Два Дюма

                Два  Дюма, два Александра.


            Мало есть имен, более известных миру, чем имя Дюма-отца. Французский писатель, драматург и журналист. Признанный мастер приключенческого романа. 
   В любой стране читали и продолжают их читать его книги.  Его обвиняли в том, что он забавен, плодовит и расточителен. Каждый из писателей по-своему завоевал известность. Бальзак обычно публиковал свои романы в газетах. Позднее так же будут поступать Диккенс и Достоевский.
    Гомер был поэтом для всех. Мольер вышел из балагана, - пишут его современники,- и без труда перешел от простонародного фарса к придворной комедии. Гюго на протяжении всей своей жизни умел завоевать и сохранить любовь самой широкой аудитории.
    Толстого, Бальзака и Диккенса совершенно заслужено ставят выше Александра Дюма. Но он для многих людей стал образцом таланта, жизнерадостности и великодушия и заслужил огромную популярность.
    Но не меньшей известностью пользуется и Дюма-сын. Он написал такие пьесы, которые изумляют, а иногда шокируют зрителя наших дней.  А его «Дама с камелиями»! - этот всемирно известный знаменитый роман, который позже был им переписан в пьесу! И она выдержала больше 350 постановок и стала не мене знаменита, чем «Антони» и  Дюма-отца. Ее постановка возобновлялась снова и снова.

         И для меня, простого читателя, который увлекался этими бессмертными произведениями, и зачитывался ими,  стал вопрос:
     -  Как, каким образом становятся знаменитыми эти люди, - художники, поэты, писатели, в головах которых возникает и живет целый мир! Откуда это, как происходит появление таких талантов? Что служит толчком к творчеству.
       И вот на  судьбе этих двух Александров, -  отца и сына Дюма,  я хочу проследить и понять, как появляется это в человеке – способность к творчеству, желание рассказать другим о том, что интересно им. Заинтересовать многих людей и повести многих за собой в свой мир. Кто они, где и у каких родителей пришли в этот мир. Как складывалась их жизнь.   

                *****

        В 1789 году, вскоре после взятия Бастилии, жителей маленького городка Вилле-Коттре, расположенного к северу от Парижа, встревожили слухи о крестьянских бунтах и грабежах. Город этот славился красивым замком эпохи возрождения, принадлежавшим некогда королевской семье.
     Людовик 13-й подарил этот замок вместе с герцогством Валуа  своему брату и с тех пор им владели герцоги Орлеанские. Пребывание двора в маленьком городке принесло ему процветание. Судьи, чиновники и приближенные Орлеанского дома построили здесь себе красивые особняки. Прекрасный лес, где прогуливались и охотились приближенные и гости, привлекал любителей прогулок. Приезжих было так много, что в городе безбедно существовали владельцы тридцати трактиров и гостиниц.
     Одной из них владел Клод Лабуре, бывший дворецкий его королевского высочества герцога Орлеанского. Благодаря такому прошлому, он пользовался особым авторитетом. Он  стал командиром местного отряда национальной гвардии. Мирный и зажиточный город имел все основания бояться грабителей. Было решено просить Людовика16-го прислать солдат для защиты города.
 

     15 августа 1789 года все окрестные жители собрались на площади у замка, чтобы полюбоваться драгунами, красовавшимися во всем великолепии своих мундиров. Один из них больше других привлекал к себе взгляды. Это был статный мулат с бронзовой кожей. Изящество движений придавало его могучей фигуре аристократизм.
      Когда солдат распределяли на постой, Мари-Луиза Лабуре попросила отца, который как командир, имел право выбора, взять к себе красавца- мулата. Мари-Луиза пишет своей подруге, Жюли Фортен:

     «Драгуны, которых мы так долго ждали, прибыли позавчера. Приняли их очень тепло и охотно разобрали по домам. Мой отец остановил выбор на одном цветном молодом человеке из этого отряда; он был очень мил.
     Зовут его Дюма, но товарищи говорят, что это не настоящая его фамилия. И что он будто бы сын знатного дворянина из Сан-Доминго…У него хорошие манеры, так что,  как видишь, моя милая, это очень славный молодой человек».

         Хозяева сразу же полюбили Дюма. Добротой он был так же щедро наделен, как и силой. Командиры Дюма сообщили Лабуре, что солдат этот – сын маркиза и что настоящее его имя Дюма Дави де ля Пайетри, что соответствовало истине. Отец его, бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля.
        В 1760 году он отправился на острова, решив попытать счастья на Сан-Доминго. Он купил там плантации. Управляла хозяйством маркиза молодая женщина.  27 марта 1762 года от этой чернокожей рабыни Сессеты  у него родился сын. При крещении ребенка нарекли Тома-Александр.
        Была ли рабыня возведена в ранг супруги, неизвестно. Ее внук уверяет, что была. Но не этот счет нет ни одного документа.
     Маркиз привязался к маленькому мулату, и  признал ребенка. В 1772 году чернокожая мать умерла. Ребенок воспитывался у отца. Соскучившись по столичной придворной жизни, маркиз вернулся  в Париж. Согласно  тогдашним обычаям, французские плантаторы- дворяне, возвращаясь во Францию, сыновей смешанной крови брали с собой. Дочерей оставляли на островах.

                *****

    Молодому мулату, когда они оказался в Париже,  было 18 лет. Цвет кожи придавал ему экзотический вид. Черты лица у него были правильные, глаза – великолепные. Фигура – стройная. Его принимали в свете, ведь он был сын маркиза. Он пользовался большим успехом у женщин.

    Он поражал своей силой. Однажды вечером в Опере какой-то мушкетер, войдя в ложу, где сидел Дюма, оскорбил его. Молодой Дюма Дави де ля Пайетри схватил обидчика и швырнул его через перила прямо на зрителей партера. За сим последовала дуэль, на которой он ранил своего противника. Он был искусен в фехтовании, как и во всех телесных упражнениях.

     Однако, жилось в столице ему несладко, так как маркиз давал ему мало денег. В семьдесят девять лет маркиз женился на своей экономке и доведенный до крайности, Дюма Дави решил завербоваться в королевскую гвардию.
    -  Кем? – спросил его отец.
    -   Простым солдатом.
    -   Превосходно, ответил старик. Но я маркиз, бывший полковник и не могу допустить, чтобы мое имя трепали среди всякого армейского сброда.
   -   Я завербуюсь как Дюма.
     Под этим именем он поступил в драгунский полк королевы. В полку он быстро прославился своими подвигами.

      Так он оказался в Вилле-Коттре. Мари-Луизе Лабуре, девушке серьезной и добродетельной понравился этот великодушный красивый человек, которого делали неотразимым  сочетание  незаурядной силы, красивого мундира и таинственного происхождения.
      Когда молодые люди признались во взаимной любви, отец девушки, Клод Лабуре поставил единственное и весьма скромное условие:
    -  Свадьба будет сыграна, как только Дюма получит чин капрала.

