Немного о живописи

«Живопись – это память.  Нет памяти – нет живописи.»

Предисловие

  В живописи у нас разбираются все.  В народе она безошибочно делится на несколько категорий.
1. «Мазня» 
2. «Как на фотографии»
3. «В этом что-то есть».
4. «Бредятина».   Пояснить надо четвертую категорию.  Это новое слово в «живописи» и занимает она промежуток между скульптурой и живописью.  Вы, наверное, догадались, речь идет об «Инсталляции».  Это может быть в  роскошном багете  раскрашенный  свинной хвостик или высохшие фекалии палестинского осла.
 Основа
         Вспомнить и  изложить   мои  наблюдения  о живописи из моего опыта меня подвигнули  работы  одной художницы из г. Новотроицка.  Картин  она пишет много  разных.   Удивила бедная,   «северная»  палитра.  Напомню, что палитра – это и  предмет  и привычный набор красок художника.  У каждого художника есть  «своя палитра» для разных работ.  Есть даже термины у искусствоведов и реставраторов:  «Палитра Цорна»,  «Палитра Веласкеза» и т.д.  Сейчас у художников  громадный выбор цветов… но не все так просто…

        Решил я вспомнить  свое  восприятие живописи,  начиная с детских лет.   С детства у меня было несколько   желаний:  я хотел  читать книги, рисовать и играть на аккордеоне.    С чтением книг проблем не было.   Детскую библиотеку я перечитал, наверное, почти всю.  Рисовать начал рано и делаю  это до сих пор.  С музыкой было хуже.   Денег на аккордеон у родителей не было и из музыкальных инструментов у меня  сейчас прямая самодельная флейта североамериканских индейцев  «пимак».   Сделал ее сам из бука и ольхи. Иногда с веранды пугаю звуками косуль и кабанов в лесу, которые подходят к ограде участка.
                А учился я  рисовать в художественной школе при галерее Айвазовского в Феодосии.  Школа   располагалась в полуподвальном помещении основного здания, что фасадом выходит на набережную.  Как говорили старожилы, там жила прислуга и находилась кухня.  Тем не менее нам нравились эти прохладные своды  и  дух нашего земляка незримо и строго следил за нашими успехами.  Принимал в школу меня сам Барсамов Николай  Степанович, прекрасный художник,  организатор и собиратель современной галереи, ее спаситель в годы войны.  После просмотра моих домашних рисунков он определил меня во второй класс.  Мы могли в любое время посещать галерею и «вдохновляться»  работами  нашего земляка.   Сейчас трудно представить,  как трудно было  в провинции в те времена учиться живописи и даже рисунку.  Все упиралось в отсутствие любых  материалов.  Даже карандаши  приходилось выбирать  тщательно, не каждый соответствовал  по твердости обозначению на нем.  С бумагой были схожие проблемы.   «Настоящего ватмана» достать было трудно.  В продаже его  не было.  Продавался в основном «полуватман».   После нескольких растираний резинкой (чтобы ими можно было стирать, надо было предварительно их вымочить в керосине и это делали наши педагоги)  бумага ворсилась и нередки были случаи, когда ученики протирали ее «до дыр».  Были и слезы..  Бумаги для акварели не было в принципе.   На такую акварель без слез смотреть было трудно.  Это была одна из причин, по которой я не любил акварель.    С красками проблем было не меньше.  Чтобы решить проблему с акварельными красками и беличьими кистями  Барсамов Н. С.   писал в Министерсво Культуры  и нам выслали немного акварельных красок «Ленинград» и кистей 14 номера.   