psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ. Экзерсис 1-16

Экзерсис 1-16 на тему психо = фон ДИП
Осталось с десяток отсортированных из Дневника в миксер мини-заметок

***
 психоребусы АСП – НН как образец вамп

Пушкин (АСП) оставил несколько ребусов своего творчества. Один их них Мадонна:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Это стих-ние - лишь полюс поэтического воображения АСП, часто заменявшего ему трезвый взгляд на порядок реальных вещей. Тщеславие (этот огород бесовщины) и затем Черт его догадали обладать первой красавицей среди невест Москвы и сделать ее своей женой.

Проза же жизни (ПЖ) проста – она в исповедальной характеристике невесты самим женихом: 051130 ПАВу: Что у нее за сердце? Твердою дубовой корою, тройным булатом грудь ее вооружена… А бюст, плечи  и стан у НН были – слюньки у видевших текли, а у царя при этом видении протекало все.

Два полюса. Один из них = симптом самообмана – продукт гена родовой программы неадекватности Пушкиных. Но тогда в 30-ом АСП был еще способен видеть ПЖ за ширмой поэтического воображения. Мадонна – моя Донна или Мадо, на. Был ли он готов к выбору: есть г*вно одному или делить пирог с иными ранговыми самцами.

А м.б. это та же его тайнопись – чистейшей прелести чистейший образец  женщины-вамп? НН после неудачи на ярмарке невест грозила продажа ее тела какому-будь конюху на Полотняном заводе. И она сама предлагает АСП взять ее … без приданного.

***
Цена гениальности. Обратная сторона реализованной поэтичности

Поводом для командирования АСП «на юга» м.б. только эпиграмма на Аракчеева. Деревня и Вольность нравились Ал1, ибо были направлены против крепостничества, что в тот момент совпадало с мишенью монарха – фрондой дворянства. Однако АСП не выдержал этого и направил перо против полновластного. Командировка превратилась в ссылку и затем из-за более основательных ошибок сочинителя в изгнание.
 
***
Кризис среднего возраста

Формула цеха пушкинистов фабрично-заводского предприятия с ограниченной ответственностью Русский Пар Нас задана самим Мастером НВН -  стихи пишут до возраста 30 лет… потом пиши прозу хоть до 70… В 30-х его самого догнал и поглотил творческий возрастной кризис: время его ушло-прошло, перрон отправился: возраст и его любимый чорт догадали поэта быть то историком, то прозаиком, то журналистом. 
ПЖ проста: АСП понял – он профукал и промотал свое поэтическое время. Это было разочаровывающим фактом, сокрушающим сознание в соседстве с приступами страха  безумия, грозившим свести его с ума на фоне кокюажа и финансового краха семьи. 

***
Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности АСП, выразившийся в его бреде или мании о своей суперзнатности и принадлежности  предков его рода к «лутчим» историческим персонам России, заигрывание с реально знатными персонами (пусть даже и «новыми русскими», онегиными) и даже заискивание перед ними, относившимися к нему при этом покровительственно, а чаще просто с презрением и насмешкой, и поток злобных площадных эпиграмм в их же адрес, навеки оставивших темные пятна на его реально короткой  литературной славе.
 
Опр-ние Томашевского (самое верное - ключ к кодам АСП):
Пушкин - деклассированный дворянин.

Это НВН злило, бесило и заставляло искать решения, из коих он принимал самые неверные и даже позорные: втереться в высшие слои, спесиво упиваться мифической знатностью рода, заискивать пред сильными львами аристократии новой или старой знати … В Не дай мне Бог сойти с ума Непомнящий В. увидел зависть АСП к безумному... Но подозревает, что боялся при этом творческого бесплодия безумца:
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

***
1836-о1 = за упокой

Написанное стихом – красным отмечены с темой смерти или ухода в Узел Жизни
» Альфонс садится на коня...
» Когда за городом, задумчив, я брожу...
» От меня вечор Леила...

