Забытый герой тарана

Для меня самым любимым делом является изучение документов периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В них зафиксировано неисчислимое множество героических и трагических эпизодов, на основе которых историки, в том числе и я, пишут свои книги и статьи, проводят фундаментальные исследования. 

Очень жаль, однако многие документы содержат не совсем верную информацию о результатах боев, что вводит в заблуждение исследователей. Например, есть один такой спорный момент в боевой биографии известного лётчика-аса 897-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Павла Петровича Каравая. 

Так, в наградном листе 1945 года на присвоение ему звания Героя Советского Союза записано следующее: «27.12.42 года четыре раза вылетал на прикрытие наземных войск в район Морозовская, где каждый вылет встречались с большим превосходством противника, но капитан КАРАВАЙ мужественно и отважно дрался с воздушным противником. В этот день провел четыре воздушных боя, в которых лично сбил пять самолётов противника типа Ме-109».

Известный специалист по авиации М.Ю. Быкова в своей книге «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» подтверждает и перечисляет все пять воздушных побед Каравая в тот день:
1 Ме-109 Орловка
1 Ме-109 Ясиновка
1 Ме-109 Милютинская
1/3 Ме-109 Ясиновка
1/4 Ме-109 Морозовская 

Итого — пять сбитых (три лично и два в группе) «мессеров» за один день. Для 1942 года — это довольно круто!

Однако в другом, более раннем, наградном листе 1943 года записано, что Павел Каравай «в составе 5 Як-7б, вступил в воздушный бой с 18 Ме-109. В этом бою им лично сбит 1 Ме-109 и 1 Ме-109 сбит в группе».

То есть не пять, а всего два самолёта. Существенная разница!

Очень странно! Почему-же в документах такое большое несоответствие? Что ж, попробуем  разобраться, какие данные соответствуют истине.

Для начала поясню, что описываемый бой произошёл 27 декабря 1942 года в районе станицы Морозовской, примерно в 230 км юго-западнее Сталинграда. 

Интересно, что по поводу этого боя в книге-сборнике «17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены» написано следующее «27 декабря в районе Морозовской лётчики эскадрильи старшего лейтенанта Бардина в двадцатиминутном бою с 18 «мессершмиттами» сбили 5 самолётов противника. Два наших воздушных бойца таранили гитлеровцев».

Правда, составители сборника немного ошиблись — в действительности было сбито не 5, а 3 вражеских самолёта, да и воздушный таран был произведён один.

Описание этого боя есть также в «Журнале боевых действий» 288-й истребительной авиационной дивизии, в составе которой воевал полк нашего Павла Петровича. Вот оно, краткое, слегка отредактированное мною, описание того знаменательного боя.

Итак, в 15 часов 30 минут в районе Морозовской 5 наших истребителей Як-7б (ведущий — командир эскадрильи старший лейтенант П.И. Бардин, ведомые лётчики — старший лейтенант П.М. Мошин, старший сержант В.С. Голда, старший сержант М.Н. Гоненко и сержант П.П. Каравай) вступили в бой с 15 Ме-109. В результате боя 1 Ме-109 сбил Каравай, 1 Ме-109 был сбит в групповом бою, а 1 Ме-109 сбил тараном старший сержант Гоненко. 

Получается, что в наградном документе 1943 года абсолютно правильно указано, что Каравай сбил лично 1 и в группе ещё 1 вражеский самолёт. А почему-же в Представлении на присвоение звания Героя и в книге М.Ю. Быкова говорится о пяти «мессерах», сбитых Караваем? Непонятно, не правда ли? Судя по всему, в документах напутали какие-то умники из штабов.

Впрочем, обратим лучше внимание на то, что в «Журнале боевых действий» 288-й авиадивизии зафиксирован факт воздушного тарана старшего сержанта Гоненко.

Откровенно говоря, до сих пор я ничего не знал о таком лётчике и о его таране. По крайней мере, в нынешних списках «таранщиков» он не значится. Не было и публикаций о нём в средствах массовой информации, то есть широкому читателю герой тарана не известен.   

Думаю, пора исправить допущенную несправедливость, внести этого лётчика в когорту героев тарана и рассказать хоть немного о нём.

