Памятные каникулы 4

Обедали вместе: причем  молодые сели по одну сторону стола, старшие по другую. Ели много и аппетитно, запивая еду клюквенным морсом. После обеда Ян предлагает Косте и Нине пойти на речку ловить раков.
  - Прошлый раз я поймал целое ведро!
  - Ведро раков! – поправляет Нина и смеется: - Только этот раз, мальчики, без меня, я лучше тете Ане по хозяйству помогу.
Прихватив ведра, друзья направляются к ближайшей речушке ловить раков.

  - Где ты научился так быстро бегать? – интересуется Ян.
  - Я уже два с половиной года посещаю секцию легкой атлетики. Там нас учат технике бега и прыжкам.
  - Сразу видно школа! - хвалит Ян.
  - Зато ты силен, как бык! – подбадривает брата Костя.
  - Ладно, у нас еще будет с тобой возможность посоревноваться.
  - А Нина твоя невеста?
  - Можно сказать да! Вот вернусь с армии, и поженимся. Как ты считаешь, Нина хорошая девушка? 
  - Тебе лучше знать... Красивая!
  - А у тебя девушка есть? – поинтересовался Ян.
  - Что ты, мне еще рано, - сконфузился Костя.

Тем временем друзья подошли к протоке, где по уверению Яна водилось несметное количество раков. Сбросив обувь, Ян снимает брюки и лезет в воду. Он долго шарит у самого берега, погружая руку в темную и холодную воду, то и дело, выбрасывая на берег гирлянды водорослей.
Прошло не менее четверти часа, прежде чем Яну удается выловить парочку зеленовато-серых созданий с выпученными глазами и длинными усами.
  – Прошлый раз за это же время полведра натаскал, - оправдывается Ян. – Давай ко мне, дело быстрее пойдет.
  – Я чего-то их побаиваюсь, - смеется Костя, но все-таки уступает брату, лезет в воду.
   
Поймав с десяток штук, братья не сговариваясь, садятся на берегу и Ян недовольно замечает:
  - Ничего не понимаю, куда девались раки?
  - Может, в другой водоем перелетели?
  - Это как? – вопрошает Ян и тут же, махнув рукой, произносит: - Да ну тебя! Раки ползают, а не летают.
  - Не расстраивайся, сегодня не наш день.
  - Честно говоря, мне стыдно с таким уловом домой возвращаться, - сетует Ян. – Чертовщина какая-то, опять Нина на смех поднимет, скажет своим тоненьким голосочком: «Что, Янечка, опять тебя твои раки перехитрили».
  - А, ерунда, возьмем большую жердь, нацепим на нее ведро и понесем с песней.
  - Это как? – с недоумением вопрошает Ян.
  - Просто! Не будем унывать, если спросят, скажем, добрым людям раков раздали.
  - А что, давай так и скажем! – с одобрением соглашается Ян.   
    Затея младшего явно пришлась Яну по душе:
  - Молодец Костя, я бы ни за что не догадался! - радостно восклицает он и братья, водворив оба ведра на жердь, с песней возвращаются домой. Костя тут же заводит популярный шлягер про «Отважного капитана», и старший, коверкая русские слова, подпевает:
  - Капитан, капитан улыбнитесь, ведь улыбка это флаг корабля...
Парни дают себе волю: ложатся на землю и хохочут. И снова на всю округу разносится:
  - Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но, ни разу даже глазом не моргнул!..   

Нина, заслышав голоса, выходит навстречу и с недоумением глядит на братьев, словно сомневаясь - все ли у них в порядке с головой, уж больно потешно выглядят.
  - А где раки? – обеспокоенно интересуется девушка, заглядывая в ведро.
Ян сконфуженно смотрит на Нину.
  - Раков мы по дороге раздали добрым людям, - оправдывается Костя, но Нина, глядя Яну в глаза, с чувством произносит.
  - Эх ты, раколов, что же ты такой неудачник, бегать-прыгать не можешь, раки над тобой просто издеваются, а еще в армию собрался идти.
  - Ерунда, в следующий раз наловим, - торопится защитить брата Костя, ему искренне жаль брата.
Нина огорчена неудачей своего кавалера. Ее красивые золотисто-карие глаза, чуть вздернутый носик и уголки губ выражают крайнее недовольство... 


