Этэль. Легенда

Не только в стол. Мои рассказы и сказки.

               
 
               
   Моим народам посвящается

Я закрою тебя от ненастья,               
Обернусь пред тобой белой птицею
 С ветвью в клюве зелёной оливковой,
Обниму тебя крыльями мягкими,
Прикоснусь к груди растревоженной,    
 Искупаюсь в любви нерастраченной,
Расплескавшись каплями страстными.
И родишь ты мне сына прекрасного
И душою и телом и мыслями.
Будет нам он с тобою отрадою,               
Будет мальчик …

                1

Иерусалим пал. Храм был разрушен и  разграблен римлянами.
      Тит, сын императора Веспасиана, по - военному прямо держась в седле , внимательно смотрел на полыхающий город. Он размышлял над  причинами  ненависти    граждан Иудеи к римлянам. В этой маленькой стране, расположенной на окраине огромной империи, у людей просто причудливые представления о жизни и обо всём мире. Титу, прекрасно разбиравшемуся в  основах греческого и римского искусства, были  непонятны запреты на портретную живопись и скульптуру  в Иудее. Они поклоняются только одному богу, что совершенно лишено смысла и делает их молитвы примитивными и невзрачными. А это странное  правило читать каждый день одну и ту же книгу, пусть и важную для них? Явно же глупо!  Но самое поразительное, что эти люди чтили свой главный храм больше своей жизни. Да, конечно, он понимает, что храм это важно. Но ведь это только здание,  и таких можно настроить ещё, и даже лучше и краше. И мыслить иначе – иррационально для каждого разумного человека.  Ну и совсем уж незнакомое явление для римлян - партизанская война. Отдельные группы людей, называемых себя зелотами, нападали на римлян в самых разных местах  и наносили  серьёзный урон легионерам. А самое опасное, что среди зелотов действовали некие сикарии – бойцы, специально  подготовленные для мелких военных операций в узких  городских кварталах. Они в  людных местах выбирали себе жертву,  знатного римлянина, и неожиданно нападали на него, нанося многочисленные раны своими сиками, специальными короткими  ножами. А затем быстро растворялись в толпе зевак. Эти парни носили простую одежду.  Обнаружить и наказать их было крайне трудно.  Тит не мог понять, на что надеялись эти партизаны, нападая на профессионально подготовленных римских солдат и офицеров  маленькими группами, а то совсем в одиночку. Ведь очевидно, что сплочённые и хорошо скоординированные легионеры сильны. И не зря их сравнивали со стрелами, которые называются в Риме фаши. Один бунтарь, - ну что он может? А вот вместе собранные в пучок стрелы - фаши - не переломить.  В конце концов, думал Тит, римляне несут с собой цивилизацию. В своих новых провинциях   они строят дороги,общественные бани, канализационные коллекторы  и многие другие полезные вещи. Рим щедро делится с  завоёванными народами - варварами своей прекрасной культурой и принципами демократического мироустройства, требуя взамен лишь оговоренную дань и лояльность  империи.  Вполне приемлемые условия. Но тут, в Иудее, полным-полно бунтарей, предсказателей, жрецов, призывающих сражаться с завоевателями.  Он слышал от своих учителей, что лет 40 назад некий Йешуа подбивал народ иудейский на неповиновение. И тогда всё закончилось многочисленными казнями. Десятки тысяч  громадных деревянных  крестов были установлены римлянами вдоль дорог на Иерусалим. На них были распяты повстанцы. Одним из них был этот самый Йешуа. Смрад от трупов распятых людей стоял такой, что римским солдатам приказано было не приближаться к местам казни ближе, чем три миллиарии*. Да, позже появились какие-то последователи этого бунтаря, но подробности затерялись во времени, и никто уже и не помнил, что с тем бедолагой произошло и почему до сих пор о нём вспоминает  небольшое количество местных жителей. В этой Иудее всегда смута.   Ох, как же ненавистен ему этот край. Хотя, если честно, ещё одно обстоятельство сдерживало  желание Тита как можно быстрее убраться из этой непонятной Иудеи. Береника. Дочь Ирода. Те, кто её видел, называли Беренику второй Клеопатрой. Тит влюбился в эту женщину без памяти. Он знал, что Рим не одобрял эту открытую связь. Кроме того, эта любовь не имела никакого будущего, ввиду наличия политических противоречий между двумя государствами. Мало того, такая связь могла ему помешать в   перспективе стать императором Рима. Но он страстно любил эту женщину и  ждал от неё ребёнка. Беременной  Береника казалось ему ещё краше.  Да, он обязательно к ней вернётся после завершения военной карательной кампании.  И обнимет её и своего ребёнка. Но сейчас у него одна задача. Надо выдернуть эту партизанскую заразу, как ядовитый сорняк, с корнем и без жалости. Так его учили в военной школе Рима, так он и поступил, приказав истребить всех партизан и их семьи. Кровь текла по вымощенным улицам ручьями. Трупы животных и людей валялись повсюду, так как хоронить их просто было некому. Карательные акции проходили во всех городах Иудеи. Сама земля, солёная от слёз и крови,  взывала  к господу , прося  его остановить массовые убийства маленького народа.
  Оставшиеся в живых  сикарии в поисках прибежища бежали в одну из крепостей страны , находившуюся недалеко от солёного моря,   построенную ставленником Рима, царем Иродом великим.  Там они смогли обустроиться вместе со своими женщинами и детьми.      
               
