psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ Экзерсис 1-15

 Экзерсис 1 (15) - имя смеси в миксере записей на тему психо в Дневнике ДИП

***

Ци,тата!
Во всех стихиях человек: Тиран, Предатель или узник. Пушкин (АСП)

***
ЕО и карты

Глава 1. Князь Павел Петр. Вяземский, сын знаменитого поэта и страстного игрока, заметил как-то:  «Пушкин до кончины своей был ребенком в игре и в последние дни жизни проигрывал даже таким людям, которых, кроме него самого, обыгрывали все». Весной 1820 г Пушкин «полупродал, полупроиграл» Никите Всеволожскому рукописный сборник своих стихотворений. В его петербургском доме Всеволожских собирались участники общества «Зеленая лампа» на свои заседания. В 1819 г АСП посвятил архивному юноше послание «Всеволожскому» («Прости, счастливый сын пиров…»). Весной 1820  поэт проиграл Всеволожскому 1000 рублей и в уплату за них отдал тетрадь своих стихов, которая в 1825 году была выкуплена. В конце 1820 общество прекратило своё существование. «Всеволожский играет: мел столбом! Деньги сыплются!» ( – П. Мансурову, 27 окт.1819 г.) Основатель знаменитого лит. общества «Зеленая лампа» Никита Всеволожский – «лучший из минутных друзей моей минутной юности.» Он тоже, кстати, был с АСП у черной вдовы-гадалки Кирхгоф. В 1824 г поэт писал Вяземскому из Михайловского: «Предложение твое касательно моих элегий несбыточно и вот почему: в 1820 г переписал я свое вранье и намерен был издать его по подписке… Я проиграл потом рукопись мою Никите Всеволожскому. Теперь поручил я брату отыскать и перекупить мою рукопись, и тогда приступим к изданию элегий, посланий и смеси.» Просил он и  Бестужева посодействовать  в выкупе проигранной рукописи. Обращался и к самому Никите. «Не могу поверить, что забыл ты меня, милый Всеволожский, ты помнишь Пушкина, проведшего с тобою столько веселых часов… Помнишь ли, что я тебе полупродал, полупроиграл рукопись моих стихотворений? Ибо знаешь: игра несчастливая родит задор. Я раскаялся, но поздно – ныне решился я исправить свои погрешности, начиная с моих стихов. Всеволожский милый, царь не дает мне свободы! Продай мне назад мою рукопись за ту же цену 1000 (я знаю, что ты со мной спорить не станешь, даром же взять не захочу!)». Вскоре брат Лев договорился с Никитой. Тот уступил за полцены. Но карточный долг чести для Пушкина свят. Он пишет брату: «Всеволожский со мною шутит. Я должен ему 1000, а не 500, переговори с ним и благодари очень за рукопись. Он славный человек, хоть и женился.» И позже напоминал брату, чтобы тот вернул Никите оставшиеся 500 рублей.
Чтобы как-то поправить денежные дела надо было запустить вслед за поэмой РиЛ, которая родилась еще в СПб, на всю мощь и производительность фабрику стишистой торговли… Для этого нужен был новый брэнд. На пятки наступал Грибоедов с «Горем и нет ума»
И АСП его придумал. Им стал ЕО!  Можно подозревать, что в мотивации создания «романа для обмана» ЕО и написания первой его главы есть след карточных долгов… Но! Вслед за стихами (в игре со штабс-капитаном Великопольским) чуть было «не съехала на тузе» вторая глава «Онегина», а за ней и пятая

Глава 2 . «Я не проигрывал второй главы „Онегина“...» Знакомый АСП, г-н Великопольский,  незадачливый игрок и сочинитель, даже упрекал его за стихотворное мотовство в своей недружественной сатире: «Глава «Онегина» вторая съезжала скромно на тузе...» Пушкин же, хоть и испытывал к Великопольскому  отеческое снисхождение (как невезучий игрок к сопернику ещё более беспомощному), обвинение отверг в резких выражениях. «Я не проигрывал второй главы «Онегина», а её экземплярами заплатил свой долг, точно так же, как вы заплатили мне свой родительскими алмазами». Карточные встречи Великопольского и Пушкина повлекли за собой затяжную перестрелку эпиграммами, длившуюся около трёх лет. «Играешь ты на лире очень мило, — квалифицировал Пушкин приятеля, — играешь ты довольно плохо в штос».
…Но мне досталася на часть
Игры губительная страсть.
Страсть к банку! ни любовь свободы,
Ни Феб, ни дружба, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры -
Задумчивый, всю ночь, до света
Бывал готов я в эти лета
Допрашивать судьбы завет,
Налево ль выпадет валет?
Уж раздавался звон обеден,
Среди разбросанных колод
Дремал усталый банкомет.
А я, нахмурен, бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Гнул угол третьего туза.

Глава 4. В канун Рождества 1826 г АСП писал князю Вяземскому: «Во Пскове, вместо того, чтобы писать 7-ю главу Онегина, я проиграл в штос четвертую. Незабавно!»

