Найти словечко

1***
НАЙДИ СЛОВЕЧКО
http://proza.ru/2007/03/16-214

 Кто говорит хорошо о своих учителях? Кто ЗНАЕТ своих учителей?
Что вообще говорят об учителях?
***
 «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет»
 Боэций

***
 В книге Юрия Мороза « Бизнес. Пособие для Гениев» приведена на пятой странице фраза «…Что же до типичного преподавателя или учителя - это замученное жизнью существо, неспособное чему бы то ни было научить, потому что он сам ничего, кроме чтения лекций, делать не умеет».
И на девятой: «Он - ремесленник; в его работе почти никогда нет творчества».

 Преподаватель иностранного языка Елена Карловна говорит об УЗНАВАЕМОСТИ учителя в любом обществе. Приводя примеры из своей жизни, она восклицает:
-Какая же на мне ПЕЧАТЬ, по которой всем становится ясно, что я ПЕДАГОГ?

 Я помню своего учителя химии – Алексея Матвеевича Шевчика. Он учил сомневаться. Часто рассуждал вслух. Умел шутить. Его невозможно было НЕ СЛУШАТЬ! Он появлялся в спортзале и с удовольствием играл в настольный теннис и волейбол с нами. Он МНОГО ЗНАЛ. Он уважал знания и учеников. Он приходил на урок вместо заболевшего учителя и начинал спрашивать по всему материалу; и ни у кого не возникало мысли сказать:
-А мы не готовы! У нас должна быть литература (география, биология и т. д.)
 Любили ли его? Можно ли сказать за всех? Одна девочка говорила:
-Невыносимо! Сорок пять минут как под обстрелом!
 
 Моя профессия никакого отношения к химии не имеет, но ряд активности металлов память хранит до сих пор. И самые теплые чувства к учителю.

2***
ЕВДОКИЯ
http://proza.ru/2007/12/14/46

Евдокия Петровна учила нас в десятом классе математике. Евдокия – так звали за глаза эту высокую светлую женщину с косой, уложенной узлом на затылке. Мне, легко имевшей пятёрку по математике, было трудно привыкать к ней, хотя в глубине души я чувствовала к ней необычную симпатию. Но я была избалована, захвалена чрезмерно, небрежна и т. д. и т.п. – далее можно перечислять все пороки ученицы, не привыкшей систематически думать и напрягаться, углубляясь в предмет, а лишь спокойно скакать по верхушкам, получая хорошие оценки только за то, что на общем фоне математических знаний класса выглядела несколько лучше других... Кроме того, привычка подсказывать так угнездилась где-то внутри меня, что мне она казалась уже совершенно неискоренимой. Сидя на первой парте, я не могла контролировать себя: ответы на вопросы, заданные не мне, вылетали как выдох ветра, - тихим, но чётким шёпотом. Именно со мной повела Евдокия борьбу, с моими страшными привычками. На меня в классе смотрели с сочувствием. После очередной встряски, «отчитки» перед классом за какой-то проступок, ко мне обязательно кто-нибудь из одноклассников подходил, заводя примерно такой разговор:
-Ну, Евдоха, совсем озверела! Так что ей от тебя надо?
Я отмалчивалась, прекрасно почувствовав с самого первого дня пребывания её в нашем классе, ЧТО ЕЙ ОТ МЕНЯ НАДО. Обиды на неё не было. Мне нравилась её строгость и аккуратность, мне нравился стиль ведения уроков, мне нравилась её увлечённость в изложении нового материала, нравилась её требовательность, но я НЕ МОГЛА соответствовать этим требованиям, мешая её стремлениям организовывать коллективное думание – я стеной стояла между классом и учителем, наивно считая, что кого-то выручаю. Однажды, в день проведения контрольной по математике, когда Евдокия ещё писала задание на доске, а я изо всех своих сил намечала стратегию решения заданий девочкам первого варианта, произошла самая страшная стычка, после которой все решили, что теперь уж Евдоха меня «съест» наверняка. Получив два замечания, но так и не вняв им, я уже стоя, слушала гневный голос Евдокии Петровны:
-Так до каких же пор ты будешь мешать мне работать с классом?
Она не оскорбляла, а требовала от меня достойного поведения на уроках. Сейчас, осознав, что видимо никогда не смогу БЫТЬ ТОЙ, кем она желала бы меня видеть, я не выдержала, и сложив руки на парту, просто зарыдала. Класс затих, Евдокия Петровна дописав задание, встала у окна, глядя на школьный двор. Постепенно и я успокоилась, начала решать задания своего варианта. Никто больше не пытался у меня ничего спрашивать, пораженные последним всплеском гнева Евдокии; все задумались над самостоятельным решением задач.
 У меня цифры прыгали перед глазами, - в моменты волнений делать глупые вычислительные ошибки было обыкновенным делом. Почувствовав рядом шаги, я склонила голову ниже, быстрее записывая в тетрадь результат. Евдокия, слегка замедлив шаг рядом со мной, быстрым движением карандаша простучала дважды по краю парты, как бы пробивая некий ритм, и прошла к соседнему ряду. У меня возникло ощущение того, что она со мной поговорила. Внимательно посмотрев на свою запись решения задания, обнаружила ошибку – один плюс один давало у меня в результате один. Исправила, и быстро и уверенно закончила выполнение контрольной с мыслью, что на самом деле, в глубине своей души, Евдокия Петровна относится ко мне хорошо; желает каждому в классе подняться на ступеньку выше. Уже совершенно спокойная на перемене у расписания я разговаривала с Тамарой, сочувственно мне говорившей:
- Представляю, как ты Евдоху ненавидишь...
- Ты представить не можешь, как я её обожаю, - мой ответ озадачил Тамару. Не веря мне, но видя мою улыбку, она удивленно проговорила:
- Ой... Кто бы говорил... Все в классе за тебя переживают!

