком "реакционер и черносотенец". Тем не менее верующие собирали рассказы о жизни и чудесах любимого Батюшки и втайне приходили к стенам бывшей обители. Над окном усыпальницы был начертан православный крест; его много раз смывали, и тогда ревнителями памяти отца Иоанна крест был высечен в гранитном цоколе. Под ним возжигали свечи и клали цветы.
Именно такого почитателя и ревнителя памяти всероссийского Батюшки и заступника, святого преподобного Иоанна Кронштадтского я встретил у стен монастыря январским вечером уже далёкого 1976 года...
Прошло совсем немного лет с того времени, когда чтобы получить труды отца Иоанна Кронштадтского в Публичной библиотеке требовалось специальное разрешение.
Лишь в 1989 году здание в плачевном состоянии здание монастыря вернули церкви. В нем возобновилась монашеская жизнь. В 1989 г. монастырь вернули Епархии. В нем разместилось подворье Пюхтицкого монастыря, которое начало восстановление храма.
Святой преподобный Иоанн Кронштадтсткий прославлен Русской Православной церковью для общецерковного почитания 8 июня 1990 года на Поместном Соборе РПЦ, на котором также был избран на Патриарший престол митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер).
Реставрация храма началась в 1989 году.  Храмы и интерьеры выстраивали заново. Пока восстанавливались храмы и все помещения, постепенно возрождалась монашеская жизнь. 1 ноября 1989 г. была вновь освящена нижняя церковь с усыпальницей.
В храме-усыпальнице Иоанна Кронштадтского открыли небольшой музей, при обители создали бесплатную воскресную школу, а в 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. С этого времени здесь ежедневно ведутся службы.
Верующие всегда были твердо уверены, что мощи находятся в монастыре. Сейчас, когда стали доступны архивы ФСБ, это получило документальное подтверждение. Найден приказ замуровать гробницу и опустить ниже, закрыть ее, чтобы не дать доступ к ней.
За 70 лет в монастыре были и бомбоубежище и учреждения, все расхищено и уничтожено.
 Начало Патриаршего служения Святейшего – 7 июня 1990 года – день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского Русской Православной Церковью на Поместном Соборе. Начало Патриаршего служения Святейшего – 7 июня 1990 года – день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского Русской Православной Церковью. Именно здесь находится резиденция Патриарха, в которой он останавливался, когда посещал Санкт-Петербург.
14 июня Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Петербург, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Верхний храм еще реставрировался. А нижний слишком мал – торжества проходили под открытым небом у стен монастыря. 30 октября 1990 г. был поднят первый крест на купол собора Двенадцати Апостолов.
 В храме-усыпальнице были восстановлены по старинным фотографиям иконостас и надгробие над могилой о. Иоанна. 12 июля 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил верхний храм. Тогда же был освящен и поднят крест на главный купол собора.
25 декабря 1991 г. монастырь стал именоваться Свято-Иоанновским ставропигальным.  29 октября 1997 г. останки настоятельницы схиигумении Ангелины перенесли в усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Когда в 1996 году мне удалось побывать в обители, сестры монастыря рассказывали, что у них два покровителя – небесный — святой праведный Иоанн Кронштадтский и земной – Святейший Патриарх всея Руси Алексий.
31 октября — 2 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге прошли торжества, посвященные 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня его кончины, в которых приняли участие представители 144 храмов всего мира, ему посвященных; малой планете № 16395 было присвоено имя «Иоанн Праведный». В настоящее время монастырю возвращены все исторические здания. В монастыре функционирует музей святого преподобного Иоанна Кронштадтского.
При монастыре действует воскресная школа, монастырские мастерские, гостиница для паломников. В монастыре действует воскресная школа, преподают сестры и священники, есть сад, благотворительная столовая.
Сбывается пророчество о. Иоанна Кронштадтского: «Просветится место это и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного — многоизвестным! ».
В Иоанновскую обитель к всероссийскому Батюшке, молитвеннику за Русь, заступнику русского народа святому преподобному Иоанну Кронштадтскому едут поклониться, разделить свои печали и радости сотни тысяч верующих со всей России, а также  его последователи и почитатели со  всех стран православного мира...
Перечень источников
1) И.К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский Том1 http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/surskij/tom_1/   
2) Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе». Издательство Белорусского Экзархата. 2006
3) Иоанн Кронштадтский «Журнал Пробуждение» https://waking-up.org/religii-mira/ioann-kronshtadtskiy/
4) Иоанн Кронштадтский «Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» https://www.pravenc.ru/text/471321.html


Рецензии
Сильна страна подвижниками и служителями православной веры. Они оберегают нас в дни горя и смут. Жаль не этих героев пропагандирует наше искусство и школьная программа, отлучающие подрастающее поколение от духовных ценностей. Спасибо за светлую память о Святом праведнике Иоанне Кронштадтском. С почтением

Нинон Пручкина   15.05.2023 17:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.