Я помню чудное мгновенье часть первая

     Я думаю, что эту строку из стихотворения великого поэта помнят все.
     И мы все помним «чудные мгновенья», случившиеся с нами в нашей жизни.
     А как к нам приходят воспоминания? И как к нам приходит «запоминание»?
     Памятью считается свойство нашей психики осознавать взаимодействие с окружающим миром и сохранять результат для приобретения опыта в дальнейшей жизни. Память называют интегратором психики.
     Интеграция (integratio) – восстановление; состояние связанности отдельных частей и функций системы в целое. Память придает ходу времени направленность. Как бы мы могли жить в настоящем, если бы память не хранила весь опыт нашей прошлой жизни? Лишение памяти означает распад личности. Это наши мысли, ощущения, эмоции.
     Память делится на кратковременную и долговременную, на образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.
     Как писал поэт:
     «Передо мной явилась ты,
      Как мимолетное виденье,..»
     Понятно, что поэт воспользовался образной памятью, окрашенной эмоциями, и извлек эти воспоминания из долговременной памяти. Да простит меня Пушкин за такое препарирование его бессмертного произведения.
     Эмоциональная память может подарить нам мгновения счастья, а может стать нашим врагом, если будет постоянно возвращать нас к печальным переживаниям прошлого. Без двигательной памяти нам бы пришлось плохо: это наши навыки, умения, приобретенные по жизни и действия, иногда совершаемые в автоматическом режиме. Память осуществляет преобразование поступающей информации, при этом включается в работу так называемая «артикуляционная петля».
     Артикуляция (articulo) – работа органов речи при произнесении звуков.      Она контролирует порядок расположения слов в тексте с помощью проговаривания его «про себя». При этом работает и зрительная и слуховая (если текст произносится вслух) и мышечная память. В этом была эволюционная необходимость – человек овладевал речью для передачи и усвоения полученной информации. Если вы думаете, что читаете этот текст только с помощью своего зрения, то ошибаетесь: ваш язык совершает непроизвольные движения во рту, как бы проговаривая слова и улавливая смысл прочитанного. Вы можете сказать: - «Но я ничего не чувствую!». Может быть и не чувствуете, тем не менее, это доказанный факт. Для подтверждения этого феномена проводились опыты. Во рту испытуемых укреплялись специальные чувствительные датчики, которые четко фиксировали незаметные  движения языка при чтении ими текста «про себя».
     Чем сложнее текст, тем важнее отслеживать порядок слов, и этому очень помогает проговаривание «про себя», а еще лучше, вслух. Если артикуляцию подавлять, емкость памяти снижается. Недостаточная врожденная способность к повторению вызывает трудности в обучении иностранным языкам. Бесценную помощь в развитии этой способности в детстве оказывает заучивание стихов наизусть.
 

     На сегодняшний день существующее объяснение процессов памяти с точки зрения нейрофизиологии таково.
     Передача сигналов при воздействии раздражителя происходит с помощью электрохимических реакций, которые сначала вызывают обратимые физиологические изменения в клетках мозга. Это приводит к образованию кратковременной памяти. Если информация «одноразовая», ненужная к дальнейшему употреблению (зачем запоминать человека, который в транспорте попросил вас передать деньги за проезд водителю), то она не сохраняется. Вторая стадия обработки информации приводит к необратимым химическим изменениям в клетках и считается механизмом долговременной памяти.
     Как известно, по типу телосложения люди делятся на астеников, атлетиков и пикников. Считается, что пикникам свойственна лучшая кратковременная память, они хорошо решают текущие дела, возникающие в срочном порядке. Астеникам лучше удается работа, требующая размышления, классификации фактов, т.е. они лучше работают с долговременной памятью.
     Исключительно важным для человека  является так называемая «оперативная память». Это кратковременная рабочая память, которая помогает при написании под диктовку, списывании, печатании текста на компьютере. Здесь вводится понятие: «оперативная единица памяти», т.е. запоминание «на лету» сочетания слов и целых предложений. Высшим уровнем считается запоминание при диктовке или списывании длинных предложений и последующее воспроизведение их без орфографических и синтаксических ошибок. Как показали исследования, очень небольшая часть учащихся старших классов (не более 20%) овладевает этим исключительно важным для будущей жизни навыком. Таким образом, становится необходимым условием со школьных лет давать детям сложные диктанты для развития этих способностей. Совместно с чтением книг в бумажном варианте это также служит залогом хорошей грамотности по русскому языку.
     Как же сохранить хорошую память в течение жизни? Как известно, с возрастом происходят необратимые изменения в мозге, инфекционные заболевания тоже угрожают его полноценной работе. Согласно проведенным исследованиям, ковид уже внес свою печальную лепту у некоторой части людей, переболевших им.
     Конечно, медикаментозное лечение в тяжелых случаях отменить нельзя, но мы сейчас не о них. Нас интересует, что можно сделать для того, чтобы поддерживать свой мозг в хорошем рабочем состоянии просто по жизни и не затрачивать на это слишком много времени, его у нас всегда не хватает.
     Но об этом в следующий раз. Я расскажу о некоторых методиках тренировки памяти, доступных и эффективных.




         Литература
    1.С.Л.Рубинштейн  Основы общей психологии    Питер  2000г
    2.А.М.Бонар   Психология памяти    М  2018


Рецензии