Из других наборов красок педагоги сразу изымали у нас ультрамарин, черную и изумрудную зеленую.  Это были ужасные цвета.  Однажды  из мастерских Академии художеств нам прислали прекрасные гипсовые орнаменты и головы для рисования.  Мне по знакомству достали хороший ватман из секретного кб и  я  был счастлив.  С удовольствием перерисовал почти все гипсовые головы и орнаменты.  Позже мои рисунки использовал один студент для сдачи зачетов  по рисунку в вузе.     Только в начале 90х годов в Москве мне удалось купить настоящий французский  «торшон» и я понял,  как много мы потеряли в детстве.  Это была совсем другая «песня».   Понятно, что о  пастели,  темпере  мы знали только из книг.  Настоящий европейский холст и достойную краску я оценил в начале 70х годов на выставке Николая Рериха в Нижнем Новгороде.  Позже из писем Елены Рерих я узнал, что Рерих писал только темперой французской фирмы «Рафаэль»  на бельгийских холстах.  Недоступны нам были и масляные  краски и  холсты.   Продавали  все для живописи только членам  Союза Художников, которые  работали в специальных мастерских Художесвенного   Фонда.   Сейчас это звучит бредом.  Но  в то время были такие правила.  Не всем государство разрешало писать маслом.   У художников  всегда  были очень большие претензии  к властям того времени.   Первый раз мне удалось собрать небольшую палитру масляных красок в начале Перестройки будучи в командировке в Москве в магазине художественного фонда.  Как пояснила продавец,  им разрешили продавать  «залежалые» краски.  Кисти мы с приятелем делали сами  из  малярных.  Это отдельная эпопея, также как и изготовление  багетов  для наших первых работ по  «старинным технологиям».   Писать маслом начинали  на льняных тканях для скатертей и  мешковине.  Моя дочь во время учебы в художественном училище писала маслом исключительно на  картофельных мешках.    У меня лежит в рулоне  одна ее работа та таком холсте.  Я боюсь ее натянуть на подрамник.  Некоторые любители  умудрялись «творить» на обратной стороне клеенки.  Мне с холстами повезло.  На пляже я познакомился с молодой женщиной из Иванова.  Из любви к искусству она мне выслала приличный сверток  льняной ткани.  Ее мне надолго хватило.   
          Можно  заниматься  живописью ради удовольствия, ради денег  – значения не имеет.  Все  в конечном счете упрется в вашу  безалаберность,  непредусмотрительность,  экономность.   Хотите стать продаваемым художником?  Пишите сначала для своей репутации.  Деньги придут  позже.
        А для того, чтобы накопить репутацию, надо писать качественно и на качественном.  Это закон.   Все те, кто дают советы типа : «начинайте с дешевого, а потом, как вырастите, переходите на лучшее»,  на самом деле говорят примерно следующие: «садитесь на «Запорожец», как выиграете гонки, купите себе «Феррари».  Проблема только в том, что на «Запорожце» гонок не выиграть, но это остается  за кадром.   Ни один современный художник не стал при жизни коммерчески успешным, если он писал чем угодно и на чём угодно.   Это закон.  Эпоха  художников - личностей  безусловно прошла.  Сейчас эра репутации или очень большого блата.   Если блата вы не имеете, то остается только репутация, а репутация и качество идут вместе рука об руку.    Теперь можно перейти к  необходимым составляющим успеха.   Я ничего не буду писать о самом главном: «Почему человеку необходимо отображать окружающий мир на полотне красками» и что такое «талант живописца».