               2               
      
     Нежная хрупкая девушка в беленьком льняном платье ходила по территории старой крепости от одного бойца к другому с флягами, наполненными дождевой водой.       Этель любили все. Ее ждали и ей радовались.  Ее звонкий чистый голос разрывал тяжелую тишину ожидания каждого следующего  боя. Осада длилась уже три месяца. Было жарко. Солнце  насквозь, до волдырей, прожигало кожу тел защитников крепости. Противные жирные мухи, привлеченные спекшейся кровью раненых и убитых, кружили целыми роями. Жужжали, садились на уставшие и злые лица воинов и мешали спать, говорить, чистить оружие. Впрочем, говорить никому  не хотелось. Губы людей потрескались и требовали влаги. Вот эту драгоценную влагу  Этель приносила измученным осадой воинам.  Она смачивала маленькие кусочки ткани и передавала их в руки мужчинам. А те протирали набрякшие от недосыпания глаза  и высохшие губы.       Продержатся ли они? Крепость очень надежная. Защитники ее вооружены и полны решимости. Но враг силен и превосходит  по численности. И уходить никуда не намерен. Будет смертельный бой. Не знали только когда.   Это понимали все.    В самой дальней от крепостных ворот башне десять мужчин охраняли знамя, запасы провизии, воды и священные  для народа книги. Они, так же как и все защитники держали оборону, так же отбивали мелкие и частые атаки врага, которые совершались  при помощи камнебитных машин, лишь спали меньше других. Этель старалась бывать в этом месте как можно чаще. Еще бы!       Она влюбилась в Ариэля с первого  взгляда. Это было совершенно незнакомое ей чувство. Уединяясь в запутанных коридорах многочисленных построек крепостных зданий, они  целовались и говорили друг другу нежные слова. Я люблю тебя Ари, мой любимый и  храбрый воин “ - шептали ему ее губы. “Я люблю тебя моя милая   и смелая Этель”, - вторил он своей подруге, прижимая к себе ее хрупкое тело так, словно пытался оградить ее от всех бед мира. Его сердце пело. Ари казалось, что его песня слышна только возлюбленной. На самом деле её слышали все, кто находился в крепости. Эта трогательная, совсем  неуместная для военного времени, любовь делала борьбу за свободу обреченных на смерть людей  осмысленной.         Враг становился все настойчивей в достижении своих целей. Осаждающие  крепость войска стали возводить прочные конструкции из бревен. И за несколько недель возвели довольно прочное инженерное сооружение, позволяющее атаковать крепость. Ненависть и смерть витали над обоими лагерями. Нападающие солдаты были злы. Ведь солнце их тоже не щадило. Они устали и стремились покончить с защитниками крепости как можно скорее. Стенобитные машины переносились все выше на площадки возводимых строительных лесов. Положение становилось критическим. С таким количеством наступавших вражеских войск и с их техникой небольшой гарнизон крепости справиться не мог. Обессиленные и истощённые люди решили собраться в молитвенном зале главного здания крепости, чтобы вместе принять решение о том, как следует наиболее верно  поступить в создавшейся тяжелой ситуации. Помолившись, они приступили к обсуждению. К утру  решение было принято. «Свобода или смерть».    Неожиданно ранее обычного для этого  сезона полил дождь . Смочив тяжелую пыль, он освежил лица уставших людей. Они радовались этому дождю как дети. Они ловили влагу, подставляя свои обожженные губы небу. Они смеялись и обнимались. Ведь они так ждали этот дождь.      На следующий день верхняя площадка деревянной конструкции была уже вровень с воротами крепости. Уже были видны искаженные ненавистью и злобой лица врагов.     Пора…10 человек, которые охраняли знамя  и книги достали свои мечи из ножен и убили всех мужчин - защитников крепости. Потом предстояло самое тяжелое - убить своих женщин. Сердца воинов превратились в камни. Они выполняли принятое решение «свобода или смерть». Ари, один из оставшихся десятерых солдат, подошел к Этель. Он посмотрел в её глаза, и не увидел в них страха. Взглянув  на Ари, Этель сказала: «делай то, что должен делать». Он приставил меч к ее животу, но не мог даже пошевелиться. «Беги, прошу тебя, беги... может ты спасёшь себя и расскажешь миру о нас, павших за свободу своего народа».  Этель взяла своими маленькими руками лезвие меча и вонзила его в свое тело. Последнее, что услышал Ари, было: « мы тебя любим». Мужчина упал на колени перед телом своей жены. Он только сейчас понял, Этель носила под грудью его ребенка. Его крик достиг Небес.      
       Когда  враги вошли в крепость, они увидели единственного живого человека с обезумевшими от боли глазами. Окровавленный меч Ариэля был приставлен к своей забрызганной жертвенной кровью шее. Еще мгновение, и последний защитник крепости упал бездыханно. Когда  победители  в ярости заполнили территорию крепости, то обнаружили лишь несколько сот  мертвых тел. И резервуары, полные дождевой воды.  И только ангелы знали, что не дождь пролился над землей, а их слёзы. 

