Футбол и бизнес

Народная мудрость гласит, что народ требует хлеба и зрелищ. И если с хлебом некоторые аналитики обещают проблемы, то со зрелищами полный порядок.  Говорят, что половина человечества, если верить ФИФА, недавно смотрела чемпионат мира по футболу.

Когда большинство моих читателей еще были детьми и молодыми людьми, для нас возможность погонять мяч с товарищами была забавой, которая позволяла стать крепче физически, давала эмоциональную разгрузку после уроков в школе. И о том, чтобы на этой игре зарабатывать, никто и не думал.  Тем более что нам по радио и со страниц спортивных журналов и газет говорили, что у нас спорт, и даже так называемый большой, любительский, и все спортсмены занимаются им после работы или занятий в институтах или техникумах. Но более продвинутые, и я том числе, задавали себе вопрос: «Как можно проводить по 2, а то и 3 тренировки за день, ведь рабочий день на производстве продолжается 8 часов, а в институтах тоже по 3-4 пары в день. Но надо же и спать, питаться и читать газеты, т. е. жить обычной жизнью?». Не получалось у меня что-то с расчетами на тренировки. И оказалось, что все эти слова о любительском спорте чистая пропаганда, не соответствующая действительности. Все спортсмены в нашей социалистической стране, которых называют любителями, не кто иной, как настоящие профессионалы, и получают за свои выступления деньги. Правда, не такие большие, как настоящие профессионалы в капиталистических странах. Правда, в то время и там далеко не все получали большие деньжищи, особенно по сравнению с нынешними доходами «звезд» футбола, баскетбола, хоккея и большого тенниса. Потому что достичь больших успехов в спорте, надо много тренироваться.

Но потом жизнь на планете Земля в некоторых странах капиталистического мира улучшилась, появились большие доходы к различных корпораций, фирм, государств, отдельных богатых людей, которые нуждались в рекламе. Вначале появились логотипы фирм на спортивной одежде футболистов, на рекламных щитах на стадионах.  Клубы зарабатывали на продаже билетов на матчи, на атрибутике, продаваемых в специализированных магазинах, заключали спонсорские контракты с производителями спортивной одежды и обуви.  А так как количество болельщиков ведущих клубов Европы росло, росли и доходы населения, которые могли позволить ходить на матчи, покупать дорогие билеты, одежду и обувь,  то оборот футбольных клубов вроде мадридского «Реала», «Барселоны», ведущих клубов Англии, Франции Германии увеличивался и увеличивался. И головы некоторых владельцев клубов закружились от будущих прибылей.

А так как телевидение, а затем интернет проникали во все уголки мира, эта реклама стала доступной для всех, и чтобы по телевизору показывали твой товар, а не конкурента, телевидению надо было платить все больше и больше. А так как телевизионная аудитория самая большая при показе популярных видов спорта, то уже сами телевизионщики стали предлагать различным клубам в разных видах спорта свои услуги по показу матчей команд.  Выросли доходы ведущих клубов, которые стали обладателями миллионов долларов или евро и могли платить большие контракты ведущим игрокам, за огромные суммы перекупать их в других клубах, которые не могли позволить себе платить такие контракты своим звездным игрокам.  И футбол превратился в бизнес-проект, в игрушку богатых людей, которые покупали клубы, чтобы хвастать друг перед другом, как дорогими яхтами или дворцами.  И теперь его величество доллар решает, какой клуб выиграет очередной престижный трофей.

Международная федерация футбола назвала чемпионат мира в Катаре самым коммерчески успешным в истории. Президент ФИФА Джанни Инфантино заявил, что доходы организации от этого мундиаля превысили заработок четырехлетней давности на $1 млрд. На этом список исторических достижений не заканчивается, футбольные чиновники ожидают, что турнир соберет рекордную телеаудиторию, а сборные рассчитывают получить от международной федерации беспрецедентные призовые. Но есть и не столь радужные финансовые итоги чемпионата мира. Собеседники “Ъ FM” склонны считать его не столько успешным, сколько удивительным. Почему? Расскажет Григорий Колганов.