На следующий день Ян предложил Косте и Нине прогуляться в лесу. В это утро он выглядел как никогда собранным и веселым, много шутил. На колкие замечания Нины, в отношении неправильного произношения русских слов, Ян только ухмыльнулся.
  - Наверняка что-то затеял, - скороговоркой заметила Нина. – Я этого типа знаю.
На замечание Костя недоуменно пожал плечами. Перед уходом дяде Валентину потребовалась помощь Яна, но тот попросил отсрочки.
  - Мы недолго, я все сделаю сам, папа.

Ружья решили не брать, все равно сезон открывается в конце августа и охота запрещена. Пока шли по знакомой лесной тропе, Ян без устали рассказывал веселые истории и сам же смеялся, словно хотел показать, что вчерашняя оплошность с раками всего лишь случайность. По мере того, как они углублялись в лес, Ян не переставал озорничать и дурачится. Забежит вперед и затаится, чтобы затем внезапно выскочить из засады и закричать бесом. Уже скоро эти выходки надоели Нине, и она решительно потребовала возвращения домой, но Ян не унимался. В какой-то момент Нина и Костя почувствовали, что озорника и затейника нет поблизости.
  - Ян, выходи, дурачок, я знаю, ты где-то рядом! – потребовала девушка.
Но вековой лес ответил глухим молчанием, лишь визгливо скрипнули от набежавшего ветерка верхушки сосен. Зеленая стена зарослей не выдавала никакого движения.
  - А давай мы от него убежим, пускай он нас ищет! – предложил Костя, и девушка сразу огласилась.
 
Перебежав к росшим неподалеку елям, они затаились под ее густыми лапами. Вокруг по-прежнему властвовала звенящая тишина, изредка нарушаемая криком лесной птицы.
  - Ну, где же он? - обидчиво произнесла Нина и на ее личике появилась гримаса обиды.
  - Ты не волнуйся, - успокаивал Костя. – Он, видимо, решил поиграть с нами.
  - Да, а как мы теперь домой дорогу найдем, я ведь в степи выросла, леса боюсь, совершенно в этих дебрях не ориентируюсь.
 - Не волнуйся, я сам дорогу найду, - самоуверенно произнес Костя. 

Сначала Косте казалось, что они ушли недалеко и быстро вернутся на знакомую тропу, но не тут-то было. Кругом стояла непроходимая стена леса, такой бурелом, что просто невозможно определить, в какую сторону двигаться. Костя все еще не мог поверить, что Ян способен на такое: «Обиделся за вчерашний проигрыш в беге и неудачу с раками, вот и решил отыграться; сам, наверное, притаился где-то рядом и наблюдает. А может он попал в какую-нибудь западню, и ждет нашей помощи?» - предположил Костя, впервые почувствовав острую тревогу за брата.
  - Ян, выходи, не прячься! – закричал Костя.
  - Ну, он у меня получит! – с гневом произнесла девушка и тут же оступилась, больно ударившись о сломанную ветку. Утопая во мху, Костя вернулся к Нине и помог ей сесть на поваленное дерево.
  - Очень болит?
  - Ничего, переболит, - и девушка указала на ободранную коленку.
  - Идти сможешь?
  - Смогу, - уверенно произнесла девушка.
  - Тогда вставай, пойдем.
И Костя помог ей подняться.
  - Ой, больно!
   «Этого еще не хватало», - подумал Костя, но вслух сказал:
  - Ты обопрись на меня, так будет легче.
  - Я смогу сама, ты только не бросай меня.
   
Костя посмотрел на Нину, впервые заметив в ее глазах смятение. На лице девушки запечатлелись две неглубокие царапины, платьице в нескольких местах изорвано, коленка разбита в кровь, а на лбу синяк. Ему стало жаль ее: «Какая же она, в сущности, девчонка, всего боится, а сразу показалась такой гордой, насмешницей».

Прошел час-другой, но они так и не приблизились к цели. Более того, местность неузнаваемо изменилась, появились какие-то овражки, обильно поросшие колючими зарослями ежевики, мхом и папоротником. В этом сыром, незнакомом лесу, молодые люди чувствовали себя неуютно. Взяв на себя миссию проводника, Костя только сейчас признался Нине, что заблудился.
  - Ты извини, это я во всем виноват. Поначалу мне казалось, что мы сразу найдем дорогу, я ведь уже ходил в лес, и каждый раз быстро находил дорогу назад, отыщем и в этот раз. Давай только немного отдохнем, а потом сразу пойдем в этом направлении.
Костя помог девушке примоститься на небольшом пне, только сейчас он заметил на ее щеках слезы. 
  – Спасибо Костя, ты ведь моложе меня, а ведешь себя, как настоящий мужчина.
  - Пойдем потихоньку, нам нельзя расслабляться, - сказал Костя и тут же помог девушке встать.
 
