14 серия Благополучный россиянин

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г) 14 СЕРИЯ (3часть, 2глава) ЛЮБОВНЫЕ ДЕЛА ОВЕРИНА И МАЛИНИНА


НАТ. САД ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Гимназисты готовятся к экзаменам. Малинин и Грачёв, оба уткнувшиеся в свои конспекты, с яростным азартом ходят из угла в угол. Они невольно сталкиваются. Малинин роняет книгу «Новейшая история» Гервинуса, Грачёв роняет тетрадь, которая раскрывается. Она вся исписана мелким почерком. Малинин видит тему: «Космография».

МАЛИНИН
Это я знаю! А вот осилил ли ты славянские глаголы?

ГРАЧЁВ
И даже русские основные законы!

ЧЕБОТАРЁВ
Столкновение двух жаждущих получать единственную гимназическую стипендию в университете –  неизбежно!

ЯДРИНЦЕВ
Оставь их. Нас уже ждут…

ЧЕБОТАРЁВ
Когда-нибудь я расскажу тебе о своих выпускных экзаменах…

ЯДРИНЦЕВ
Вряд ли удивишь. Самые главные экзамены мы держим перед собой. Причём всю жизнь…

Ядринцев и Чеботарёв уходят. Малинин смотрит им вслед. Заходит в пансион. Грачёв закрывает глаза, яростно что-то шепчет, явно заучивая.

ГРАЧЁВ
Основные русские законы…

ВТОРОВ
Зубри-не зубри, стипендия, по всей вероятности, достанется Малинину.

ГРАЧЁВ
(с хвастливой горячностью)
Пусть достаётся; я все-таки пойду в университет, поступлю сторожем и буду слушать лекции, как Мартин Лютер, через щелку!

ВТОРОВ 
Романтическое желание сделаться из любви к науке университетским сторожем в наше время смешно…

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
И всё-таки, жалко. Через неделю мы должны навсегда проститься с гимназией.

ГОРОХОВ
Вы слышали, что учудил Оверин? Он совершенно не готовится к экзаменам. А сейчас взял и съехал из пансиона к Новицкому!


ИНТ. ПАНСИОН. ДЕНЬ.

Малинин подходит к своей конторке. Поднимает листок. Под листком лежит прекрасный альбом, в котором обычно записывают понравившиеся стихи. На листке написано: Роспись покупок. Там перечислено рукой Малинина 307 предметов. Подходит Николай.

НИКОЛАЙ
От циммермановской шляпы до стеклянной плевальницы! И это всё на сумму до двух тысяч рублей! Миша, ты не можешь даже и мечтать получить из казны более 80 рублей на экипировку.

МАЛИНИН
Вот я и думаю, что нужнее, этажерка или фланелевые штаны? Сокращать, надо сокращать… Эх, кабы всё да сразу.

Малинин убегает. Николай оглядывается на него, берёт в руки альбом, листает. Он наполовину исписан стихами Фета, Бешенцова, Всеволода Крестовского и других.   


ИНТ. САД ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.               

АНДРЕЙ
Послушай брат. Только заканчиваются экзамены (20июня) и сразу твои именины! (21июня) Давай зададим приличное по этим двум случаям торжество!

НИКОЛАЙ
То-то Малинин обрадуется! …Была бы жива тётушка, не позволила бы нам…

АНДРЕЙ
 А ещё обязательно позвать Оверина и Стульцева, без них и праздник будет не в праздник.


ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.            

МИХАИЛ МАЛИНИН
(Николаю)
Мне очень нужно поговорить с тобой по секрету.

Над письменным столом висит чёрное полотно в золотой раме, на котором практически не видно изображения. Малинин пристально всматривается в непроглядный мрак картины.               

МИХАИЛ МАЛИНИН
(читает название картины)
«Ночь в Обдорске».

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
В Обдорске, как изведано, ночи бывают тёмные, так что разглядеть что-нибудь довольно трудно.

Малинин продолжает молчать.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Ну, что же надо?

