Дети пятидесятых

Из цикла "Из истории нашей семьи"               
               
                « Детство, детство ты куда бежишь,
               
                детство, детство ты куда спешишь»

               
Нина - самая старшая в семье, а я самый младшенький...Разница от братьев Вити и Саши —  7 и 8 лет. Мы всегда жили дружно и, не в пример сегодняшним временам, у нас никогда не было ни драк, ни ссор. Старшие меня никогда не обижали, и не было у нас ни «дедовщины», ни соперничества, мы дружно делали все домашние дела, заготавливали и убирали сено, рубили и складывали дрова, занимались с огородом...
 Единственное, что иногда мне не нравилось, это когда им надо было идти куда-нибудь со своими сверстниками, ну типа пострелять из поджигов или "пошухарить", то «хвост» им был не нужен, и вот тогда  начинались «догонялки».
Я примерно догадывался, что когда приходит Плюхин или Вишняков , то Витя и Саша  скоро исчезнут. Они все вместе сначала убегали в сад, но так чтобы я это видел и увязался за ними. Ну естественно я за ними...Они пролазили между курятником и высоким соседским забором и по каким-то дровам , по кирпичам, по забору залазили на крышу «базка», это такой крытый сарайчик, пробегали по крыше и спускались по дровам в огород... я за ними. Из огорода через этот самый «базок», но уже через двери они возвращались во двор и опять в сад... круг замыкался, и снова повторялся.
   Но бегали и лазали по сараям они быстрей и я отставал на каждом кругу. Но маршрут то я знал и бежал вдогонку по этому кругу, иногда видел спину, потом терял из виду, но была надежда, что я догоню... Но вот на каком-нибудь третьем кругу они от меня «линяли»... мимо сада бежали в калитку и удирали по улице, а я в это время ещё нарезал круги в надежде догнать... Делал ещё пару кругов не догадываясь, что уже  гоняюсь, как котёнок за своим хвостом...Но всё, поздно- их уже и след простыл.
    Луки и рогатки я у них видел. А вот какие у них были поджиги -не видел. Но они были...Точно знаю. Но конспирация...  Потом, когда я подрос, я себе тоже наделал и пугачей из медных трубок , и поджигов разных калибров, и даже из всякого хлама собрал себе «мелкашку», винтовку под малокалиберный патрон  5,6 мм. Весь этот арсенал хранил на чердаке в укромном месте. Но об этом отдельно.

А какие у нас были радости?  Да много... Хотя бы велосипеды, их у нас было несколько, может быть даже у каждого, а у Нины был даже дамский- без высокой рамки. У меня кажется был маленький, точно не помню. Но хорошо помню, как надо кататься на взрослом... под рамку. Сейчас это уже мало кто знает и делает.
      Зимой была  ЁЛКА.  Мы готовились к ней задолго, сами делали игрушки. И не только дома , но и в школе. Красили бумагу, резали на полоски и из этих полосок клеили колечки, а из колечек собирали разноцветные цепочки и потом , в конце декабря, вешали на ёлку. Делали гирлянды из соломы. Нарезали желтую солому по сантиметровым кусочкам, нарезали из раскрашенной бумаги сантиметровые квадратики и нанизывали на нитку поочерёдно, получалась интересная гирлянда. Рисовали на картоне разные фигурки и вырезали их, приделывали крючочки и петельки и тоже на ёлку вешали. Вырезали снежинки, простые , примитивные, но для нас такие хорошие... И такая эта ёлка нам была красивая - потому что своими руками украшенная...
       А подарки... Называли их — кульки. Это  были пакеты из простой бумаги, совсем не похожие на сегодняшние сундучки , замки и суперкрасивые подарки. Там были в основном простые конфеты-карамельки, ириски и всего несколько штук шоколадных, два-три грецких ореха, мандарин и обязательно яблоко, иногда уже сморщенное или даже с пятном. Но какое же оно было хорошее...а потому, что одно за всю зиму. Сейчас в это трудно поверить, когда яблоки у детей каждый день всю зиму, также и мандарины и всё другое. А тогда  кулёк — это радости полные штаны, и ждали его с нетерпеньем...
       А весной ,  только сходил снег и появлялись первые проталины  начиналась лапта. Маленький мячик и кусок черенка от лопаты или доска, а ещё две команды , лучше человек по 5-6, и поле … От хорошего удара мяч может улететь на 50-70 - до 100 метров.              В городе сейчас такое место трудно найти, это почти стадион. Игра интересная и увлекательная, но почему-то играли в основном весной.   
                Летом были свои радости и увлечения — пруд, костры, рыбалка, лес, мотоциклы и другое. Я помню «Яву». Потом, когда Саша стал работать в Пензе, он пригнал «Урал»!!! Он хотел сделать сюрприз -никому ничего не сказал ,  и вдруг заезжает... «Урал» был просто класс, по тем временам — зверь-машина . Землю под собой рыл. «М-61» он действительно мощный и надёжный не в пример всем последующим моделям. Саша тогда конечно доставил  море радости... мне во всяком случае...
      Ещё был «Ковровец», папа купил его у какого-то пасечника, когда те съезжали с пасеки. Он у них плохо заводился. Папа тогда меня спросил: «Ну чо берем? Будешь ремонтировать?»   «Буду- буду!!!»   А получилось так , что сначала сделали , стал наш «К-75» ездить, а потом я уехал учиться в Саратов, и приезжал только на каникулы и праздники. Но папе «Ковровец» очень нравился, лёгкий, везде можно проехать...папа говорил: «Я через грязь его на себе перенесу и дальше поехал.»   Имелось в виду перекатить через лужи или глубокие колеи. Асфальта в округе не было и каждый дождь - это грязь, иногда как говорится «по уши».

