Тайны музея старых вещей. Продолжение

В начале сказки мы познакомились с некоторыми экспонатами музея, в котором собраны не произведения искусства или драгоценности, а обычные вещи. Только очень старые, те, которые сейчас в диковинку для современных людей – граммофон, самовар, керосиновая лампа и многое другое. Хранителем музея был Иван Михалыч, пожилой коллекционер. Он проводил экскурсии для туристов, интересно рассказывая о каждом предмете. А если надо было обновить экспозицию, заглядывал в музейный зал и по выходным.
  *   *   *
Старые вещи, которые оживлённо беседовали, пользуясь отсутствием людей, замолчали, едва вошёл Михалыч. В руках у него была большая картонная коробка. Хранитель музея поставил коробку на пол и сказал, усмехнувшись:

- Ну что, друзья, вашего полку прибыло! Принимайте пополнение.

Любопытный Фотоаппарат блеснул линзой объектива, пытаясь рассмотреть содержимое коробки и еле слышно прошептал:

- Кого это он принёс?

- Сейчас увидим… - так же тихо ответила Керосиновая Лампа.

Михалыч не слышал разговора вещей. Он неторопливо расставлял новые экспонаты. Чтобы разместить их на столе, передвинул непривычного вида телевизор с большой стеклянной линзой перед маленьким экраном и потёртую шахматную доску. Деревянные фигуры, расставленные на доске, слегка дрогнули, но не сдвинулись с места. Только Чёрный Конь нетерпеливо спросил Белую Ладью:

- Так вы будете ходить? Сколько можно ждать! Стоим так уже второй год, и всё никак не закончим партию…

- Уважаемый Конь, - заметила Ладья, - вы, верно, забыли: мы здесь не для игры, а служим украшением музея. Сыграть в нас может разве что Иван Михалыч…

Но Михалычу было не до игры - он разговаривал по мобильному телефону с каким-то своим знакомым:

- Привет! Да, у меня всё по-старому. Вот, кое-что принёс сегодня в наш музей. Репродуктор военных лет, он, наверное, ещё голос Левитана помнит… А ещё - советский транзистор, один из первых, и телефон с диском. Не особенно «древний», но сейчас таких не делают.

Закончив разговор, хранитель музея разложил перед новыми экспонатами таблички с названиями и ушёл.

* * *

Фотографический портрет Льва Толстого, местный старожил, первым нарушил молчание:

- Господа, милости просим в нашу компанию старых вещей. Как прикажете вас называть?

- Однак-ко не такой уж я и старый, - с лёгким акцентом произнёс Транзисторный Приёмник. – Моё имя - ВЭФ Спидола, я родился в 1962 году в Риге. Меня очень ценили в то время! Я принимал радиостанции даже зарубежных стран, а это могли делать далеко не все приёмники.

- А почему Иван Михайлович назвал вас «транзистором»? – полюбопытствовала Керосиновая Лампа.

- Меня так многие называли. Потому что я собран на транзисторах, это такие маленькие радиодетали, которые в середине прошлого века пришли на смену радиолампам.

- Ну надо же! Никогда не знала, что в радиоаппаратах служили мои родственники! - удивилась Лампа.

- Товарищи, наше радиовещание всегда было на высоте!

*  * *

Это произнёс хрипловатым голосом ещё один новый экспонат – круглый чёрный Радиорепродуктор, похожий на огромную тарелку на подставке. Кстати, в народе его и называли тарелкой. Об этом Репродуктор рассказал другим старым вещам, добавив, что в 20-30-е годы прошлого века такие, как он, работали практически в каждом доме.

- Мы передавали новости, концерты, радиоспектакли. Даже транслировали футбольные матчи. А когда началась война с фашистами, репродукторы сообщали людям о событиях на фронте. Сводки советского Информбюро читал знаменитый диктор Юрий Левитан. Он же в мае 1945 года объявил по радио о капитуляции германской армии. Победа нелегко досталась нашему народу, многие советские города лежали в руинах…

- Но уже через 16 лет голос Левитана известил весь мир о полёте Юрия Гагарина, первого космонавта Земли! – подхватил Транзистор. – Правда, я тогда ещё не родился, - смущённо добавил он, - но об этом другие приёмники рассказывали. 

- Это верно, в прежние времена любил народ радио, - согласился Самовар. – Бывало, вся семья собиралась, чтобы новости послушать. Оно и понятно – телевидения тогда почти нигде не было.   

Самовар хотел ещё что-то добавить, но его прервал сердитый голос:

- Как это телевидения не было?! Да вы, уважаемый, просто историю не знаете. Придётся вас просветить…

***

Кто был этот экспонат, не согласившийся с Самоваром, и что он рассказал обитателям музея, вы узнаете в третьей, заключительной части сказки.

2022 год

иллюстрация автора


Рецензии