МАЛИНИН
 Видишь ты, у нас вообще в России этот глупый канцелярский порядок… Везде приходится начинать со старшего помощника младшего подсекретаря, товарища хранителя ниток для сшивания дел…

НИКОЛАЙ
 Ты, верно, не о хранителе ниток хотел говорить по секрету.

МАЛИНИН
 Нет. Этот идиотский формализм поглощает деньги на то, чтобы у нас же ещё отнимать время, а время – те же деньги, говорят англичане. Англичане – хороший народ и не терпят таких глупых порядков, как мы. У них парламент…

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
И…

МИХАИЛ МАЛИНИН
Благодаря канцелярскому порядку я, к величайшему огорчению, не могу получить своих восьмидесяти рублей ранее двух недель… Я не могу явиться на ваш праздник в гимназической курточке.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Дай же мне средства приобресть моему возрасту приличный костюм.

НИКОЛАЙ
Зачем же ты мне говорил об английском парламенте?

МАЛИНИН
(бормоча)
 Совестно.

Малинин начал пристальнее всматриваться в непроглядный мрак обдорской ночи.

НИКОЛАЙ
 Что же ты купишь себе?

МАЛИНИН
Я уж выбрал: такой же пиджак, как у Шрама.               


ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Гостиная полна народу. Под ногами путается Ольгин «понтер» (беспородная собака). Здесь и Буров и Катерина Григорьевна. Много молодёжи, она разбита на несколько групп, которые оживлённо спорят, смеются, разговаривают. Некоторые переходят от одной группы к другой.

ГРУППА У БОЛЬШОГО СТОЛА

СТУДЕНТ
Вот что Вы знаете о Рочдельском обществе, «Обществе справедливых пионеров»?

ГОРОХОВ
Раз Рочдельское, значит его создал Рочдейл?

КОРОЛЁВ
Группа рабочих, преимущественно ткачей. Несколько лет назад в Англии. Это первое рабочее кооперативное потребительское общество, члены которого помогают друг другу.

ВТОРОВ
Ну, у нас в России итак сильна взаимовыручка. Общинное устройство, знаете ли. Круговая порука. Вековые традиции.

ГОРОХОВ
Ну не скажите. Община даёт огромные послабления. Можно сидеть и ждать, надеясь на то, что за тебя работу сделают другие.

ГУЛЯЕВ       
Пока есть те, кто готов за тебя работать.

ВТОРОВ
А по-другому не получится. Отвечать-то всем!

СТУДЕНТ
Вопрос терпения, господа.

ВТОРОВ
Да община никому не позволит сидеть просто так. Все работают в поте лица своего во благо и во имя…

Подходит Володя Шрам.

ВОЛОДЯ ШРАМ
Осторожно, господа. Не договоритесь до ложных идей Шульце-Делича, кричащего о гармонии интересов труда и капитала.

Володя Шрам отходит у другой группе.

ГОРОХОВ
Откуда он всё знает?

ВТОРОВ
Кто это? О ком он?

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ 
Франц Герман Шульце, немецкий бузжуазный экономист и политический деятель. Один из отцов основателей кооперации в Германии.

МИША МАЛИНИН
У нас будет кооперация?

Малинину никто не отвечает. Застенчивый Малинин одет в такой же серый пиджак как у Володи Шрама.


ИНТ. ГОРОДСКОЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Герой праздника - Володя Шрам. Он чувствует себя легко и свободно, постоянно переходит от группы к группе, участвуя в разговорах. Щёлкает пальцами, элегантно поправляет золотые очки.

ВОЛОДЯ ШРАМ
Хотите новый анекдот про Бакунина? Однажды лошадь начиталась работ анархиста Бакунина и больше всего ей понравилась фраза: «Полная свобода, это – бескрайнее поле, по которому бродят свободные люди и свободные лошади».

ГРИГОРИЙ ЧЕБОТАРЁВ
Так возникло движение «Все свободны».

Все смеются.

ОЛЬГА РОТАРЁВА             
Так много разговоров про этого Бакунина! Скажите ещё что когда-нибудь в Томске его именем улицу назовут!

