Укол шершня

Вас когда-нибудь жалили осы, читатель? Вполне вероятно. Это может случиться и в лесу, когда вы собираете дикую смородину и на вашей кухне, где осы вьются у спелых фруктов. А если вас ужалит шершень, да еще  в голову, да еще не один? Это уже фантастика из области фильмов ужасов. Обычно такие истории заканчиваются смертью, и они как раз подходят для уроков биологии. Хочется учителю привлечь внимание ребят при изучении насекомых.  Говорят, у всех школьников после начальных классов эмоциональная сфера покрывается такой прочной оболочкой, что пробить  ее невозможно, разве что жалом шершня.

    Однажды достался мне класс коррекции. Никакие педагогические приемы на класс не действовали. Учиться они не желали. Что может биолог предложить таким детям? Конечно,  поход  в лес  с ночевкой?  Как ни странно, директор разрешил нам пропустить целый день занятий. Правда пришли только мальчишки, девочки ночевать в лесу не рискнули. До леса добирались мы с шахтерами на служебном автобусе до дальнего карьера. Вы когда-нибудь стояли на краю карьера, читатель?  Зрелище, достойное пера Данте. Словно круги ада уходили в глубины земли крутые ступени. Только круги эти были радостные, многоцветные от глубинных пород, как на иллюстрациях Блейка.  Ребята притихли, стояли молча. Да и как не притихнуть? Шагающий экскаватор на дне казался заводной игрушкой, а  желтые Белазы,  ползущие по ступеням,  были не больше спичечных  коробков.  Не верилось, что такое могли сделать люди. Разве что метеорит.  За карьером поднимались к облакам синие горы – выбросы пустой породы. Наверное, если подняться на них,  можно увидеть весь мир. Но мы пошли мимо гор прямо к сосновому бору. Я думал, после карьера лес не покажется ребятам интересным. Но нет. Уже на опушке мы встретили рыжую белку, возмущенным цоканьем она приветствовала нас. Эта белка совсем не походила на жителей городского парка. На старом березовом пне увлеченно работал черный дятел, огромный, с ворону ростом, а щепки после его работы остались такие большие, что ребята взяли их на память. По сторонам дороги один за другим, словно египетские пирамиды,  поднимались среди зеленых мхов бурые муравейники. Один из них мы измерили рулеткой по окружности, что было нелегко – во все стороны шли широкие дороги муравьев.  А с маленького круглого озера, заросшего по краям рогозом, мы  спугнули стайку уток. Само озеро было зеркальное, тихое, а вокруг него смыкалось широкое красное кольцо калины. Ребята и сами калины наелись и набрали добычу в рюкзаки. И вот, наконец, лесная дорога привела нас к реке, в тупик, дальше шла только узенькая тропинка. А  река была хорошая, сильная:  набрала она силу в ледниках далеких гор и не утратила ее в равнинных ленточных борах.
 
   Я уже собирался разбить лагерь, поставить палатки, приготовить ужин, но нет. Побросав рюкзаки на поляне, ребята исчезли. Вернулись они только через час, возбужденные и счастливые. Оказывается, они обнаружили гнездо шершней. Пришлось идти. В этом месте река отступила к противоположному обрывистому берегу и текла мимо широкого  песчаного пляжа. А  вдоль пляжа стояли в окружении зарослей ивняка черные тополя.   Один осокорь  был такой большой, что и двум взрослым не обхватить. Вдоль ствола шла трещина, наверное, от мороза, а в трещине дупло. Если бы это было в Приморье,  в таком дупле и гималайский медведь мог зимовать. В дупле жили шершни. Сложив крылья, несколько сот полосатых  убийц ползало по коре. На ребят они не реагировали. Впрочем, и убийцами они уже не были, даже удивительно было встретить их после недавних заморозков.  Ребята хотели отведать меда, но боялись подступиться.  Пришлось их разочаровать.
- Ребята, это не пчелы, нектар пьют, но мед не собирают, а своих детей-личинок выкармливают мясом убитых насекомых. Зимой прячется где-то царица, а рабочие шершни погибают. Может у них такая судьба, записанная в генах – жить только одно лето. И не такие они страшные, как многие думают, не нужно их только убивать. Если раздавить шершня, он выделяет особое вещество и тогда на обидчика набрасывается вся семья, их конечно меньше, чем пчел в улье, зато каждый шершень может жалить много раз. Меда у них нет, а вот соты есть,  и мы возьмем их для школьного музея. Берите не бойтесь.
 Действительно, когда мальчишки осторожно  залезли в дупло и достали пустые соты, шершни на них не реагировали, ползали по коре, потерянные и безучастные.  Соты были красивые, не серые, как осиные, сделанные из трав, а бурые. Челюсти у шершней такие мощные, что они крушат ветки, собирая строительный материал и тщательно его пережевывая.
 
    Когда мы вернулись в лагерь,  уже темнело. А после ужина в чистом небе зажглись звезды и планеты,  и на реку опустилась тишина, только слышно было,  как изредка плещется крупная рыба. У костра хорошо вести разговоры о прошедшем дне. .
- А вы слышали ребята об  Аллене Бомбаре?  В библиотеке есть его книга. Он решил доказать, что страх может убить человека, особенно человека потерпевшего кораблекрушение. Бомбар переплыл в лодке океан без воды и пищи. Многие боятся шершней из суеверий, потому что насекомые  такие большие. Но вот в Китае шершни еще больше чем наши северные , их так долго и называли шершни –убийцы, пока ученые не возмутились. Ненависть  в обществе человека всегда была сильна, в отличие от животных, не нужно раздувать страх и отрицательные чувства. К ученым прислушались, и название южного шершня изменили. С шершнями можно общаться, сегодня в этом вы сами убедились.
Возвращались мы на следующий день в пустом автобусе и водитель решил ребят побаловать, а может сам хотел полакомится, остановил автобус у кукурузного поля. С шумом ввалились ребята в заросли в поисках крупных початков, а потом долго летели огрызки в окна. Мы уже подъезжали к дому, когда водитель удивился, взглянув в боковое зеркало. За нами, словно в кошмарном боевике,  на большой скорости гнался огромный Белаз, обогнул автобус и стал на обочине. Ребята притихли. Разъяренный водитель Белаза показал нам разбитое лобовое стекло. Никогда не поверил бы, что простой кукурузный початок может такое сделать. Под конвоем повезли нас на автобазу и составили протокол, пообещав обратиться в суд и добиться возмещения убытков от школы.
На следующее утро настроение у меня было пасмурным. Еще из коридора услышал я визг девочек в классе. В классе по столам ползали  … полосатые шершни.
-Мальчики, зачем вы это сделали?
- Хотим узнать,  правда ли,  что у шершней есть ген смерти. Будем кормить их сиропом и держать в тепле.
-А как вы их поймали?
Ребята закрыли шершней спичечными коробками и задвинули крышки. Коробки исчезли в сумках и урок продолжился.

  Автобаза в суд не подала, директору о происшедшем я не рассказал. В экологическом музее появился новый экспонат -   соты шершня.  Не знаю, пробил ли я эмоциональную твердую сферу  ребят из класса коррекции, отправившись с ними в поход. Сфера их крепка, но,  может быть,  она поколебалась после общения с таким учителем,  как полосатый шершень.
 


Рецензии
Да, повезло детям с учителем. Вы отважный человек!
А шершни реально страшная штука. Хорошо, что там, где живу, их нет. А вот в Псковской области сталкивалась. Они еще и пасеки разоряют, пожирая пчёл.

Тэми Норн   15.04.2023 08:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Тэми

Юрий Панов 2   16.04.2023 05:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.