Тайны музея старых вещей. Окончание

Мы продолжим знакомить вас с экспонатами музея старых вещей и расскажем, почему его случайный гость заставил обитателей немного поволноваться. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не Иван Михалыч, пожилой коллекционер, который снова заглянул в музей несмотря на выходной.

*     *     *
Экспонат, прервавший разговор старых вещей о популярности радио, выглядел весьма необычно. Это был деревянный ящик с маленьким застеклённым окошком в передней стенке, перед которым красовалась огромная прозрачная линза. Вы же помните, он удивился: как это, мол, телевидения не было?
 
- Да кто вы, позвольте узнать? – спросил у него Фотоаппарат. – Вроде бы похожи на радиоприёмник…

- А я и есть приёмник! – гордо ответил ящик. – Только телевизионный. Проще говоря – телевизор, один из первых. Раньше телевизоры были не в каждой семье. Люди ходили в гости к соседям, чтобы посмотреть передачу. Поэтому зря вы говорили, что в те времена народ собирался только у радиоприёмников. Телезрителей тоже было немало.

- А скажите, для чего вам такое увеличительное стекло?  - поинтересовался Фотоаппарат. - Эта линза куда крупнее, чем в моём объективе.

- Когда я родился, ещё не делали большие телеэкраны, поэтому придумали ставить перед телевизором линзу, чтобы увеличивать изображение. И прошу прощения, что сразу не представился. Будем знакомы: я – КВН-49!

- «Ка-вэ-эн», - удивился Транзистор ВЭФ. – Я знаю такую юмористическую телепередачу - «Клуб весёлых и находчивых». Она появилась в 1961 году. Вас, случайно, не в её честь назвали?

*     *     *

Телевизор сверкнул стеклянной линзой.

- Ошибаетесь! Это телепередачу назвали в честь меня. А моё имя составлено из первых букв фамилий инженеров, которые придумали мою конструкцию – Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Год создания таких телевизоров – 1949-й, отсюда и название.

- А я вот даже не знаю толком, кто меня изобрёл, - вздохнул Телефон с дырчатым диском. – Два американца, Белл и Грэй, в один и тот же день подали заявки на изобретение. Но Грэй сделал это позже на два часа, и документ, который подтверждал права на изобретение, дали Беллу, а не ему. А потом ещё многие совершенствовали аппарат.  Первые телефоны были совсем не похожи на меня. Кстати, провести в свой дом телефонную связь было по карману лишь богатым людям. Даже в Московском Кремле телефон для императора установили только в 1903 году. Это был особенный аппарат, из слоновой кости, украшенный золотом.
-  Да уж… – вздохнула Керосиновая Лампа. – А у простых людей в то время ни телефонов, ни граммофонов не было. Уж не говоря о приёмниках и телевизорах…

- Зато теперь всё это доступно любому человеку. И все достижения технического прогресса можно поместить в буквальном смысле на ладони, благодаря мне! – раздался чей-то торжествующий голос.
 
*     *     *

Это произнёс небольшой предмет, которого раньше не было в музейной экспозиции.
Тёмный и плоский, он чуть поблёскивал в полумраке, а потом засветился маленьким цветным экраном. И рассмеялся:

 - Что, не ожидали? Как же вы отстали от жизни! Граммофоны, самовары… ни одной полезной вещи.

- А вы, милостивый государь, кем изволите быть? – сердито спросил фотографический Портрет Толстого.
 
- Я в музее случайно, и то, что вы меня не узнали, не удивительно. В ваши времена ещё не было мобильников.

- Вы - мобильный телефон, - догадался Транзистор ВЭФ. – Лет 40 назад, когда меня ещё изредка включали, я слышал, что их стали выпускать.

- Ну, первые мобильники были довольно громоздкими и примитивными - не то, что я. Теперь во мне не только телефон. Я играю музыку, могу принимать радио и телепередачи. Фотографирую неплохо. В памяти имею множество игр, не только таких, как шахматы. А ещё меня можно использовать в качестве фонарика, – подмигнул он ярким светодиодом Керосиновой Лампе.

- Как видите, - продолжал Мобильник, - прогресс неумолим. На смену старым вещам приходят новые. А такие, как вы, отслужившие свой век – никому не нужны. Ну, что молчите? Нечего возразить?

- Мы молчим потому, что сейчас откроется дверь, - ответил за всех Фотоаппарат. - Похоже, наш хранитель, Иван Михалыч, вернулся. А разговаривать в его присутствии вещам неприлично. Конечно, если они из приличного общества!   

Иван Михалыч включил свет и забрал свой мобильный телефон, забытый на столе. Сунув его в карман, он ещё раз внимательно оглядел музейный зал и шутливо сказал, обращаясь к экспонатам:

- Ну, братцы, вижу, всё у вас в порядке. Отдыхайте до утра. И мне пора отдохнуть: завтра будет несколько экскурсий, уйма народу записалось. Вами, как нашей историей, сейчас очень многие интересуются. Значит, работаем не зря!

*     *     *

Когда музей снова опустел, Портрет Льва Толстого задумчиво произнёс:

- Конечно, этот современный телефон – вещь полезная. Но всякая вещь хороша или плоха не сама по себе, а смотря по тому, что она значит для человека. Кому-то мобильник будет подспорьем в работе, а другому – игрушкой, с которою хозяин забудет обо всём на свете, даже об общении с близкими. Вот так же и мы: для одних – просто старьё, зато для других – ценные свидетели развития прогресса, интересные предметы истории страны и края. Так что всё в этом мире зависит от человека!

- Полностью с вами согласны, Лев Николаевич! – отозвались старые вещи. И после этого замолчали, потому что добавить к сказанному, действительно, нечего.

 
2022 год
Иллюстрация автора


Рецензии