                *****

     В конце года драгун вернулся в полк. Нашивки капрала он получил 16 февраля 1792 года. Разразилась революция. По всей стране формировались полки добровольцев. Он стал на сторону революции, так как только она могла уравнять его в правах. Полковник Буайе, наслышанный о храбрости молодого драгуна, пообещал сделать его лейтенантом. Но поступило более лестное предложение поступить в другой полк, где его зачислили сразу капитаном. 
     Дюма проявил чудеса храбрости и сразу же умножил список своих подвигов, один захватил в плен тринадцать вражеских стрелков. И уже 10 октября он был произведен в подполковники.
     Таким образом, драгун, отправившийся на войну с мечтой о чине капрала, в тридцать лет стал подполковником. Он с лихвой выполнил обещание и завоевал свою прекрасную невесту. Свадьба состоялась в мерии Вилле-Коттре 28 ноября 1792 года. Медовый месяц длился недолго. Новобрачному пришлось отправиться вдогонку за полком, оставив дома беременную супругу.
               
    30 июля 1793 года Дюма производят в генералы. А семь дней спустя жена разрешилась от бремени девочкой. Это были эпохальные времена, когда армия делала генералов быстрее, чем женщины детей.
    Но революция не особенно церемонилась со своими генералами и часто перебрасывала их с места на место. Получив назначение на пост главнокомандующего Пиренейской армией, влюбленный муж, проезжая по пути к новому назначению, смог побыть дома всего четыре дня. Приступив к новому назначению, он везде и всегда показывал чудеса храбрости и героизма.

    Дюма устал от частых переездов и назначений. Он любил сражаться и побеждать. Человек открытый, он ненавидел интриги и подозрения. Он подает в отставку и уезжает к родителям жены. Они жили своей семьей почти восемь месяцев счастливо и безмятежно. И тут Конвент вспомнил о военачальнике, пользовавшимся репутацией человека честного и надежного и призвал его в Париж. Но здесь его опередили другие  генералы, в числе которых был и молодой человек с римским профилем по имени Наполеон Буонапарте.

   Страна была разорена и только война могла поправить положение. Поэтому новое правительство обратилось к извечной мечте французских королей – завоеванию Италии. Главнокомандующим Итальянской армией был назначен корсиканец Наполеон Бонапарт. Стратегию он брал на себя. Дюма же продолжал геройствовать. Он с горсткой солдат у въезда на Бриксенский мост задержал целый эскадрон. После этого подвига солдаты готовы были идти за ним хоть на край света.
    Бонапарт призвал Дюма  к себе и встретил его с распростертыми объятиями. В это время он с триумфом въезжал в Париж. После подписания мира с Италией генерал Дюма получил отпуск.
     А меж тем в Париже Бонапарт провозглашает свою мечту: прогнать англичан из Египта, а если удастся, то и из Индии. «Лишь на Востоке, - говорил он – есть еще территории достаточно обширные, чтобы основать империю, достойную древних».


                *****

    12 апреля 1798 года Бонапарт стал главнокомандующим Восточной армией. Он тотчас же призвал к себе Дюма. Он считал, что Дюма честен и храбр. За ним пойдут солдаты и Бонапарт поручил Дюма командование кавалерией в Египетском походе.
    И Дюма снова прощается с родными и догоняет своего командира. Состоялась аудиенция. Он получил от Наполеона распоряжения и наставления. Выходя от Бонапарта, Дюма встретил Клебера, с которым был дружен.
    -  Кстати, ты не знаешь, для чего мы туда едем? – спросил Дюма.
    -  Чтобы дать Франции новую колонию. – ответил генерал Клебер. Позже он поймет, - эта грандиозная бессмысленная авантюра была нужна только одному человеку, который хотел таким образом поднять свой престиж. Оказавшись в Египте полновластным и бесконтрольным хозяином, Бонапарт «вел себя там как султан».

    Дюма привык всегда выполнять распоряжения. Он проявил себя таким же смельчаком, как всегда. Его кавалеристы отбросили мамелюков к Нилу. Когда он, вздымая на дыбы лошадь, размахивал саблей над головой, даже самые храбрые арабы с криком «Ангел смерти»! в ужасе кидались врассыпную.
    Время шло. Многие генералы не понимали целей этой войны. Они опасались, как бы Бонапарт не использовал их для удовлетворения своего честолюбия. Дюма разделял их взгляды. Наполеон был им недоволен. Он призвал Дюма к себе и сказал:
      -  Генерал, вы пытались деморализовать армию. Вы произносили бунтарские  речи. Ваш высокий рост не помешает мне расстрелять вас через два часа. – Отношения между ними напряжены.
      Но  Дюма, человек чести, продолжает вести себя героически. Он подавил восстание в Каире, первым вошел в великую мечеть и отослал захваченные сокровища Бонапарту с письмом:
               
               
                Дюма  -  Бонапарту
            «Гражданин генерал, как леопард не может сменить шкуры, так и честный человек не может изменить своей совести. Посылаю Вам только что захваченные мною сокровища, оцененные в два миллиона. Если я буду убит на полях сражений или умру от тоски, вспомните, что я беден. Я оставил во Франции без средств жену и ребенка. С братским приветом».

        Он не видел целей этой войны,  попросил разрешения вернуться во Францию. Бонапарт, который не прочь был избавиться от недовольного генерала,  разрешил Дюма уехать.
                *****

        Сделать это было нелегко. На Средиземном море хозяйничали англичане. С несколькими товарищами они зафрахтовали  небольшое суденышко. Капитан обещал доставить их во Францию. Но оно не было предназначено для длительного плавания в открытом море.
        Грянула буря и путешественникам пришлось укрыться в ближайшей бухте. Они оказались в тюрьме и провели там продолжительное время. Там с ними плохо обращались. Дюма отравили. Приступы боли все усиливались и он чудом избежал смерти. В результате он почти оглох, полностью ослеп и его разбил паралич.
       Таким образом, в тридцать три года он одряхлел и все признаки показывали, что в его организм ввели какой- то сильный яд.               
      В конце концов,  5 апреля 1801 года генерала Дюма по случаю перемирья обменяли на знаменитого австрийского генерала Мака. Он вышел из тюрьмы изувеченным, полупарализованным с язвой желудка. Тюрьма превратила атлета в калеку.
                *****

    Во Флоренции Дюма встретился с Мюратом, своим верным другом и товарищем по оружию. Мюрат протянул руку помощи поверженному судьбой герою. Благодаря ему Дюма удалось послать из Флоренции курьера в Вилле-Коттре.

                Дивизионный генерал Дюма – гражданке Дюма

               «Всего час назад, моя любимая, я встретился с нашим другом, генералом Мюратом. Из-за его доброго отношения к тебе он стал мне еще дороже. И я до конца дней своих не устану оказывать ему свою благодарность. Я отправляю отсюда, как я тебе уже писал, памятную записку консулу с перечнем тех мучений, которые я претерпел по вине неаполитанского правительства. Я не буду тебе описывать всех лишений, которые я претерпел. Ты и так достаточно истерзана переживаниями за меня. Я видел все твои письма Мюрату. Благодарю тебя за то, что ты так привязана к нашей дочери, как и я.
    Благодаря такому твоему поведению, ты стала мне еще дороже. И я не могу дождаться часа, когда смогу выразить тебе мои чувства… До свидания, моя возлюбленная жена… Безгранично преданный тебе Александр Дюма».
    Генерал Мюрат был так любезен, что поручил своей супруге передать тебе помощь – пятьдесят луидоров».
    Супругой этой была Каролина  Бонапарт. Бедный Дюма не подозревал еще ни о своей опале, ни о той пропасти, которая отделяла его семью, от тех, кто пять лет назад были ей равны.

