Здесь жили южные манси

Найденный каменный идол народа манси

И снова увлекательное путешествие в прошлое. Деревенька Першина возникла в 1740г. (XVIII в). По архивным данным, в 1749г. в ней было 6 дворов и проживало 20 человек – Мясниковы, Сундаревы, Бокаловы, Филипповы. Первые русские поселенцы застали в приглянувшейся им местности человека по фамилии Першин. Старожил деревни Сундарева Мария Андисовна (1885-1980гг.), в 1970-ых гг. поведала местному краеведу Коморникову А.И., что: «Когда-то поселился здесь некий Першин. Ругали его потом, что поставил он свой домик в буераках да оврагах. Не выедешь, не въедешь в ненастную сибирскую осень и весеннее половодье. Кто он, откуда, никто не знал.» Старая женщина слышала это от своих родителей. Обычно в Сибири название деревни давалась по фамилии первого поселенца. Так деревенька стала зваться Першина. В книге Н.П.Матвеевой, А.В.Матвеева, В.А.Заха «Археологические путешествия по Тюмени и её окрестностям» Тюмень 1994г., читаю: «А знают ли обрусевшие Петликовы, Першины, Денежкины, Конжаковы, что тюменская земля хранит память об их предках» (стр.164) Это о народе манси. «О давнем проживании манси в лесном Зауралье говорят записки путешественников и местные географические названия…» (стр.157) «Русские, обосновавшиеся в Зауралье, ещё в XVI в. застали мансийское население…» (стр.160). Упоминает А.В.Матвеев, известный тюменский археолог, и о лесостепных тюмено-тобольских мансях (стр.160), население которых занималось коневодством, охотой и рыбной ловлей. И сразу стало понятно, почему Першин поселился близ речки Снегирёвки, на берегу Пугина лога. Речка впадала в реку Бигила. В стародавние времена реки были полноводными и кишели рыбой, которую и ловил Першин. Да и зверья и дичи в сосновых лесах хватало, много ягод и грибов. И вряд ли Першин проживал здесь один. «Небольшие посёлки были местами проживания нескольких родственных семей. Такой тип расселения сохранился неизменном виде до XVII в. под названием юрт». (стр. 161) – (юрты). Пугин лог назван, предполагаю, от фамилии Пугин. Эта фамилия мне знакома. Со мной в школе, на Севере, в п.Ванзетур, учились дети манси с такой фамилией. А также они носили фамилии: Шесталов, Яркин, Тынзянов, Хатанзеев, Монин, ЛелЬхов, Костин, Лыпшиков, Самбиндалов, Новьюхов, Гришкин, Сытомин и др. Можно предположить, что В Першино и окрестных деревнях, до прихода русских, близ рек проживали предки древнего народа манси. В этом убеждают и некоторые находки, найденные мной на полях близ Пугина лога. Кресало (огниво) в форме закрученных рогов оленя. Из книги узнаю, что манси выменивали их у новгородцев в обмен на пушнину. (стр.153). Нашлись и три кремня, об которые высекали огонь железным кресалом. Одно в форме головы лошади, другое похожее на медведя. Камень имеет зазубрины от долгого пользования. Древние манси занимались и гончарством, в нашей местности много глины. Найдены два лощила для заглаживания сырой поверхности глиняных сосудов. Одно лощило в виде рога из крепкого чёрного камня с двумя поверхностями. Другое поменьше, в виде мансийской зыбки (люльки). Найдены также два наконечника стрел, одно в д. Хорзова, у речки. Они полностью тождественны мансийским (иллюстрация книги стр.146 «Наконечники стрел святилище Песьянка»). Найден мною и оселок-корунд-наждак, природный камень без следов использования, а также из кости изделие, похожее на наконечник стрелы. В сельском музее (закрыт) Дома культуры моё внимание привлекли ремень, искусно сплетённый из конских волос и часть упряжи коня с медными бляшками. Интересную бляшку нашла на поле. Почти все находки сданы в музеи. На днях обратила внимание на камень, который найден в селе при строительстве дорог. Вес его 2,5 кг, он долго хранился в нашей семье, т.к. с детства люблю природу во всех её проявлениях. На нём бросилась в глаза кварцевая тёмная лягушечка. А вдруг это каменный идол? Из интернета узнала, что культ лягушки очень древний, лягушка у фратрии Мось считалась священным животным. В Сибири до сих пор существует поверье, что если убьешь лягушку, то пойдут долгие, затяжные дожди. Их запрещали убивать. «Медведь, лось, заяц, лягушка известны нам как тотемные образы предков двух фратрий у угорских народов . Тотемный образ фратрии Мось – зайчиха. Дочь Бога Торума из фратрии Мось представлялась в виде лягушки. Потомки её носили название «нярас-махум» ( лягушкин народ)» (стр.154). Все манси из фратрии Мось, несмотря на дробления и миграции, почитали культ лягушки. В XIX-начале-XX в. он стал домашним, семейным. Лягушек отливали из олова, меди. Форма их была часто архаичная, стилизованная, т.е мало похожей на лягушку. Ей подносились дары-монеты, шкуры, платки, платья, угощение на блюде. Такое святилище устраивалось обычно на чердаках домов манси.
