Продолжение следует?

Думаю, что лучше начать с PS: «В книгах часто говорят правду»

 СМУ-строительно-монтажное управление треста Мособлстрой. Вовка Пименов ученик столяра. «Рабочая династия» строителей: отец слесарь, мать подсобница. Звучит гордо. Да, это по телевизору и по радио - гордо.  Думаете, что 15-летний Вовка посмотрел фильм «Пятнадцатилетний капитан» по роману Жюль Верна об увлекательных приключениях юного моряка, взявшего на себя ответственность за судьбу членов экипажа китобойного судна «Пилигрим», и пошел на стройку строить Коммунизм? Ни-ка-кой романтики. Просто  семья наша, как и все соседи, жила от получки до аванса. Просто говоря сводили концы с концами.
Стройка. Ручной труд,  холод и жара, сквозняки и грязь по колено. «Романтика великих строек» (это из СМИ).
 Ведь какими нужно быть идиотами там, в Правительстве, чтобы планомерно уничтожать русскую деревню - крестьянство! Да, великие стройки , индустриализация, агитация.  Оргнабор - в простонародье вербовка. Народ из деревень хлынул в города. Лимитчики. Профессии нет (рабский физический труд), зарплата минимальная. Спецодежда и душ?- будут скоро! Бесправные! - Не ндравится? Возвращайся обратно в деревню,там тебя ждут!
И терпеливо ждали обещанные блага: «хватеры» и  «комнатя». Жили в общагах в нечеловеческих условиях.Четыре человека в комнате. Там и женились. Натягивали верёвку и отгораживались простынью -занавеской.  Четвёртый этаж в общаге называли семейным. Зато после работы или в выходной  могли пойти в кинотеатр или в театр на балет или на художественную выставку.
- У вас в колхозе рабочий день это - светлое время суток, а на  стройке... от и до, а после смены... 
 Пропел гудок заводской,
Конец рабочего дня.
И снова у проходной
Встречает милый меня.
- Не ндравится?...
 – Учись, Володька, не будь как я, посоветовал отец. Нам с матерью война, проклятая, не дала. Мама заплакала: - тебе бы не на стройке ишачить, а учиться на художника.
Было тяжело? Да.  Никто в пропаганду и не верил. Надо было жить и думать о будущем. Вечером ШРМ - школа рабочей молодёжи. Первая зарплата. Младшему брату купил полкило шоколадных конфет «Мокко», а себе настоящие акварельные краски «Нева».
Как - то направили меня в контору помогать трестовскому художнику. Сколотить подрамники и натянуть на них красную ткань для лозунгов. Страна готовилась к 1 мая. Трестовский художник был не молодой, седой, слегка выпивал и делал он это красиво. Он долго мыл руки, а потом тщательно их вытирал тряпкой. Доставал из чемоданчика гранёный стакан, дышал в него и вытирал той же тряпкой.- Неискоренимая привычка, сынок.
- А вы знаете, юноша, кто придумал гранёный стакан? И, не дожидаясь ответа, отвечал: - скульптор Вера Мухина. Да, да  «Рабочий и крестьянка» около ВДНХ. Осмотрев стакан он наливал в него красную жидкость из бутылки с этикеткой «олифа», брал двумя пальцами стакан и торжественно говорил: - Усердно прошу прощения у дам. Нет, он не пил - он медленно вливал в себя содержимое стакана. После второго стакана ему хотелось поговорить.
- Я ведь, Вовка, по образованию врач. Работал санитаром в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин  до 1953 года. Рассказывал врач А. М. Пантюхов, который лично рекомендовал Варлама Шаламова на курсы фельдшеров: -  в 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву.  У доктора остались кое - какие записи Варлама  Шаламова, которые он мне показывал. 
«Январь 1937 года. С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет.  Идет планомерное истребление целой «социальной» группы. Всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить.»
Ещё доктор мне рассказывал, что 22 июня 1943 года Шаламова опять осудили на десять лет за «антисоветскую агитацию»  с последующим поражением в правах на 5 лет, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком.
