Орочи

   Бесконечно  долгим  зимним вечером мы сидели за столом в жарко натопленной избе  поселения Саргай на берегу небольшой, но своенравной реки Сим  в Башкирии.   Само появление этого поселения достойно отдельного рассказа,  но я сейчас не об этом .   После обычных глобальных тем в наших вечерних разговорах,   речь зашла о зимней обуви в лесу.   Жители в поселении  были в основном городские  и приехали они с целью создать Общину людей,  зажженных идеей гармоничного проживания на  природе.  Работать в лесу в городской обуви было трудновато, да и морозец доставал быстро.   
      На столе лежала  стопка журналов «Уральский следопыт».  После сытного ужина из жаренной  щуки с изумительно вкусным соусом , листая старые журналы,  я наткнулся на статью жителя  из Приморья,  который решил узнать,  в чем же ходили по уссурийской тайге местные жители  орочи,   айны и местные бандиты - хунхузы.   Они шили себе удобную, легкую и теплую обувь под названием орочи.  Был такой народ в тех краях и по его имени и названа была эта обувь.  Изготовлялась она из ровдуги — разновидности замши из оленьей шкуры.  Автору статьи  было не до замши  и он сшил себе орочи из обычной овчины.   В статье он  привел выкройку.   Идея мне понравилась и  я поделился ею с вождем общины — Славой.  Нельзя обойти личность вождя без небольшого отступления.  Слава -житель соседней деревни,  одержимый идеей исправить недостатки рода человеческого путем  объединения людей на основе прекрасных идей добра и справедливости.    Вот и я попал в эту общину по его приглашению для оценки возможности украсить скупые интерьеры и фасады построенных  срубных домов.
       Он тоже загорелся идеей  сшить обувь народности орочи и выдал мне старый полушубок.  Я сделал выкройку, нашлась и кожа для подошвы.  Шило и  кордовые нитки тоже нашлись.   Ну, и не забудем «умелые руки»  автора рассказа.   Через день я уже вышел  рубить дрова в новой обуви.  Внешний вид у них был ужасный, любой сапожник меня бы просто высек,  но в тех условиях  этот «шедевр» был очень полезен.  Ноги в орочах были «как дома»,  никаких каблуков… просто большой теплый чулок с мягкой подошвой.  Идеальная обувь для длительного бесшумного хождения по лесу. 
     Но идея хорошей обуви для экстремальных  условий Саргая не оставила меня и после возвращения из командировки  домой в Крым.  К счастью, у меня была знакомая, работавшая в обувной мастерской, где шили обувь на заказ.  Вопрос с кожей был решен мгновенно  за небольшую сумму денег.  Вместо небольших отверстий для шнурков пришлось применить большие люверсы от тента на катерах.  Они  «приплыли»  с местного судостроительного завода по личным связям.  Через неделю обувь была готова.  Конечно, показывать в обувной мастерской я ее не стал, меня бы просто побили и , возможно,   молотками.   Но для сельской местности среди отшельников -общинников она бы пригодилась.  Через полгода при очередном посещении Южного Урала я торжественно  вручил мои …. (трудно подобрать технически грамотное слово из арсенала обувщиков)  «чуни»   вождю Саргая Славе.  По его реакции я понял, что он удивлен и поражен.  Дальнейшая судьба этой обуви мне неизвестна.  Надеюсь, что они помогли кому-то в трудную минуту….


Рецензии