С этого дня, действительно, уроки стали проходить иначе. Евдокия, стараясь загрузить каждого по силам, потихоньку вела каждого индивидуально.
- Я очень люблю графики, - говорила она, - и вы их полюбите!
С удивлением мы обнаруживали, что действительно построение графиков, их тщательное выписывание, может доставлять столько удовольствия, радовать красотой собственного выполнения задания.
-Ага! Испугалась! И таким путём можно получить ответ! – возвращала она меня на путь оригинального решения, найденного мною, но не доведённого до конца.
И я доводила решение до конца, затем мы анализировали различные пути, отмечая плюсы и минусы каждого.
Один год я училась у Евдокии Петровны Останиной, но получила так много! Может быть впервые на её уроках я почувствовала внутреннюю красоту и гармонию символов и знаков. Мне не захотелось расставаться с математикой. И сейчас я живу в математическом мире, открыть который мне помогла она – Евдокия.
Самые добрые слова готова сказать с благодарностью этому простому школьному учителю.

3***
ШКОЛЫ №1
http://proza.ru/2015/10/05/1449

"Вчера опять убедилась, насколько людям присуща стадность... И ждут команды... И готовы любому, обладающему твердым голосом, подчиниться. Не вникая.
У нас Шклярника сняли летом. Эхо отдается и еще долго будет отдаваться..."
Ирина Корпусова   26.09.2009 23:11 
_

"Все такие стада легко распадаются,
но психологию толпы мы мало знаем. Ирина, с трудом представляю 1-ю Кузьмоловскую школу без Шклярника. Не спрашиваю о подробностях. Мир продолжает переворачиваться. Храню глубокое уважение к этому педагогу.
 А мысли параллельно о Макаренко, Сороке-Росинском:
Никто не знает, как надо учить, но все знают - как нельзя... И любой успешный опыт сеет зависть. Да, Экклесиаст  рядом"

Татьяна Кожухова   29.09.2009 02:01

                http://nsportal.ru/shklyarnik-vladimir-semenovich

Владимир Семёнович Шклярник - наш современник. Учитель. Долгое время руководил Кузьмоловской школой №1. В очень непростое время "послеперестроек" меня взяли в школу учителем математики на неполную ставку, но с классным руководством. Несказанно обрадовавшись предстоящей через неделю работе, я электричкой возвращалась домой. Муж, открыв двери, сказал после приветствия:
-Светишься, сознавайся, что натворила?
Почему-то я поняла, что не стоит сразу говорить обо всём, ведь на работу мне придётся уезжать на ранней электричке в пригород Питера. Пусть только три раза в неделю,но вряд ли это понравится мужу. Да и зарплата обещанная -  чуть более пятисот рублей. Я вздохнула и сказала:
-Все секреты раскроются завтра!

Когда на следующий день поведала всё о предстоящей работе, муж спокойно сказал:
-Завтра поедешь в Кузьмолово, и напишешь заявление на увольнение.
Мне было нечего сказать, получился просто вздох:
-Знаешь,  без работы я просто умру.
В ответ Виктор выдал контаргумент:
-Ты со своей мерцалкой в школе помрёшь...
Со скрипом, но всё же муж разрешил поработать до "первого срыва".

