9. Ода моей бабушке Вадон-Скуфати Жанне Евгеньевне

   Уход в Мир иной (завершение земного бытия).

В предыдущих главах я поведала некоторые эпизоды молодых лет
моей необыкновенной бабушки.
Ещё так много хотелось рассказать о ней, но всё откладывала,
оправдываясь суетой и проблемами текущих дней.
Надеюсь, что эти главы всё-таки появятся...
А сегодня речь о последних днях и часах её земной жизни.

23 августа 1970 года с искренним теплом, благодарностью
и нежностью поздравляли мы нашу дорогую Бабушку с Днём
рождения. В этот день Ей исполнялось 85 лет.
     Казалось, само Небо пришло поздравить нашу именинницу.
День выдался на славу - тихий, тёплый, но не знойный.
В кругу родных и ближайших соседей наша бабушка принимала
поздравления.
     Её глаза, - не потухшие, затуманенные, как у многих
людей её возраста, а добрые и мудрые, как всегда, - излучали
приветливую доброжелательность и нежность. Чувствовалось,
что эта Женщина искренне любит жизнь, любит мир, любит всё живое.
И любовь эта взаимна.
     В новом платье, которое ей очень шло, в туфельках
на небольшом каблучке, с чуть-чуть неярко подкрашенными
губами она сидела, помолодевшая и счастливая, среди цветов
и людей, дорогих Её сердцу.
Да, цветов было много, очень много.
Мой муж, сидевший рядом со мной, шепнул:
"Ты не находишь, что в Жанну Евгеньевну сегодня запросто
можно влюбиться?"
"Нахожу. Конечно, нахожу! И не только сегодня.
А ты подойди и скажи ей об этом. Бабушке будет очень приятно.
Ведь она же - женщина!"
Действительно, наша Бабушка во все годы жизни своей оставалась
Женщиной, а не старушкой. 
Судьба была к ней благосклонна. Годы не согнули спину бабушки.
Слегка располневшая талия, как мне казалось, лишь прибавила Ей
дополнительные штрихи тонкой женственности и светлого обаяния. 
Удивляло и радовало, что волосы её в таком преклонном возрасте
оставались тёмными, без седых прядей. только кое-где можно было
заметить единичные сединки.
И походка у неё была прежней - спокойной и лёгкой.
Сеть морщинок не портила выражения её лица, доброжелательного
и приветливого.
 Единственный её недостаток, который очень огорчал бабушку, - 
это значительное снижение слуха.
Когда Анатолий подошёл сказать бабушке комплимент,
он попытался сделать это "по секрету", но бабушка
не расслышала его слов. Не разобрала она и слов,
произнесённых чуть громче.
Пришлось ему повтороить всё "на бис и в полный голос". И тут
раздались одобрительные восклицания и гром аплодисментов.
А бабушкины глаза, глаза удивительного зелёного  цвета,
засветились ещё ярче.
Кстати, из всего нашего рода только моя младшая
внученька София и её мама Ирина имеют зелёный цвет глаз.
     Но всё когда-нибудь кончается. Кончилось и юбилейное
торжество. И вновь потекли повседневные будни.
     Бабушка в это время жила с Валечкой, внучкой,
в небольшом частном домике по улице Михайловича в Херсоне.
Валечке в то время исполнилось 38 лет. Мамой Вали была
старшая дочь бабушки Мария. Она, умирая, завещала бабушке
заменить Валечке мать. Вскорости не стало и отца Валентины,
военного врача Андрея Никифоровича Шеремета.
      У Валечки были большие, цвета незабудок, голубые
добрые глаза, которые смотрели на мир наивно и доверчиво.
Но, несмотря на это, её семейная жизнь не сложилась.
У неё не было ни мужа, ни деток. Возможно поэтому
она испытывала беспредельно глубокую и нежную привязанность
к бабушке, заменявшей ей всех.
       У меня же был муж, двое маленьких сыновей и работа.
Хоть жили мы в разных районах города, но я с семьёй часто
навещала бабушку с Валечкой. И всегда были рады этим встречам.
       С наступлением "постюбилейной" осени бабушка стала
всё чаще звонить мне на работу: "Женечка, ты не сможешь
приехать к нам? У меня на душе такая тоска"...
       Я всегда отвечала: "Постараюсь". После работы забирала
сыновей (первоклассника Виталика со школы, Олега - из яселек),
и мы отправлялись в гости. Мальчиков бабушка с Валечкой встечали
с таким радушием, с таким теплом, что дети с огромным удовольствием
принимали участие в наших  "камерных посиделках".
        Вот и осень прошла - сначала ранняя, золотая, а потом поздняя,
дождливая. И наступил декабрь. Мои "мальчиши" так ожидали зиму,
мечтая о снеге и зимних забавах. Но нас, южан, зима не часто
радует снегопадами.