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Вполне заслуженно. Мост через Ушайку, построенный по его инженерному  проекту – великолен. Любимое место молодёжи.

ЛЕНОЧКА
Жаль, небольшое.

ГРИГОРИЙ ЧЕБОТАРЁВ
Но уток покормить, нежно обнимая барышню, можно.

Чеботарёв  приобнимает  Леночку.

ГРИГОРИЙ ЧЕБОТАРЁВ
Хотите, я прочту Вам что-нибудь из комедии Николая Львова?

Ольга, видя это, дёргает худыми плечами и, фыркая, убегает.   

Малинин подходит к Николаю, отводит его в сторону.

МАЛИНИН
(растерянно)
Обскуранты. Кто это?

НИКОЛАЙ
Ты знаешь. Мы читали. Вспомни. В одном из журналов.   

МАЛИНИН
Пропустил как-то. Обидно. Не помню.

НИКОЛАЙ
Обскурантизм – враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.

МАЛИНИН
(крайне изумлённо)
Да?

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Бедный Малинин, его никто не замечает, а он решительно не понимает ничего. Словно с луны свалился! В доме два серых пиджака, но какая разница между ними. Володя просто царствует! Его небрежная легкость и свобода общения в обществе могут сравниться разве только с той беззаботностью, с которой путается под ногами Ольгин пойнтер… А где Оверин? До сих пор не пришёл?      


ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.   

Подходит рассерженная Ольга.

ЛИЗА
Мужчинам непременно нужно себя восхвалять и превозносить.

ОЛЬГА РОТАРЁВА
Ох, как надоела эта модная тема об угнетении женщин! Все эти бесконечные разговоры об эманципации!

Лиза хочет что-то сказать в ответ, но Ольга Ротарёва уходит.      

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
С чего ты решила, сестрёнка?

ЛИЗА
Варварство мужчин, закрывших перед бедной женщиной все дороги к самостоятельности, безгранично.

Аннинька, кажется, ничего не понимает. Она краснеет, мигает хорошенькими глазками и теребит розовенькими пальчиками кончик носового платка.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Бедная институтка. Аннинька, по милости институтского воспитания, отупела и оглупела до состояния настоящих провинциальных барышень.

АННИНЬКА
 (вдруг неожиданно для всех)
 Кто хочет быть самостоятельной, это нетрудно.

Лиза приходит в изумление, близкое к негодованию. Все удивлены. Андрей приятно потрясён.

АННИНЬКА
Я могу наняться в прачки и не буду ни от кого зависеть.

ЛИЗА    
У бедной прачки, как у женщины, нет никакой карьеры, между тем как мужчина может сделаться из писца министром!

АННИНЬКА
 И мы бы, может быть, составили карьеру, если бы умели писать и могли сделаться писцами. Нет, Лизанька, уж так устроено, что мужчина должен работать, а мы наслаждаться… Так ведь, Николай Николаич?    

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Аннинька поёт с моего голоса, и я с большим удовольствием слушаю ее наивную песенку. Я уж очень хорошо понимаю, что лучший способ стать заметным и выделиться хоть немного из несметных дюжин либералов — это проповедовать консервативные идеи. Мои проповеди не пропадали для Анниньки даром. Браво, институточка. Какая же она хорошенькая.

НОВИЦКИЙ
Аннинька, вы знаете толк в идейках и даже имеете оригинальный способ выражения их — прелестно-простодушный и застенчивый.

Новицкий целует Анниньке руку.

АНДРЕЙ            
Аннинька, Вам так идёт консерватизм. Либералкой Вы были бы не так милы.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Бедная Лиза! Приняла под свое покровительство и не жалела трудов, посвящая Анниньку во все тяжкие сегодняшнего либерализма. Но моё влияние сильнее!         


ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.   

В гостиную входит Оверин в замазанной мелом курточке. Андрей снимает с себя сюртук и насильно напяливает его на Оверина. Оверин начинает беззаботно прогуливаться по комнатам, точно он находится в пансионском коридоре. На него натыкается вылетевшая откуда-то Ольга.   