                *****

        1 мая 1801 года генерал прибыл, наконец,  в дом Лабуре и свиделся, со своей молодой женой, дочерью восьми лет и родителями жены. У изувеченного геркулеса не было за душой ни гроша. Жалованья  за последние два года он так и не получил, а тюремщики отняли у него все деньги, которые он имел при себе.
     И все-равно,  Дюма, перенесшему немало страданий в Египте и еще больше в тюрьме, мирный семейный очаг в Вилле-Коттре, любящая жена, казались раем.
    Дюма бомбардировал военные канцелярии письмами. Тщетно! Бонапарт никогда и никому не прощал недостаточную преданность своей персоне.

                *****

      24 июля 1802 года Мари-Луиза произвела на свет сына, которого записали под именем Александр Дюма. Позже (в 1831 году) в акты гражданского состояния внесли поправку. К фамилии Дюма прибавили –Дави де ля Пайетри. Генерал попросил своего старого товарища – генерала Брюна быть крестным отцом ребенка.
               
                Дюма – Брюну, 6 термидора 10-го года.

    «Мой дорогой Брюн, с радостью сообщаю тебе,  что вчера утром  моя жена разрешилась от бремени большим мальчишкой. И если он будет так же быстро расти после своего появления на свет, как рос до этого, похоже, он не подкачает.
   Я рассчитываю, что ты будешь крестным отцом. Приезжай скорее, потому что я уже давно тебя не видел и очень хочу с тобой повидаться».


              Так в семье Дюма 24 июля 1802года появился Александр Дюма. Генерал отдал свою дочь в парижский пансион. Он страстно привязался к красавцу сыну, белокожему и голубоглазому. Лишь курчавые волосы ребенка выдавали, что он на одну четверть африканец.
      Едва мальчик подрос, он горячо полюбил добряка отца. Он восхищался его феноменальной физической силой, которую отцу удалось сохранить, несмотря на болезни. Мальчику нравилось все: - блестящее шитье генеральского мундира, ружье с серебряной насечкой.
     Семья перебралась в небольшой замок, находящийся с деревушке недалеко от Вилле-Коттре.

     В 1805 году Дюма, понимая, что его здоровье ухудшается, решил поехать в Париж и показаться докторам. Он взял с собой жену и сына, которых  хотел представить своим друзьям. И маленький Александр на всю жизнь запомнил, как он в шляпе Мюрата скакал вокруг стола верхом на сабле Брюна.  Дюма чувствовал, что смерть его близка и хотел, чтобы у мальчика остались влиятельные покровители.
   Генерал Дюма попросил аудиенцию у императора и получил отказ. Это усугубило его страдания. Он продолжал болеть.  Но при этом он уделял сыну бесконечно много внимания.

   О последних месяцах жизни своего отца маленький Александр сохранил очаровательные воспоминания. Однажды отец взял его с собой на охоту. Это произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Вскоре после этого,  когда Дюма возвратился с верховой прогулки, он почувствовал себя очень плохо, и ему пришлось лечь в постель. Он впал в глубокое отчаяние и потерял самообладание.

    -  Неужели генерал, - воскликнул он, - который в тридцать пять лет командовал тремя армиями, должен в сорок умирать в постели, как трус? О Боже, Боже, чем я прогневил тебя, что ты обрек меня таким молодым покинуть жену и детей?
      Дюма чувствовал свой уход. Он призвал священника, исповедался, а потом, повернувшись к жене, испустил последний вздох у нее на руках в тот миг, когда часы пробили полночь. Маленького Александра  заранее увезли из дому к сестре его матери. 

                *****

    Они и в самом деле были очень несчастны. Генерал не оставил им наследства. Семье нечего было ждать от императора, который упорно отказывал в аудиенции жене бунтаря. Даже добиться стипендии в лицее или в военной школе для маленького Александра оказалось невозможным.

    Его ждало вольное детство, проведенное в полной праздности среди лесов.
    Нелегко пришлось матери мальчика. Когда ему было десять лет, бедная мать умоляла сына пойти в духовную семинарию, так как их родственник умер, завещая мальчику стипендию при условии, что он примет духовный сан. Но хотя Дюма был сердечный мальчик, Александр был тщеславен и часто дерзил. Его непомерная гордыня мешала ему проявлять добрые чувства.

     Генеральша Дюма получила патент на торговлю табаком и сняла лавочку у местного медника по фамилии Лафарж. К меднику приехал погостить его сын.  Между молодыми людьми завязалась дружба. Лафаржу доставляло удовольствие рассказывать умному мальчику о Париже, о литературной жизни, о театрах. Он даже показал ему эпиграммы в стихах. Дюма усмотрел в поэзии путь к славе.
  Однако, пришло время подыскать для него достойное занятие. В это время Александр любил охотиться, и юному дикарю не хотелось расставаться со своей свободой. Госпожа  Дюма обратилась к местному нотариусу и попросила его взять младшим клерком.
   -  Что ж, если служба у нотариуса обеспечит мне карьеру и достаточного свободного времени для охоты, я готов! – сказал себе Александр.
 
                *****

   Весной 1818 года ему исполнилось восемнадцать лет. Он стал бывать в обществе молодых девушек. При этом его друг Лафарж давал ему полезные наставления, как одеваться, как вести себя. И он пользовался неизменным успехом у приезжих парижанок. И хотя они подтрунивали над ним, они помогли ему понять, что он хорошо сложен и недурен собой. Но эти врожденные качества следует подчеркнуть тщательным уходом за собой, элегантным нарядом и приятной беседой.
    Вскоре он влюбился. Блондинка Адель Дальвен, белошвейка, имела очень приятную внешность.

    «Любить ее было легко и сладостно, добиться ответной любви – очень трудно. Ее родители были старые добрые земледельцы. Люди честные, простые. И можно только удивляться, что в этом прозаическом семействе появился столь свежий и благоуханный цветок» -

       писал он своему другу. С ней он и познал свою первую любовь. Безоблачная идиллия продолжалась два года.

      Очень важно понять характер Дюма, который сформировали и наследственность и воспитание. Своему отцу Александр обязан  физической силой, великодушием, богатым воображением и честолюбием. Он был напичкан рассказами о таинственных происшествиях, приключениях,  военных подвигах и кровопролитиях.
     Дюма полюбил в истории все стихийное, что связано с таинственной игрой случая. Он и сам был подобен стихийной силе. Адольф де Левен, с которым он проводил много времени, к тому времени возвратился из Парижа, где он жил у  друга своего отца, драматурга Арно. Там он познакомился с театром и предложил организовать творческую труппу.  За 1820 – 1821 они написали вместе с Дюма несколько пьес и водевиль в стихах. Пьесы успешно ставились в местном театре.