Глава 5. По версии князя А. М. Загряжского – тестя мл.брата Льва Пушкина, узнав детали этой истории от Льва Сергеевича, он рассказал все Н. П. Кичееву, а тот в мартовской книжке журнала «Русская старина» за 1874 г опубликовал заметку «Судьба пятой главы «Евгения Онегина». Прим. История: проигрыш 5-ой главы ЕО в карты Загряжскому и затем тут же ее отыгрыш после постановки поэтом на кон дуэльной , но  затем ее потеря при переезде в Питер… Хватившись пропажи, Александр Сергеевич пришел в отчаяние – он уничтожил ее черновики, а по памяти восстановить текст не мог!  Спас его Лев Сергеевич, обладавший феноменальной памятью. Иногда он любил произвести впечатление в обществе: прочитав на глазах у всех страницу незнакомого текста, он тут же повторял прочитанное наизусть без единой ошибки! Пятую главу «Онегина» он и сам разок читал, и слышал ее в исполнении Александра Сергеевича – этого было достаточно. Несмотря на то, что со времени читки прошло порядочно времени, Лев Сергеевич в точности восстановил текст по памяти, записав его мельчайшим почерком на трех листках бумаги, которые и переслал брату. ).  Возможно, вспоминая в страшном сне историю своей 5-ой главы поэт взял к ней эпиграфом два стиха Жука:

О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
 
***
Из писем АСП

Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. Умный человек не может не быть плутом. Роман требует болтовни. Державин – татарин словесности. Самые литературоведческие письма – А,А. Бестужеву и ПАВ – Вяземскому. Стихи Неелова С.А. прелесть – недаром я назвал его некогда le chantre de la merde (25/05/25)  ПАВу  : я всегда был склонен аристократичествовать… Я не поэт – я дворянин. Что предпочитаешь: запах розы, череды или селедки?
В Михайловском в одиночестве АСП суперсозрел, Он пишет: РиЛ- молокосос, Кавказский пленник – зелено… Жук.  Его не видно в поле пушкинских респондентов до 1826…
010922 – Почитаю мщение одной из христианских добродетелей
 - посылаю поэму ( речь идет о Гаврилиаде!) в мистическом роде…я стал придворным –
ре-изюм :
Гаврилиада  издевка над мистическим увлечением Ал1 и его окружения
 -  следует отличать содержание писем по почте и с оказией – ре-изюм: первые суть мистификация

П-183 Жуку: «если правительство захочет прекратить мою опалу,с ним я готов условиться (буде условия необходимы) . Я был масоном в Кишиневской ложе, т.е в той, за которую уничтожены в Р. все ложи»

П-184 : «у 14 декабря есть особая причина…» (не захват ли власти Ником?)

Афоризм: Эпиграмматическая сказка д.б. краткой.  Льстецы, льстецы: старайтесь и в подлости сохранить осанку благородства. Истина сильнее Царя – говорит Священное

 КЦ – исповедальный поход за Смертью  в припадке психо-патологической суициидальности. Каковы требования к ритуальной жертве:  это богохульник, просто афеист или с чистой верой

***
МТ

Осн тема МТ – Возмездие за страстное богоборчество, бунт против Творца – не русский фауст. Смерть – не трагедия. Естественная, включая суицидальную (ибо естественен уход не желающего более быть проявленным) – не трагедия. Она Трагедия  когда от случайного кирпича, катаклизма природы, колес лихача или финки шпаны… Все МТ АСП  это трагедии семьи (в ШСС): семья не даст счастья, это лишь фабричная ячейка, которая только и норовит нагадить. Семейная гавань – это иллюзия полная бесовщины 
Радость творчества – это и есть счастье поэта. Этого счастья АСП сам себя лишил. Сам. Счастье для поэта – радость творчества. Этой формуле АСП изменил, пытаясь найти счастье в семье. Измена требует Возмездия.  Эта тема и стала главной в МТ.
Идэ-фикс о семье как счастливой гавани. Бес догадал и попутал: счастье как Погибель.

***
Облико моралэ

Взгляды АСП в 30-х Вяземский назвал «либеральный консерватизм»: либер – себе у кормушки трона как спесивому знатному дворянину, а консервы – черни…  Есть в жизни две наиб важные вещи:
1 - это то, что ты когда-то сделал, что хотел бы или должен изменить, но уже поздно
2 – и это то, что ты должен был в жизни сделать, но так и не сделал … и  уже поздно.
Одна формула АСП « мщение почитаю одной из  первых христанских добродетелей…» чего стоит.
 Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
         В безумстве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
         Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
         На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносит хладный свет
         Неотразимые обиды.
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
         Решенья глупости лукавой,
И шёпот зависти, и лёгкой суеты
         Укор весёлый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
         Встают два призрака младые,
Две тени милые,— два данные судьбой
         Мне ангела во дни былые;
Но оба с крыльями и с пламенным мечом.
         И стерегут… и мстят мне оба.
И оба говорят мне мёртвым языком
         О тайнах счастия и гроба.