Итак, Михаил Никифорович Гоненко родился в 1921 году в селе Успенское Успенского района Краснодарского края (Россия). Русский. Служить в Красной Армии стал с 1941 года. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1 сентября 1942 года. В составе своего 897-го истребительного авиационного полка старший сержант Гоненко воевал на Юго-Западном фронте с 12 ноября 1942 года, успел произвести 20 боевых вылетов, сбил лично 1 и в групповых боях 4 немецких самолёта. 

В бою 27 декабря Михаил Гоненко, как записано в его наградном документе, перебил своей плоскостью фюзеляж самолёта противника и, «После тарана, чувствуя, что машина еле управляема, продолжал вести воздушный бой». 

К сожалению, несмотря на оптимистический тон документа, отважный лётчик не вернулся из этого боя. Между прочим, та же судьба постигла и старшего сержанта В.С. Голда. А старший лейтенант П.И. Бардин, старший лейтенант П.М. Мошин и сержант П.П. Каравай, будучи подбитыми, произвели вынужденные посадки на фюзеляж. Это означает, что фактически немецким лётчикам удалось сбить всю нашу пятёрку. Обидно, конечно.

Вернусь, однако к подвигу Михаила Гоненко. За свой таран он посмертно был награждён орденом Красного Знамени. А вот место захоронения его не известно, он лишь числится пропавшим без вести в районе  станицы Морозовская в Ростовской области. Очень жаль, но пока не удалось найти и фотографию геройского лётчика.   

Однако мой рассказ о герое воздушного тарана будет не полным, если я не упомяну и о вражеских лётчиках, с которыми пришлось вести тяжёлый бой нашим «Сталинским соколам». По данным немецких документов, в то время на аэродроме Морозовская базировалась 3-я истребительная эскадра «Удэт» в полном составе.

И вот, 27 декабря несколько лётчиков 9-го отряда этой эскадры вылетели на «свободную охоту» в район северо-восточнее Морозовской. Ведущим был командир отряда лейтенант Вильгельм Лемке — кавалер Рыцарского креста, имевший на счету более 85 воздушных побед.

Через какое-то время немцам повстречалась группа русских истребителей из 7 ЛаГГ-3 (как видим — небольшая путаница в количестве и типе самолётов, что, в общем-то довольно типично, как для противника, так и для наших лётчиков). 

В последующем жестоком бою немцы потеряли унтер-офицера Франца Тюмера, который на своём Ме-109Ж-2 № 13567 «Белая 8» был сбит в 20 км северо-восточнее Морозовской и погиб. Считаю, что, судя по всему, к этому «руку приложил» наш, уже хорошо знакомый, Павел Петрович Каравай.

А кого же таранил сержант Гоненко? Оказывается, он таранил истребитель аса Лемке! Интересно, что немецкие документы подтверждают этот таран. На повреждённом Ме-109Ж-2 № 13932 «Жёлтая 7» немецкий командир вышел из боя, долетел до своего аэродрома, где и посадил самолёт на фюзеляж. Повреждения «мессера» были оценены в 50% и, наверняка, он был списан. 

Таков реальный итог боя пятерки Як-7б из 897-го истребительного авиаполка против нескольких Ме-109 из 9-го отряда эскадры «Удэт».

Что ж, наконец-то, мы смогли прояснить запутанную ситуацию с успехами Павла Каравая 27 декабря 1942 года, причём одну его воздушную победу удалось подтвердить. Кроме того, из мрака безвестности удалось вывести имя отважного лётчика Михаила Гоненко, совершившего воздушный таран. И это — самое главное! Краснодарцы теперь могут гордиться своим земляком. Им осталась лишь малость — увековечить память о герое тарана...


Рецензии
Вам, правдоискателю, виват. это важно для истории

a тем, кто где то приписывал или ошибался?

простим их, ведь шла смертельная война
------------------
Мой добрый привет!

Юрий Атман 3   04.03.2023 20:29     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за рецензию! Да, неразбериха тогда была изрядная...
Мой добрый привет!

Олег Каминский   04.03.2023 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.