Приключения Бориски
Смотреть проход по этой гати выехали уже после трех часов пополудни, выехали впятером, с ними напросился еще и Лешка, друг Бориски. Поехали Иван, Петр, Лешка, сам Бориска и Влас. Сытые и отдохнувшие лошади, только начали их седлать, все шалили, пробовали куснуть за руки, толкались, играли с хозяевами. Но вот наконец тронулись, кони сразу взяли с места крупной рысью. По мере того, как село заканчивалось и началась широкая дорога, они все норовили сорваться в галоп, особенно, когда кто вырывался вперед. Парни не старались их сильно сдерживать, кони застоялись, им необходимо было пробежать расстояние или рысью, или в галоп, выпустить свой застой. Пролетев версты три, они заметно сбавили напор, пошли рысью, не спеша перебирая версты дороги.
Но вот и поворот на гать обозначился впереди, съехались на обочине и стали решать, ехать на конях или пройти пешком. Но тут возникла проблема, никто из бойцов категорически не хотел оставаться с конями, одних тоже их не оставишь. Решили ехать на конях, хотя это и демаскировало бойцов сильно, если есть враги на гати, то их на лошадях они увидят заранее, издалека. Но видимо зря они переживали и напрягали зрение, смотря вдаль по проходу, все было тихо. Хоть Влас и предупредил смотреть хорошо под ноги лошадям, не увидят ли чужих следов и оттисков копыт лошадей, все было тихо и совсем чисто на дороге, давно видать никто не проезжал по ней.
Временами, перед поворотами, Влас останавливал своих бойцов и достав бинокль, уходил с Борисом осматривать местность, но все было тихо, дорога была совсем пуста.Так добрались почти до самого конца гати, последняя остановка, последний осмотр дороги и вот тут - то и увидели то, что и хотели увидеть все десять верст. Дорога была перекрыта толстым стволом дерева, спиленного видать на самой гати, на краю ее. Возле нее суетились белые, видимо укрепляя свою огневую точку, готовясь к отражению возможной атаки красных, таскали деревья, ветки, разный хлам из леса. Влас убрал бинокль от своих глаз и отдал Борису, посмотри мол. Бориска прильнул к окулярам и стал смотреть, вдруг он увидел то, что, видимо, не рассмотрел Влас.
- Дядька Влас, а это у них что в кустах стоит, пушки что ли? Вон с правой стороны , там еще и прорублен лес, смотри хорошо. Борис протянул ему бинокль.
- Хм, молодец, глазастый, я спецом не стал говорить, думал увидишь ты или нет. Молодец, получится с тебя разведчик. Да, это орудия, вот это самый главный сюрприз. Теперь смотри еще внимательнее, где нам можно обойти это гнездо потихоньку и так, чтоб никто нас не увидел, надо выйти к тем соснам, вон справа смотри, кучкой растут.
Борис от похвалы дядьки Власа стал шарить по местности у поста белых еще пристальнее, но видимо не зря. По крайней мере он - то и увидел эту ложбину, что выходила на вершину бугра, который как бы нависал над их постом. Вершина бугра была в кустарнике, но ложбина проглядывалась очень хорошо. Борис повел биноклем вниз по ней, очень внимательно наблюдая за ее изгибами. Вскоре Влас спросил:
- Что ты там увидел, Борис, ты скоро в меня уткнешься биноклем, ну ка дай я посмотрю.
Борис с сожалением отдал ему прибор и стал ему объяснять, что и где он увидел. Влас увидел ее тоже, стал изучать верхушку бугра, вскорости повернулся к нему.
- Ничего не получится, там наблюдатель сидит, неужто не видел его?
- Почему, я его видел. но не туда смотришь. Вот смотри, релочку эту березовую видишь, вон проходит, возле нас, рядом совсем? А теперь туда, где она проходит, возле бугра, заходит в зад этому наблюдателю, посмотри сам, видишь? Вот по ней вдвоем или втроем пройти, по бугру подняться, убрать наблюдателей и всем по ложбине и потом уже положить этих, что там ковыряются. Ну посмотри сам, ну идеально же подойти можно. И у нас будут орудия потом, а еще у них там и пулеметы стоят. Вон видишь, вон Максимки рыло торчит, ну он же?
