Необычное амплуа

       В каждой публичной профессии есть свои кумиры. Каждый футболист хочет играть, как Месси или Пеле, художник - писать картины, как Рафаэль или Ренуар, начинающий поэт грезит о славе Лермонтова или Есенина, а молоденький курсант военного училища в мечтах примеряет на себя мундир Наполеона или Жукова. Ну, а у нас речь пойдет об артистах и, соответственно, о театре. В котором работали молодые супруги - Степан и Света Маляны. И которые, естественно, также жаждали прославиться. Степа, к примеру, хотел бы быть похожим на Ван Дамма. Тот, который Жан. И к тому же через черточку Клод. Почему именно на него? Все просто. Бедняга артист красотой, мягко говоря, не блистал, а во-вторых, характер имел робкий и застенчивый (хотя выпимши мог и покуражиться). То есть, Степа хотел быть похожим на храброго и красивого Аполлона Голливудского, обладателя качеств, которых ему не доставало. Что до его супруги, то женушка была особой смазливой и весьма раскрепощенной, а потому ни минуты не сомневалась, что  в недалеком будущем ее ждет слава Джулии Робертс, а на худой конец - Елены Яковлевой, воплотившей образ красивой и умной(!) милиционерши в популярном тогда сериале.
       Степа и Света учились на одном курсе, а потому вращались в одной компании. И так получилось, что юная провинциалка (которой являлась наша красавица), с огромным удивлением узнала, что простак Степан является сыном весьма состоятельных родителей и обладателем двухкомнатной квартиры в неплохом районе. Поэтому из Степана однокурсник плавно стал Степанушкой или просто Душкой. И случилось это при следующих обстоятельствах. После занятий Степан подошел к Свете.
- Привет. Я - Степан, можно Степа. А ты, знаю, что Света, Светик, Самоцветик. Ты не против, если мы небольшой компанией соберемся у меня дома, потусуемся, перезнакомимся.
Света отлично сориентировалась.
- А как с предками?
- У меня своя хата.
- О! И где же?
- Тут недалеко. Можно даже пешком.
За первой вечеринкой последовала вторая, потом третьяя, потом вечеринки прекратились, поскольку Света со своим скарбом переехала к Степе, а  к окончанию института парочка узаконила свои отношения, мимоходом поставив в известность родителей. Впрочем, заводить детей они не собирались. Как же! Карьера. Слава! Гастроли! Париж! Благодаря знакомствам им удалось устроиться в тот же театр, где и произошли искомые события.
В театре дела у мужа и жены стали расходиться. Худрук Степу невзлюбил и всячески притеснял. Несправедливо ругал, давал тому плохие роли (в основном, злодеев второго плана) и так далее. Со Светой все было наоборот. Константин Арамович (за глаза Арамыч) Свету хвалил и обещал достойные роли. А через пару месяцев...
      Худрук был мужиком суровым, заслуженным и невероятно представительным. И после очередной репетиции вызвал Свету в свой кабинет.
- Милая, я говорил на репетиции, что роли еще окончательно не распределены. И мне надо решить, кто же возьмет первую роль - ты или Виолетта. И потому я бы хотел в приватной обстановке выслушать твои соображения.
Света была не дура и Света все поняла с полуслова.
- Как скажете, Константин Арамыч, так и будет.
И Арамыч сказал. Что, мол, она, Света, очеь даже в его вкусе, очень ему нравится и потому... Одним словом, Света эту роль получила, а труппа, особливо ее женская часть, смекнули, откуда ветер дует. Тем более, что практически вся женская молоденькая часть коллектива прошла тот же путь, а остальная женская часть была бы рада вовлечься, да возраст уже был не тот.
Как водится, скоро весь творческий коллектив знал о том, что Света является любовницей худрука и лишь бедняга муж оставался в святом неведении.
- Итак, коллеги, довожу до вашего сведения, что нам нужно ставить пьесу для детей. Звонили, - босс тыкнул пальцем в далекий потолок, - и советовали, то есть настойчиво советовали поставить какую-нить пьесу для детей. Есть предложения?
Первым откликнулся подлиза и проныра Гурген, старый хрен с горы, знающий всех и вся, помнящий уйму театральных баек и историй, и, по его словам, видевший издалека самого Вахтангова.
- Константин Арамыч, я думаю, нам надо ставить пьесу Маршака "Двенадцать месяцев". Тем более, что мы ее уже ставили. Помните?
- С вами в роли Деда Мороза, коллега?
- Почему бы и нет? Если кто скажет, что сыграет эту роль лучше меня, пусть первый бросит в меня камень.
- Ладно. Другие предложения?
- Если уж начали говорить о Маршаке, то можно поставить "Кошкин дом".
- И подпалить театр? Увольте. Хотя... Хотя, знаете что. Обе эти пьесы достаточно избиты. А вот "Сказка про козла" того же Маршака будет в самый раз. Да-да. И свежо и небанально. Нетривиально. - худрук обожал замысловатые словечки, - Коллеги, давайте сделаем так. Вы внимательно прочитаете текст сказки, а на следующей репетиции определимся с ролями.
Окончательно роли распределились следующим образом. Старик определили играть Гургену, старуху - бывшую приму Виолетту (мужа которой недавно сняли с должности), а козла...
- Я думаю, коллеги, что эту ключевую роль мы предложим молодому, перспективному артисту Маляну. Степа, ты меня слышишь? Ну как, доволен?
Засим заседание было окончено, артисты разбрелись кто куда, а Светка примчалась в кабинет худрука.
- Костя, зачем ты с ним так, а?
- Что так?
- Мало того, что я ему изменяю, так ты еще даешь ему роль козла. Специально, да?
Послушай, милая моя, кто-то ведь должен был играть эту роль, так?
- Так.
- И если б ты была на моем месте, кому же ты ее дала?
- Ну, не знаю. Амаяку может быть.
- Вас, Малянов, не поймешь. То главные роли Степе не достаются, а как достаются, оказывается, что не те. И ты не смешивай личные отношения с трудовыми. Худрук здесь я, стало быть мне лучше знать, кто лучше эту роль сыграет. Степа - прирожденный козел и...
Тут разговор закончился, ибо Светка ударилась в слезы, худруку пришлось ее успокаивать и выпроваживать.
Оставшись один, Константин Арамыч произнес бессмертную фразу.
- Роль козла должен играть козел! - И сам себе улыбнулся. - И потом, это же так оригинально, ха-ха!
Простак Степа не ведал, какие страсти-мордасти разыгрались в связи с этой ролью, а потому на следующей репетиции с упоением пел.