Лягушка же на нашем камне очень правдоподобна, а сам камень кажется похожим мне на человека в меховой одежде. На очень твёрдом камне есть следы обработки более мягкого кварца. Есть подобие лица, один глаз, утиный нос, как на масках народа манси, даже есть рот с блёстками, как зубками. Лягушка расположена на левой стороне лица, как бы закрывая глаз. Размеры камня: высота – 8см, ширина – 10-12см. Когда освещаешь камень, то кварцевая лягушка и часть одежды красиво переливаются, во рту серебрятся зубки, блёстки на одежде. Вряд ли манси прошли бы мимо такого камня, очень похожего на человека. Хотя, возможно, это плод моего богатого воображения. Если это идол, то он хранился в амбарчике на столбах, в глухом лесном потайном месте. (Близ Пугина лога). Раньше Першино окружали густые сосново-берёзовые леса. Мимо такого места манси ходили боязливо, боясь своих духов. Идолу приносились разные дары. Как же выглядели первые люди нашей местности, откуда пришли? Давно уж мне приснился сон. Меня окружали кудрявые, темноволосые, весёлые люди на лошадях, которые пришли откуда-то с запада, чем-то они были похожи на цыган. В книге Матвеева А.В. упоминается о пришлых уральских племенах манси, которые пришли в Зауралье и сыграли большую роль в формировании «этнических особенностей предков южных манси». (стр.163) Недавно мне в руки попали интересные книги русского путешественника Носилова К.Д. Ещё в конце XIX- начале XX в.в. он изучал быт северных манси (вогулов) и так описывает их облик: «Его типичные черты до сих пор напоминает юг, хотя вогульские племена давно смешались с монгольскими племенами». (У Матвеева стр.163 «Археологи зафиксировали начавшуюся (в ХIII-XIV в.в.) тюркизацию населения Тюменского района»). Носилов отмечает у манси кудрявые, чёрные волосы, римский профиль лица, его смуглый цвет, тонкий выдающийся нос, благородное лицо, горячий смелый взгляд, а также часто высокий рост, их нежную поэтическую натуру. Манси обладали редкой интуицией, знали заранее, кто едет в гости, какого зверя убьют, куда сегодня идти на охоту. Если на охоте случались неудачи, то спешили задобрить духов, хоть тряпочкой, хоть каплей водки, хоть последним ножом, если беден. Но чаще дорогими подношениями идолу. Талисманы они имели из камешков замысловатых форм, похожих на животных или их головы, а также зубы медведя, куклы из палочек и тряпок, на удачу в охоте и рыбной ловле, в путешествиях по реке и в семейной жизни. Облик южных манси напомнил мне мансийского писателя Ювана Шесталова, с которым дружил отец. А в селе Першина слышала недомолвки о происхождении несколько мужчин от каких-то цыган (скорее, манси). Это сообщалось мне осторожно, с опаской, вероятно, боясь гнева их родных. Их облик напоминал мне цыган, они любили лошадей. Опять же, русские тоже. Из местного народного фольклора записала старинные шутки: «Ну ты и шею наел. Шяй пьём, шяй пьём. Бодя есть бодя». «Ну ты и шею наел. Шяло ем, шяло ем. Шяло есть шяло». Возможно, это шутки о неправильном произношении манси русских слов.
Итак, до прихода русских переселенцев, вдоль рек в нашей местности (д.Першино, д.Хорзова, д.Ново-Хорзово у озера), проживали предки народа манси. Со временем они смешались и ассимилировались среди русского населения края, т.е. обрусели. Поиск продолжается.
       3-5.12.2022г.    


Рецензии
Здравствуйте, Рада!
Очень уважаю людей, увлекающихся краеведением и занимающихся этим увлечённо,кропотливо. Вы делаете огромное дело. Это очень интересно! Спасибо.
Маленький вопрос. В этом предложении всё в порядке? - Первые русские поселенцы застали в приглянувшейся им местности Першина. Может быть, застряли или застали кого-то - что-то?

Галина Дробжева 2   17.01.2023 13:28     Заявить о нарушении
Уважаемая Галина!Первые русские поселенцы застали там человека по фамилии Першин.Это предложение в тексте подправлю.Спасибо за добрый отзыв.Удачи в творчестве.

Рада Эс   27.01.2023 18:12   Заявить о нарушении