Влас еще с полчаса разглядывал, причем очень внимательно, тот путь, что показал ему Борис. потом нашел пулемет. что он заметил. Потом повернулся к нему и долго, минут десять, смотрел на своего заместителя. Борис даже сконфузился, от того внимательного взгляда, что он рассматривал его. Потом Влас положил ему руку на плечо и сказал:
- Молодец Борис, ты очень глазастый. да и соображаешь быстро, молодец. Очень хороший из тебя разведчик получится, с таким вниманием ты далеко пойдешь. Ну что, вроде все увидели, что нам надо было увидеть, пора и домой ехать. Пора, солнышко скоро уже сядет, пошли, нам еще долго до дома ехать. По темноте не хочется лошадям ноги бить, а нам ехать почти десять верст. Сейчас еще и командиру докладывать надо будет. И так сегодня очень много сделали мы с тобой и ребятами.
Парни сидели и тихо переговаривались между собой, услышав шорох шагов по траве, все повернулись, встречая Бориса и Власа. Влас быстро рассказал все, что они увидели с Борисом, потом перекусили, на лошадей и тронулись в обратный путь.
Домой добрались уже по темноте, уставшие и вымотанные сильно. Доехав до места, парни отправились домой, забрав и лошадей Бориса и Власа, чтоб распрячь их и задать им корма и напоить, поставить на ночь. А Влас с Борисом отправились в штаб, на доклад командиру. Доклад шел долго, с отметками на карте, с подробным перечнем всего,что они там увидели. Командир с начштаба были просто шокированы теми богатыми сведениями, что они принесли только за одну поездку в разведку. Были конечно благодарности, были и слова благодарности тому, что там нарисовал Борис по части того, как снять наблюдателя с бугра.
Потом встал начштаба, он сказал только одно, что желательно бы операцию по захвату села провести завтра. Так как если белые укрепляют все там, то они наверное к чему - то серьезно готовятся, что - то они ждут, ну пронюхать про наши планы они не могли никак, тогда что?Тогда еще один довод ускорить захват того села, чтобы не опоздать к тому, что они задумали. Создание и обучение разведгруппы конечно нужно и даже очень нужно, но вдруг мы тут что - то более ценное проморгаем? Не просто так же белые притянули в село даже и пушки, знать бы, что у них на уме. Единственно на ум приходит только одно, что - то готовится очень серьезное, стало быть, надо это серьезное успеть поймать. Так что мое мнение такое, что завтра с утра надо объявлять боевой выход и бой с белыми, атака на село. Другого просто не дано. Мы успеем провести намеченные мероприятия и в том селе, а вот если упустим то, к чему готовятся белые, то возможно, сами себя потом проклянем.
Вот так и не получилось с проверкой кандидатов в отряд, вместо этого на завтра объявили боевой выход, с утра все с подъема в боевое построение и вперед. И как показало время, начштаба вовремя почуял , что белые задумали что - то очень для них нехорошее, опоздай на один день, все бы потом было совсем по другому. Утро наступило холодное, с неба сыпал противный и муторный мелкий дождь, тот самый, что еще наши деды называли в селах сеногноем, потому как заряди такой дождь летом, в пору сенокоса, пропадет сено. Если не сильно умный хозяин навалит по дождю много травы, а убрать дождь не даст. При такой погоде зеленая трава быстро потемнеет, потом почернеет в валках, на выходе все сено гнилое, потом только и годное, что только на подстилку, а не на еду скотине.
