Арина

1
   Наступил ноябрь 2022-го. Холод. На даче вырубили свет. И я вернулась на кухню к сыну Глебу. Тут и начались знакомые муки: дни шли за днями - как близнецы. Еда, телевизор, сон. Это всё хорошо, но какая-то бессмысленность существования. Купила тёплые леггинсы, чтоб гулять на улице только в одних штанах. Ведь это так противно: надевать штаны за штанами, кофты за кофтами, носки за носками - каждый раз при выходе на улицу. Также купила тёплые боты на размер больше: чтобы ноги не уставали от долгой ходьбы. Казалось бы: гуляй себе на здоровье! Но ощущение полноты жизни не приходило.
- Ты же собиралась зимой подруг навестить, съездить к кому-нибудь, - напомнил Глеб.
- Значит, ему заранее утомительно представлять, что я всю зиму буду маячить перед его глазами, - эта мысль вынудила меня действовать. Звонок в Назрань дал отрицательный результат: съёмная квартира была уже занята. Дочь по телефону рекомендовала навестить брата или двоюродную сестру, увиливая от ответа: можно ли остановиться в Назрани у неё.
   Оказывается, характер имеет свойство меняться сам - с годами. В этот раз я не хотела экспериментировать, а дала себе слово ехать только к тем, кто примет. Баба Ася с моря ответила, что комнаты у неё не отапливаются, а в свою она меня не пустит. В Назрани подруги отписались, что жилья нет. Анзор с Хадижей, которые выгнали меня той зимой со сьемного жилья, на контакт сами не выходили, а мне обида не позволяла унижаться перед ними. Даже не могу объяснить это чувство: раз они мне не звонят, значит, не хотят больше видеть. А мне такие предатели, алчные и подлые, тоже не нужны в друзьях. Что-то мне тоже надоело мимикрировать без конца, пытаясь отыскивать положительные качества у не искренних ко мне людей. Заодно сделала вывод, что подруги скучают по мне, но не более. Сразу удалось охладить свои порывы, и я написала землячке Арине в Одноклассники, что, мол, хочу куда-нибудь съездить, ищу компаньонов: не собирается ли она куда-нибудь рвануть. Она ответила сразу: мол, годы уже не те, тяжело подрываться, лучше ты к нам приезжай. Брат и кузина порадовались за меня, что я собираюсь в Москву. Стало ясно, что они меня к себе не ждут. А московская подруга Мола (Молина) пригласила заехать к ней, если успею до 24-го ноября, так как они с мужем едут в санаторий.
   - Всё, движуха пошла! - ощутила я внутренний мандраж. -  В самом деле, сколько можно бояться лишений в дороге и в гостях?! Будет ли ещё шанс и позволит ли здоровье?!
 
2
   В Москве меня встречал однокурсник, я называю его Поклонник, потому что, нарисовавшись из ниоткуда несколько лет назад, он до сих пор оставался на телефонной связи со мной. Помня меня ещё молодой, напоминал мне иногда о моих талантах и положительных чертах. Я сразу ему объявила, что отныне не веду себя как жертва, ни к кому не приспосабливаюсь, а сразу решаю вопросы, как мне надо. Поэтому, если он хочет общаться со мной, может сопроводить меня с Казанского вокзала на Курский, где мне нужно пересесть на город Владимир. Он согласился сразу, а я гордилась собой, что, думая о себе и поступая, как мне удобно, не создала никаких трудностей для общения. До сего дня у меня был недостаток: я всё время хотела угождать, отказываясь от своих приоритетов. Угодливость так и перла из меня. Совсем не стыжусь этого качества, но с ним стало трудно ладить с людьми, потому что многие воспринимают это как разрешение повелевать мною или пренебрегать моими интересами. А когда я перестаю угождать, нарываюсь на скандал.
   Нам не удалось нигде посидеть, пообщаться, всё на бегу. Но я в свои 66 чувствовала себя на высоте: зубы подлечены, волосы подстрижены и покрашены, одежда хорошо сидит, лишний вес ушёл на холодной даче. Когда ещё всё это будет совмещено в следующий раз?! Сокурсник тоже выглядел нормально, опекал меня, как и положено москвичу перед провинциалкой.
   Во Владимире меня встретили на машине Арина с мужем Андреем и повезли в какую-то тьму-таракань. Это была деревня Второво.