ОВЕРИН
Не помните ли Вы, какую даму в отеле Рамбулье лечил Вуатюр от лихорадки, пугая её медведями?

Ольга с изумлением на него смотрит, ничего не понимая. Понтер вдруг начинает лаять.

ОВЕРИН
Впрочем, всё это пустяки и дело тут не в имени, а в факте.

Оверин идёт свободно дальше.

ОЛЬГА
Что за дикарь?               

ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ
Говорят, он сильно занимается математикой.

ОДИН ИЗ ПЛЕМЯННИКОВ БУРОВА
У него, наверное, идея-фикс. Все великие люди отличаются от обыкновенных смертных только тем, что имеют идею-фикс, вследствие чего в общежитии они обыкновенно кажутся сумасшедшими.

КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
(томно)
 Кто знает, может быть, он гений.

БУРОВ
(снисходительно)
Да, все великие люди отличаются странностями.

Буров сидит подле Катерины Григорьевны, говоря, он взмахивает ладонью над своими стрижеными волосами и, стараясь быть незаметным, бросает выразительный взгляд на Катерину Григорьевну.

АНДРЕЙ    
Я могу поведать несколько анекдотов об Оверине. Однажды этот гений науки ходил в кабак, выпил там три рюмки и захмелел…

СТУЛЬЦЕВ
(перебивая)
Я прежде выпивал по четверти ведра один и не хмелел, а теперь могу выпить четверть не четверть, а все штофа два!

К Николаю подходит Семён Новицкий.

НОВИЦКИЙ   
Выручи, нечаянно оборвал часовую цепочку. Нужны щипчики поправить.


ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.

Новицкий поправляет щипчиками часовую цепочку.

НИКОЛАЙ
Как вы зажили с Овериным? Ловко он к тебе перебрался.

НОВИЦКИЙ
Оверину понравился мой продавленный клеёнчатый диван, на котором, как он находит, столь же удобно спать, как в лодке, и он по целым дням, не вставая, лежит с книжкой в руках. «Вот где, говорит, умные мысли в голову приходят…» Как лёг в первый день с книгой в руках, так и остался….      

НИКОЛАЙ
Почему Сергей не купил себе никакого платья, я слышал, он не далее как две недели назад брал у своего попечителя двести рублей.

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
 Если б я знал, как он распорядится этими деньгами, я бы не поцеремонился отнять их у него. Покуда он доехал до меня, уж у него не было и половины, но и с остальной он хорошо распорядился! Из первой сотни он дал двадцатипятирублевую бумажку служителю в гимназии, чтобы тот кормил какую-то собаку, и, уходя из пансиона, столько же роздал на чай служителям. На улице его остановила какая-то нищая, а у него не было меньше пятидесятирублевой бумажки; он подумал, что уж если на собаку истрачено двадцать пять рублей, то на человека совершенно справедливо истратить вдвое больше, и отдал деньги. Остальные сто рублей пошли более дельно: Оверин купил груду колбас, полпуда свеч, два каравая хлеба, стопу бумаги и проч., а остальные отдал хозяйке вперёд за квартиру, кажется года за полтора.

В соседней комнате, у Андрея, слышится шум. Кто-то торопливо запирает дверь на замок.

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Стойте-ка, что это делает Андрей?


ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ. ВЕЧЕР.

В комнате Андрей и Стульцев. Андрей вынимает из чемодана пистолет.

АНДРЕЙ
Теперь ты, гад, или умрёшь, или выпьешь полный графин водки.               

СТУЛЬЦЕВ
(бормоча)
 Ну, ну, я виноват! Ну!

Стульцев выставляет вперёд руки, чтобы не видеть грозное дуло Андреева оружия.

АНДРЕЙ
(в порыве благородного негодования)
 Стульцев, ты не должен ждать пощады, тебе следует или пить водку, или читать «Отче наш» в ожидании близкой кончины.

СТУЛЬЦЕВ
(почти плача)
Ну, я виноват! Ну, ударь меня!

Стульцев сдёргивает очки и выставляет вперёд свое лицо.

