Good bye, Америка! Новая редакция

Good-bуe Америка, о,
Где я не был никогда.
Прощай навсегда.

Мне нравится песня Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого. Нечеткая, недосказанная, она притягивает именно этой возможностью фантазировать и понимать по-своему.

Позвольте и мне субъективно поразмышлять об отношениях с Америкой и американской культурой.

В  далеком,  наивном детстве об Америке можно  было судить по стихам С.Я. Маршака

Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.

Мир без России - не мир, и американец едет в Москву.

Я буду питаться
Зернистой икрой,
Живую ловить осетрину,
Кататься на тройке
Над Волгой-рекой
И бегать в колхоз
По малину!

Но «обломилась» не только малина, но и первоклассная гостиница: оказалось,  у нас разные взгляды.

Позже, уже в старших классах изучали творчество В. Маяковского:

Я смотрю,
       и злость меня берет
на укрывшихся
       за каменный фасад.
Я стремился
       за 7000 верст вперед,
а приехал
       на 7 лет назад.

То был 1925 год.  Владимир Маяковский побывал в Америке. Еще не сложился социалистический реализм как метод, еще далеко до культа 30-тых годов.

Об  отношениях между Россией и Америкой в годы Второй мировой войны я писала в  статье "Голливуд как фабрика пропаганды" (http://proza.ru/2020/07/29/704)

60 - 70- е годы - уже зрелый возраст, все воспринимается если не критически, то близко к этому. В мировом кинематографе появляется направление, которое называлось политическое кино, теперь я не встречаю этого термина.

В любом случае восприятие становится глубже, противоречивей. Америка рассказывает о себе языком художественного кино («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Благослови детей и зверей», «Новые центурионы», «Оклахома как она есть» и др.)

Фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Полака вышел в 1969 году. Идет танцевальный марафон, победитель получает приз — 1500 $. Эта сумма весьма небольшая сегодня, иначе воспринималась в дни Великой депрессии в Америке. Участники марафона каждые 2 часа имели десятиминутный перерыв и семиразовое питание, что было не так уж мало. Танцевать необходимо сутками, и когда через 1491 час победитель был назван, то «радости не было конца» в прямом и переносном смысле этого слова: из призовых денег вычли стоимость питания, медицинское наблюдение, другие организационные расходы и получилось...  Ничего не получилось, результат нулевой. Поэтому загнанных лошадей пристреливают. А люди уходят из жизни сами, добровольно.

В 1971 году на российские экраны вышел фильм «Генералы песчаных карьеров». Картина о беспризорниках, сбивающихся в стаи. Одна такая группировка обосновалась в заброшенном песчаном карьере. Ребята организованно занимаются воровством, обманом добропорядочных взрослых. Малыши кормятся объедками на помойках и потом корчатся от страшных болей в желудке.

Фильм  был снят по роману Жоржа Амаду «Капитаны песка», написанному еще в 1937 году. Действие происходит в Южной Америке, в Бразилии, и будто бы США совсем ни причем.

В последних кадрах дети идут к власть имущим с просьбой: «Выслушайте нас!»
Но зритель слышит только выстрел, когда «занавес» уже опущен.

За что вы бросили меня, за что?
Где мой очаг? Где мой ночлег?
Не признаете вы мое родство,
А я вам брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги все прощают вам.

Русский текст песни был написан уже после демонстрации фильма в нашей стране. Слова оказались кстати. Мы воспитаны были на принципе "человек человеку друг", сирота, обиженый судьбой ребенок, вызывал сочувствие, сострадание. Не все согласны со мной, но нас воспитывали так.

Как это было в Америке, не знаю. Только прекрасно поставленный фильм вышел ограниченным прокатом, популярностью у американского зрителя не пользовался и в настоящее время окончательно забыт людьми. Да и снят  был на малоизвестной студии США.

Более важным для американского зрителя оказался фильм Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки», 1975 года выпуска. Сбор в Америке составил 200 млн $. Речь в фильме идет о нравственном насилии в психбольнице. Хотите, воспринимайте больницу как большой психически проблемный мир.

И книга  Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки" (написана в 1962 году), и фильм, по которой был снят "Полет над гнездом кукушки" имели большой успех в России, многие  театры сделали спектакли. Я посмотрела постановку  в легендарном Ленкоме с Андреем Соколовым, он же режиссер спектакля. Мне понравилась ленкомовская версия.

Отношение в семье, положение «угнетаемой» материнскими заботами женщины нашли яркий отклик у американского зрителя в фильме «Крамер против Крамера», 1979 год. Режисер  Роберт Бентон. Ребенок мешает строить карьеру матери, она уходит из семьи, оставив сына мужу, у которого до этого карьера тоже шла в гору. В России фильм не понят (подчеркиваю: не понят, а не принят), в Америке сбор составил 60 млн $, полный успех. Не оттуда ли пошла ниточка к маме №1 и папе № 2?

В 80-90-е годы  дружба с Америкой приняла эйфорический характер. («Друг Коль», «Друг Билл»). В Америку полетели любопытные, эмигрировали предприимчивые.

Знакомая журналистка увезла туда свою семью, спасая сына от беспредела в России. Он погиб там в случайной перестрелке бандитских групп, когда просто развозил пиццу.

В 1999 году Алексей Балабанов снимает в Америке фильм «Брат 2», популярность которого в России только растет. Крылатые фразы из фильма легли на душу россиянам.

 - Русские на войне своих не бросают.

 - Слышь, земляк, а где здесь русские живут?
 - Москаль мэни нэ зэмляк.
 - Бендеровец?
 
 - Страна козлов и баранов! Голосуешь за худого, глянь — через год сидит кабан в телевизоре, рожа что жопа и ещё меня учит как жить, гад!