     Александр был потрясен успехом. И так как он не привык сомневаться ни в чем, и меньше всего в себе самом, он решил стать драматургом. Он был решительным и вскоре был уже в Париже. Дома он дал себе клятву – попасть в театр. Оставалось только достать билеты.
   На следующий день в Комеди Франсез давали «Суллу» с великим Тальма в главной роли. Он разыскал Адольфа Левена и они застали Тальма в его грим-уборной. Адольф сказал, что его друг – сын генерала Дюма. Тальма помнил храбреца – генерала и выписал им контрамарки.
   Дюма был в восторге от игры великого Тальма. Они проникли к нему и сказали, что пришли поблагодарить его.
    -  Приходите и завтра.
    -  Увы, - вздохнул Дюма, - завтра мне придется уехать из Парижа. Я работаю клерком у провинциального нотариуса.
    -  Ба,  сказал Тальма, - да сам Корнель был клерком у прокурора! … Господа, представляю вам будущего Корнеля! – Дюма побледнел:
    -  Прикоснитесь к моему лбу, - попросил он Тальма, это напутствие принесет мне счастье!
    -  Да будет так! – сказал великий Тальма.
    -  Не сомневайтесь! Я вернусь в Париж, обещаю Вам!
   В этом молодом человеке и впрямь были энтузиазм и ненасытная жажда славы. Пробегая в последний раз по улицам спящего города, Александр уверенно намечал места своих будущих триумфом.


                *****

      Прошел не один год.
     За это время он выполнил свое обещание. Вернулся в Париж. При помощи друзей его знаменитого отца он был устроен писцом в канцелярию к герцогу Орлеанскому. У него было время много читать, изучать классиков, Вальтера Скотта и Байрона. Он ходил в театры, чтобы лучше узнать свою будущую профессию.
      На представлении очередной нашумевшей  мелодрамы он познакомился со своим соседом по ложе, знаменитым писателем Шарлем Нодье. Нодье был еще и блестящий критик. Однако, чтобы принятым в кругу знаменитостей, необходимо добиться признания.

      Успев к этому времени забыть свои провинциальные увлечения, он принялся соблазнять чувствительную приятной внешности, девушку. Катрина Лабе, белошвейка, имела небольшую швейную мастерскую и была его соседкой по этажу, в доме на Итальянской площади. Была она на восемь лет старше его. Они вместе гуляли в Медонском парке. Голубоглазый квартерон был пылок, настойчив, немыслимо мужествен и невообразимо красив. Вскоре Катрина поняла, что у нее будет ребенок. Она убедила любовника экономии ради переселиться в ее квартиру.

     Так, 27 июля 1824 года родила ему здорового мальчугана, при крещении получившего наследственное имя. Это был третий по счету Александр в роду Дюма. Первым  был плантатор из Сан- Диего и дивизионный генерал, соратник великого завоевателя Наполеона Бонапарта.
     И скромный чиновник в двадцать два года стал отцом семейства. Он очень уважал мать ребенка, но не собирался сделать ее подругой жизни, так как мечтал совсем о другом. Увиденные пьесы и прочитанные романы до того распалили его воображение, что он представлял себе знатных дам, кидающихся   на шею, красавиц актрис, совершающих ради него безумства.

     Мать находила, что разлука с сыном затянулась и выражала настойчивое желание перебраться к нему. Он дал согласие и снял для госпожи  Дюма скромную квартирку, тем более, что накануне он получил повышение по службе и повышение и был зачислен в штат. Матери  он не сказал ни о своей связи, ни о ребенке. Теперь на содержании скромного служащего было целых три человека!

     Александр не сомневался, что будь у него время писать, он создал бы шедевры и стал знаменитым. В Париж приехал английский театр. Успех английских актеров превзошел все ожидания. Он делился со своим другом:
       " В первый раз, - говорил он, - я видел в театре подлинные чувства, испытанные мужчинами и женщинами из плоти и крови».
     Увидев на сцене шекспировские трагедии, он понял, наконец, к чему он должен стремиться сам: свободно живописать великие события, потрясать зрителей неожиданностью замыслов  и развязок. Его привлекала  историческая драма. Он заинтересовался жизнью королевы шведской Христины и ее двора. Ему надо было свободное время, и он согласился перейти из канцелярии герцога Орлеанского в управлении лесными угодьями.  Все свободное время он работал на пьесой «Христина».

   Теперь без надзора и мелочной опеки у него было время для творчества. Пьесу отправили не консультацию милейшему Шарлю Нодье, критику, давно знакомому с Дюма. Он сделал надпись своей рукой на первой станице пьесы:
     «По чести и совести заявляю, что «Христина – одна из самых замечательных пьес, прочитанных мною за последние двадцать лет».
    Но пьеса так и не была поставлена во Французском театре, так как, по мнению актеров, требовала доработки. Главной проблемой  была прима театра мадемуазель Марс. Друзья Дюма сказали:
    - Не перечьте ей ни в чем, и не заставляйте ее произносить тридцатишестистопные стихи и  вашу пьесу поставят.
И тогда Дюма нашел новый сюжет и написал за два месяца драму «Генрих 3-й и его двор».

       Пьеса была принята и поставлена в другом театре - в Комеди Франсез. Дюма на первое представление пригласил герцога Орлеанского и его гостей – тридцать принцев и принцесс.
     Зал был великолепен! Принцы, увешанные регалиями. Принцессы, блистающие нарядами и драгоценностями. В одной из лож – Беранже, де Виньи, Виктор Гюго. Партер, полон друзей. В особо значительных местах публика пришла  в исступление. 
      Когда Фирмен, директор театра,  объявил имя автора, весь зал, включая герцога Орлеанского и его гостей, встал с бурными аплодисментами.
     Это был огромный успех!

               Так в двадцать семь лет молодой человек, совсем недавно приехавший из Вилле-Коттре, без положения, без протекции, без образования, без денег, превратился в человека известного и знаменитого. Он стал принятым, как равный,  пусть небольшим, но  блестящим кругом людей, которые в скором будущем вдохнут новую жизнь во французскую поэзию и драматургию.
       Так рождается большой успех.


                *****

           С тех пор прошло немало времени. Он не хранил верность матери своего сына, но продолжал содержать ее и ребенка.
        Шарль Нодье, его первый покровитель, открыл перед Дюма двери своего салона в Арсенале. Там он мог встретить патрона театра Тейлора, Виктора Гюго, Альфреда де Виньи, Софи Гэ, Дельфину Гэ, Мелани Вальдор.
       Мелани была семь лет как замужем за офицером, который по долгу службы редко бывал дома. Мелани переехала в Париж и жила у своих родителей. Там у нее собирался литературный салон. И там часто стал бывать Дюма. Он влюбился в нее. Когда приходилось расставаться, писал ей пылкие письма:

                «Пусть слова – я люблю тебя – всегда окружают мою прелесть. Покрываю твои губы тысячью жгучих поцелуев. Поцелуев, которые заставляют трепетать и таят в себе неземное блаженство…Прощай, моя любовь, моя жизнь. Я мог бы написать тебе целый том, но на более толстый пакет обратят внимание…»      
       
    При   прощании в укромном местечке встречал ее и буквально душил в своих объятиях. Не успевшие родиться ее протесты засыпал тысячью пламенных поцелуев. Мелани сопротивлялась, но со временем уступила. Ей становилось все труднее устоять перед этим бурным натиском. Выдержать такую неистовую осаду три месяца было уже почетно.
    Дюма снял маленькую комнатку, которая должна стать приютом их счастья. Таким образом, взвалив на себя расходы на содержание трех «очагов»!   
   Постановки в театрах его пьес приносили немалый доход. Но как только у него появлялись деньги, он их тратил.   
   