Давид бен Мелех Сан Диего,2016 - 2022

* римская мера длины


Рецензии
"держась в седле своего коня черной масти"
Можно прямо держаться в седле, а "держаться в седле своего коня" - это не русский язык. Не говорят "конь черной масти", а говорят "вороной конь".

"граждан Иудеи"
В Иудее на рубеже эр не было института гражданства. Самой значительной социальной группой были крестьяне, в городах существенную роль играли знатоки Закона - фарисеи. Собственно Иудея в то время - это Иерусалим и относительно небольшая территория вокруг него. Перепись населения иудейские религиозные власти, царь Ирод и тетрархи после него, разумеется, не проводили, однако по ряду косвенных данных численность иудейского населения во всей Палестине в ту эпоху (вторая половина первого века н.э.) составляла примерно 500 тыс. человек (хотя Иосиф Флавий сообщает, что во время войны было убито свыше одного миллиона иудеев). Собственно Иудея номинально входила в то время в римскую провинцию Сирия, но управлялась подотчетными императору чиновниками - префектами (прокураторами), являвшимися также наместниками соседних областей - Идумеи, Самарии и Галилеи, хотя Галилеей какое-то время правили тетрархи-цари, потомки Ирода.

"Ну и совсем уж незнакомое явление для римлян - партизанская война."
Все эти размышления, которые автор вкладывает в голову Тита, несколько наивны. Так мог бы писать начитанный школьник средней школы. Автор почему-то не сообщает нам, что в армии Тита находилось воинство римской марионетки - иудейского царя Агриппы Второго, а главным военным советником будущего императора во время осады Иерусалима являлся иудей по происхождению Тиберий Александр, брат которого как раз и был мужем Береники, возлюбленной Тита. Если Иосиф Флавий пишет, что Тиберий Александр выступал за сохранение Храма, то Тацит утверждает обратное: он подал голос за его разрушение. Заслуги Тиберия Александра перед римлянами оказались настолько велики, что они перевели его потом в Рим и назначили командующим преторианской гвардией.
Что касается Береники, то ее можно назвать "второй Клеопатрой" за присущую ей половую невоздержанность. Она трижды была замужем (два мужа умерли, от третьего Береника просто ушла и жила, по сообщению Иосифа Флавия, с собственным братом). Через 4 года после взятия Иерусалима Береника приехала в Рим по приглашению Тита. Это вызвало протест в римском обществе, и Титу пришлось выслать "принцессу". Еще через 4 года ситуация повторилась. Что дальше было с Береникой, неизвестно.

