Лезгинские узоры на полотнах европейских художнико

Лезгинские узоры на полотнах европейских художников


Ковроделием лезгины (в античных и средневековых источниках упоминаются «леки», «леги», «лазги») занимались ещё со времён существования античного государства Кавказская Албания (конец I тыс. до н. э. — начало I тыс. н. э.). О развитии ковроделия в Лезгистане (букв. «Страна лезгин», также ареал компактного расселения лезгинских народов) сообщают древнегреческий историк Геродот (484 г. до н. э.–425 г. до н. э.), древнегреческий писатель и историк афинского происхождения Ксенофонт (430 г. до н. э.–354 г. до н. э.), древнеримский писатель и философ Клавдий Элиан (175–235), и некоторые другие античные историки. Следуя археологическим материалам и письменным источникам, можно говорить о том, настолько древней историей обладает ковровое искусство у современных лезгин.


В эпоху Сасанидов (III–VII века) ковровое искусство Лезгистана прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шёлка, золотых и серебряных нитей. Начиная с VI века в исторических и литературных памятниках о лезгинском ковре уже можно найти довольно обширные и ценные сведения, которые давали такие историки, как Моисей Каланкатуйский (VII в.), арабские авторы: историк, географ и путешественник Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ал-Мас’уди (ок. 896–956), историк Абу Джа‘фар Мухаммад б. Джарир ат-Табари (838/39–923), географ Шамс ад-дин ал-Мукаддаси (946/947–после 1000), географ и путешественник Ибн Хаукаль (X в.), географ Абу Исхак ал-Истахри (850–957), фламандский путешественник и монах-францисканец Гильом де Рубрук (род. между 1215 и 1220–ок. 1270) и венецианский путешественник Марко Поло (1254–1324). Все эти люди безмерно восторгались красотой и красочностью лезгинских ковров.


Начиная с XIII века и на протяжении всего XIV в. лезгинские ковры и различная ковровая продукция из Южного Лезгистана/Ширван в большом количестве экспортировались в зарубежные страны. Многие известные европейские художники на своих картинах изображали лезгинские ковры. К примеру, итальянский художник эпохи Возрождения Пинтуриккьо (итал. Pinturicchio, 1454–1513), представитель умбрийской школы, в картине «Сцена из жизни Энея» (1503–1508 гг.).


Нидерландский художник XVI в. века Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, 1433/35–1494) сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известной работе «Триптих с Богоматерью и Младенцем на престоле»), дал изображения лезгинских ковров, а также в работе «Портрет молодого мужчины» (1485–1490).


«Под ногами Мадонны, привычно лежит лезгинский ковёр, но даже здесь художник руководствуется свойственной только ему передачей восприятия. Ганс Мемлинг находит подходящий рисунок и тон в коврах ширванской школы. Они запечатлены в работах «Триптих с Богоматерью и Младенцем на престоле» из коллекции Национальной галереи в Лондоне и «Портрете молодого мужчины», хранящемся в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе».


Ковёр типа «Лезгинская звезда» вписан в картину «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436–1437 гг.) ранненидерландского художник-новатора Северного Возрождения Яна ван Эйка (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441).


«Трон в зале сложной архитектурной конструкции. На нём сидит Мадонна с младенцем. По правую руку от них св. Донат в синем облачении, окаймленным золотом. По левую — св. Георгий, изящный юноша в тяжелых доспехах. Между Мадонной и св. Георгием коленопреклоненный каноник Иорис ван дер Пале. Лицо каноника, написанное художником с физиономической точностью, без прикрас, не оставляет сомнений — именно он является не только заказчиком картины, но и её главным героем. И снова идея сопричастности к великому, и снова главный инструмент — ковёр. У подножья трона Марии прекрасный образец ковровой композиции «Лезгинская звезда» Кубинской школы, который умело использовал для передачи натуралистичности обстановки великий нидерландский художник Ян ван Эйк».