    Он стал успешным  и востребованным драматургом. Работал быстро и у него рождались все новые сюжеты. «Наполеона Бонапарта» он написал  за восемь дней. Потом были «Нельская башня», «Эрнани», «Молодая Франция», «Тереза».
    В «Терезе» молодую девушку играла по совету Бокажа очень талантливая дебютантка.
   -  Как ее зовут? – спросил Дюма.
   -  Вы вряд ли ее знаете, ее зовут Ида. Она много играет и очень способная. Прямо создана для этой роли.

     Прелестной Иду Ферье мог назвать только восторженный человек. Она была маленького роста, плохо сложена. Привлекательного в ней были только красивые глаза, хороший цвет лица да густые белокурые волосы. Она была кругленькой и даже немного полноватой. Став любовницей Дюма, она получила уверенность в том, что отныне у нее будет роль в каждой его новой пьесе. Прекратила работать над ролями и опустилась до банальной посредственности.

     Когда Ида Ферье вторглась в жизнь Дюма, у него уже была Бель Крельсамер. Она находилась в турне и по возвращению разразилась семейная буря. Женщинам, которые принимали бы его восточные привычки, было очень просто жить с ним.
    Он требовал лишь одного – уважения к своему труду. Во всем остальном он был добр до слабости. С тех пор, как у него завелись деньги, он стал кормить своих нынешних любовниц, бывших любовниц. Их семьи, своих детей, друзей, соавторов, льстецов. Такой он был человек.

    В 1832 и 1833 годах Дюма ухитрялся делить свою жизнь между Белль и Идой. Ида Ферье, более честолюбивая, чем Белль, требовала от Дюма роскоши, что ему очень импонировало. Даже ее полнота почти угрожающих размером не могла отвратить его. Но она все умела – хорошо выглядеть, устроить дом, принять гостей. Дюма стал больше ценить в ней хозяйку дома, нежели владычицу своего сердца. И хотя Катрина и Белль родили ему детей, Иде все же удалось захватить титул первой султанши.
 

                *****

          И тут на сцену жизни выходит  подрастающий Александр.
К этому времени он перешел из заведения Вотье, куда отдала его мать, Катрина Лабе, в пансион Губо. Директор пансиона был другом его отца. На досуге он писал пьесы и подсказал Дюма сюжет «Ричарда Дарлингтона».
    Умный и образованный, Губо  был хорошим воспитателем. В его пансионе воспитывались сыновья аристократов, крупных финансистов и коммерсантов. В такую среду попал маленький Александр. Он, конечно, не мог предугадать, что его будут всячески притеснять и называть сыном белошвейки. От них он узнал, что мать его не замужем и он незаконнорожденный. Травля ожесточила характер мальчика и подорвала его здоровье. Он стал мрачным, подозрительным и мечтал о мести.
   Дюма-сын на пороге своей юности  столкнулся с несправедливостью и до конца жизни он не сможет забыть об этом.
 
    1 августа 1836 года от апоплексического удара умирает мать Дюма-отца - генеральша  Дюма. После смерти матери Ида  Ферье окончательно прибрала Дюма к рукам. Она была мудрой женщиной, чтобы не противиться временным увлечениям Александра. Она хотела быть и оставаться султаншей, к которой повелитель мог вернуться всякий раз, когда разочаровывался в других. В награду за это он жил с ней, содержал по-царски, брал с собой во все путешествия и писал для нее роли.
    Популярность Дюма все растет. И где-то, вдали от дома, растет его сын.
     Александру Дюма-младшему исполнилось четырнадцать лет. Его записали  в пансион, который готовил учеников к поступлению в Бурбонский колледж.   Таким образом, с самых детских лет и всю свою юность он провел вдали от дома, в пансионах и колледжах.
 

                *****

          Если проследить детские и юношеские годы Дюма-отца, мы видим, что он воспитывался в полной семье. Его все любили и баловали. Его любил отец – знаменитый генерал, командующий армиями в Восточном походе при Наполеоне. И маленький мальчик с гордостью и восторгом любовался его генеральским мундиром, расшитым золотом. Он рос вместе со своей сестрой. Его любили и баловали бабушка и дедушка Лабуре.
     Он никогда не испытал притеснений и издевательств от сверстников, какие испытал его сын, рожденный вне брака от случайной связи.
     Его отец-генерал умер рано, но в сердце маленького Дюма сохранились о нем самые прекрасные воспоминания.
    Когда отца не стало, мать Александра предпочитала растить сына в кругу семьи и не стала отдавать в пансион, как тогда все поступали с подрастающими детьми.

                *****

    У Дюма-отца было своя бурная жизнь. Он был настоящим донжуаном. Его голову занимал успех и любовницы, от которых тоже появляются дети. Мелани Вальдор, Мелани Серре,  Белль Крельсамер.
    Мелани Вальдор без конца писала ему письма, полные любви,  страсти и ревности к Мелани Серре.
       «Даже находясь вдали от тебя, я думаю только о тебе. Я знаю, что ты любишь меня, и только меня. Но твоя двойственность убивает меня. Прошу тебя, выбери одну из нас.
       Я знаю, я сама толкнула тебя на это, но ты еще можешь вернуться ко мне. Я буду для тебя всем, чем ты пожелаешь… Напиши ей, умоляю тебя. Обещай ей деньги, свое внимание, покровительство, уважение, дружбу – все, кроме любви твоей и ласк!...»

    Белль Крельсамер тоже ждала ребенка от Дюма.
 Мелани об этом знала.
     5-го марта 1831 года Мелани Вторая произвела на свет девочку, которую назвали Мари-Александрина. Так как у Белль на руках был уже сын шести лет, дальновидная мать потребовала, чтобы Дюма официально признал их дочь, что он и сделал. Через сорок восемь часов все формальности были выполнены.

       Дюма был добр, но беспечен. Вот уже много  лет, как он забывал признать своего сына Александра. Теперь он захотел исправить эту несправедливость. Он пишет срочное письмо нотариусу.
           «Сударь, прошу Вас оформить необходимые документы, дабы признать моим ребенка, зарегистрированного 27 июля 1824 года в мэрии на Итальянской площади под именем Александр. Дело это не терпит отлагательств…Мое полное имя: Александр Дюма Дави де ля Пайетри.
       Браком он так и  не сочетался ни с одной из них.

    В 1840 году Дюма женился на Иде Ферье.  Он не питал иллюзий на ее счет. Когда оглашение было опубликовано, сын проводил каникулы у своей матери и остался в хороших отношениях с Мелани-первой.
    Под нажимом двух брошенных любовниц Дюма-младший написал отцу негодующее письмо. Отец был в отъезде. Он написал ответил сыну письмом, которое представляет собой образчик защитительной речи.
    Обе Мелани трагически отнеслись к законному браку их общего любовника. Женитьба отца, бросившего его мать, на другой женщине, стала для молодого Александра источником новой драмы.