Чиновники, состоявшие в свитах римских наместников Сирии, были знакомы со спецификой Иудеи и религии иудаизма. Более того, с иудейской религией римляне познакомились в самом Риме еще во втором веке до н.э., когда специальным эдиктом иудеи, не имевшие римского гражданства, были изгнаны из города за, выражаясь современным языком, религиозную пропаганду. Дальше - больше, и уже второй поэт Империи Гораций сообщает в одной из своих сатир, что среди римлян многие переходят в иудаизм и начинают почитать субботу. Помпей и Цезарь были достаточно умны, чтобы сохранять за Иудеей известную автономию и не вмешиваться в ее религиозные дела. Другое дело, что Калигула и Нерон - люди с явными психическими отклонениями - стремились унизить иудеев и пытались возвести в Иерусалимском храме свои статуи-колоссы. Собственно это проявление болезненной мании величия Нерона и привело к Иудейской войне.
Что касается партизанской войны, то римляне не раз сталкивались с подобной тактикой во время своих захватов чужих территорий. Такие войны, например, в Лузитании против Вириата, длились десятилетиями и доставляли римлянам массу проблем. В итоге в случаях с захватом Германии и Месопотамии (областью, которой до Александра Македонского владели персы Ахемениды, потом парфяне Аршакиды, потом снова персы Сасаниды) римляне терпели поражения и очищали эти территории.

"Они в людных местах выбирали себе жертву, знатного римлянина"
Никаких знатных римлян они не убивали. Их жертвами были любые римляне (а были это в основном легионеры), приходившие на рынки для покупок.

"А вот вместе собранные в пучок стрелы - фаши - не переломить"
Автор фантазирует: фасции (фаски), фашины - не стрелы, а пучки березовых прутьев, которыми римляне пороли провинившихся или использовали в осадном деле.

"В своих новых провинциях они строят дороги,общественные бани, канализационные коллекторы и многие другие полезные вещи. Рим щедро делится с завоёванными народами - варварами своей прекрасной культурой и принципами демократического мироустройства, требуя взамен лишь оговоренную дань и лояльность империи. Вполне приемлемые условия."

Все эти прекрасные достижения Рим заимствовал у греков, когда захватывал Элладу, эллинистические государства в Малой Азии, на Ближнем Востоке и на северо-востоке Африки. Античную цивилизацию и культуру Рим принес варварским народам Западной Европы и Подунавья. Иудеи же в массе своей яростно отвергали попытки эллинистических правителей и римских владык распространять среди них греко-римскую (языческую) культуру и мировоззрение. Насчет приемлемых условий автор горячится. Римляне грабили захваченные земли путем выкачивания из местного населения податей и чрезвычайных налогов. Их прекрасная культура встречала в Иудее резкий социальный протест, поскольку нарушала коренные принципы иудаизма и порождала непрекращающиеся антиримские волнения в народе.

Интересно, куда делся Тит в седле коня черной масти, когда автор перенес действие в Масаду?

Этель, в отличие от мужского имени Ари, не может быть иудейским женским именем, поскольку это имя - германского происхождения (в переводе - "благородная").