$10,5 млрд — столько на чемпионате мира заработала ФИФА, страна хозяйка, в свою очередь, рассчитывает получить доход в $17 млрд. В совокупности это больше ВВП Сенегала — самого бедного участника турнира. В эту сумму входит прибыль от продажи билетов, сувениров и туризма. Но основная часть дохода — выручка от реализации прав на телетрансляцию. В ФИФА рассчитывают, что нынешний мундиаль соберет у экранов больше половины населения планеты, 5 млрд человек, и эти цифры говорят сами за себя, отметил доктор экономических наук, руководитель департамента менеджмента и маркетинга в спорте Финансового университета Илья Солнцев:
«Основной драйвер — это рост аудитории, именно она интересна и вещателям, и медиа, и спонсорам. И если ФИФА удается доказать, что людей, которые смотрят трансляции матчей, станет больше то, соответственно, стоимость телепоказа увеличивается. Другое дело, что вряд ли эта тенденция станет долгосрочной. Все-таки экономическая ситуация в мире не очень хорошая, так что и на футбол тоже денег будет оставаться меньше».

Это уже заметно по спонсорским доходам ФИФА: если общая выручка стала рекордной, то вот от партнеров федерация получила меньше, чем на двух предыдущих мундиалях, — $1 млрд с небольшим. Многие крупные рекламодатели перед турниром в Катаре отказались от сотрудничества с международной организаций. Свою роль сыграли и коррупционные скандалы, и разговоры о нарушении прав человека в стране, и нестандартное время проведения первенства, подчеркнула директор по развитию холдинга «Спорт Бизнес Консалтинг» Александра Савраева:
«От сотрудничества, в частности, отказались Castrol, Continental, Emirates, Johnson & Johnson, Sony. Понятно, что за счет того, что чемпионат мира был перенесен с летнего периода на ноябрь-декабрь, есть некоторое смещение интереса.

Турнир заканчивается за неделю до католического Рождества, и вся предпраздничная повестка для спонсоров, конечно, перекрывает футбольные новости.
И еще очень важный момент — для многих компаний продажа продукции в летний сезон была более выгодна, например, для алкогольных брендов».

Однако спонсоры, которые остались с ФИФА, судя по всему не разочарованы. Adidas, например, рассчитывает заработать на чемпионате мира почти $425 млн и увеличить свою годовую выручку на треть. Ожидания компании столь оптимистичны во многом благодаря выходу в финал мундиаля Аргентины, которую экипирует немецкий бренд. Сама команда во главе с Лионелем Месси претендует на $42 млн, — это призовые обладателю трофея. Впрочем, капитан сборной зарабатывает почти столько же за год, так что по меркам звезд турнира это скромные цифры.

Гораздо важнее, что страна-победитель получит рост макроэкономических показателей. Как пишет агентство Bloomberg, в первые месяцы после турнира увеличиваются индексы и экспортные доходы триумфатора. И это правда, рассказал руководитель проектов Лаборатории исследований спорта ВШЭ Глеб Васильев: «Это касается и роста производительности труда, и роста прочих макроэкономических показателей. На первую величину среди прочего влияет и уровень счастья населения.

Вообще мегасобытия стимулируют туризм и повышают престиж страны на международной арене. Кроме того, чемпионат мира — это очень хорошая площадка для налаживания связей, потому что большое число бизнесменов и политиков встречаются в достаточно приятной соревновательной обстановке. В ходе такой коммуникации, естественно, налаживаются какие-то партнерства, которые в обычных условиях организовать было бы сложно».

Кстати, деньги заработают не только сборные и государства, но и клубы. ФИФА платит им за то, что игроки в лучшем случае отрываются от тренировок, а в худшем — получают травмы в течение мундиаля. Выплата зависит от числа представителей клуба на международном турнире и сыгранных ими матчей. Больше всего выручат английский «Манчестер Сити» (свыше $5,5 млн) и испанская «Барселона» (около $5 млн). Заработают даже российские команды, правда, в этом случае количество нулей резко уменьшается: $1 млн на шесть клубов.


Рецензии