Школьные будни начались с косметического ремонта школы. Старшеклассники деловито работали рядом с учителями - красили в основном. Но и разбирали и протирали светильники, и даже ремонтировали замки классных комнат под руководством директора. Меня удивило то, что в школе было тихо - никаких повышенных тонов, ничего такого, чтобы указывало на границу или непонимание между учителями и учениками- обстановка была исключительно деловой. Разбирая шкафы с пособиями в закреплённом за моим пятым "В" классе, я представляла каким будет начало учебного года. Наверняка шумно будет, в школах современных тишины нет, - так думалось мне уже в электричке. Я привыкала читать в транспорте - время в пути было долгим - два часа в одну сторону, да полчаса пешком до станции.

Ох, как быстро всё понеслось, поехало, замелькало - сентябрь на исходе, скоро учительский праздник! А шума-то так и нет! А просто и радостно работать. У меня два пятых и девятый классы. Узнаём друг друга - проникаемся. На вопрос, заданный мне на первой неделе занятий по поводу моих ощущений и мыслей, ответила, что удивляет "рабочая тишина" в школе, и очень тонкая коррекционная работа с теми, кто отстаёт. Мне ответили, что это результат взаимовлияния - мы любим детей, они отвечают нам тем же.
Возвращаюсь домой в день празднования Дня учителя в школе. Выхожу из вагона электрички с букетом цветов и связкой шариков - на душе исключительно светло отражается чудесное представление детей. Даже Виктор удивлённо спрашивает:
-Точно ли у тебя был рабочий день сегодня?
Улыбаюсь в ответ и думаю, что я давно забыла о своей мерцательной аритмии...
Год пролетел быстро.

Вспоминаю особенно морозные дни, когда в классах было очень холодно. И приказ директора о премии: "За работу в экстремальных условиях выплатить учителям..." И далее - конкретный список и суммы... Улыбка греет. Очень.

Не вспомнить ни одного назидания, даже яркая иллюминация светильников в моём классе как-то уже далеко не ранним утром, была просто выключена рукой директора, и этого оказалось достаточно, чтобы больше не забывать делать это вовремя.

Главным было ДОВЕРИЕ. Вера в успешную творческую работу учителя и ученика.

Диалог, приведённый в начале рассказа говорит о многом.
 Но вот на страничке социального сайта вижу смешную стенгазету учеников 10 класса Кузьмоловской школы №1. Владимир Семёнович преподаёт математику. Школа в престижном списке лучших школ страны.
Обрадовалась. Очень.

4***
УЧИТЕЛЬ КИРЮХИН
http://proza.ru/2007/12/07/25

Предпоследнее занятие по математическому анализу в группе студентов экономического направления… Хорошие ребята. Коллективный тренинг завершался индивидуальным собеседованием по разделу «Ряды Фурье». Как - то получилось так, что предварительно я задала вопрос студентам о том, кто оказал особое влияние на развитие их умений – ДУМАТЬ. И студенты, закончив ответ по теме, отвечали на этот дополнительный, как будто никчемный вопрос. Я, честно говоря, искала ( и ищу ) добрые слова об учителе. В основном называли родителей – папу или маму. Несколько человек назвали руководителей кружков. А Тимур Султаналин, получив «отлично» за ответ, на дополнительный вопрос ответил предельно кратко – Кирюхин, и поднялся, видимо считая, что наша беседа окончена. По тому, как была произнесена фамилия, я вдруг почувствовала, что этот таинственный КИРЮХИН именно тот человек, добрые слова о котором я ищу… Возможно так подумалось ещё и потому, что сам Тимур человек интересный, нестандартно мыслящий, его высокая математическая культура вызывала уважение не только однокурсников. Поэтому я обратилась к Тимуру с просьбой:
- Вы назвали фамилию человека так, как будто она должна быть известна мне и всем нам. Напишите кратко о нём к последнему занятию, если будет время…
Тимур удивлённо посмотрел на меня:
-Но это мой учитель математики!
Я улыбалась:
-Мне ВАШ учитель кажется исключительно интересным!

К следующему занятию Тимур принёс зелёную тетрадь, содержащую рукописное изложение его истории встречи с учителем Кирюхиным Дмитрием Анатольевичем.

Далее, стараясь сохранять стиль и последовательность изложения самого Тимура, предлагаю Вам познакомиться с замечательным учителем Кирюхиным, и другими учителями, встреча с которыми во многом определила формирование личности студента Султаналина.

