Налоговая система - помеха реиндустриализации РФ

В статье, опубликованной 6 октября 2020 года под заголовком "Россия нуждается в реиндустриализации. Резервы есть" поднимается тема высоких налогов, мешающих развитию промышленности России. В том числе рассмотрен НДС, поскольку каждый шестой рубль в оплате товара, как видно из чека, идёт на уплату этого налога (за исключением некоторых групп товаров с 10% и нулевым НДС). Не облагается НДС весь экспорт, так что жителям зарубежья, покупающим российские товары, очень повезло.

"За 30 лет промышленное производство в России в значительной степени уничтожено. Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214,0 тыс. тракторов, а в 2018 году было произведено 7,8 тыс., что составило лишь 3,6% от уровня 1990 года.

Зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2018 г. – 5,1 тыс. (7,8% от 1990 г.). Производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%. И так далее." - говорится в статье.

"Нужны разумные законы, регламентирующие отношения в экономике, и власть, обеспечивающая их неуклонное исполнение. По этому пути шли оккупированные Германия и Япония, коммунистический Китай, диктаторские режимы Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Чили и др. По мере экономического роста строились и демократические институты." - пишут авторы статьи.

"Почему же в нашей стране рушится производство и не загружены оставшиеся мощности? Все очень просто! В России производить не выгодно. Судите сами.

На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса В.В. Путин поинтересовался у промышленника К.А. Бабкина, почему находящийся в Канаде и принадлежащий российским собственникам тракторный завод не переводят в Россию. В ответ была подготовлена Аналитическая записка, из которой следует, что завод в Канаде за 2012 год получил прибыль в размере 16,4 млн. долл., а при переводе его в Россию он получил бы убыток 21,7 млн. долл. Главная причина – высокие налоги в России: в Канаде завод заплатил налоги в сумме 47,9 млн. долл., а в России ему пришлось бы заплатить 74 млн. долл. При этом, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а для работы этого завода в России потребуется 65 бухгалтеров. К тому же, в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а в России – под 11,2%."

НДС применяют в большинстве стран. США – одно из исключений. Там применяют налог с продаж со ставками в разных штатах от 0% до 11,5%. Кстати, в США многоуровневая система уплаты налогов с доходов физических лиц, а в России шкала НДФЛ практически плоская и крайне низкая.

НДС – один из основных источников доходов российского бюджета. В 2018 году был собран НДС в сумме 6 016,7 млрд. руб. В том числе 3574,6 млрд. руб. за товары, произведенные и реализованные в России, и 2442,1 млрд. руб. за импорт. НДС составил 30,93% Федерального бюджета РФ. Именно весомость его для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.

Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д. Бухгалтер в России - очень распространённая и крайне непроизводительная профессия, численность отряда российских бухгалтеров составляет порядка 3,5 миллионов человек. В отношении уплаты НДС проводится 50% встречных проверок, вовлекая в работу ещё и непроизводительный труд контролирующих органов.

Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Третий парадокс – показателя "добавленная стоимость" и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе.

Кроме прочего, и налоговые, и судебные, и силовые органы в лице МВД и ФСИН втянуты в борьбу за собираемость НДС. Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС.

Собираемость НДС в России составляет порядка 30-40%. Расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 21,9%. В Курской области должны были собрать НДС в сумме 19,2 млрд. руб., а собрали 4,2 млрд. руб. Понятно, что по показателям отдельно взятой налоговой службы нельзя судить о ситуации в масштабе всей страны однако с отраслей, облагаемых НДС, например, в 2018 году, согласно Форме 1-НОМ ФНС, был собран НДС в сумме 3,57 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей, согласно Росстату, составила 63,92 трлн. руб.

То есть, эффективная ставка НДС составила не 18% (в настоящее время она составляет 20%), а 3,57 : 63,92 х 100% = 5,6%. Таким образом, собираемость НДС составила 5,6 :18 х 100% = 31,0%. Низкая собираемость налога связана с высоким уровнем его возмещения организациями-плательщиками, которое в большинстве случаев проводится незаконно.

НДС является налогом, удушающим малые и средние предприятия. Вот что говорил в 25 октября 2019 года Бизнес Омбудсмен Б.Ю. Титов:

"С начала 2019 года в России закрылось 700000 компаний. До конца года, при самом благоприятном прогнозе, закроется ещё около 300000 организаций. Статистика ужасающая и крайне печальная. Но, к сожалению, власти этого не замечают, либо просто не хотят замечать. Если в 2018 годы ликвидацию компаний мы могли связать с закрытием "обнальных" контор, то в 2019 году большинство из закрытых организаций были белые и прозрачные…".

Для изменения ситуации в лучшую сторону, по мнению авторов статьи, необходимо сделать ряд шагов, а именно:

1. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога

с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес.,
13% – от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес.,
30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес.,
50% свыше – 1 млн. руб./мес.

2. Снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; возмещение НДС экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; 50% НДС оставлять в бюджете региона.

3. Снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию.

4. Уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);

5. Отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж).

6. Упростить налоговую отчетность для всех, в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции.

Если понизить НДС до 10%, при этом повысить его собираемость, то бюджет России от такого шага не пострадает. А вот последствия для экономики будут значительными. Это позволит существенно улучшить предпринимательский климат – упростится администрирование НДС, будут исключены проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, станут ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам, снизится налоговая нагрузка на предприятие и ему будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно он платит НДС в бюджет. Будут существенно снижены розничные цены, сократится число дотационных регионов, доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн руб ежегодно.


Рецензии