Дача как большая уДача

В советское время дачей называли обычный садовый домик на участке в семь соток. Позже он стал у многих фазендой. Для жителей городов личный огород, особенно в Сибири, становился средством продовольственного выживания и единения с природой. Так было и с семьёй Толика. Именно он стал причиной её приобретения. Его частые простуды и рекомендация участкового терапевта быть почаще мальчику за городом вынудили его маму начать поиск дачного участка. Ей нужно было самой растить двух сыновей — старшего Юру и младшего Толика. Отец детей куролесил по стране в поисках сладкой жизни и особо не помогал ей, как, впрочем, и её родители. Поэтому дача могла стать палочкой-выручалочкой для её семьи. Она уже научилась откладывать деньги, экономить и жить по средствам не беря в долг у знакомых, из кассы взаимопомощи и тем более родных.

Она искала домик с огородом поближе к работе и в пределах суммы, которую ей удалось скопить. И у неё это получилось. Завод, на котором она трудилась инженером-конструктором, находился на промышленной улице, которая упиралась в ипподром напротив завода по производству медпрепаратов. Дальше был частный сектор и садовые общества. Несколько остановок на троллейбусе от работы, треть часа пешком и она на месте. Крохотный насыпной дощатый домик без фундамента с одной комнатой и кухней-прихожей. Чердак с приставной лестницей, который она превратила в мансардный этаж, оклеив внутри обоями. Где-то нашла старые диваны и, разобрав на небольшие части, затащила и собрала их наверху. Чердак превратился в уютную детскую комнату для её мальчишек.

Достоинством участка был не домик, а то что было посажено прежними хозяевами. Вишня, которая каждый год, оклемавшись от зимних морозов, умудрялась дать «урожай» — несколько красивых и сочных ягод. Дерево чёрной черемухи у домика, которая сначала радовала своим обильным цветением и ароматом, а потом вкусными, терпкими гроздями. Мальчишки бегали с сине-чёрными языками, когда лакомились черёмухой. В экстремальных условиях на участке росли и плодоносили две необычные яблони разных сортов — белый налив и поздний осенний сорт. Необычность их была в том, что их кроны были сформированы как стелющиеся, высотой до полутора метров и походили на огромные чаши диаметром от трех до шести метров с толстыми ветками-стволами идущими сразу от земли. Осенью ветки пригибали к земле и привязывали за колышки, а весной снова поднимали вверх. Яблони зимовали под снегом и каждый год радовали своими рекордными урожаями. Были на участке ещё ранетки, заросли малины, кусты красной и черной смородины, облепиха. Примерно половину площади занимали ряды клубники-земляники. Стоял небольшой парник, который сначала был из пленки, а потом появился самодельный стационарный из толстых стеклянных труб — отходов производства одного из местных предприятий. Ни у кого такого парника Толик никогда не наблюдал. Посредине участка стояла чугунная ванна с запасом воды для полива или купания и огромная бочка, вкопанная глубоко в землю. В бочку после рыбалки запускали карасей, а весной вспоминали про них, когда они оттаивали вместе со льдом и плавали как ни в чем не бывало.

Толик любил сидеть, свесив ноги у входа в мансарду, и с высоты оглядывать окрестности. С тех пор как он стал жить на даче, болезни ушли сами собой. С утра до вечера он бегал голышом и босиком по земле, утренней росе на траве, под дождём. Копался в куче песка.  Загорал и сгорал на солнце, принимал воздушные ванны. Пил воду из колонки с соседского участка, ел ягоды и яблоки прямо с куста. Ловил стрекоз и бабочек. Часто купался в озере. Весь день был чем-то занят, постоянно двигался.

Первое время, когда Толика привозили обратно в город, у него резко поднималась температура и он начинал себя плохо чувствовать. Мама брала его в охапку и везла на дачу, где всё мгновенно проходило и он снова оживал как  и не было ничего до этого. Для неё это было загадкой и знаком, что поступила правильно приобретя дачу. С тех пор дачный участок стал для всех домом, кормильцем и целителем. То ли это связано с заводом медпрепаратов, который сбрасывал воды в озеро, в котором целыми днями любили купаться мальчишки. То ли озеро Медвежье было таким целительным, что к нему манило живность со всей округи — деревенских гусей, уток. Стада коров приходили на пляж на водопой, оставляя после себя минное поле и сливая лишнее прямо в воду, где барахталась и ныряла детвора. В таком ядрёном замесе все становились ещё здоровее. А садоводы поливали водой из озера свои огороды, установив насосную станцию и протянув трубы до всех участков. Что бы это ни было, а дача стала для семьи Толика большой уДачей. Именно на ней будут разворачиваться события, речь о которых пойдёт в следующих рассказах.

30.11.2022

Фото из Интернета

Сборник рассказов «Крупинки детства» http://proza.ru/avtor/zhiznobud&book=1


Рецензии
Очень милый рассказ. Дача - это вообще целый мир.
Насчет целительной врды озера - шутка, нааерное?

Вероника Милич   04.02.2024 08:31     Заявить о нарушении
Вероника, в это озеро что только не сбрасывали стада коров, стаи домашних уток и гусей. Завод медпрепаратов местный добавлял стоки. Можем просто само место хорошее было или молоко деревенское? Все были полны сил, здоровья и радовались.

Анатолий Жизнобуд   28.02.2024 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 85 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.