3
   У них был дом с печкой и никаких условий. Ведро в углу. Второво в двадцати с лишним километрах от Владимира. Спать меня положили на сидячий диван в изголовье супругов. Сын Арины оказался уже взрослым парнем, да ещё и женатым год как. Он жил через стенку в комнате с отдельным входом.
   Андрей с утра уже топил печь. Меня повезли в город Владимир показать церкви. Накануне мы заезжали к сестре Арины, а сегодня к подруге, которую я знала. Чуда не произошло: никто не жил в хоромах. Мы заехали в огромный торговый центр "Глобус", где поели в огромном кафе. Арина платила. Потом она купила грузинского вина. Вчерашнее, тоже грузинское, мне понравилось. Хотя я не пью вообще, потому что давно уже все вина и шампанские стали иметь отвратительный вкус, а после них болела голова.
   Перед отъездом я настроилась на лишения и ограничения: спросила себя, готова ли не есть вдоволь и когда хочу? Ответ пришёл изнутри: "Да". Поэтому я не выражала никаких желаний и целиком отдалась воле Арины. Она дома царила. Пристально глядела мужу в глаза и покрикивала на него, выделяя деньги на покупки. Пенсия её была в два раза больше пенсии Андрея. Поэтому он работал на Мазе с длиннющим прицепом.
   Вернувшись в село, зашли в магазин, где работала ещё одна подруга Арины Наташа. У Наташи, в сравнении с прошлым, лицо стало свежим, светлым, а глаза - сияющими. Меня поразило, что подруги Арины переехали в эти края за ней, с ней. Удивила эта многолетняя дружба.
   Наконец Арина разрешила мне заплатить за пиво для Андрея. Вечером пришла Наташа, и мы добили вчерашние окорочка, которые запекла в духовке Арина к моему приезду. Выпили красное грузинское вино. И в эту ночь мне даже удалось заснуть без мучений горения ног.
   Я думала: погощу дня три. Поэтому денежные взаимодействия меня не волновали. Но Арина предложила остаться на месяц - до её дня рождения. Что делать? Конечно, хотелось задержаться подольше: новые места, новые впечатления, новые люди - против однообразного сидения в квартире сына - побеждают. Деревня была хороша. Колодцы вдоль дорог, красивые очертания заснеженных деревьев. Прямо напротив Арининого дома - через пруд - церквушка. А рядом ещё два пруда. Сейчас их чистят. Но потом будет и рыбалка, и купание. Вокруг деревни лес. А в нем и грибы, и ягоды летом.
   Правда, интернет в доме плохой, потому что у меня Билайн. Я купила фарш и муку и стала лепить пельмени. Поход в магазин - вот тебе и прогулка. Почему-то никак не удавалось поговорить по душам, как раньше. Наверно, потому, что пришла старость. Арина, хоть и жила с мужем, не считала их отношения полноценными.
- У нас нет близких отношений! Уже давно! - высказывала она при нём, без юмора.
- Ты же сама не хочешь! А я-то что насильно буду лезть?! - оправдывался Андрей, улыбаясь. Возможно, здесь и скрыта была причина некоторой безрадостности Арины. Ведь раньше она была очень сексуальна. Я даже как-то подумывала, не перестать ли мне дружить с ней. Ведь, если мне даже удастся завести когда-нибудь мужчину, он сразу от меня отстанет, познакомившись с моей подругой. Этой мыслью я даже поделилась с Молиной, у неё с Ариной смолоду были неприязненные отношения. Но в этот раз Молина заступилась за Аришку: что, мол, незачем дружбу променивать на мужика.
   Как раз к дружбе я относилась достаточно прохладно, потому что подруг я не выбирала. Они сами выбирали меня и уже не отпускали. Тогда я, приглядевшись к ним внимательней, обнаруживала симпатичные мне черты их характера, и поддерживала общение. Когда я уезжала или меняла работу, в новом окружении меня опять замечали и выделяли. Мне они были или интересны, или я привыкала к новому общению. Поэтому я как-то не сожалела об оставленных в прошлом подругах.
   В этот раз отношение к дружбе пришлось пересмотреть. Меня позвала в гости только одна подружка, и то не очень близкая. Ладно, не буду прибедняться: на Севере одна Лена - звала (но я сама не рискнула поехать к ней: она в любую минуту, как мне кажется,  могла принять противоположное решение). Другая - Настя - живёт в деревне. Я к ней приезжала, не спрашивая разрешения, потому что она привечала меня всегда. Но последний раз у неё дома жили дочь с мужем и двумя детками. Я явно была лишней. Вывод: давно я перестала с кем-либо плотно дружить и разучилась, а, может, и не научилась строить отношения. Так что поездка была своевременной.