СТУЛЬЦЕВ
Ну! Что же ты?

АНДРЕЙ
 Нет, я тебя убью. Молись.

СТУЛЬЦЕВ
Ну, ну!

Стульцев плачет, падает на колени и закрывает себя руками, выставленными вперед вместе с очками.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ
 Чисто поза Моисея, ужаснувшегося перед купиной огненной, как это изображено в иллюстрированном Ветхом Завете.

Андрей едва сдерживается, чтобы не расхохотаться. Он спускает курок пистолета, трагически вскрикнув:

АНДРЕЙ
Умри, злодей!

Поскольку пистолет не заряжен, слышен только лёгкий щелчок. Со Стульцевым неприятность, он описался.

АНДРЕЙ
Сенька, помоги переодеться.

Андрей отпирает дверь. Входит слуга Сенька. Андрей подаёт Сеньке своё бельё. Сенька смотрит на Стульцева, фыркает в кулак. Николай заглядывает в дверь. Видя Стульцева, прикрывает дверь собой. Новицкий не видит оплошности Стульцева. Николай его уводит.   

СТУЛЬЦЕВ
(умоляя со слезами)
Ну, ну, господа… ну, вы только, ради Бога, не говорите.

АНДРЕЙ
Даю клятвенное обещание в скромности.


ИНТ. ЗАЛА ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Стульцев, точно рыбка, выпущенная в свежую воду, весело ходит по зале как ни в чем не бывало. Вдруг он видит НОВИЧКА и хватает его за руку.

СТУЛЬЦЕВ
Позвольте представиться, Стульцев. А Вы? Это не страшно, что никого не знаете. Со мной Вы можете ничего не бояться. Вам, возможно, будет интересно, что я имею серебряную медаль за спасение погибавших.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вот рыба! Уже забыл, что сам только что едва спасся от смерти… Где Оверин? Не случилось бы какого скандала.

Николай видит фуражку Оверина среди других головных уборов гостей. Ищет Лизу. Лизы тоже нигде нет.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
А где Лиза?


ИНТ. САД НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

По дальней аллее под руку гуляют двое: Оверин идёт как бы нехотя, опустив голову. Лиза идёт боком, заглядывая Оверину в лицо. Она о чём-то оживленно говорит. Николай незаметно пробирается в сад и начинает следить за сестрой. Оверин и Лиза садятся на скамейку. Николай прячется неподалёку за зелёной изгородью. Он слышит сбивчивое дыхание Лизы. Оверин, выпучив глаза, смотрит вдаль, на край неба, где начинают выплывать звезды.

ЛИЗА
 (захлебываясь от волнения)
 Вы знаете, это я вам писала.

Оверин молчит.            
 
ЛИЗА
 Послушайте, Оверин, это я Вам писала, а не Наталья Петровна… Наталья Петровна – моя горничная. Я… у меня Ваши письма, я их берегу.

ОВЕРИН
 (приятно изумлён)
А!             

ЛИЗА
 Оверин, поцелуйте меня!   

Лиза вдруг страстно вскрикивает, прижимается к нему.

ОВЕРИН
 Зачем?               

Оверин даже не пошевелился. Лиза поражена. Оверин спокойно и сосредоточенно продолжает смотреть на небо.

ЛИЗА
 Вы не любите меня?               

ОВЕРИН
 Нет… люблю; отчего же не любить?

ЛИЗА
(шёпотом)
 Я не красива.               

Оверин разглядывает Лизу, её блестящие глаза с большими ресницами, крупные волны волос, тонкую талию. Николай словно видит свою сестру впервые. Оценивает её как мужчина.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
А она очень и очень недурна. Всякий другой на месте Оверина не был бы таким олухом!

ОВЕРИН
(с убеждением)
 Нет, Вы очень красивы.      

Лиза вскакивает, обвивает его шею руками и звонко целует. Оверин слегка отстраняет её рукою и тихо вздыхает. Кажется, что он не удивлён.

ОВЕРИН
Видите вы эту звезду, вон направо?

ЛИЗА
 Где?