» Была пора: наш праздник молодой...
» Мирская власть
» Отцы пустынники и жены непорочны...

» Д.В.Давыдову (Тебе певцу...)
» На статую играющего в бабки
» Подражание итальянскому

» Забыв и рощу и свободу...
» На статую играющего в свайку
» Родословная моего героя

» Из Пиндемонти
» Напрасно я бегу к сионским высотам...
» Художнику

» Из письма к Яковлеву
» О нет, мне жизнь не надоела...
» Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

» Кн. Козловскому
» От западных морей...

Две трети написанного имеет темой  Смерть или Уход. А если выделить лишь значимые вещи – то это 100%.  Это уже финал жизни. АСП дошел до точки. Записи в стол – это свидетельства, что АСП видит для себя только один выход = Уход. Значит переломным был 1835 год  с признанием «Не дай мне Бог сойти с ума» (по Левкович – это ноябрь 1835го)
1836 ой – это уже исповедальный духовный спокойный пересказ нажитого, итога, готовности к кончине

***
МТ - мистика
Абсолютно все МТ построены на принципе максимального эффекта от неправдоподобия. Если к ним присовокупить ПиДу и Меднейший Всадник, то антиреализм АСП станет главенствующим во всей его драматургии. Повести Белкина со всей их бесовщиной и неправдоподобием сделают эту картину более полной. АСП – воинствующий мистик. Только вот конфуз – пиеса МиС (иначально - Зависть) успеха у публики не имела (АСП даже не посетил спектакля, видно ожидая и  понимая в чем суть провала). Трагедии… При их публикации нигде в их названии слово трагедия АСП  не употребил. Ник1 оных шибко не любил: слово напоминало ему живо трагедийное восшествие на престол и еще более трагедийное начало царствования. Пятеро им  повешенных стали клеймом и символом времени. Пушкинский Борис Годунов ждал разрешения на публикацию 4 года… По их прошествии АСП  молвил: отдаю в печать своего бориску с отвращением. Отчего так?

ЕО и КЦ

Мы уже высказались – наиб.часто описываемый объект первой песни ЕО – это ножки.  Вторая тема ее –  онегинский недуг = скука. Мурьянов детально исследует этимологию слова. Ответа нет. Но: для дворянина пушкин. поры скука идет в смеси со спесью. Причем в Сцене из Фауста, которая писалась в 1825 в один период с 4й песней ЕО, АСП уточняет = fastidium est quies – cкука!  Этого слова «скука» нет в текстах до эпохи Просвещения = это лазейка просветителей: это состояние души бездеятельного человека, которое в книгах Священного писания  отсутствует, а, значит, не относится к предосудительным (духам праздности и уныния)! Это лазейка. Более того, в Отцы пустынники и жены непорочны, когда АСП заговорил на языке церковно-славянской молитвы (исходный текст: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми …),  видится и пародия на нее! Ибо в греческом тексте нет слова «уныние», а есть «суетливость». Поэтому филологическим чутьем АСП выбрал именно fastidium est quies, метко обозначенное = скука – грамотный читатель почувствует и привкус спеси. В описании Ленского – ирония по отношению к заграничному образованию в нем. ун-тах, к  самому АСП относился однозначно – «…запрещать нет никакой надобности – довольно … опутать его одними невыгодами.»

***
Мифология АСП. Гениев изъяны

Люблю я гениев изъяны
Как кровоточащие раны

Мифы рождаются легко и просто: Пушкин любил шахматы… Но вот ПЖ:  Его единственная шахматная партия, о которой известны хоть какие-то подробности, причем с его собственных слов, игралась в конце 1826 г. с обрусевшим немцем А. Н. Вульфом, прошедшим выучку в номинально русском, а фактически больше немецком Дерптском университете. По признанию Пушкина, Вульф дал “конем мат моему королю и королеве” (VIII, 52). Это как?  Очевидно Вульф просто ругался на Пушкина … матом… ибо АСП так и не понял смысла шах-мат-ной игры…


Рецензии