"Но враг силен и превосходит по численности"

А осажденные фанатики слабы что ли? Да они там могли сидеть, пока не кончатся запасы сушеных фиников. Римляне провели титаническую работу по возведению насыпи, после чего осажденные поняли, что их ждет либо смерть, либо рабство. Они приняли решение, которое не слишком согласуется с канонами их религии - массовое убийство и самоубийство.

"Когда враги вошли в крепость, они увидели единственного живого человека с обезумевшими от боли глазами."

Это фантазия автора. Все защитники, их жены и дети были убиты. О том, что случилось в Масаде, римляне, если верить Иосифу Флавию, узнали от пяти женщин, спрятавшихся со своими детьми, от защитников крепости, решивших умертвить всех осажденных. Кстати, сам Иосиф Флавий, когда командовал повстанцами в начале Иудейской войны, нарушил клятву и вместо того, чтобы покончить с собой или позволить себя зарезать, сдался римлянам. Массовые самоубийства практиковали и другие - не одни иудеи. Так себя вели даки во время штурма римлянами Сармизегетузы, главного города Дакии.

Алексей Аксельрод   13.01.2023 09:59     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей. Громадное вам спасибо за столь тщательный анализ моего небольшого рассказа. По поводу седла-скорее всего вы правы и я поработаю с этим. По поводу "вороного"- крайне спорное утверждение.
А вот насчёт всего остального - это вопрос целей и задач данного текста. Я даже не упомянул слово Мицада. Или близость к Мёртвому морю. И да, я исходил и изъездил описываемые мною места . Но это легенда, вымысел, около историческое описание событий , которых может и вовсе не происходило. несмотря на различные противоречивые утверждения Иосифа Флавия "Иудейской войне" или других его работах. Как вы знаете, ему приходилось балансировать между его римскими покровителями и его иудейскими привязанностями, воспитанием . Несомненно можно описывать жизнь иудеев, пользуясь трудами Тацита или Плиния старшего, можно описывать взаимоотношения диких воинствующих даков и римлян, можно рассказывать о влиянии греческой культуры на римское сознание и т.д. Но я не историк. И не было у меня задачи дать прочесть людям то, что они могут сами изучить , исследуя литературные и исторические источники по данной теме. данная подача материала имеет в большей степени эмоциональную окраску. И , с моей точки зрения, оставляет в памяти и сердцах читателей , самое необходимое - они , надеюсь, могут почувствовать дух сопротивления маленького народа громадной империи. Народа, который сражался за саму суть их понимания жизни, за свою веру и за независимость . Кроме того, я из Донецка, и у меня был ещё один серьёзный мотив для написания и опубликования именно этого рассказа и именно сейчас. Но на данной платформе это лучше не обнаруживать. Вы очевидно имеете специальное образование или изучали глубоко материал , что вызывает уважение. Но вот , что скажу,- некоторые тонкости и в ваших рассуждениях можно принять условно. Например, ссылка на пятерых женщин , укрывшихся в пещере. Насколько мне известно, в пещере были найдены останки пятерых людей. Три принадлежали взрослым людям и два детских черепа. Этель- просто выдуманное мной имя. И оно имеет смысл. В конце концов это легенда о любви на фоне войны. Это просто . Любовь и смерть.
В любом случае, признателен за прекрасную рецензию.

Александр Ройтер Давид Бен Мелех   12.01.2023 20:50   Заявить о нарушении
Не хотел углубляться в детали. Но не удержался. По поводу примитивных мыслей Тита. Надеюсь,что вы,Алексей поняли о какой книге идёт речь и о каком здании. В этом была и есть суть борьбы. И по имени Этель. Это вам Википедия говорит о немецком происхождении имени. Поясню. Эт - предлог, винительный падеж . Эль- имя Бога. Если интересно,могу написать это на иврите. Или на арамейском.

Александр Ройтер Давид Бен Мелех   16.01.2023 01:09   Заявить о нарушении
Саша,напиши, пожалуйста, на иврите имя Этель. Мне очень интересно.

Виктория Колисниченко   16.01.2023 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.