                *****

   Завершив без особого блеска свое образование, Дюма-сын пытался время от времени жить в доме отца. К этому времени их стали называть Дюма-отец и Дюма-сын.
    К восемнадцати годам он хоть и не одобрял той роскоши, и полной развлечений жизни отца, все же участвовал в ней. Нередко посещал девиц легкого поведения. Он пишет своему другу:

      « Впервые порог моей холостяцкой квартирки переступила что называется,  светская женщина. Представьте себе эту сцену! Она была замечательно хороша: золотые волосы, сапфировые глаза, жемчужные зубки, розовые пальчики, тоненькие и хрупкие. Маленький букетик цветов за корсажем… Должен сказать, она не теряла времени даром… Черт побери, хотелось бы мне вновь пережить этот день»!

           Холостяцкая квартира, элегантные любовницы, обеды в Кафе Англе – такая жизнь стоит недешево. И Дюма-сын тоже завел себе долги. Об этом знал его отец, которому очень хотелось поставить себе на службу расцветающий талант Александра Второго, сказал:
  -  Работай и ты сможешь расплатиться. Почему бы тебе не сотрудничать со мной? Уверяю тебя, нет ничего проще. Полагайся только во всем на меня.

       Но его не устраивала такая судьба. Свидетель блестящих триумфов отца, он жаждал завоевать славу самостоятельно. Он не знал еще, о чем он будет писать, но чувствовал к этому призвание. Он уже был блестящим и остроумным собеседником и отец им гордился. 
  В 1884 году Александр Второй, который не мог дальше мириться с госпожой Дюма, попросил отца дать ему деньги на путешествие.
     Отец послал его на некоторое время к своим друзьям в Марсель, среди которых были литераторы. В их доме собирался салон и молодой человек был принят в их обществе и одержал в Марселе лестные победы. Дюма-отец наблюдал за ним издалека,  посылал ему деньги и давал ему добрые мудрые советы.
      Отца попросили написать небольшую книгу о Версале. Почему бы сыну на досуге не заняться этим делом? Это поручение показалось ему скучным. Но он пописывал стишки, работал над задуманным романом и ухаживал за красивой актрисой, прибывшей в Марсель на гастроли. Когда ее гастроли закончились, он последовал за ней в Париж.
    Вот письмо молодого Александра его другу. Оно характеризует юношу.
               
                Александр Дюма-сын – Жозефу Мери. 18 октября 1844г.
 
        «Мой милый и добрый Мери. Я по уши ввяз в Людовике пятнадцатом и последние две недели предавался меланхолии. Недавно мой отец подал мне здравый совет – расстаться с той, за которой я помчался в Париж. Но у меня не было предлога сделать это.  Наконец настал день, когда та молодая и привлекательная особа произнесла следующие памятные слова:
         -  Боюсь, как бы моя связь с тобой не поссорила меня с твоим отцом и не помешала бы моей карьере. Хочу я того или нет, я неизбежно трачу гораздо больше денег, чем ты мне можешь давать. Даже если бы тебе приходилось ради этого стеснять себя. Давай покончим с этим.
      Я две недели носу к ней не казал. Она начала преследовать меня, шла на немыслимые уступки. Но я проявил твердость. Тогда я взял ее руки в свои, почтительно их поцеловал и дал ей совет не посещать меня больше, хоть и был очень расстроен.
     Я работаю, чувствую себя хорошо и вспоминаю иногда о Марсельских друзьях.
   У нас большие новости, мой друг! Дом Дюма на пороге краха. Супруги вот-вот разойдутся. Известная вам толстая особа скоро проследует в Италию, дабы основаться там навечно. Все это меня очень радует!"

     Оказывается,  мадам Ида Дюма, часто проводя время во Флоренции, завоевала сердце знатного и баснословно богатого итальянца.  И тот сделал ей предложение. Она была из тех женщин, которые сумев завоевать любовь мужчины, умеют и удерживать ее.
    Дюма-отец, которому она изрядно надоела, был рад с ней расстаться. И супруги решили полюбовно разойтись. Он  и в самом деле был рад вновь обрести свободу.

                *****

     Первую половину жизни критика и публика считали Дюма – отца прирожденным драматургом. Но у него был грандиозный замысел – воскресить историю Франции в серии романов, которые гораздо больше, чем драмы, будут способствовать его славе.
    Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, надо было показать ей, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных. В этом Дюма не имел себе равных. 185.
    Изучить  и описать такую прорву исторических фактов, событий, характеров, исполнить  такие грандиозные замыслы не под силу ни одному человеку. У него были постоянные талантливые сотрудники. Жерар де Нерваль, друг Нерваля, преподаватель Огюст Маке, сын богатого фабриканта, страстно влюбленный в литературу.
     Так появились «Три мушкетера», «Парижские тайны», «Записки дьявола», «Капитан Поль», «Шевалье д; Арманталь».
   За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма-отец в период с 1845 по 1855 год. Из-под его пера выходят целые многотомные трилогии: «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Ожерелье королевы» и многое другое.
      Он еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю Франции. «Мечты мои  не имеют границ», - говорил Дюма. Его романами зачитывается весь мир.

                *****


      После отъезда Иды Ферье во Флоренцию отношения между отцом и сыном наладились. Он стал принимать отца таким, каким его создала природа. Талантливым писателем, отличным товарищем и любителем женщин.
     Молодой Александр твердо решил добиться успеха самостоятельно.  В двадцать лет Дюма-сын был красивый молодой человек. В высоком, широкоплечем, с правильными чертами лица юноше ничто, кроме мечтательного взгляда и слегка курчавой светло-каштановой шевелюры, не выдавало правнука черной рабыни из  Сан-Доминго.
     Одевался он как денди: суконный сюртук с большими отворотами, белый галстук, жилет из английского пике. Образ молодого человека завершала  трость с золотым набалдашником. Счета портного оставались неоплаченными, но он держался высокомерно и сыпал остротами направо и налево. Однако под маской пресыщенности угадывался серьезный и чувствительный характер.

     В сентябре 1844 года отец и сын поселились на вилле Медичи в Сен-Жерменском предместье. Самом богатом и аристократическом районе Парижа.
    Однажды по дороге в Сен-Жермен Дюма-сын встретил Эжена Дежазе, сына знаменитой актрисы, который питал так же мало уважения к общественной морали, как и Дюма. Стояла ранняя осень. Париж был пуст. Они скучали. Молодые люди в поисках приключений лорнировали прелестных девиц в ложах театра Варьете.   
      Хотя все они были содержанками богатых людей, (надо же на что-то жить), они мечтали о чистой красивой любви.

    В этот вечер в одной из лож авансцены сидела молодая женщина, славившаяся в то время своей красотой, вкусом и теми состояниями, которые бросали к ее ногам. Звали ее Альфонсина Плесси. Но она предпочитала именовать себя Мари Дюплесси.

   « Она была, - пишет Дюма-сын, - высокой очень изящной брюнеткой с бело- розовой кожей. Продолговатые глаза ее, как глаза  японок,  казались нарисованными эмалью смотрели живо и гордо. Красивые, яркие, словно вишни, губы. Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора».

  Узкая талия, лебединая шея, байроническая бледность. Длинные локоны, ниспадающие на плечи. Выражение чистоты и невинности. Платье ее было декольтированное из белого атласа. Бриллиантовое колье, золотые браслеты – все это делало ее царственно величавой и прекрасной.   Дюма был ослеплен, поражен в самое сердце и покорен. Ни одна женщина в театре не могла соперничать с ней.