Какое-то время шли рядом, а затем Костя предложил ей взять в руки небольшую ветку для опоры, все легче. Уже скоро лес поредел, и двигаться стало намного легче. «Удивительно, до сих пор мы не вышли к дороге или к полю, Вот тебе и маленькая Эстония», - рассуждал Костя. Неожиданно, совсем рядом послышался шум машины, а затем протарахтел мотоцикл. Наконец они вышли на дорогу.
 

 *  *  *
Их подобрал какой-то пожилой эстонец, проезжающий на мотоцикле с коляской. Он сразу вызвался подвезти путешественников к усадьбе Глуховых. Уже скоро они были на месте. Домашние, едва завидев подъехавший мотоцикл, тут же выбежали во двор. Дядя Валентин и тетя Аня едва ли не задушили в своих объятиях Костю и Нину.
  - Ну, как же это ты, в трех соснах заблудился! - отчитывал племянника дядя. – Ведь уже ходил в лес.
  - Так получилось, - смущенно отвечал Костя.
  - Он молодец, настоящий мужчина! - защищала его Нина, - я даже не успела испугаться. - А где же Ян? – тут же поинтересовалась Нина.
  - Да вот же он! – воскликнул дядя, когда тот незамедлительно появился с Яшмой. – Когда вы потерялись, Ян тут же бросился на поиски с собакой.
   
На удивление, Нина не стала отчитывать Яна за «Старые грехи», лишь слегка потрепала его за вихор.
  - В следующий раз так пошутишь, поссоримся, – пожурила девушка.
   

Рано утром Ян и Нина тихо вошли в комнату, где отдыхал Костя. Тот уже не спал, вспоминая подробности вчерашнего похода. Нина была одета в клетчатое платье бордового цвета с большим белым ажурным воротником, светлых гольфах и туфлях бежевого цвета.
Костя немного смутился тому обстоятельству, что Нина оказалась в его комнате не в самый подходящий момент. Он стыдливо спрятал голые ноги под одеяло, слегка приподнявшись на локте.
  - Ты, умничка, Костя! - снова похвалила она, подсев рядышком на кровать, обдав при этом волной каких-то неизвестных духов. – Я тут приготовила тебе небольшой подарок.
   
И Нина тут же извлекла из сумки книгу в бежевом переплете. На обложке золотыми буквами было написано: Эрнест Сетон Томпсон. Избранное.
  - Я знаю, ты любишь читать приключенческие рассказы. Это тебе от меня на память, - и девушка поцеловала окончательно смутившегося Костю в щеку. – Я соберу вещи, а ты пока пообщайся с братом, эх, вы, раколовы...
  - Я провожу Нину на автобус в Тарту, - пояснил Ян. – Когда вернусь, надо будет помочь отцу по хозяйству, а потом, если не возражаешь, отправимся на рыбалку. Я тут одно местечко присмотрел, рыба вот такая! Берет, не будешь успевать наживку менять!
  - Надеюсь не так как с раками?
  - Не сомневайся, этот раз все будет по-настоящему, - засмеялся Ян. – Хочу, чтобы мы с тобой классно время провели.

Следующие две недели пролетели незаметно. За это время Ян, по просьбе отца, соорудил небольшую беседку возле пруда, украсив ее резьбой с завитушками.
  - Молодец Ян! Такое смастерить не каждому по силам! – похвалил отец.
  - Старался, отец.
  - А дом смог бы построить или слабо? – поинтересовался Костя.
  - Почему нет, давай стройматериалы, такие хоромы возведу, свет не видывал.
Когда дядя оставил их, Ян, хитро улыбнувшись, спросил:
  - Костя, а хочешь из парабеллума пострелять?
  - Это что, пистолет такой?
  - Ну да!
  - А как же отец?
  - А мы в лесу.