   Подруга Арины Наташа предложила мне пожить у неё:
- У меня свободная комната, душ, стиралка. Мама-то моя как будет рада! Она ведь целыми днями одна. То я целыми днями на работе в магазине, то, когда дома - смотрю за поросятами и овцами.
- А сколько ты возьмёшь за проживание?
- Нисколько.
   Я рассказала Арине о предложении, и подруги созвонились для официальной беседы. У них так: надо договариваться о встрече. Опять сьездили в магазин, купили грузинское вино, и вечером Андрей заехал в магазин за Наташей. Посидели хорошо. А назавтра я перешла жить к Наташе. Её мама Тамара очень обрадовалась. Наташа приготовила нам обед и ушла на работу. Вечером усадила за ужин. Тамара плохо слышала. Я по нескольку раз повторяла слова, пытаясь откликнуться на её речь. К концу дня обессилела, а наутро заболела. Головная боль и дикий кашель. Тамара тоже кашляла.
   Позвонила Арина: мол, с сыном едут в райцентр Камешково. Сын, дескать, не хотел меня брать, но она уговорила.
- Езжайте без меня, - не расстроилась я. Но они заехали за мной, и я купила в аптеке АнвиМакс от гриппа, 2 пакетика. На обратном пути Ариша дала сыну тысячную купюру на бензин, и Толя пошёл заправлять машину. Возможно, от меня ожидали, что я тоже добавлю. Но я не напрашивалась на эту поездку, меня уговорили, и зачем тогда мне платить? Так решила я. Как видите, при взаимодействии с людьми регулярно приходится принимать незапланированные решения. Постоянно мысленно взвешивать: не много ли я вложила или не мало ли дала?!
   На другой день Наташа ничего нам не приготовила нового. Я - уже без Тамары - сходила в магазин, купила фарш, муку, молоко в Наташином магазине, и села лепить пельмени. Тамара подсела помогать. Потом мы пообедали, и я сварила ещё и для Наташи.
Вечером Наташа с удовольствием угостилась.
   Почему-то, при всех удобствах, я не могла ни одну ночь заснуть вовремя: ноги горели огнём, а диван стоял от окна далеко, и я никак не могла охладить свои ступни. Витамины же, в состав которых входил спасительный В5, заканчивались.
   На другой день мне показалось, что тёплый взгляд Наташи стал холодным. Я пошла в магазин, купила курьи ножки, приготовила жаркое. Потом пошла - уже без Тамары (когда я заболела, Тамара как-то приотпустила меня) - к Аришке - прощаться. Купила красивых пирожных - типа, проставилась.
- Прости уж за скаредноватость, жадноватость, - начала я 
- Не надо извиняться, я же тебя знаю, какая ты! - ответила подруга. Она тоже приняла мой предстоящий отъезд как должное.
Приехал из командировки Андрей. Он заработал денег и купил тёплые ботики Арине, невестке Оле и себе. Арина примерила:
- Как раз мой, 37-ой размер! - похвалила она сияющего Андрея.
Андрюха включил купленную им световую лампу для дискотеки, и по стенам побежали белые зайчики. Стало так празднично!
- Где остальные деньги? Пропил, небось?! - угрожающе спросила Арина.
- Вон они, на диване!
Арина зашла за печку, и оттуда раздался радостный голос:
- И правда: деньги здесь!
Я увидела её тёплый взгляд, направленный на Андрея. Он же сиял, сидя за столом и, похоже, уже что-то выпивал. Я поняла, что все их переглядки - это и есть проявление чувств. И сейчас их чувства были взаимными!
   А через день я уехала. Наташа не возражала. Я купила пирожные и для них, сама съела пару штук: они были вкуснейшие, не только красивые. Тамара проводила меня до станции на электричку. Мне всё стало не интересно, пора было "вставать на крыло". Тем более, Молина, уехавшая с мужем в санаторий, позвонила и предложила остановиться у неё дома, у её дочек, если я смогу туда добраться самостоятельно.
   В поезд на Москву я запрыгнула перед его отходом, думая, что это электричка. И начальник поезда от души выписал мне дорогущий билет чуть не за две тысячи - от Владимира до Москвы. Пришлось порадоваться, что траты во Второво я соразмеряла со здравым смыслом.
   Всё же добрые подруги и сельская природа не смогли долго удерживать меня вдали от городских плюсов и хорошего интернета. Но поездка была нужна!

2.01.2023


Рецензии