Кто такие : Шаламов и  Бунин я не знал, а спросить Айвазовского (так называли  все  трестовского художника) я постеснялся. После работы - бегом в городскую библиотеку № 1. Где в Подольске была библиотека № 2, никто не знал. Библиотекарь, строгого вида, пожилая женщина, со старомодной причёской, мне ответила: - произведений Варлама Тихоновича Шаламова в реестре нашей библиотеки  нет, а вот Бунин... приходите завтра и не забудьте принести ваш паспорт. Надо записаться. Меня зовут Вера Николаевна. До свидания, молодой человек.
На другой день.
Весна. Средина апреля. На улице  беснуется запоздавший, сумасшедший  Март. В библиотеке было пустынно. Вера Николаевна  достала из стола и осторожно дала в руки мне  книжку: мягкая серенькая обложка –роман  И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» 1952 год. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк.
- Очень прошу вас, Пименов, осторожно с книгой.
Я сел на свободное место у окна читального зала. Странное дело, но библиотечного штампа в книге не было. С каждой страницей текста тупеет мой слух: я слышу тихий писк мыши, скребущейся под полом на хуторе Каменка, где родился Алексей. Отчётливо представляются: бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обострённое чувство красоты русской природы...
... Алексею исполнилось 15 лет, читаю я.- Он увлекается сочинением стихов, публикация которых в известном петербургском журнале стала для юноши настоящим шоком. Алексей ушёл из дома. Начались годы скитаний, в течение которых юноша посетил множество городов, ночевал на почтовых станциях. В Орле Арсеньев жил дольше, чем в других городах. Посетив редакцию местной газеты, молодой человек получил выгодное предложение о сотрудничестве. Здесь же он встретил девушку по имени Лика. Новая знакомая Алексея любит музыку и театр...
... Что эта быстрота, «исчезновение времени» — первый признак влюблённости.
- Извините, молодой человек, но мы закрываем библиотеку. Уже без пяти минут восемь. Приходите завтра. - Простите, я и не заметил, что уже так поздно.  Скажите, почему такой русский писатель с1929 по1954 год в СССР не издавался?
- Ива;н Алексе;евич Бу;нин Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы, в феврале 1920 года покинул Россию, эмигрировал во Францию, родился в старинной дворянской семье Буниных.!? –Такое... для Советской Власти это уже преступление.
Уже на улице я обратил внимание, что ветер утих и моросит дождь, а на встречу мне  шли люди, кто в плаще, кто под зонтом. Мокрые: асфальт и кусты без листьев...
Какая у Бунина точность при изображении пейзажей. Цвета настолько «живые», что с их помощью легко угадать даже о самых сокровенных чувствах Арсеньева. ... Сказать –  понравилось! Будет не верно и глупо. Каждое слово здесь: и Тютчев и Тургенев, и Лев Толстой, и  слезы князя Андрея Болконского в момент, когда он слушает пение Наташи Ростовой.
Но, сегодня понедельник, надо спешить на работу, строить Коммунизм. Вечером ШРМ.
- Здравствуйте, Иван Константинович. - А, Володька  пришел. Ну вот и закончилась твоя «творческая» командировка. Собирай свои молотки и пилы  и отправляйся в бригаду. «Айвазовский» варил на электро - плитке столярный клей, который потом добавлялся в банку с замоченным зубным порошком. Этой смесью он писал буквы широкой кистью по красному материалу. Я собрал свой инструмент в деревянный чемодан, который сам и сделал, а «Айвазовский» вытер руки и достал из своего чемоданчика лист бумаги в клеточку и  протянул мне: - держи на память стихотворение  Варлама Шаламова, написанное «Там».
«Сыплет снег и днем и ночью»
Сыплет снег и днем и ночью.
Это, верно, строгий бог
 Старых рукописей клочья
 Выметает за порог.

Все, в чем он разочарован
- Ворох песен и стихов,-
Увлечен работой новой,
 Он сметает с облаков.
И от себя, по памяти: «Светит солнце еле-еле»...
Светит солнце еле-еле,
Зацепилось за забор,
В перламутровой метели
Пробиваясь из-за гор....
- Спасибо, Иван Константинович. До свидания.


Рецензии