Ачхой-Мартан За несколько дней до депортации

/ПРОДОЛЖЕНИЕ/


                ТАК БЫЛО: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ПРОШЛОГО ЧЕЧЕНЦЕВ
                (на полевых материалах, собранных в с. Ачхой-Мартан)



               Из материалов книги «АЧХОЙ-МАРТАН (февраль 1944 - январь 1957 гг.):         
                ПОМНИМ. ДЕПОРТАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ»




     Ачхой-Мартан: За несколько дней до депортации



     Февраль 1944 года. В ночь с 16-го на 17- февраля.

     В Ачхой-Мартане давно не проводили «Синкъерам»* или «Ловзар»*. В принципе, в последнее время не было для этого и особых поводов, а с другой стороны – и особого желания людей. И это, скорее, из-за того, что все кругом было погружено в состояние какого-то тревожного ожидания.

     Но за пять-шесть дней до дня выселения в правобережной части села, в доме одного ачхоймартановца, зазвучала привычная гармонь (кехат пондар) и забарабанила танцевальная дробь (вота тохар). Поводом для организованного там Синкъерам стало, будто бы, рождение дочери. Впрочем, отметим сразу, что такой повод был не самым подходящим по местным традициям, т.к. Синкъерам, а иногда и Ловзар организовывали, как правило, при рождении мальчика. Почему мы обратили внимание на этот нюанс? Дело в том, что про эту вечеринку у людей старшего поколения ачхоймартановцев всегда было принято что-то недоговаривать. Сколько бы я не пытался узнать точно в каком доме, в какой семье этот Синкъерам был тогда организован – никто не давал на этот вопрос определенного ответа, почему-то старики уклонялись как от самой этой темы, так даже и не называли имени главы семьи, у кого этот Синкъерам состоялся. Но почти все знали об основном поводе для того Синкъерам, а также могли скупо рассказать о какой-то драке, которая-де на этом Синкъераме произошла. Я об этом событии впервые узнал из рассказов моего дяди Уматгири (1927–1985 гг.) и отца Ахмедгири (1931–2001гг.) в начале 1970-х годов. Правда, в разговоре между собой они замечали, что и повод для Синкъерам, а также и т.н. драка, состоявшаяся там, – все это было специально задумано для отвода глаз, чтобы усыпить бдительность властей и тех, кто мог бы осуществить донос. На самом деле, глаза и уши секретных служб НКВД в то время «торчали» везде, их агентурная сеть работала днем и ночью, «не покладая рук». Тогда или позже того времени мне казалось, что в этой истории нет ничего непонятного. И поэтому, к сожалению, у меня не возникало желания расспросить дядю и отца о более точных подробностях того события. Только сейчас, начав вплотную заниматься изучением всех событий и процессов, имевших место до и после депортации чеченцев и ингушей, я пришел к твердому убеждению, что именно на этом Синкъераме, точнее сказать – под его прикрытием, в те трагические дни состоялась тайная встреча доверенных старейших с. Ачхой-Мартан, на которой могла обсуждаться тема о вот-вот ожидающейся  депортации народа, о том, что делать и как быть. Из воспоминаний некоторых очевидцев тех событий, было также известно, как по заранее определенным тропам и маршрутам, перед самым началом операции «Чечевица», из с. Ачхой-Мартан было вынесено некоторое количество чудом сохранившегося стрелкового вооружения, в основном - винтовки, охотничьи ружья, а также боеприпасы к ним и гранаты. Ввиду того, что в ночь до выселения из Ачхой-Мартана тайно ушли в лес и горы более десяти человек, главным образом – молодые и боеспособные люди, становится очевидным и то обстоятельство, что на той встрече на Синкъерам было принято решение и об этом тоже.

     О факте состоявшегося тогда Синкъераме, без каких-либо подробностей, мне ещё рассказывали в своих воспоминаниях Мурадов Магомед (1933 года рождения), Эдаев Хуха (1928-2021 гг.) и Абубакаров Салман (1937-2022 гг.). В принципе, кроме того, что этот Синкъерам тогда был организован, что там произошел какой-то конфликт, они и на самом деле более ничего об этом не знали, а возможно, как и было принято ранее, уклонились от более подробного рассказа.

- - - - - - - - - - -

*1. Синкъерам – чеченская национальная вечеринка;
*2.  Ловзар – чеченское праздничное мероприятие, которое, как правило, организуется во время свадьбы, в знак уважения к гостю, при рождении мальчика, при возвращении солдата с армии и т.д.;


Рецензии