Айнов цивилизация

---
     Цивилизация возникла 150 в. назад.
     Цивилизация остановилась 25 в. назад.
--- 
     Цивилизация сформировалась в зоне бывшего материка Сунды, где и сформировались социокульты протоавстралоидов, откуда произошли будущие строители нового цивилизационного союза, айны, оказавшиеся в относительной изоляции после затопления Сунды, Ниппониды и Охотии, осев на островах Японского архипелага, на Сахалине, на Курилах. Здесь, окружённые водами морей и океанов, они смогли сохранить исчезнувший на Азиатском континенте древний австралоидный антропологический тип, который затем был значительно дополнен чертами монголоидными, европеоидными и негроидными.
     Айнов цивилизация возникла сразу, как только айны появились на Японских островах. Это произошло около 13 тыс. лет до Рождества Христова. В это время, в эпоху Дзёмон, айны расселились по всем Японским островам, по Южному Сахалину, на Курилах и на Камчатке.
     Конец цивилизации историки связывают с миграционными потоками японского этнического субстрата, которые продолжались с 7-го века до н.э. по 5-й век до н.э. со стороны Корейского полуострова.
---
     Достигали айнские субстраты и до низовьев Амура. Часть айнов сохранилась в небольшом количестве на традиционных территориях своего проживания. Официально айнами считают себя всего 30 тыс. человек. Причисляют себя к потомкам айнов несколько сотен тысяч.
     Айнская цивилизация смогла достичь очень высокой для эпохи неолита производительности своей экономики, что позволяло ей создавать общественно полезные социокульты, используемые всеми этническими субстратами этого цивилизационного союза. Археологи находят даже останки обсерваторий, с помощью которых можно было производить точнейшие астрономические вычисления, необходимые для ведения календарных датировок, предсказания геологических изменений периодического типа, наводнений.
---
     Вся материальная культура Айнской цивилизации указывает на то, что её носители произошли намного южнее тех мест, где они создали свою цивилизацию. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. О южном происхождении айнов и братских им народах, говорят их произведения искусства, антропология, средства передвижения. Всё это ближе к социокультам Индонезии, Океании, Тайваня. Когда-то предки айнов расселялись с юга на север на бывшей земле затонувшей Сунды.
     Отметилась цивилизация Айнов и в Северной Америке, проникнув туда по Берингову перешейку. По всей видимости, Всемирный Потоп, отмеченный в Библии, произошёл намного позже исчезновения Сунды. В своей мифологии айны утверждают, что их прародители владели искусством перемещать свои острова по морям и были по своему разуму сравнимы с богами.
---
     Археологи отмечают, что первыми народами, принесшими на Японские острова цивилизацию, были народы айнского происхождения, пришедшие со стороны Сахалина, Охотии и Ниппониды. Исследователи даже выделяют айнов в особую курильскую расу, настолько их расовые признаки неоднородны, где смешались черты европеоидов, монголоидов и негроидов.
     Этническое происхождение айнов облеплено огромным количеством мифов и загадок. Первые европейцы, встретившие айнов, отмечали их монголоидную жёлтую кожу, монгольскими надглазьями и веками, у них были отмечены необыкновенно густые волосы, свисающие с головы, они носили огромные бороды и усы, которые при приёме пищи поддерживали палочками, однако лица их были европеоидного типа.
     По своим социкультурным навыкам, а также по внешнему виду и физиологии, айнов относят к кавкасионной расе индоевропейского типа, к австронезийцам, к палеоазиатам Сибири.
    Австралонезийская принадлежность социокультов Айнской цивилизации ныне подтверждается лингвистическими, генетическими и этнографическими данными, указывающими на их родственность народам мяо-яо Юго-Восточной Азии.
---
     Из государственных образований Айнской цивилизации исследователи отмечают мифическое государство Яматай китайских хроник. Есть много топонимов айнского происхождения на Японских островах.
     Экономика Айнской цивилизации строилась на собирательстве, рыболовстве, охоте. Это было экологическое цивилизационное образование, в котором поддерживалось равновесие между природной средой и человеческой популяцией. Они, каким-то образом, не допускали демографических взрывов. Отчего у них не было крупных поселений, они не создавали городов. Их социальная единица ограничивалась одним посёлком на одной реке. И при этом они не расширяли пространств своей коммуникации, что ограничивалось и естественным путём – вокруг были моря и океаны, либо непроходимые горы.
     Поселения внутри цивилизационного пространства были отдалены друг от друга на расстояния, позволявшие поддерживать жизнь таких поселений. Это была цивилизация дисперсного типа.
---
     9 тыс. лет назад, это было время середины эпохи Дзёмон, территория Айнской цивилизации со стороны Японских островов начинает подвергаться миграционному давлению со стороны Юго-Восточной Азии, откуда приходили племена австронезийского типа, принеся с собой земледельческие культуры, в большей степени рисоводство. Это, в свою очередь, нарушило неолитическое равновесие, установленное айнами на своей территории, поскольку из-за расширения посевных территорий, сокращалась зона собирательства и охоты. Но главным элементом разрушения здесь цивилизационной системы, было увеличение плотности заселения, требовавшее всё большего территориальных вовлечений в землепашество. Айнская цивилизация перебирается всё дальше на север, сохраняя свои социокульты, обретённые ими на южных островах бывшей Ниппониды.
     На утраченных землях Айнской цивилизации стали появляться государства, которым требовались всё новые и новые территории для размещения увеличивавшегося населения. Одним из главных врагов цивилизации становятся государства, наследники древнеайнского мифологического государства Яматай, о чём говорят исследования ДНК японцев, где доминирующей Y хромосомой является D2, обнаруженная у 80 % нынешних айнов.