Интерес для нас также представляет другая работа-триптих художника Яна ван Эйка под названием «Богоматерь с Младенцем на троне в храме» (1437 г.). лезгинские ковры также встречаются в картине «Послы» (англ. The Ambassadors; 1533 г.) немецкого художника Ганса Гольбейна младшего (нем. Hans Holbein der J;ngere, 1497–1543).


«Картина великого немецкого художника «Послы» безумно популярна, а всё из-за искаженного предмета, размещенного на переднем плане полотна. Если посмотреть на него сбоку, то окажется, что это череп, изображенный в особой форме перспективы — анаморфозе, впервые описанной Леонардо да Винчи. Кроме того, череп не один, второй можно увидеть, если смотреть на первый через лупу. Казалось бы, зачем размещать этот странный предмет у ног Жана де Дентевиля, французского посла при дворе Генриха VIII, и его друга Жоржа де Сельва, епископа Лавуа? В этой картине-головоломке каждая из вещей является интереснейшим источником информации о жизни и увлечениях её героев, но все вместе они лишь средство передачи идеи неизбежности смерти. Псалом «Спаси, Господи, души наши», лютня, струны которой поют о пустой трате времени, глобус символизирующий греховный бренный мир — все это под своеобразным алтарем знаний, украшенным лезгинским ковром. Сегодня имя Гольбейна ассоциируется не только с династией талантливых художников, но и с типом ковров, изображенных в работах мастера».


А также, на картине венецианского художника Карло Кривелли (итал. Crivelli Carlo; между 1430 и 1435–1495) «Благовещение со святым Эмидием» (итал. Annunciazione con sant'Emidio, 1486 г.), что говорит о высокой репутации художественных достоинств этих ковров.


«Насыщенные цвета, построение перспективы, огромное количество деталей, которые можно рассматривать до бесконечности, и конечно же глубокий символизм вот уже несколько столетий вызывают неподдельный восторг у зрителя. В картине Карло Кривелли отображены сразу два события — явление Марии благой вести и получение Асколи-Пичена административной автономии от папского престола, о чем повествуют надпись «Libertas Ecclesiastica» («Свобода церкви») и святой Эмидий показывающий модель покровительственного города архангелу Гавриилу. На мосту, где горожане читают радостное послание от римского папы и над комнатой сошествия Святого Духа, ярким пятном выделяются лезгинские ковры. Воссозданные художником с удивительной точностью, ковры подчеркивают сакральный смысл картины. Две сюжетные линии, два ковра, изображенных именно там, где разворачиваются основные события».


Лезгинские ковры можно увидеть также на картине под названием «Святой Себастьян» (ок. 1477–1479) итальянского художника Антонелло да Мессина (итал. Antonello da Messina ок. 1429/1431–1479).


«Юноша, чье прекрасное тело пронзают стрелы и режут веревки, удивительно спокоен. Привычный образ изможденного мученика, каким выступал на картинах итальянских художников XV века святой Себастьян, сменил полный жизни герой Антонелло. Неаполитанский мастер изобразил его на фоне тихого и уютного городка, залитого солнечным светом. В этом беспечном, охваченном полудремой мире, горожане заняты привычными делами. Ковры, которые вывесили проветрить на балюстраде мечтательные девицы, как нельзя лучше подчеркивают атмосферу беззаботности. Художник не случайно воссоздал узоры лезгинских ковров в своей картине. Они — яркая деталь почти идеального города, где есть место всему, кроме милосердия к умирающему святому…».


Лезгинские ковры можно наблюдать на фреске кафедрального Сиенского собора (итал. Duomo di Siena) — сюжет «Свадьба подкидышей» (анг. The Marriage of the Foundlings, 1440 г.), освящённого в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta) в городе Сиене художника Доменико ди Бартоло (итал. Domenico di Bartolo; ок. 1400–после 1445), на картине «Рождение святого Фомы» итальянского художника Доменико Мороне (итал. Domenico Morone, ок. 1442–1518).