УЧИТЕЛЬ, УЧИВШИЙ НАС ДУМАТЬ.

 Тимур Султаналин

Я родился в Экибастузе, Павлодарской области, Казахской ССР. До знакомства с Кирюхиным Дмитрием Анатольевичем оставалось ещё очень много времени; вообще на время моего взросления выпало время «перестройки», но я его помню смутно.

В конце августа 1999 года сестра, поступившая в Карагандинский медицинский институт, взяла меня с собой; и сразу по приезду в этот город она повела меня на испытания в школу №93 с математическим уклоном. На тот момент я не был погружён в мир математики, испытания не выдержал, не решив задачу на проценты. В этот же день мы с сестрой побывали ещё в нескольких обычных школах, прошли их с десяток, но в каждой ссылались на то, что классы переполнены. На следующий день повезло - меня взяли в профильную школу №63, но не в физико-математический класс, а в информатико-лингвистический – 7 «Б». Так я попал в школу, где преподавал Кирюхин. Именно он стал руководить моим восхождением по математической лестнице. Вначале он преподавал у нас только физику -2-3 раза в неделю по расписанию. А математику и информатику преподавала Наталья Ивановна. Так получилось, что она отметила мои успехи, в основном по информатике, и предложила перейти в физ-мат класс (7 «В»), где она была классным руководителем. Именно в этом классе я узнал впервые, что такое соревновательный дух в процессе изучения математики, и это мне понравилось. Но в конце полугодия Наталья Ивановна уволилась, найдя работу в другой области. Решался вопрос о расформировании класса, но директор школы Клара Сыльяубековна приняла решение его сохранить. Вначале классное руководство хотели поручить учителю истории – Бахыт Аманбаевне, имеющей большой педагогический опыт. ( Следует сказать, что этот человек повлиял на все мои личностные качества, руководя кружком юных интеллектуалов, в котором я занимался, увлечённый её интересными занятиями)
 По случаю судьбы классное руководство взял Кирюхин.
 Теперь о личности Кирюхина Дмитрия Анатольевича. Он уроженец Караганды, там же обучался в школе, затем в сильнейшем на то время вузе Казахстана КарГУ. И (прелести советского образования!) затем в Москве закончил лучший в мире технический ВУЗ – МВТУ.
Его преподавание мне математики началось с января 2000 года и продолжалось до окончания 11 класса –июня 2005года. Работая с ним, я прорешал не ОДНУ ТЫСЯЧУ задач из разных областей математики. Вообще его подход основывался на обдумывании большого числа заданий, - задачи приходилось решать каждый день. В качестве литературы были три основных книги ( Вы их, должно быть, знаете) : под редакцией Виленкина - учебник по алгебре и математическому анализу, под редакцией Сканави - сборник задач для поступающих в ВУЗы и под редакцией Зива – сборник задач по геометрии. Сам процесс обучения шёл в соревновательной форме ( можно сказать – конкуренции) за право называться ЗНАТОКОМ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ. В интереснейших спорах и дискуссиях, в преодолении разногласий мы погружались в мир этих предметов под руководством Дмитрия Анатольевича. Такое общение преподавателя и учеников способствовало тому, что по итогам выпускных экзаменов класс Кирюхина оказался лучшим в городе.

Послесловие гласило:

«Обратите внимание, как много здесь совпадений!
 Если поменять хоть один факт, то всё развивалось бы
совсем по другому сценарию».

5***
ТРЕНЕР ФИЛИПП
http://proza.ru/2008/12/07/431

 Я собираю добрые слова о наставниках и учителях. Странно, но слов так мало! Один молодой человек недавно со вздохом сказал:
-Вот если бы Вам сгодилось всё то плохое, что я хотел бы о них сказать!
Тогда я ответила, что собираю только тёплые искренние слова... Плохое льётся отовсюду. Но теперь часто думаю, что и «плохое» надо проанализировать, посмотреть:
-Почему?
Может быть, не всё «плохое» является таким уж – плохим? Может мы и доброе разучились видеть?
      ________
      Последнее слово тёплое в моей коллекции – о тренере. Комментировать – не буду, всё сказано Виталием Вакулиным.

«Здравствуйте, Татьяна!
Вот обещанный рассказ. Я показал моего бывшего тренера, Филиппа таким, какое впечатление он произвел на меня. И это впечатление самое яркое.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ.