ОВЕРИН
Читали ли Вы про вычисления Леверье, послужившие к открытию новой планеты? Знаете ли Вы, что Уран и Нептун…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Оставлю-ка я Лизу в виде наказания, поскучать часок-другой на холодке. Пусть послушает математические пояснения Оверина… Ничто так не охлаждает девичьи чувства как научная белиберда. Впрочем, кто знает? Главное, Лизе сейчас ничто не грозит. В чём-чём, а сомневаться в целомудрии Оверина глупо.

Николай идёт к дому. Оглядывается перед входом в дом.    

ОВЕРИН
Отклонение центростремительной силы…    

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Бедная Лиза, зря надеется, что Оверин от звезды поэтически перейдет к излиянию чувств. Но это будет ей уроком.      


ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.   

Николай Негорев идёт через гостиную. Из разных углов доносятся обрывки разговоров.

1 ГОСТЬ
Вы читали ненапечатанное стихотворение Некрасова? Я принесу вам.

ВОЛОДЯ ШРАМ
Вы смешны как публицист Воскобойников. Его аллюзии в «Московских ведомостях»…

ГРУППА У ОКНА
Непогрешимость… Гарибальди… знамя прогресса…

ГРУППА У ДВЕРИ
Тургенев… патриотизм…


ИНТ. КОРИДОР ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

У дверей комнаты Николая стоит Малинин. Он чем-то потрясён и расстроен.

МАЛИНИН
(тихо, не то со страхом, не то с уверенностью)
У нас должно быть скоро будет революция?

НИКОЛАЙ
(раздражительно)
Где «у нас»? 

МАЛИНИН
В России.               

НИКОЛАЙ
 Ты останешься у нас ночевать?

МАЛИНИН
Нет, уж я домой пойду. Неловко, только комнату снял, в первый же день и вдруг дома не ночевать. Хозяйка чёрт знает что обо мне подумает.   

НИКОЛАЙ
 Не видал ты, Шрамы уехали?

МАЛИНИН
Уехали.

НИКОЛАЙ
 Ну, так я лягу спать.

МАЛИНИН
(застенчиво и расстроено)
Прощай. Пойду на новоселье. Вот что, Николай Николаич, я хотел завтра… Нечто вроде новоселья… Можно? И хотел пригласить Лизавету Николаевну… А? Как ты думаешь, Николай Николаич? Я думаю, кофей…   

НИКОЛАЙ
 Хорошо, завтра.

МАЛИНИН
 Ну, так я буду ждать…

НИКОЛАЙ
 До свиданья.


ИНТ. СПАЛЬНЯ НИКОЛАЯ. НОЧЬ.

Николай ложится в постель. Заходит Андрей с зажженной свечой.

АНДРЕЙ
 Ты не спишь? Где Малинин?

НИКОЛАЙ
 Он ушел. Зачем тебе?

АНДРЕЙ               
У него завтра кофей… Пригласил на новоселье. Брат, я влюблён в Анниньку. Эти белокурые волосы, розовое личико и необыкновенно приятная наивная глупость…

НИКОЛАЙ
А как же Ольга?

АНДРЕЙ
Ну её. Вечно недовольна. Я из-за неё чуть не рассорился с Лизой.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Поговорить с Лизой… Составить назидательную речь.


ИНТ. КОМНАТА ЛИЗЫ. УТРО

Лиза, лёжа на диване, читает книгу. Входит Николай и с медленной серьезностью ставит стул к дивану, садится на него и ждёт, когда Лиза спросит, зачем тот пришёл; но Диза молчит.

НИКОЛАЙ
 Что ты писала Оверину?

ЛИЗА
(небрежно)
 Ничего не писала.

Лиза продолжает читать, вероятно, думая, что разговор будет не настолько интересен, чтобы для него стоило отрываться от чтения.

НИКОЛАЙ
 Что ты писала Оверину?

ЛИЗА
 Ничего.

НИКОЛАЙ
 Я знаю, что ты писала, что он тоже писал к тебе и что ты бережешь его письма. Я знаю, что ты вчера…

Лиза вскакивает с дивана и, очень покраснев, пристально смотрит на Николая.

