О чём поведал старинный перстень

    На нашей планете живёт восемь миллиардов человек и все они разделены между собой по национальности, по цвету кожи, по вероисповеданию, различным конфессиям, по языковому признаку, культурному, по принадлежности к разным странам, разным материкам, разным природным условиям... Список можно продолжать бесконечно. Но есть и то, что объединяет всех людей нашей планеты, это - разум, доброта, любовь, взаимопомощь, человечность и желание жить в мире ! Никто не хочет войны ! Никто ! Но кто-то всё же разжигает эти войны !
    Мы часто слышим о людях, которых называем беженцами. Не по своей воле они получают этот статус, так складывается их судьба, что ради спасения своей жизни и жизни своих близких они вынуждены покидать свой дом, свой город, свою страну.
    Я расскажу частную историю, которая мне известна доподлинно. Когда в 1990 году начались армянские погромы в Баку, столице Азербайджана, то в смертельной опасности оказался двоюродный брат моего мужа. Его мать была русская по национальности, а вот отец был армянин, и это означало одно - к нему в любой момент могли постучаться в дверь и просто избить, убить, зарезать, выбросить с балкона. Могли сжечь квартиру, учинить в ней погром. Милиция не вмешивалась в эти разборки, такое указание было дано свыше. А паспортные столы ЖКХ давали точные данные где проживают армянские семьи. Оставаться в городе было опасно, поэтому было принято решение покинуть страну. Но непросто было добраться до аэропорта, выход из дома грозил попасть в руки погромщиков. Вызывать такси или ехать на общественном транспорте - было просто сродни самоубийству. Хорошо что не все азербайджанцы были настроены против армян. Многие укрывали у себя своих родных и друзей и помогали им чем могли. Вот и героям моего рассказа помогли друзья азербайджанцы, один из которых работал на машине "скорой помощи". Скорая подъехала к подъезду дома и брат моего мужа с сыном подростком, лёжа на полу скорой, с мигалками помчались в аэропорт. А потом уже они приехали к нам, на Смоленщину.  Год жили в нашей семье, пока не получили статус беженцев и вторичное жильё. История грустная. Людям сломали жизнь. Застрахован ли кто-нибудь из нас от подобного ? Наша история говорит, что нет.

     Когда-то , в пору Сталинских репрессий, пострадала семья в которой родились две сестры, одна из которых была матерью моего мужа, а вторая матерью спасшегося от армянских погромов героя моего рассказа. Отец девочек (дед моего мужа по материнской линии) был художником, писал картины и несмотря на трудные времена, семья жила в достатке. Они могли себе позволить держать помощницу, которая следила за домом и детьми. Видимо это и послужило поводом для репрессии. Деда забрали, имущество конфисковали. Старшую дочь увезла с собой в Баку родственница, вышедшая замуж за армянина. Там девочка и осталась жить навсегда, где в свою очередь тоже вышла замуж за человека армянской национальности и родила сына. И когда пришло время получать паспорт, мать его просила, чтобы он выбрал русскую национальность. Но сын поглядев в зеркало, сказал "Ну какой я русский, мама ? Посмотри на меня !" и в паспорте в графе о национальности появилась отметка - армянин. А если бы он послушал мать, всё могло быть по другому.

     Когда по воле судьбы двоюродный брат мужа оказался на Смоленщине, от него то я и узнала историю о репрессированном дедушке моего мужа. Звали его Кузьма Игнатов. В память о нём остался старый перстень с бриллиантом, как немое подтверждение всему случившемуся. По молодости, я не задумываясь надевала его на палец и шла на завод. А работала тогда в сборочном цехе. Это было безрассудно с моей стороны. Перстень не принадлежал мне. Но косвенно я была частью их семьи, продолжательницей рода. Теперь своими воспоминаниями хочу заплатить за моё юное безрассудство.


Рецензии
Спасибо за ваш рассказ. В ответ - моё стихотворение. У моей знакомой, ныне уже покойной. Было две подруги - одна из Сумгаита, другая из Карабаха. В о время этих страшных событий они привезли своих сыновей Наталье в Питер. И они некоторое время жили в её однушке. Я просто зарифмовал её рассказ.
Урок
Бил наотмашь Руфат, бил с размаху Армен!
Били веником весело, будто играя!
В тот далекий, январский заснеженный день,
На морозе ковры выбивая.

Было мальчикам двадцать годков на двоих,
И по горло - недетских печалей и страхов.
К одному по ночам приходил Сумгаит,
Ко второму – кошмар Карабаха.

Крики раненых, вой озверевшей толпы,
Запах гари и грохот ночной канонады…
Как душе уцелеть, как уйти с той тропы,
Что к безумью ведет и к распаду?

Пацанам повезло: полукровок-сирот
Приютила их русская тетка Наталья.
Можно жить, все плохое забыть, только вот,
Что ни день, то меж ними баталия.

«Ты - бараний бурдюк!», «Вы – шакальи щенки!»
Дети мертвых отцов продолжают их спор.
Вдруг сказала Наталья «А ну-ка, сынки,
Помогите мне выбить ковер!

Ну-ка, быстро, ребята? Веник, палка, совок –
И на улицу марш! Поработайте малость! » …
Мирной жизни урок, верной дружбы залог,
Той, что нынче почти не осталось.

Искры снега и смеха - сквозь дыхания пар!
И дивились соседи, словно чуду, впервые,
Как стихал на глазах южной крови пожар
В снежно-белых ладонях России.

Сколько было загублено жизней с тех пор
Ради вздорных идей, ради мнимой свободы!
У Натальи в подсобке пылится ковер.
Говорят, что ковры нынче вышли из моды...

Марк Аксенов   04.07.2023 21:50     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Марк, за такой замечательный отзыв ! За стихи, в которых история нашей страны и мудрость простой женщины , правдивый , трогающий душу рассказ, да ещё и в стихах ! Браво ! С уважением и признательностью,

Галина Ляшенко   10.07.2023 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.