---
     В середине Дзёмновской эпохи, около 8 тыс. лет до н.э. в Айнской цивилизации намечается деление на социокультурные страты собирателей, охотников, рыболовов. Были и ремесленнические страты, намного более сложные.
      Несмотря на экономику, настроенную на экологическое сбережение окружающего пространства, которая не давала дополнительных средств на содержание наёмной армии, айны не уступали новопрошельцам в военном отношении. Люди военной айнской страты назывались в древних японских хрониках людьми меча (эмиси). Эти эмиси считались одним из этнических ответвлений от айнов, которые защищали устои Айнской цивилизации.
     Воевали они беспорядочно, быстро собираясь и мгновенно растворяясь. В их отрядах были и мужчины, и женщины. Найти их место пребывания было невозможно, поскольку во время военных противостояний они не использовали военные лагеря, а просто разбредались по окрестностям, оседая в пещерках, во впадинах, даже на деревьях.
     Их невозможно было преследовать в горах, они поднимались на них быстрее стрел, они прятались среди травы, буквально зарываясь в неё. Однако по каким-то своим знакам, по звуковым позывным, они быстро собирались и нападали гурьбой.
     Именно от айнов японцы переняли культуру самурайства, с принципами жизни и техникой ведения боя айнского типа. К айнскому типу самураев относится и клан Абэ.
---
     Айнская цивилизация была основана на представлении о том, что адекватные ответы на изменения окружающего мира и его вызовы должны решаться силами каждого локального социокульта, каждой айнской группой самостоятельно. Каждый отдельный носитель айнской культуры значил очень много. Он не был просто винтиком в айнской системе, ограниченной морями и океанами.
     Системы цивилизационного управления не носили признаков государственности. Семейно-родовым кланам принадлежали пограничные территории, на которых экономикой занимались приспособленные для этого, привлекаемые со стороны, профессиональные старты. А кланы, будущие самурайские образования, развивали свои воинские качества за счёт доходов от деятельности арендаторов.
---
     Языком общения внутри Айнской цивилизации был собственно айнский язык, считающийся в современной науке изолированным. Его привязка к мировой лексике пока не установлена. То же относится и к антропологии носителей Айнской социокультуры. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. И то и другое совершенно не похожи на ни на какие языки и физиологии окружающего их мира.
---
     Мифологические представления в Айнской цивилизации сильно был зависим от их системы проживания, которая отличалась сильно дисперсностью и экономической индустрии, основанной на собирательстве.
     Источником представлений айнов об окружающем мире были их устные истории, которые они передавали из уст в уста полтора десятка тысячелетий. Здесь много анималистических сюжетов, согласно которым не только человек имеет душу, но всё живое и даже не живое вокруг. Основа религии Айноской цивилизации был политеизм с элементами космологического, тотемического характера. Много злых духов и демонов.
     Сутью айнских божеств было «камуй», что значит некое «нечто», «тот, кто», «то, что» всё покрывает. Был в мифологии цивилизации и главный бог по имени Пасе камуй, создатель и владетель неба, был также бог Котан кара камуй, был ьог Мосири кара камуй, Кандо кара камуй, всё это вместе означало «божественный создатель миров и земель и владетель неба».
---
     Были нижние боги, скорее божества «яйян камуй». Он были ближе к стихиям, среди которых водились как злые сущности, так и добрые. Злые духи олицетворяли опасности, которые чаще всего низвергались с гор, или с неба в виде долговременного дождя. Добрые духи были не только звёздно-небесного происхождения, но и древесного. Эти Древы в начале времён создали, или поучаствовали в создании человека.
     Были в религиозных представлениях айнов и карлики, жившие, вроде бы, ещё до появления айнов. Звали это племя карликов «цорпок-камуй», и были они жителями территории, где потом расселились народы Айнской цивилизации.
     В своей мифологии люди, когда-то принадлежавшие к Цивилизации Айнов, сохранили воспоминания о своей прародине, когда миром правили боги. А мир состоял из Верхних людей (Канна мосири) и из Нижних людей, ходящих ногами «Увекари нотереке мосири». Весь мир был един и не разделялся на материки. Это бы огромный остров, окружённый небольшими островками, который удобно расположился на спине лосося, от шевеления коего происходили землетрясение и другие неурядицы.
     Был ещё Мир Дьяволов, называемый Нитне камуй мосири и Тейне покла мосири. Там живут только злые люди, возжаждавшие власти при своей жизни. Здесь их перевоспитывают.
     Интересно, что мир богов в Айнской цивилизации располагался под миром людей. Здесь находилось место обитания божеств небесного происхождения. В мире богов находятся люди, которые жили праведно. В мифах эти боги располагались вверх ногами, причём, их ступни соприкасались со ступнями живых людей. Если ступни соприкасались, значит человек живёт праведно.
     Создатель этого мира Пасе-камуй как-то с утречка решил разделить сушу от воды, которые ранее были в полном хаосе, и являли собой болото. Пасе-камуй попросил священную птицу айнов Трясогузку заняться вопросом создания мира для людей. Эта птица принялась пахтать болото, отделяя воду от суши, отчего и образовался океан, а внутри суша. Причём этот огромный остров не стоял на месте, а дрейфовал, починяясь мудрости Пасе-камуя.
     В истории создания этого экологического мира Айнской цивилизации основными мифологическими персонажами являются медведи, птицы, деревья. Очень популярный среди айнов миф повествует о том, что одной женщине по ночам являлся бог в облике горного медведя, который слетал вниз на крыльях орла, влекомого трясогузками. Однажды под деревом они и родила первого сына, айна, а затем дочь айну.
+++++++++++++++++++++++++


Рецензии