Если смерть моя пришла,
Вы попомните козла,
Растопчу я вас ногами,
Заколю я вас рогами!

Тут вся присутствующая часть труппы покатилась со смеху, к вящему удивлению исполнителя. Впрочем, комедия продолжалась, поскольку Гурген и Виолетта гнусаво затянули.

Ах, козел ты наш, козел,
Ты куда от нас ушел.

И в этот момент паскудник Амаяк выкрикнул.
- Да здесь он, здесь. Рога точит!
Смеялись все, включая Степу. Причем заработала обратная связь - видя, что Степа смеется, труппа зашлась еще пуще. Особо старались четверо волков, по сценарию пасущие козла, а пятый волк в экстазе даже начал приплясывать. Хорошо, худрук умел процесс остановить, хотя ему самому тоже было негрустно.
В тот же вечер Степа на кухне жарил картошку и напевал эту незатейливую песенку. Услышав ненавистный мотив, Света заперлась в ванной и долго плакала, приговаривая.
- Ненавижу, всех ненавижу! За что мне такое наказание, за что?
Постановка эта шла несколько месяцев, обрастая пикантными подробностями и пользуясь бешеным успехом, так что Степа пребывал в отличном настроении. Хотя уже весь город знал, кто сей доблестный муж, виртуозно изображающий козла, не знал, как всегда бывает, несчастный рогоносец. И вот однажды труппа после репетеций превесело отмечала чей-то день рождения, в отсутствие худрука и Малянов. И надо же тому случиться, Степа забыл в театре свой кейс и вернулся обратно. И, заслышав голоса, направился туда и, не доходя до двери, услышал веселую песню.

Ох, Степан ты наш, Степан,
Был козел, а стал баран.
Ох худрук ты наш худрук,
Светку, Светку на сундук.

Когда Степа в недоумении заглянул в комнату, сначала наступила мхатовская пауза, а затем здание театра затряслось от феерического гогота. И тут Степа понял. Все понял. И выпады про рога, и насмешки над ролью - все.
Дома был скандал, впрочем Света в долгу не осталась, упрекая мужа в недостатке мужественности и харизмы. Кончилась эта история тем, что на одну богемную пару стало меньше. Светка вскоре стала примой, Степан переквалифицировался в таксисты, а Константин Арамыч злосчастную постановку отменил.
- Нет козла - нет пьесы.


Рецензии