        А вот печаль первые дни декабря нам принесли.
Пятого декабря у бабушки появились лёгкие признаки ОРЗ - слабый
кашель и небольшое повышение температуры. Участковый врач прописала
микстуру от кашля и порекомендовала горчичники.
        В эти дни я приходила с моими мальчиками к бабушке ежедневно.
Вот и девятого декабря  мы снова постучались в добрую дверь, гле нас
всегда так радушно встречали. Бабушка направилась нам навстречу
со своей, такой доброй и светлой, улыбкой.
        Поговорив, измерили бабушке температуру. Показатель 37,0 всех
нас, вместе с бабушкой, порадовал. А потом сели ужинать. Но в этот раз
бабушка ела очень мало: съела ненсколько ложек куриного бульона,
половинку популярного в те годы глазированного сырка на палочке
и в шоколаде. На просьбу доесть хоть сырок. бабушка сказала,
смущённо улыбнувшись: "Я и сама понимаю, что есть нужно больше.
Я почему-то стала слабеть. Но есть совершенно не хочется. Возможно
завтра аппетит будет лучше".
         Мы посоветовали бабушке лечь в постель. Она согласилась,
легла. Мы с Валечкой устроились рядом с кроватью. Разговаривали,
спрашивали, что бы ей хотелось съесть завтра. Бабушка держала нас
с сестрою за руки и сколько же нежности излучал её взгляд!
         А было уже около восьми вечера. Я с детками стала собираться
домой. Вдруг бабушка попросила: "Положи, голову ко мне на подушку,
пожалуйста. а ты, Валечка, положи с другой стороны".
         Мы исполнили её желание. Она погладила нас по голове
ласково-ласково и сказала: "Женечка, а ты бы не могла прийти к нам
сегодня на ночь? Я ночью плохо сплю. Валечка, наверное, за эти дни
устала".
         "Хорошо, - ответила я. - Уложу деток, дам ЦУ Анатолию и приеду.
Постараюсь приехать побыстрее",
         Мальчики подошли пожелать бабушке спокойной ночи. Бабушка
погладила и малышей по головкам. Приполнялась и поцеловала обоих.
         А мне напомнила: "Так ты придёшь? Я тебя буду очень ждать!"
         "Приду обязательно," - уверила бабушку я.
И мы отправились домой. Автобус, нам на радость, пришёл быстро. Анатолий,
мой идеальный муж, уже перекусил, помыл посуду и ждал нас с нетерпением.
Он спросил о здоровье бабушки. Узнав, что мне нужно ехать обратно, Толя
стал помогать мне мыть и укладывать детей.
         У бабушки был квартирный телефон, а мы ещё стояли на очереди.
Позвонить я могла только с телефона-автомата у магазина. Поэтому
самыми ценными монетками для меня были "двушки", монетки в две копейки.
Идя к автобусу, я достала заветную двушку, чтобы сообщить, что я мду
к транспорту.
         Валечка долго не брала трубку. Наконец ответила. Сказала,
что она прилегла и сама уснула. На вопрос о бабушке, сообщила, что
бабушка спит тоже. Предложила мне остаться дома, ведь мне в шесть утра
нужно будет ехать домой собирать детей.
         Я ответила, что я ведь обещала, значит, приду обязательно.
Пусть ждут, я скоро буду. Мне повезло и в этот раз. Автобус появился
довольно быстро. И ехал он почти без остановок, пассажиров было совсем
мало.
         Выйдя из автобуса поспешила по безлюдному переулку к желаемой улице.
Повернув на Михайловича, я сразу увидела у ворот бабушки "Скорую помощь".
"Что-то случилось," - промелькнуло в голове. Я бегом помчалась к калитке.
Врачей я застала. А бабушку - нет... Медики констатировали смерть...
         После ухода врачей Валечка, рыдая, стала корить себя за то,
что уснула. "А вдруг бабушка что-нибудь хотела. Может, она просила воды,
а я не слыхала".
         "Валечка, успокойся, - вполголоса утешала сестру я. - Посмотри,
какое у бабушки спокойной выражение лица. Она не мучилась, не страдала.
Наверное, так уходят из жизни только праведники".
          Всю ночь мы просидели у изголовья бабушки. Говорили шёпотом,
взволнованные посетившим нас таинством смерти. Таинством перехода
Человека в Мир иной...
          Прошло полвека. Девятого декабря исполнилось 52 года с того
памятно-горького дня. Нет бабушки, двадцать восемь лет тому не стало
и Валечки... Сорок девять лет уже не с нами моя замечательная мама,
Таисия Васильевна, младшая дочь бабушки...
Они дарили вселенной только нежность,
только тепло, только любовь...
          А сердце хранит их каждое движение, каждое слово,, каждый взгляд ...
          Вечная Вам память, наши милые Праведники!
               



   


Рецензии