 
О холстах

       Холст – всей живописи голова.   О других основах для живописи  можно не говорить,  они не прошли испытания временем.  От качества холста  зависит время жизни произведения.   Живописный холст  для более – менее долговечных работ должен быть только из длинноволокнистого льна, желательно фабричной проклейки и не менее пятислойного акрилового грунта.  Это будет гарантией долговечности.  Такой лен вот уже почти пятьсот лет выращивают в Голландии и Бельгии.  Льняная отрасль Фландрии (Бельгии) переживала много кризисов, но осталась лучшей в мире. Весь европейский холст делается именно из этого льна.   Плотность портретного холста (в негрунтованном виде) для масляной, акриловой и темперной живописи должна быть не менее 210 гр./м2 для льняного холста.  Также запомните на всю свою дальнейшую жизнь – европейского холста, например, Caravaggio и Lanificio Prato на подрамнике не существует в принципе!  Эти холсты только рулонные!  Все, кто продают такой холст уже на подрамнике – обманщики.  Холст делают из бельгийского льна  и в Италии и Франции и даже в США.  А где же наш российский лен?  В царской России ведущие художники приобретали именно европейский холст,  во времена СССР валюту  тратить не стали и разработали свой стандарт холста.  Мой одноклассник по художественной школе большую часть жизни проработал реставратором в одном из музеев в Москве.  Интересно, что даже для них не закупали импортный холст.   Использовали театральный  или «репинский» или как они между собой называли «репку».   К И.Е. Репину это недоразумение не имело никакого отношения.  Он писал на европейских холстах.  Я так и не выяснил, за что великого нашего художника «распяли» на холсте.  А в СССР  холст  стали изготавливать из отходов  льнопроизводства  -  «очесов».  Когда в 1954 году  Иогансон с высокой трибуны забил тревогу, пояснив, что полотна советских художников уже начали разрушаться по причине плохого холста,   вышли строгие постановления правительства, выделили дефицитную валюту и закупили семена длинноволокнистого льна.  Но природу не обманешь, в условиях России он  упрямо не хотел становиться бельгийским. Качественный лен нужно еще уметь выращивать.  Но главное отличие – это люди.  На том и остановились.  Первый бельгийский холст я увидел в начале 90 годов в  Москве в магазине на Крымском валу.  Чувства были смешанными.  Да и цена была непривычно высокой.  Сейчас в Италии на фабрике  в г. Прато  длинноволокнистый холст в рулоне Lanificio Prato стоит 35 евро за два метра квадратных  в оптовых поставках.  Не далее как вчера заказал себе на 8 тыс. руб. этого холста в Москве.   Несмотря на то, что в Италии живет мой  одногруппник  по университету,  помочь мне с холстом он не может.   Проблемы  с таможней…да и как оплатить покупку?
            Далее идет проклейка  и грунтовка холста.   Если это делать в домашних условиях,  то об этом можно писать толстые книги.  Художники довольно консервативное сообщество.  Есть у каждого и своя  «библия» и авторитеты в этой области.  И если реставраторы в былые годы еще могли  «достать» осетровый клей  или кроличий приличного качества,  то сейчас это нереально.  Когда вы в последний раз видели живого или мертвого осетра?    Отсюда правило – не применять  натуральные клеи!  Рыбий, желатиновый, мездровый, казеиновые и столярные клея – все равно загниют!  Лучшим клеем являются только качественный синтетический клей на поливиниловом спирте (ПВА).  Он намного прочнее, не гниет и не имеет недостатков натуральных клеев!  Все натуральные клея неводостойкие и при повышенной влажности либо ее частых изменениях уже через 10-15 лет и начинают разрушаться и гнить под воздействием бактерий и плесени. Этот процесс не всегда вы увидите глазом, но он  неизбежен даже несмотря на добавление антисептиков, поскольку они в смеси с натуральными компонентами клея сами разрушаются! А все это  с удовольствием кушается  мутирующими  бактериями.   К сожалению, практически весь так называемый «акриловый грунт для живописи и художественных работ», производимый в России, в действительности изготавливается из обычного строительного акрилового грунта со всеми сопутствующими негативными последствиями.   Именно использование таких  «псевдохудожественных» акриловых грунтов в основном российского и китайского производства породило большинство мифов о непригодности акрила в масляной живописи.  Однако «правильный», т.е. художественный акриловый грунт применяется в Европе с 70-х годов XX века и является своего рода золотым стандартом грунта. Художественный акриловый грунт был разработан итальянскими производителями грунтованных холстов (Lanificio Prato, Belle Arti, Caravaggio) в середине 70-х годов XX века.   В начале XXI века европейские производители художественных материалов (Maimeri, Schmincke и т.