Борис ехал с Власом впереди колонны конницы, они должны были проверять еще раз дорогу и следить, чтоб все ехали за ними. Быстро подходило время остановки, то есть места, которое наметили для стоянки всего эскадрона. Пока трое, Влас, Борис и еще один красноармеец, Костя, пойдут вперед, чтоб снять тот наблюдательный пост над окопами белых. Вот и доехали, ребята спешились, сдали лошадей своим парням, проверили оружие и отправились к той релочке, которую вчера подметил Борис. Добрались до нее быстро, Борис пошел первым. Тут, в самом начале ее можно было пока еще идти, немного погодя придется ползти на животе и не торопясь, чтоб с бугра не поняли, что к ним в тыл ползут красные. До места начала подъема на бугор добрались быстро, перед подъемом остановились отдохнуть, перевести дух. Ну вот наконец и пошли наверх, спаси нас Боже и сохрани. До самого верха добрались хорошо, вот и самая макушка бугра, Бориска увидел то, что и должен был увидеть - небольшой окопчик, в нем две головы сидящих на корточках и ...спящих беляков. Вот до чего они обнаглели, что спят на посту.
По тихой спустившись в окоп, парни палкой огрели обоих спящих по головам, отправив их немного в нирвану. Потом связали руки им и ноги, после чего обратились к тому, что есть в окопе. А было в нем один пулемет Максим, с тремя коробками патронов, две винтовки с запасом патронов, котелок с остывшей кашей и полкраюхи хлеба. Парни посмотрели вниз, все укрепление белых было как на ладони, стояли три полевых пушки с правой стороны, стояли еще два пулемета по краям окопа, посередине был еще и сарай над окопом, в котором, видимо, был отбой стражей. Потому как не видно было вовсе ни одного охранника, все было совершенно пусто.
Влас отправил Костю вниз, к отряду, сказать командиру, чтоб отправлял отряд по той ложбине наверх, они тоже спускаются туда же. Посидев и увидев, что отряд двинулся к верху холма, ребята тоже пошли вниз. Приблизившись к этому странному сараю посередине окопа, парни вдруг услышали веселый говор, звяканье посуды, поняли, что там никто не собирался спать, все просто обедали, это была столовая. Парни замерли в растерянности, что делать, отряд идет уже сюда, вдруг кто сейчас выйдет и увидит их, поднимет тревогу, все вылетят на улицу, конечно увидят и весь отряд, начнется раньше времени бой... Борис повернулся и бросился к пулемету, стоящему недалеко от входа. Влас понял его и тоже побежал за ним. Хорошо, что площадка, на которой он стоял, была несколько больше, чем надо, развернуть его и направить на столовую было делом двух минут. Проверив зарядку, Борис взялся за рукоятки пулемета, положив пальцы на гашетки. В это время открылась дверь и вышел первый белогвардеец, счастливо улыбаясь после еды. Но вот он узрел красных, крик так и застрял в его глотке.
Широко раскрыв глаза от испуга, он стал пятиться к двери в столовую, не смея под слепым зрачком пулемета, что смотрел на него с близкого расстояния от бруствера до столовой, бежать обратно, под защиту стен столовой. Причем испугался он конкретно, видно было хорошо, что челюсть его нижняя ходила ходуном,пытаясь вытолкнуть застрявший в горле крик, но бесполезно. Влас поднял руку и приложил к губам, потом приказал рукой идти к ним, направив на него еще и ствол своего нагана. Беляк, как замороженная кукла направился к ним, подпустив его поближе, метров на пять от себя, Влас приказал упасть на землю и не двигаться, иначе он его пристрелит. Но тут и бойцы прибежали, запыхавшись от крутого подъема, стали прыгать в окоп. Ну наконец дождались, теперь веселее дело пойдет. Влас махнул рукой бойцам и побежал снова к столовой, потом выскочил наверх и подбежал к другой двери в нее. Тут встал с одной стороны, где были бревна от стены и широко распахнул дверь. Потом крикнул:
- Так, господа, время жрачки окончилось, всем выходить с поднятыми руками в другую дверь, под пулемет, там вас встретят. Не вздумайте баловать, перестреляем как куропаток. Давай, первый пошел. И не советую ждать непонятно чего, все, ваша война окончилась. Что сидите, встали и пошли на выход.
Свидетельство о публикации №222122000225