    Одна из ее бабок происходила из дворянского нормандского рода. Предки ее были лакеями и крестьянами. Ее отец слыл в деревне колдуном. Она не получила никакого образования. Если верить байкам, отец ее продал цыганам. Те увезли ее в Париж и отдали в обучение к модистке. Она зачитывалась романами Поль де Кока и танцевала со студентами во всех злачных уголках Парижа.
    Ресторатор Пале-Рояля снял для не меблированную комнатку, нп почти сразу же вынужден был уступить Мари герцогу Анженору де Гишу, студенту Политехнической школы. Через неделю у Итальянцев в знаменитой «инфернальной ложе» авансцены только и говорили что о новой любовнице молодого герцога.
    Молодой красавицей увлеклись самые блестящие мужчины Парижа: Фернан де Монгион,  Эдуард Делессер  и десятки других. Под руководством лучших наставников одаренная и чувствительная девушка расцвела. От знатных любовников она приобрела изящные манеры и образование.
 
    Она с головокружительной высотой шла вгору. Окружена все более изысканной  роскошью, она считалась самой элегантной женщиной Парижа и соперничала со многими знатными и изысканными красавицами. У нее в салоне можно было встретить не только «львов» Жокей-клуба, но и Рожэ де Бовуара, Эжена Сю, Альфреда де Мюссе. Все испытывали к ней восхищение, смешанное с уважением и жалостью, потому что она была явно выше своей постыдной профессии.
 
    Почему она ею занималась? Во-первых, потому что привыкла тратить сто тысяч франков золотом в год. Во-вторых, больная, лихорадочно возбужденная и вечно недовольная собой, она могла забыться только в наслаждении.
    В тот вечер в ложе Варьете с Мари сидел дряхлый старик баснословно богатый граф Штакельберг, бывший русский посол. Он засыпал ее драгоценностями и дорогими подарками. Благодаря ему и другим поклонникам квартира Мари была всегда украшена всеми цветами, которые можно было достать в это время года. Однако, она не выносила роз, от запаха которых у нее кружилась голова. Больше всего она любила камелии, эти цветы без запаха.
«Она была заключена в крепость из камелий», - писал Арсен Гуссэ, один из ее поклонников.

                *****

       В этот день Мари Дюплесси еще до окончания представления покинула Варьете, села в свою карету  и уехала со своей соседкой Клеманс Пра.   Клеманс обещала Александру Дюма и Эжену Дежазе представить их интересующей особе. Знакомство состоялось.
      Мари любезно приняла молодых людей в своем доме. За прекрасным ужином все много смеялись, но Дюма было грустно. Он страдал, видя, как это возвышенное существо пьет без удержу, ругается, как грузчик и тем охотнее смеется, чем непристойнее шутки. К концу ужина она зашлась в кашле и убежала.
     -  Что с ней? – спросил Дежазе.
     -  Она слишком много выпила, громко смеялась и у нее началось кровохаркание, - ответила Клеманс Пра. Дюма пошел к больной.
     -    Ах, это Вы? – сказала она с болезненной улыбкой, – разве Вы тоже больны?
     -   Нет. Как  часто Вам бывает так плохо? – спросил ее с тревогой Александр.
     -  Ничего, я уже к этому привыкла, слабым голосом сказала она.
     -  Вы себя убиваете, - сказал ей взволнованным голосом Александр, - Мне хотелось бы быть вашим другом, вашим родственником, ухаживать за вами, чтобы помешать вам губить себя.
    -   Чем объяснить такую преданность моей особе?
    -   Той непреодолимой симпатией, которую я питаю к вам.
    -   Значит, вы в меня влюблены? Так скажите об этом прямо. Это проще.
    -   Если я признаюсь вам в любви, то не сегодня, сказал влюбленный Дюма.
    -   Лучше будет, если вы не сделаете этого никогда. Потому что это может привести вот к чему.
    Либо я вас отвергну, и тогда вы рассердитесь на меня. Либо сойдусь с вами. И тогда у вас будет незавидная любовница, женщина нервная, больная, грустная. А если и веселая, то печальным весельем. Женщина, которая постоянно нуждается в деньгах, харкает кровью и тратит сто тысяч франков в год на наряды и развлечения.
    Это подойдет только для богатого старика. Все молодые любовники покидали меня.
   Дюма ничего не ответил, только слушал, и душа его разрывалась от горя. Эта ужасная жизнь, от  которой бедная обреченная девушка бежала в распутство, в разврат и пьянство так ошеломила его своей откровенностью, что он онемел.

                *****

      Почему она стала его любовницей? Он был беден, а страстные признания в любви ей доводилось слышать  от богатых и знаменитых не меньше десяти раз на дню. Но он продолжал свои атаки с пламенным упорством.
   Эта смесь веселости, печали, искренности и даже ее болезнь, которая развила в ней не только повышенную раздражительность, но и обостренную чувственность, возбуждали страстное желание обладать ею. В ней жила трогательная непосредственность. Она легко поддавалась на искушения и была падка на наслаждения.
    Но при этом она не теряла гордость и сохраняла достоинство даже в падении. Молодому Дюма не были чужды благородные порывы. Любовь к матери научила его жалеть всех женщин, несправедливо выброшенных из общества. Он был к ним бесконечно снисходительным и жалел их. Он считал их не преступницами, а жертвами. И нет никакого сомнения, что именно это привлекало к нему Мари Дюплесси.
                *****

          Дюма-отец вспоминает, что сын поведал ему о своей победе.  Он познакомил отца со своей новой пассией. Они долго говорили.
     -   Надеюсь, ты испытываешь к ней не любовь? – спросил отец.
     -   Нет, скорее жалость. Она очень больна. – Он продолжал с ней встречаться.
     Ужины, театр, цветы, ее всевозможные прихоти могли разорить молодого Александра за самое непродолжительное время. Он просил деньги у отца. Тот ссужал его. Они обедали, ехали в театр, потом возвращались в будуар Мари, где в огромных китайских вазах стояли  камелии, эти цветы без запаха. Он возвращался от нее то в восемь часов утра, а то и на следующий день после полудня.
    Иногда она долго не могла уснуть, садилась в пеньюаре перед камином и грустно следила за игрой пламени  в очаге. В такие минуты Дюма страстно люби ее.
    Иногда она проводила время с другими мужчинами. Так случалось нередко,  и он очень ревновал ее. Сердце его разрывалось от ревности.  Он  решил порвать с ней,  пишет ей письмо:

                Александр Дюма-сын – Мари Дюплесси. 30 августа 1844 года.

      «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как хотелось бы мне и не настолько беден, чтобы быть любимым, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем мы оба -  вы –имя, которое вам было, должно быть, прочти безразлично. Я – счастье, которое мне больше недоступно»… Итак, прощайте».
      Когда художник расстается с любимой женщиной, любовь начинает новую жизнь в его воображении. Исчезнувшая Мари постоянно занимает его мысли.

                *****

                В 1846 году отец и сын с радостью ухватились за возможность уехать из Парижа. Они вместе совершили большое путешествие по Испании и Алжиру.
     Мари Дюплесси очень скучала за ним. Как куртизанка, она старалась привлечь богатых любовников, а простая девушка, которая жила в ней, искала друга сердца, каким был для нее Дюма. 