д.) стали производить художественный акриловый грунт в жидкой форме уже для самостоятельного грунтования художниками своих холстов.  Однако наиболее качественный (стабильный) художественный акриловый грунт остается у европейских производителей грунтованных холстов,  поскольку у фабричного художественного акрилового грунта практически отсутствует жидкая форма (это очень важно).  Такой грунт накладывается на холст в 5-7 слоев, строго одинаковыми по толщине слоями (это принципиально важно) и обязательной естественной просушкой каждого слоя.  При работе с таким грунтом  не рекомендуется использовать на подготовительных этапах живописи разбавители с содержанием лака, например, всем известный «Тройник».  Добавление подобного разбавителя непосредственно на поверхность грунта может привести к созданию так называемого «эффекта клеёнки». Поэтому необходимо использовать разбавители преимущественно на основе натуральных масел.   После высыхания акриловый грунт не теряет эластичности, что позволяет сохранить свою живопись на  долгие годы!    Помимо этого художественный акриловый грунт  водостойкий,  укрывистый, быстросохнущий и подходит практически ко всем краскам!
          Любая же картина на эмульсионном грунте с первых же своих дней должна задумываться о реставрации.
       Эмульсионный грунт среди представителей так называемой советско-российской школы превратился в некий культ. За него зацепились и держатся, как за некую святыню без достаточных на то научных доводов. И при   этом мракобесии никто не хочет замечать, что холсты с эмульсионным грунтом производят только российские производители!  Нигде в мире (ни в Европе ни в США) они более не производятся! Универсальную заводскую акриловую грунтовку вы никогда сами не сделаете. Это не то, что б вы взяли обычную акриловую дисперсию добавили титановые белила и все.
К сожалению,   99% РОССИЙСКИМ ХУДОЖНИКАМ АБСОЛЮТНО БЕЗРАЗЛИЧНО, ЧТО ОНИ ОСТАВЯТ ПОСЛЕ СЕБЯ!     Им безразлично, как  их искусство,  так и покупатели.  Именно поэтому русская живопись  ценится  посредственно!    Все вышеназванные холсты европейских производителей  отличаются эталонным качеством и их можно без каких-либо проблем использовать как в акриловой, так и в масляной живописи. Разница между ними только в цене и доступности приобретения в России.   Однако в данном случае цена на качество абсолютно не влияет.  Практически все европейские холсты вне зависимости от производителя и типа грунта перед натяжкой на подрамник намачивать водой не рекомендуется. Во-первых, это может привести к порче холста, а во-вторых, к видимому провисанию холста в дальнейшем. Не забывайте, что натягивать грунтованный длинноволокнистый холст необходимо только полностью сухим.  Ни в коем случае не покупайте европейский холст там, где его продают на подрамнике. Длинноволокнистый  холст  требует сильной  и правильной  натяжки. Обычный человек сможет за один раз натянуть два, максимум три полотна средних размеров. Продавцу же приходится натягивать десятки холстов, поэтому натянуть их все с достаточной силой и правильно просто невозможно физически.   Запомните:  что бы такие продавцы не говорили и как бы не клялись – все они без исключения используют разные ухищрения для облегчения натяжки холста.  Одни смачивают холст обычной водой, другие солевым раствором, а некоторые добавляют специальные реагенты. Все это делается для того, чтобы размягчить сам холст и сделать натяжку более легкой. После такой натяжки холст высыхает уже на подрамнике и сам еще  дополнительно подтягивается, причем подтягивается достаточно сильно. Такой холст выглядит очень привлекательным и сильно подкупает художника.  Однако размягчение холста приводит к повреждению естественного натяжения нитей и холст перестает правильно реагировать на изменения влажности. В результате такой натяжки холст может не только безвозвратно растянуться, но и покрыться  кракелюром.  Такое может произойти (и часто происходит) даже спустя и 3-5 лет.  Другая часть проблемы заключается в том, что подобные продавцы часто подсовывают вместо европейского холста холст китайского производства.  Как правило, у холста срезаются борта, он дополнительно грунтуется, косметически шлифуется, если нужно, натягивается по вышеописанной схеме. На глаз отличить такой холст от европейского  практически невозможно.  Вывод очень простой: выбирайте европейский холст только в рулоне, учитесь натягивать самостоятельно или обращайтесь к проверенным мастерам.  В Италии лен практически не производят. В определённом смысле итальянского льна и не существует. Более 90% европейского лена выращивается на территории Бельгии, а сама Бельгия является практически абсолютным монополистом в льняном производстве Европы.  В каком-то смысле европейский лен можно смело назвать бельгийским, а сам бельгийский лен – это легендарный лен!  Почитайте его историю! 