ЛИЗА
 Как ты узнал?

НИКОЛАЙ
 Как я узнал, тебе всё равно. Дело в том, что я всё знаю.

ЛИЗА
Хорошо.

Лиза бросается к комоду, дрожащими руками с лихорадочной поспешностью перебирает стоявшие там безделушки. Флакон с какими-то духами летит на пол. Это её раздражает, и она кидает вслед за ним на пол всё, что попадает под руку. По лицу ее текут молчаливые слезы, губы дрожат от злобы и оскорбления, она изо всей силы мечет об пол и гребенки, и банки с помадой, и щетки. Николай молчит. Наконец Лиза находит ключ, сердито выдвигает верхний ящик комода и роется там так азартно, что оттуда вылетает на пол несколько носовых платков и какая-то коробочка. Скоро она выхватывает из комода какие-то бумаги, хочет их разорвать, но Николай хватает её за руки.

НИКОЛАЙ
 Отдай.

ЛИЗА
(захлебываясь злыми слезами)
 Ни за что!
 
Письма в руках у Николая. Лиза в изнеможении падает на диван, громко рыдает. Николай разворачивает первое из трёх писем. Все три письма достаточно длинные.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ ОВЕРИНА               
«Наталья Петровна, Вы спрашиваете, как я смотрю на назначение женщины. Женщина прежде всего – человек, допустим даже, что человек слабосильный и слабоумный…»       

ЛИЗА
 Отдай их ему…
(с усилием среди рыданий, которые душат и коверкают ее лицо в безобразные гримасы)
Он надо мной смеется! Пусть! Смейтесь надо мной! Я не боюсь!

Рыдания становятся всё громче. Николай подходит к сестре и берёт её за руки.

НИКОЛАЙ
(ласково)
 Лиза, голубушка, полно – успокойся! Никто не будет смеяться.

Лиза прижимается к брату заплаканным лицом.

ЛИЗА
 Тебе он всё рассказал? Смеялся?

НИКОЛАЙ
Он мне ничего не говорил и никогда никому не скажет. Я сам всё слышал… Вчера… в саду…

ЛИЗА
(прижимаясь, будто прося защиты)
 Никому не говори.

НИКОЛАЙ
 Никому не скажу.

ЛИЗА
(нерешительно)
 И отдай мне письма.

Лиза успокаивается, улыбается. На щеках блестят полоски слёз. Николай обезоружен.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Уж много раз сравнивали улыбку на плачущем лице хорошенькой женщины с солнцем, весело освещающим землю, только что омытую дождем… Вот и вся моя назидательную речь, приготовленная для изобличения всего неприличия её поступков с Овериным… Моя дорогая глупенькая сестрёнка…

НИКОЛАЙ
(смеясь)
 Нашла же ты предмет для ухаживания, вот скорее этот бюст Крылова
(показывает на бюст Крылова, стоявший на камине),
 слезет отсюда и будет объясняться в любви, чем Оверин.

ЛИЗА
 (решительно)
 Я люблю его.

НИКОЛАЙ
 С чего ты начала писать ему? Черт знает, дичь какая!

ЛИЗА
 Так… Он отвечал мне; я думала, что и он меня любит, а он говорит, что вообще всех любит… Я не знаю, что это за чудак! Впрочем, он сказал, что я хорошенькая, и звал к себе пить чай с паюсной икрой. Я ему назначаю свидание на валу, а он мне говорит: лучше ко мне придите, у меня есть паюсная икра, и мы будем пить чай с икрой… Ничего не понимает. Паюсная икра, говорит, очень питательна и со сладким чаем очень вкусна!

Лиза смеётся. Николай разворачивает второе письмо.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ ОВЕРИНА               
«Вы спрашиваете, как я смотрю на брак. Я не думал еще об этом и не могу сообщить своего решительного мнения; впрочем, судя по тому, что некоторые животные, напр. аисты, по-видимому, признают брак…»               

Николай разворачивает третье письмо. Пропускает начало, читает последние строки.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ ОВЕРИНА               
 «Мне совсем некогда теперь обдумывать ответы на ваши вопросы. Вы читайте книги, сами дойдёте как-нибудь до всего».