Вечером Ян вынес из чулана какой-то сверток и извлек из него пистолет с длинным черным стволом и массивной ручкой коричневого цвета удобно ложившейся в руку.
  - Это парабеллум или пистолет Люггера с коробчатым магазином. Главное достоинство – точность и надежность. Сейчас мы с тобой испытаем его.
Когда молодые люди нашли подходящее место, Ян, сняв пистолет с предохранителя, несколько раз выстрелил в черневший неподалеку пень.
  - А теперь ты. Стреляй, не бойся, можешь с двух рук, вот так, - и он показал, как правильно целиться.
Когда братья произвели по десятку выстрелов, Костя спросил:
  - А откуда он у тебя, и потом разве можно хранить в доме огнестрельное оружие?
  - Это что, вот ко мне друзья на днях подъедут, так у них станковый пулемет, автоматы имеются, а еще гранаты.
  - Не фига, себе! И все-таки, ты мне не ответил.
  - Оружие сохранилось еще со времен войны и до поры хранилось в тайниках, ну а теперь все понемногу пользуются ими.
  - Не понимаю, зачем? Это же опасно!
  - Ну, мода или традиция у нас такая, понимаешь, каждый мужчина должен при себе оружие иметь. Вот этот парабеллум я выменял за два финских ножа да еще деньгами приплатил.
  - Ну и страна, прав был отец, когда говорил «Страна Муравия».
  - Наверное, приятно было из пистолета пальнуть, сознавайся? – напирал Ян.
  - Приятно, не то слово, и все-таки...
  - Понимаю, что ты хочешь сказать. Так вот, убить человека можно и пальцем или, к примеру, кухонным ножом, - спокойно продолжил Ян. - А это так, для уверенности. Ну, не злись, Костя, ты еще не привык к нашему образу жизни, многого не понимаешь, наберись терпения.
   
Но Костя только покачал головой: уж больно велик был контраст между прежней жизнью в провинциальном и законопослушном городишке, и нынешнем – в прибалтийском Вильянди.

 *  *  *

Подошло время отъезда: отдых на свежем воздухе, работа по хозяйству, лесные походы закалили Костю и теперь, укладывая пожитки в чемодан, он с грустью поглядывал в окно. Через час за ним заедет такси, и... прощай Эстония. «Эх, жалко расставаться со всем этим богатством, можно было еще задержаться», - рассуждал Костя, когда в комнату вошел дядя Валентин.
  - Ну что боец, готов? Или может, останешься?
  - Давайте в следующий раз, а то старики соскучились, волноваться будут.
  - Смотри, сынок, тебе виднее. Тут я тебе в дорожку харч приготовил, да еще родителям повезешь гостинцев.
Завидев объемистую сумку, Костя попробовал поднять ее.
  - Ничего себе, сколько же здесь всего!?
  - Да так, всего понемножку: колбаса, сало, буженина. Вот отцу к пятидесятилетию подарок от меня, - и Глухов распаковал один из свертков: это были косульи рога с фрагментом черепа на деревянной дощечке. – Не успел Костя поблагодарить за гостинцы, как дядя поторопил: - Так, а теперь за стол, тетка с самого утра хлопотала, готовя к столу самое вкусное для любимого племянника.

Буквально через минуту в комнату заглянул Ян.
  - Костя, ты готов?
  - Почти.
  - Я тут тебе принес, брат... Вообще, дарю!
И Ян протянул небольшой коричневый предмет из которого выглядывала рукоять, выполненная из оленьего рога. Взяв за ручку, Костя извлек из чехла охотничий нож. Тонко заточенное лезвие, сверкнуло солнцем, словно живое. Прикоснувшись к лезвию, Костя поразился его остроте.
  - Сам делал, храни, на память.
И братья крепко обнялись...
   

...Прошел год и однажды Костя получил письмо с Калининграда.
  – Интересно, кто это и еще раз прочел не очень разборчивые строки обратного адреса. – Ба, так это же Ян!

Двоюродный брат писал, что служит в Калининградском военном округе танкистом, что начальство довольно им и уже был поощрен двумя дипломами и ценным подарком. «А недавно, - писал Ян, - были большие учения, с участием стран СГВ, и мой экипаж справился с заданием лучше других, за что все члены экипажа были представлены к наградам, об этом даже в окружной газете написали»... Еще Ян написал, что со свадьбой придется отложить, и что надеется на новую встречу. Позже, из письма дяди Валентина, Костя узнал, что Ян, участвуя в учебных маневрах, спас младшего командира, проявив при этом особую храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного знамени. Шел 1969 год...


               












             


Рецензии
Саша, хорошо излагаешь.
Парабеллум отличное оружие. Много слышал о его достоинствах.
По т.в. выступал один ковпаковец. Он принес с фронта этот самый параб.
Какой то важный чин, попросил подарить ему этот пистолет. Партизан, по моему он был даже героем СССР,отказал. И за это поплатился долгим сроком в лагерях ГУЛАГА.С уважением

Юрий Баранов   20.12.2022 17:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра. Вчера мой комп взбунтовался, ничего не мог делать. А сегодня у меня два визита к врачу. Что-то здоровье подводить стало. Не прощаюсь, до скорого!

Александр Грунский   21.12.2022 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.