Раскрытый талант

            
       Прошёл месяц, как Степан Петрович переехал на новое место жительства. Переезд оказался жутким испытанием, после службы в дружном армейском коллективе. Городок, где служил, располагался на берегу седого Иртыша. Из окна его квартиры река была видна как на ладони. Загрузил свои пожитки в грузовик и переехал в село. Единственное утешение и спасение было в том, что вместе с ним переехал брат с матерью. Днём скучать было некогда, трудился над обустройством дома и усадьбы. Вечером наваливалась жуткая скука. Семья осталась на прежнем месте, дочь заканчивала школу, жена работу. 
     Перед сном грядущим ездил купаться на пруд, где получал заряд бодрости. Смывая солёный пот и усталость.  Первым надёжным другом стал военком Виктор Эдуардович, которого судьба забросила дослуживать в райцентр степного Алтая. Степан воспрял  духом, в его лице нашёл понимание и поддержку. Он пообещал познакомить со своим окружением при первом удобном случае. 
     Быстро пролетело знойное лето. Осень чем- то напоминала казахстанскую, такая же сухая и тихая. Бабье лето промелькнуло почти незаметно. Новый осенний день вставал ленивее, весь в инее, застывшей от холода земли. Холодный порывистый ветер срывал последние листья с деревьев. Небо заволакивали серые тучи, под вечер часто шли короткие, но холодные дожди. Коровы на пастбищах дохаживали последние деньки. Теперь Степан был не одинок. Семейный очаг дополняли жена и дочь. Усадьбу украшали новый сарай и банька.
    Встретился с военкомом, который сообщил Степану радостную весть о встрече с его друзьями.  Место выбрали на природе, возле нескошенного поля подсолнечника. Рядом стоял передвижной вагончик, куда и прибыла приличная команда главных специалистов совхоза и частично района. Внутри вагончика, для поддержания тепла стояла печка « Буржуйка». Она быстро согрела помещение, накрытый стол согрел души мужиков изнутри.
    Осеннее солнце быстро скрылось за горизонтом. Степан познакомился со всеми ещё засветло. Коллектив ему понравился: дружный, спетый и спитый в меру дозволенных возможностей. Перед очередной рюмкой произносились сальные речи, выпивали, и наперебой  рассказывали друг другу анекдоты и смешные истории из жизни земляков.                Дошла  очередь  и    до  Степана.    Возраст его перевалил за сорок пять. Среди армейских друзей слыл « душой компании». Он лихо объявил свой номер:
- Дорогие мои земляки – степняки, я вам исполню песню о седом Иртыше на казахском языке. 
    Компания удивилась. На прежнем месте службы Степан Петрович участвовал в художественной самодеятельности. Петь песни на казахском языке не мог вообще. Слышал их исполнение лишь по телевизору. Знал чуть больше десятка слов. Домбру заменил стебель подсолнуха. После исполнения последовали бурные аплодисменты, кто –то громко свистел. Свеча догорела, и в вагончике было темно, лишь малиновая печка освещала своё расположение. Степану трясли руку, хлопали по плечу. Одним словом царил пьяный восторг.  Виктор Эдуардович был доволен, что его друзья приняли Степана на ура в свою команду.
     Накануне Нового года Степана вместе с женой пригласил в гости, по инициативе Виктора Эдуардовича, их общий знакомый Анатолий. Встреча Нового года самый желанный праздник у всех народов. Жена Степана не раз слышала песни на казахском языке в семейном кругу. Компания встретила и проводила  Новый год по местному и московскому времени. Время перевалило за полночь. Виктор Эдуардович попросил исполнить песню об Иртыше. Жена Степана ухмыльнулась. Степан взял со стены охотничье ружьё, которое заменило ему домбру. Компания притихла, многие слушали с открытым ртом. После исполнения, буря оваций, громче всех смеялась его жена, которой Степан подмигивал, когда его хвалили: « Какой молодец, выучил песни на казахском языке». 
     После знакомства Степана пригласили работать в совхоз инженером. Директор уехал в санаторий. Однажды поздно вечером позвонил заведующий мастерской:
- Степан Петрович! Мы ждём  Вас, нужно осмотреть трактор, который пригнали из Казахстана на продажу.
    Степан не заставил себя долго ждать, быстро по- военному прибыл на место.  Осмотрели технику, из конторы позвонили директору в санаторий. Цена устроила обе стороны, сделка состоялась. В рабочем кабинете Степана Петровича накрыли стол с дарами села: хлеб, огурцы, солёная капуста и сало. Гость из Казахстана привёз водку казахского разлива. Выпили по паре рюмок и тут Виктор Семёнович зав. МТМ из дружной компании объявил  гостью казаху:
   - О-о-о! А если бы Вы Ербол  услышали как здорово поёт Степан Петрович по -казахски. Степан, в это время поперхнулся закуской и уронил недопитую рюмку. Гость что-то спросил у него по- казахски.  На что Степан в знак согласия кивнул головой и быстро покинул кабинет. Зав. мастерской  вышел следом.
   –Виктор Семёнович, кто тебя за язык тянул? Закроешь кабинет, мне нужно срочно домой, заболел поросёнок.             Неизвестно сколько бы ещё восхищались его талантом, если бы не один случай. В гости к брату Николаю приехала сестра жены с мужем.  После Степан недовольно высказался: « Леший их припёр». В разгар веселья, когда брат поиграл на гармошке, Степан решил удивить гостей своим талантом. Взял гитару, на которой играл так, как пел по- казахски. Затянул грустную песню с протяжным вступлением, сравнимым с мычанием коровы. Гость вначале приоткрыл рот, затем стал громко хохотать, чуть ли не падать на пол. Степан торжествовал, вот  это произвёл впечатление на гостя. Душа ликовала, мол, знай наших. Закончил петь. Гость смеялся ещё громче вместе со своей женой. Хорошо, что не было среди гостей из компании Виктора Эдуардовича. 
  - Ну молодец! Так мелодично исполнил, как будто казах. Только ни одного слова казахского.
  – Да ты что, я 23 года жил в Казахстане.
 – А я Степан родился там и изучал казахский язык, общаюсь свободно по- казахски.
  - Что ж ты молчал? Вот утка подсадная, - возмущался Степан.
    После этого случая Степан Петрович больше не пел. А на просьбы друзей отвечал:
   -У нас в России прекрасные русские песни…


Рецензии