Ковры из Лезгистана начинают приобретать особую популярность в начале XIX в., когда территория Закавказья была присоединена к Российской империи. Ковры, произведенные в городах Баку, Гяндже, Ширване, Куба, в огромном количестве продавались в соседних странах, экспонировались на различных выставках в России. Лезгинские ковры отражены и в работах советских художников, в частности, в картине «Курушские ковровщицы» (1971 г.) художника Клары Филипповны Власовой (1926–2022), в акварельных интерьерах русского художника Александра Борисовича Серебрякова (1907–1994), под названием «Интерьер» и «Отель Родокэнэчи, номер» («Chambre, Hotel Rodocanachi», 1951 г.).


В наши дни старинные лезгинские ковры украшают интерьеры дворцов мира, Белого дома и госдепартамента США, хранятся во многих знаменитых музеях, включая Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан и т. д. В 1967 году в современном Азербайджане был открыт первый в мире Музей ковра, который долгое время оставался единственным в своем роде. Спустя десятилетие он был принят в семью Международного совета музеев. Коллекции этого музея (в его фондах хранится свыше 10 тысяч ценнейших экспонатов) послужили основой для проведения по линии ЮНЕСКО в 1983 и 1988 гг. в г. Баку международных симпозиумов «Искусство восточных ковров».


В Республике Дагестан лезгинские ковры представлены в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой (г. Махачкала). На сегодняшний день дагестанская коллекция ковров насчитывает 432 шт., которые можно разделить на четыре группы: 1) безворсовые ковры (лезгины, аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы), 2) ворсовые ковры (лезгины, табасаранцы, кумыки, аварцы), 3) войлочные ковры (лакцы, кумыки, ногайцы, аварцы), 4) комбинированные ковры (аварцы, даргинцы).


Необходимо также отметить, что в Советский период истории, как в Азербайджанской ССР, так и в Дагестанской АССР, была совершена умышленная подмена в терминологии касательно происхождении ковров, что в конечном итоге затруднило последующую их этническую идентификацию. Так лезгинские ковры в Дагестане в специализированных каталогах, музеях, аукционах и т. д. фигурируют как «дагестанские ковры». Что касается современного Азербайджана, то там все лезгинские ковры идут уже под грифом «азербайджанские ковры». Данная терминология («азербайджанские ковры» и «дагестанские ковры») вопиюще научно необоснованная, так как в многонациональных республиках Дагестана и Азербайджана не все народы традиционно занимаются ковроткачеством. Не лишним будет раскрыть и терминологическое значение таких экзоэтнонимов, как «дагестанец» и «азербайджанец», с учётом того факта, что таких отдельных народов не существует, то приведённые экзоэтнонимы отражают исключительно лишь общегражданское определение граждан упомянутых республик.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Картина «Послы» (англ. The Ambassadors; 1533 г.) немецкого художника Ганса Гольбейна младшего (нем. Hans Holbein der J;ngere, 1497–1543).


Литература / источники

1. ‘Али Албанви. Ковроделие в Южном Лезгистане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tMo, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

2. В Махачкале прошёл вечер «Музей и Муза» к 90-летию со дня рождения Патимат Саидовны Гамзатовой [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tP4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

3. Магомедов Ш. Старинные лезгинские ковры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tMy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

4. Общие черты лезгинских ковров [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tPP, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

5. Курбанова М. Через столетия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dagpravda.ru/kultura/cherez-stoletiya/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

6. Советский Дагестан. Документальный фильм о послевоенном Дагестане. Автор сценария: Расул Гамзатов, Р. Григорьев. Композитор: Г. Гасанов. Режиссёр Р. Григорьев. Текст читает Юрий Левитан. Центральная Ордена Красного Знамени студия документальных фильмов. Москва –1950 год. Часть 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tNN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

7. Советский Дагестан. Документальный фильм о послевоенном Дагестане. Автор сценария: Расул Гамзатов, Р. Григорьев. Композитор: Г. Гасанов. Режиссёр Р. Григорьев. Текст читает Юрий Левитан. Центральная Ордена Красного Знамени студия документальных фильмов. Москва – 1950 год. Часть 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tNG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.

8. 90 лет со дня рождения Патимат Саидовны Гамзатовой [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/334tNg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2022). — Яз. рус.


Рецензии