Приведу ведущих производителей художественного льняного холста в мире : Claessens ,  Lanificio Prato,  Pieraccini ,   Saler , Libeco Lagae .    Только не вздумайте покупать бельгийский холст  в магазине «Черная речка».  Они продают очень низкоплотный лен.  Одно время я думал, что они и вовсе продают китайскую подделку, но оказалось он действительно бельгийский, правда  худший из лучшего (худший именно для живописи). И вот недавно я получил долгожданный итальянский холст  Lanificio Prato  пятислойной акриловой грунтовки из городка Прато.  Такого холста я никогда в руках не держал... Придется удвоить усердие и мастерство. И не будет стыдно отдать заказанный портрет заказчику. 

Немного о красках

        Не все современные краски для живописи являются светостойкими, даже несмотря на советующие указания на тюбике.  Общепринятая в России классификация такова: одна  звёздочка (*) – малая светостойкость (10-25 лет), две  звездочки (**) – средняя светостойкость (25-100 лет), три звездочки (***) – высокая светостойкость (свыше 100 лет).    Но это не все.  В реальности светостойкость красок одной категории светостойкости от разных производителей могут отличатся очень существенно!  Так большинство красок малой светостойкости российского производства в реальности едва ли дотягивают до 10 лет,  средней категории начинают выгорать уже через 20 лет, а вот высшей категории…  На опыте наших реставраторов  есть несколько примеров, когда достаточно известный художник писал самыми известными российскими красками высшей (третей) категории светостойкости.    Писал он в начала 80-х годов.  В настоящее время цвета этих красок заметно выгорели.  Экспертиза показала,  что причина как раз в самом красочном пигменте, а ведь не прошло и 40 лет.   Вы можете работать как угодно и на чем угодно: лишь бы вам нравилось и вы достигали поставленных задач.  Но когда вам  нравиться  перестанет, знайте: это произошло только потому, что вы писали как угодно и на чем угодно.
       Замечаете,  какой разрыв во второй категории (средней светостойкости) и тем более третей (высокой светостойкости)?    25 лет или 100 лет разница очень даже большая.  А что такое свыше 100 лет?   Это вообще условная категория.   В XVII столетии живописцы применяли четыре синие, три зеленые, по две красные и желтые, белую и черную краски, и только в XVIII и особенно в XIX в. палитра художников значительно обогащается и совершенствуется. 
         Масляные художественные краски представляют собой   тонкорастертые пастообразные смеси высших сортов пигментов со специально приготовленными связующими из препарированных растительных масел – льняного  и  орехового (из грецких орехов).  В качестве связующих указанные масла взяты потому, что их положительные свойства проверены веками.  Об этом свидетельствует хорошая сохранность произведений мастеров живописи XV–XVII вв. – русских и фламандских, применявших льняное масло, и итальянских, пользовавшихся ореховым маслом.  Льняное масло для художественных красок получают методом холодного прессования из семян льна, произрастающего в северных районах России, дающего, как известно, наилучшее по качеству масло.  Они подвергаются щелочной рафинации и многократной промывке водой, благодаря чему из них удаляются свободные жирные кислоты,  белковые и слизистые вещества.  Затем они дополнительно отбеливаются активными землями.  Препарирование масел заканчивается их уплотнением путем тепловой полимеризации.