    Но вообще мотоциклы была нам большая радость. Мы участвовали в их ремонте, мыли , протирали. Особенно мне нравился момент когда уже собирали двигатель, устанавливали его и перед тем, как прикрутить глушители, заводили, и я кружок делал по выгону...как он слушался газа, как он ревел...эх песня!
 Как «рыл» , рвал из-под себя землю... Но иногда папа говорил: «А дядьке Яшке понравится, как ты будешь газовать?» Я: «Наверно нет» - « Тогда не поедем без глушителя».     Но при этом понимал как пацану хочется погазовать... «Ладно давай по-другому...Дядь Вани Котова сегодня дома нет, он на дежурстве, выкатим за его дом и ты сразу на выгон гони».            И тогда выкатывали «Урал» или «Яву» за соседский двор, там заводили и вперёд!  А потом там же глушил и « бэз пыли и шуму» опять катили домой на себе.  О соседях заботились... Сейчас байкеры так о нас не заботятся, так по улице гарцуют, что за ними у всех машин сигнализации включаются. Причём по ночам...
       А ещё были рыбалки. Мы с удочками , спиннингом, «закидушками». Иногда с берега, иногда с самодельной лодки , с плота. Был момент  когда очень хорошо клевала щука на РТСовском пруду (это село Маяк). На тот момент уже все из села разъехались, дома побросали, как в Простоквашино, часть разобрали и увезли, часть обрушились... в общем всяких досок , брусков и бревен можно было набрать для плота. Я приезжал пораньше , на рассвете , набирал всякого хлама , делал плот и с него ловил щук. Сейчас даже по телевизору не показывают такого клёва , как был тогда у нас... Почти каждый заброс — поклёвка. Но была проблема в том, что клевала в зарослях камыша и травы и в завалах деревьев и веток...и вытащить попавшуюся щуку было очень трудно. Много было сходов , а сколько блёсен отрывалось — вообще трудно представить. Это сейчас есть суперснасти , с противозацепами , со стальными поводками , с гибкими спиннингами , с разными ароматизаторами … но сейчас нет столько рыбы и она не клюёт...   Сначала пытались ловить на блесну без спиннинга , просто разматывая леску на земле и раскрутив «пропеллером» забрасывали блесну. И даже так ловилась...
    А наш первый спиннинг сделал Витя из косослойной дощечки, которую расколол и из той стороны, которая была шире, сделал рукоятку, а где было поуже, там сделал кольца для лески, и был он чуть больше метра длиной... Но как ловил...  И кстати долго прослужил.
    Плот я делал большим, чтоб удобно было ловить. Но доски были старые , трухлявые и к утру следующего дня напитывались водой и плот почти уходил под воду, плавать на нем уже было нельзя , и я почти каждое утро делал новый. Иногда пытался вытащить его из воды, но не всегда получалось — он становился неподъёмным.
    Потом ловили с папой. И он посмотрел , как я мучился с плотом и начал делать лодку. Она была очень простая — пусть не очень красивая , при этом исключительно удобная. Основа лодки - два борта из широких досок, соединённых брезентом. Брезент и сзади и спереди от днища поднимался наверх и образовывал плоскость , своеобразный стол , на котором удобно было раскладывать удочки и  «причандалы» для ловли. 
      Собиралась лодка за минуту — развернул , вставил две распорных доски , доску под ноги и доску под … в общем сидение .  По сравнению с резиновой — это «космос» - не надо 15-20 минут качать , издавая характерные звуки на весь пруд. Прр, прр, прр - долго , смачно , на всю округу. Но пока  появилась лодка,  клёв щуки постепенно ослабел , хотя все равно был. Потом ездили за карасями и даже папа пристрастился к рыбалке. А зато сейчас у рыбаков и супер экипировка, и снасти, и лодки, и эхолоты, и приманки — есть всё кроме рыбы и клёва.
                2021г.


Рецензии