 - Вот скажи мне, Американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего, ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда. Значит, он сильней.

Алексей Балабанов снимал фильм в октябре 1999 года в Чикаго. Сейчас в сети есть несколько роликов, показывающих, в каких именно местах  проходили съемки этого культового фильма.

Однако важней, на мой взгляд, как американцы относятся к русским кинематографистам, и тут предлагаю вам вспомнить про фильм Карена Шахназарова «Американская дочь». Фильм снимался в 1994 году. Молодая мать тайком от мужа уехала в Америку, нелегально вывезя  с собой  их дочь. Подобная история произошла у самого режиссера, но все же это не автобиографический фильм.

Через несколько лет отец находит возможность приехать в Америку и найти дочь. Надо думать, голос крови позвал в далекую страну маленькую девочку, и теперь она пытается с отцом нелегально вернуться в Россию.

Бюджет фильма был ограничен. Режиссер и сценарист работали бесплатно, экономя на всем, на чем можно. И справиться им помогли как раз американцы. Кто-то из американцев разрешил бесплатные съемки на своей территории, даже допустили с вертолетом на прогулочную площадку федеральной тюрьмы.

Борис Гиллер «нашел несколько небольших компаний, независимых от китов Голливуда. Они не брали много денег за свои услуги. И  мы сняли свою картину быстро — за 35 смен, объехав множество объектов».

«Большинство простых американцев на всем пути Алексея и Ани помогают им. Даже те, кто подозревает неладное. В этом плане — фильм совершенно интернациональный, что для мирового проката отлично. Для американского тоже: Америка не выглядит дурной страной, а очень даже симпатичной (просто для героев ситуация плохая, и мамаша стерва)».

Это цитаты из книги Михаила Крупина «Карен Шахназаров: Своя тайна». Книга построена на цитировании режиссера и рассказах его о своей деятельности. Правильней было бы назвать двойное авторство, но издано как издано.

Главная сцена, ключевая, проходит на берегу озера, где отец и дочь познают  языки. Он — ни бум-бум по-английски,  она помнит всего два-три русских слова... Но энергия любви и крови постепенно дарит им язык. Дочь что-то вспоминает, чему-то увлеченно учится. «Это  hand – руки... Это hair — волосы!... Это sand — песок!... Это  ocean — океан! Это  sky — небо!...Это  birds – птицы!... Это дом - house !... Это наша земля».

Язык! Средство коммуникации! Основа человеческой души. «В 1994  не только мы про американцев, а и американцы про нас ничего не знали. Да и Америка в то время отличалась от Америки сегодняшней. Практически это была другая страна. Очень свободная. С тех пор она стала очень жесткой, режимной, полицейской»». Это говорит Карен Шахназаров. А он знает, о чем он  говорит.

«Тогда мне Америка, действительно понравилась. Я бывал в ней и раньше, но когда ты работаешь в стране, а не приезжаешь на недельку, на фестиваль ( а я тогда 4 месяца прожил там), ты начинаешь страну чувствовать".

"Мне тогда очень понравилась эта атмосфера непринужденности, свободы, никто не сует в твои дела нос. Потом, особенно после 11 сентября 2001 года, Америка сильно изменилась. Сейчас она производит впечатление страны, куда опасно ездить. Этого нельзя, того нельзя». (Крупин М.В. Карен Шахназаров. Своя тайна. - М. : Вече, 2020, С. 221.)

Карен Шахназаров говорит: «Яркий пример — в 2004 году было страшное наводнение в Новом Орлеане. И до сих пор потерпевшие, у которых не было тогда страховки, в полном смысле бездомны. И никого это не волнует».

Вот это магическое слово - страховка! Из-за отсутствия ее погиб в карете скорой помощи Сергей Довлатов, почти 9 часов его возили по больницам, никто не принял.

О сложной системе медицинского обслуживания в Америке говорил с экрана телевизора приезжавший на родину Савелий Краморов. Он потом и умер вскоре.

"Смысл и пафос Америки в том, что если ты можешь — живи и наслаждайся, делай все, что хочешь, зарабатывай и процветай, а не можешь -  это исключительно твои проблемы. И смертность там, я думаю,  гораздо выше, чем официальная. Потому что масса людей — без страховки, без жилья, просто не фиксируется».

Сегодня Америка совсем закрылась от нас, простых российских обывателей. Нет даже фильмов, по которым можно бы было иметь хоть какое-то представление. Новостные события о великой державе окончательно заводят в тупик.

Но рано или поздно, не наше поколение, так следующее, не следующее, так следующее за ними, найдут общий язык, потому что миром  правит не война, миром правит искусство дипломатии, язык культуры, в том числе художественной.

А пока Good bye, Америка, в справедливость которой мы когда-то верили. Или хотели верить. И хотим поверить!



На фотографии: Чикаго. Виктор Бодров (актер В. Сухоруков) идет мимо стены с украинскими знаками. Теперь на этом месте стоит дом.


Рецензии
Прекрасно написано, вспомнила стихи, фильмы, примеры из жизни. Со многим согласна . За свою историю Америка находилась в мире только 16 лет, все остальное время ведет войны. Не сформировалась как нация, как собственная культура. Буквально разжирела на крови и костях двух первых мировых войн. Развивает свою экономику за счет других стран. А Россия страдает от собственной доверчивости. Одолели три врага: 1. Личные качества: шкурничество, жадность, лень и злость. 2. Предатели в собственной стране. 3. Внешние недоброжелатели. Но мы все выдержим и победим.

Галина Ананьева 3   24.12.2022 13:06     Заявить о нарушении
Спасибо! Неожиданно. Резко довольно ты об Америке. СССР могла противостоять Америке, не победить, но противостоять. У России все сложней!

Нина Ватрушкина 2   24.12.2022 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.