А уже 26 мая (через неделю!) написан «На день рождения» (Дар напрасный, дар случайный). Случайно?  Конечно, у Прозы Жизни есть версия d;j; vu:  АСП под прессингом молвы о нем как шпионе власти, об измене идеалам оппозиции, об элементарном сервилизме и продажности…  АСП то пишет хвалы царю в Стансах, то объяснение в феврале 1828 «Друзьям» (Нет, я не льстец, когда царю…). Щепетильный до высокомерия в вопросах чести  и социальной репутации, вознесенный осенью 1826 на трон лит славы, он вдруг в одночасье оказывается в сточной канаве тронного зала русского Парнаса. Вестуны его достали. У него нет спокойного достойного его перу места - в обществе лучших мужей и их дев его считают шпионом власти, продажным льстецом. Он запутался. Как всегда в таком состоянии духа, он мечется по дорогам в Телеге Жизни. Его мучает бессонница. Бессонница дает  Воспоминание, Метель, Ангела, Пророка, Поэта, Дар, Бесов… Бес догадал и попутал: ему пришла в голову бредовая идея искать счастия в семье… и он впадает в гон сватовства:  делает предложение Софье Пушкиной и получает отказ, делает его А. Олениной и также получает отказ,  а с ним и весть: у тебя, Саша, дорога одна – к ручке «косой мадонны» = тебе все уже уготовано = не разбрасывай семя, не мечи икру и не мучайся в гоне = дни твои нами сочтены в Загоне = успей продолжиться…и Пшел вон, беспутный сочинитель сомнительной нравственности!
Итак, в точку отсчета  пушкинского духовного Возрождения ставим пока «Воспоминание». 19 мая 1828. Это открытие калитки загона Западни?  Дар напрасный – это уже впечатление от объявления, откровения и открытия калитки. Следователи отметили: весна 1828 – первый душевный кризис Пушкина. Итак, пространственно-временной контур Западни – граница ее начала:  сент 1826 (Сговор с царем в Чудовом мон-ре)  + лето 1827 (Головомойка БАХа) +  Стансы царю  - май 1828 – Воспоминание и Дар напрасный. Одновременно в мае 1828 начата атака на АСП  по духовному делу о поэме Гавриилиада («выползне» по  опр. Самого АСП)!  В выползень – это Гад из АСП выползший и многое предопределивший. Предопределение богословское реализуется. Этим следствием, длившемся до глубокой осени 1828г, и личным признанием царю (вероятно с раскаянием признания авторства, с  просьбой о высочайшем венценосном прощении …и возможным новым Сговором) АСП введен в загон Западни.  Сам монарх неожиданно закрывает дело как ясное и конченное! Ибо Нику1 ясно – все, свершилось, Пушкин – его, он в Западне! АСП оказался в руках у Старцев. Виной всему провокационная Гавриилиада!
 Прим. Важно, когда осенью 1825 АСП вдруг попытался тайно домчаться до СПб  в пору междуцарствия  с душком смуты… его остановили не зайцы на тропе Михайловское-Тригорское.  Его остановило видение Черного Монаха! АСП сразу смекнул 6 Добра не будет …и вернулся…(на этот факт делает акцент М. Филин в этюдах).
Можно приводить доводы о внезапном духовном перевороте под ударом судьбы  и событий 1825-1828гг. Но можно с не меньшим основанием полагать, что это духовное перерождение или Возрождение Поэта, оставившее потрясающий след в него «духовной лирике», было  явлением не внезапным и не неожиданным: в рукописях АСП оставил память об этой бездне его духовных и философских размышлений. Размышления запечатлены как Воспоминание, а Дар - след переживаний об откровениях в состоянии  глубокого душевного кризиса жертвы и катарсиса… РОЦ я называю Записями в заоблачной келье. Раз посетив ее, ты уже от нее не откажешься. Вопрос: не есть ли заоблачная келья  с мыслями о скором конце и божьем суде  внутренней западней – частью общей западни
Прим. С ре-изюмом: продолжение размышлений о философии  АСП - РКЦ (расширении так наз. "малого" пушкинского "каменноостровского цикла"): я отрицаю термин КЦ (цикл - это вотще дело женское ...) - я называю РОЦ наследием пушкинской философской мысли,  ибо фило-софия родилась  в Др.Греции из вопроса о Смерти - потом ее дуримары докторантуры довели до умо-помрачения и дурко-заключения. Др. Греки с Платоном и Аристотелем - это вся философия со всеми ее вопросами , ответов на которые нет
Отмечу : великим, а для России гениальным, Пушкин стал  с мая 1828 и был по янв 1837 ... Если б попал в д_Антеса, был бы причислен к лику святых катол.Ц в АЦ.  Очень важно в этой логической линии следопытства: именно осенью 1828 АСП рванул на  встречу с ВМ=ЕА! И было от чего и зачем рвать копытами осеннюю жижу в Телеге Жизни


Рецензии