      В моей жизни было достаточно много людей, которые во многом повлияли на меня, тем самым изменив мою жизнь и отношение к ней. Один из таких людей был тренер по бразильскому Джиу-Джитсу( борьба и самооборона), Филипп Казьмир.
      Четыре с половиной года назад я познакомился с этим человеком, придя к нему на вводно-ознакомительную тренировку. В те времена, я, после полутора годового периода занятия таэквон-до( корейское боевое искусство) искал новую тренировку, дабы удовлетворить свою потребность в физическом совершенстве. Из секции таэквон-до я ушёл из-за конфликта с тренером. Мой первый опыт в боевых искусствах носил негативный характер. Тренировки отбили желание заниматься чем-либо на полтора года. И тем не менее жажда снова заниматься была во мне сильней страха повтора предыдущего опыта. Как выяснилось, я потом никогда не пожалел, что пошел на тренировки к Филиппу, также я осознал разницу насколько же  все-таки процесс тренировки зависит от человека, который ее ведёт.
      Впервые я увидел Филиппа на вводно-ознакомительном занятии. Многие ребята и родители узнали о тренировках также, как и я по объявлению на столбе. Я начал посещать тренировки. Уже чуть позже ко мне присоединился и мой друг. Жили мы рядом, и учились в одной школе. Это отличный человек, до сих пор с ним дружу. Он, также как и я, хранит память о Филиппе.
     Я запомнил Филиппа как воина-победоносца, способного только одним своим волевым взглядом сокрушить всех врагов на свете. Филипп был очень опытным человеком, искушённым в боевых искусствах, также был очень требовательным. Мне кажется он знал, что каждый из нас способен на большее.  Много раз он нам рассказывал о своих приключениях в разных странах, делился своим боевым опытом, учил нас. Его учил Ройс Грейси. Ройс - самый известный представитель бразильского клана, обладатель черного пояса по джиу-джитсу, легенда мирового спорта.
     В тренировках под руководством Филиппа я  чувствовал, что потихоньку набираюсь опыта, начинаю обретать уверенность в себе и уже не так сильно боюсь за себя.
Часто Филипп завышал требования, показывая нам, к чему мы должны стремиться, что на самом деле нет конца совершенствованию человека. И что достигая какого-то уровня ты открываешь для себя ещё несколько других и так до окончания жизни. Это стало приоритетом в моей жизни. Я приобрёл, во многом благодаря Филиппу, вкус к жизни, радость от осознания того, чему я могу научиться при благоприятных и неблагоприятных условиях, восторг от осознания, что я родился человеком, а не кем-то другим, что я могу учиться до конца своих дней, открывая для себя всегда что-то новое. Я научился у Филиппа воле, я почувствовал эту великую силу в себе, которая всегда может проявиться и помочь выжить там, где не сможет выжить безвольный человек, быть там, где человек без воли не будет задерживаться. Человеческая  воля - это источник нового знания, нового уровня сознания, которая позволяет смотреть на мир без страха, и что каждое моё малейшее действие отзывается в этом мире целой цепочкой различных событий.
       Я понимаю, что впереди ещё у меня жизнь, во многом от меня зависит какая она будет.
       Были моменты когда наши дороги с Филиппом расходились и потом снова пересекались. Тогда я снова тренировался и радовался, что Филипп тренирует нас. Но так получилось, что Филипп снова по какой-то причине не смог нас тренировать и я перешел в другую секцию.  Там было совсем другое. Больше духовность, чем воля. Другой тренер, другие нравы. И был момент, когда я мог вернуться к Филиппу, но остался, надеясь, что я не ошибся в своём выборе.
      Теперь, когда уже прошёл определённый период времени, я понимаю, что в чём-то стал копировать черты характера Филиппа и иногда думаю, что может я поступил неверно, не вернувшись  к тренеру, когда это было возможно.
      И тем не менее, мне бы очень хотелось  снова пообщаться с этим человеком, сказать слова благодарности.
 Я считаю его одним из своих лучших учителей.
Виталий Вакулин».


Рецензии
ОХ! Татьяна! Опять хочется идею подхватить!. Наши учителя - это во многом то, кем мы стали или не стали. Это не только оценки, которые нам щедро ставились от "кол?" до "пять!". Все они достойны нашей любви и благодарности, особенно те, чьи имена никогда не забывались и не забудутся!
Спасибо!!!
С уважением,

Гузэль Ханисламова   23.02.2024 11:30     Заявить о нарушении
Вот здорово! Вам есть о ком написать - не сомневаюсь!

Татьяна Кожухова   23.02.2024 14:15   Заявить о нарушении