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ    
Весьма деликатное приглашение прекратить переписку.
 
НИКОЛАЙ
Тон писем таков, будто они писаны не к незнакомой женщине, а к хорошему приятелю. Оверин, очевидно, нисколько не удивлялся, что какая-то Наталья Петровна интересуется его воззрениями на брак, на положение женщин и другие предметы, вызывающие на размышление.

Николай возвращает письма Лизе.

НИКОЛАЙ
 Во всяком случае ты, пожалуйста, оставь Оверина в покое. Из этого ничего не выйдет, кроме того, что над тобой будут потешаться, как над Малининым.

ЛИЗА
 Бедненький! Посмотри, я думаю, он исходил верст десять.

Лиза показывает букет из мелких желтеньких цветочков.

ЛИЗА
Просил меня никому не говорить. Я как-то смотрела атлас и сказала, что никогда не видала этого цветка, он вот и принес. До чего дрянной букет.

Лиза смеётся.               

НИКОЛАЙ
Вот влюбись в него. За него можешь выйти замуж, он будет ухаживать за тобой.

ЛИЗА
(презрительно)
 Ну, что! Он какой-то кисель!

Стук в дверь. Робко входит Малинин в своем серо-диком пиджаке.

МАЛИНИН
Что же вы… не хотите… Николай Николаич! Лизавета Николаевна!


ИНТ. СЪЁМНАЯ КОМНАТА МАЛИНИНА. УТРО.         

Небольшая чистенькая комната. Подушки в белоснежных наволочках со старенькими кружевами. Одеяло белое.

ЛИЗА
(шепотом)
Наверное, он не спит на этих подушках.

У изголовья маленький столик, натертый до блеска деревянным маслом. На столике стеариновая свечка в блестящем подсвечнике.

НИКОЛАЙ
(шепотом)
И наслаждается чтением, лёжа в постели.

На комоде, точно так же натёртом деревянным маслом, расставлен целый ряд всяких зеркальцев, щеточек, баночек, скляночек, коробок, коробочек, тетрадок и книжечек, расположенных очень красиво и симметрично. На письменном столе Малинина выставка разных дешевых галантерейных вещей. Чернильница, перья, чугунные пепельницы, пресс-папье разных сортов, ножницы, ножички, печатки, костяные счеты и проч.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Все вещи расставлены так искусно, что к столу боязно прикоснуться, чтобы не разрушить гармонии порядка и красоты, писать же на нем нет никакой возможности.

НИКОЛАЙ
Когда ты успел накупить столько вещей?

Лиза садится на кровать. Малинин с большой торопливостью пересаживает её на стул.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вот же добрый бобёр!

МАЛИНИН
(трогательно)
 Вам так удобнее. Вот Николай Николаич, сигары…

НИКОЛАЙ
Да ведь ты знаешь, что я не курю.

МАЛИНИН
 Ну, всё равно.

Николай выдвигает ящик письменного стола, где лежит множество прекрасных тетрадей; сверху листок-смета:

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
 «Сигар гаванских, лучших, десять штук; сигар рижских – десять штук; папирос Сырейщикова двадцать пять штук; кофе – фунт».

Малинин подкрадывается и задвигает ящик.               

МАЛИНИН
 (краснея)
 Ну, зачем же?

НИКОЛАЙ
 Это твои покупки?

МАЛИНИН
 Да…

ЛИЗА
 Зачем же табак? Ведь Вы не курите.

МАЛИНИН
А гости…

Малинин говорит это с такой наивной уверенностью, что Лиза приходит в восторг и ерошит его густо напомаженные волосы. Входит ХОЗЯЙКА, неся поднос с кофе и печеньями. Малинин бросается к столу и чуть не роняет по дороге маленький столик со свечой, поставленный у кровати. Не помня себя от счастья, он начинает растерянно хлопотать и угощать гостей.


Рецензии