          Белила готовятся на основе окиси цинка высшего сорта, получаемой из электролитного цинка, и связующего, в состав которого входят ореховое и льняное масла.  Такое связующее обеспечивает наиболее прочную пленку белил, являющихся наиболее употребляемой краской в масляной живописи, хотя эти белила со временем могут вызвать слабое пожелтение в экспозициях.  Это связано с льняным маслом, входящим в связующее, оно со временем желтеет.  При введении в качестве связующего нежелтеющее  маковое масло  (чем обычно грешат даже лучшие зарубежные фирмы) белила имеют тенденцию к растрескиванию красочной пленки.   Реставратор никогда не  порекомендует  приобретать краски российского производства,  даже если они завялены как  «профессиональные краски для живописи маслом».   Хотя для многих моих читателей это не будет сюрпризом.    Если ваша цель просто научится держать кисть в руке и выводить желаемые образы, то можете выбирать любую студийную (непрофессиональную) серию красок от любого производителя.    Помимо масел в состав связующих входят смолы – даммара и мастика (мастикс), положительным образом влияющие на свойства красок. Для придания краскам лучшей консистенции и других свойств, объединенных термином «пастозность», в них вводится воск пчелиный и  стеарит алюминия.   
        Мне не стыдно критиковать наших производителей,  а стыдно и обидно за нас художников, которым  «впаривают»  заведомо зная, что делают дерьмо  и не собираются ничего менять…
        Но если же ваша цель писать с расчетом на века и так, чтобы полноценно называться профессиональным художником, обратите внимание на следующих производителей красок:   Winsor & Newton Artists’ | Виндзор Ньютон Артистс, Old Holland | Олд Голланд, Daler Rowney Artists’ | Далер Роуни Артистс, Michael Harding | Майкл Хардинг, Sennelier Artists’| Сеннелье Артистс. Это  только профессиональные серии красок, поскольку только такие краски обеспечивают наибольшую светостойкость и атмосферостойкость. 
          Если будете в Феодосии в галерее Айвазовского, обратите внимание на черные тона картин Айвазовского.  Краска того времени с добавление асфальта была модной и давала чудесные оттенки в смесях,  но со временем асфальт начал «течь» и это явилось основной причиной реставрации работ Айвазовского.  Сейчас эту краску не применяют, а  реставраторам  она доставляет много головной боли. Недавно вернулась с реставрации знаменитая  лунная ночь «Георгиевский монастырь», в которой много было применено асфальта.

          В заключении  еще один необычный аспект  живописи.  Это -  ранняя диагностика нейроденеративных расстройств.   У обычного человека начинает ухудшаться память и замедляться речь, а у художника задолго до этого слегка начинаются изменяться мазки кистью.   Для этих талантов живопись — это своеобразное средство выражения, это их речь.    Вот почему изменения в деятельности мозга в первую очередь проявляются именно на картинах. Оказалось, что художники с одинаковыми  заболеваниями используют очень похожие друг на друга   приемы и узоры из красок, которые заметно отличаются от того, как писали их здоровые коллеги.  Эти наборы фракталов,  помогают медикам  определять наличие болезни Альцгеймера, Паркинсона и прочих проблем с работой мозга, используя кисточку и лист бумаги, а не МРТ или дорогие и длительные медицинские анализы.  Изменения под влиянием болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера  были видны задолго до того, как у художников реально диагностировали подобные  заболевания.  Вот так неожиданно закончу на сегодня эту заметку о живописи.  Пишите много и разное,  даже если это вас не прокормит… Не телом единым жив человек…


Рецензии