     И она нашла - Франца Листа, с которым познакомил ее врач. Лист – великий музыкант, «прекрасный, как полубог», только что порвал свою продолжительную связь с Мари Агу. Он был одним из самых заметных людей своего времени. «Мадемуазель Дюплесси вас хочет и она Вас завоюет» - сказал доктор Жанен виртуозу.
     И все же Лист отказался связать свою жизнь с прекрасной куртизанкой. И даже не пожелал поехать путешествовать с ней по Востоку.

   Граф  Эдуар Перрего, пригласил Мари в другое путешествие. Он увез ее в Лондон и там сочетался с ней гражданским браком. Она стала графиней Перрего. Он очень любил ее и надеялся крепче привязать ее к себе. И вполне возможно, что он хотел удовлетворить прихоть умирающей. Он знал, что часы ее сочтены. На самом деле, она к этому времени стала чувствовать себя очень плохо, чтобы быть по-настоящему женой или любовницей.
    Ей минуло только двадцать три года, когда она умерла…


                *****

       Дюма-сын путешествовал с отцом по Алжиру и Тунису. О смерти Мари Дюма узнал в Марселе. Это известие повергло его в грусть и раскаяние. Судьба Мари окончательно убедила его, что комедия удовольствия, увы, очень часто оборачивается трагедией. Он был очень впечатлен этой потерей.
      Александр снял комнату в отеле «Белая лошадь». Перечитал письма Мари и написал о ней роман «Дама с камелиями».
     Роман имел огромный успех.
     Через несколько дней после выхода в свет книги автор встретил драматурга Сиродена и тот сказал ему:
    -  Почему бы вам не сделать драму из вашего романа?
   
    В феврале 1848 года ушел из жизни Фредерик Сулье, талантливый  драматург и современник  Дюма-отца. В ту  самую минуту, когда отзвучал последний залп над могилой покойного, в толпе послышались крики: «Александр Дюма», «Александр Дюма»! Дюма вышел вперед, хотел заговорить, но слезы душили его. Впрочем, и сами по себе они были достаточно красноречивы. Уходил представитель целой эпохи. Фредерик Сулье был одним из его первых друзей-литераторов.

   «Париж, - писал он, - это бочка Данаид. Вы кидаете туда иллюзии юности, замыслы зрелых лет, раскаяние старости. Он поглощает все и ничего не дает взамен».
    -  Ну и народа собралось! – сказал Дюма-отец. Он был седой, с огромным животом и нуждающийся в заботе. Отныне сын будет заботиться об отце, у которого появится печальная потребность в его помощи.

                ****

         Это исследование посвящено не только семейной эпопее двух выдающихся Дюма. Необходимо сказать, что и их предок - генерал времен директории и сподвижник Наполеона Бонапарта, родившийся от союза французского дворянина, и черной рабыни из Сан-Диего, был не менее знаменит. В свое время он командовал тремя армиями в Восточном походе Наполеона, участвовал в завоевании Италии и Египта. Он был храбр и прославился своим героизмом.  Получал награды и звания.
     Если вы помните, предметом нашего исследования является чувство. Чувство великой и безраздельной любви.  Отец Дюма прожил свою жизнь,  стал очень богат, расточителен  и знаменит.  Увлекался многими женщинами. И женщины любили его. Но он так и не встретил ту,  которой бы полностью и навсегда принадлежало его сердце.
           Есть такие мужчины, которые умеют любить. Но есть и такие женщины, достойные жизни. Без них ничто не радует и незачем жить на земле. Женщина с большой буквы. В ней столько всего: чистота, восторг и нежность. Такой невозможно стать. Такой надо родиться.
        Она откроет тебе глаза на этот Божий мир. И ты увидишь прелесть и глубину всего прекрасного, что есть на этой земле.      
      И не всех людей настигает такая любовь, а только избранных. И неважно кого ты любишь – белошвейку или аристократку; рабыню, как султан Сулейман, или королеву.

                *****

       А вот с Дюма-сыном это случилось. Его настигла такая любовь. И притом, это была русская женщина!

     В 1849 году ему исполнилось двадцать пять лет. Он был знаменит и успешен. Он был принят во всех салонах.  Любовницей его в ту пору была дама по фамилии Давен, особа с прошлым, весьма неблаговидным. Однако и он вращался в обществе если не более нравственном, то во всяком случае, более блестящем.

       Русская аристократия представляла тогда в Париже нечто вроде неофициального посольства красавиц. Молодые женщины – Мария Калергис, ее родственница Лидия Нессельроде, их подруга – княгиня Надежда Нарышкина. Они собирали в своих салонах весь цвет Парижа – государственных деятелей, писателей и артистов. В России  царь, знаменитые мужья, их семьи - обязывали их соблюдать осторожность. В Париже они чувствовали определенную свободу и с восторгом предавались всем доступным развлечениям.
 
    В доме Марии Калергис Дюма-сын познакомился с Лидией. Его пленили эти женщины. Очаровательные, осторумные, богатые и знаменитые своими связями. Они все были замужем. Лидия то и дело ездила в Берлин, Париж, Дрезден под предлогом лечения на воды. Она родила сына к великой радости могущественных семейств и вновь уехала в Париж. Она была чудовищной мотовкой. Тратила уйму денег на наряды, цветы и украшения. Она приобрела превосходные жемчуга длиною в семь метров.
     Сначала  Лидии Нессельроде взбрело в голову познакомиться с автором «Дамы с камелиями». Потом стать его любовницей. Дюма-сын, не столько завоеватель, столько завоеванный потерял голову. Да и кто бы устоял? Двадцатилетняя красавица, невестка премьер-министра России, беспощадная кокетка, женщина тонкая и образованная сама кидается на шею небогатому начинающему писателю.
 
      Дюма-отец рассказывает, как он был приглашен красавицей Лидией в один из элегантных Парижских особняков, который занимала эта светская львица. Она приняла их в будуаре, лежа на кушетке,  в пеньюаре из вышитого муслина и чулках розового шелка.  Ее распущенные роскошные черные волосы ниспадали до колен. Ее прекрасную шею обвивали три ряда жемчугов. Жемчуга мерцали на запястьях и в волосах.
     Вечер был приятным, изысканным и очаровательным. Дюма читал стихи, написанные для нее и о ней.
     -   Знаешь, как я ее называю, - спросил отца Александр.
     -   Нет, а как?
     -   Дама с жемчугами.

    Ее призывали домой в Москву ее обязанности. И Александр пробыл в отъезде почти год. Он проследовал через всю Бельгию и Германию, следуя по пятам за своей любовницей. Из Брюсселя он написал письмо своей знакомой.

                Александр Дюма – Элизе Ботте де Корси, 21 марта 1851года

      «Дорогой друг, мы прибыли в Брюссель Бог знает, куда она повлечет меня теперь. Сегодня вечером я три или четыре раза видел ее. Она казалась бледной и печальной, глаза у нее были заплаканные. Вы огорчились бы, увидев ее. Словом, я влюблен безумно».

         От станции к станции, от гостиницы к гостинице гнался Дюма за четой Нессельроде. Но прибыв на границу, он обнаружил, что граница для него закрыта. Таможенники получили инструкцию не пропускать его в Россию. Некоторое время он пробыл в Мысловице, на границе с Польшей.  И это принесло ему пользу.
     Он пишет своему отцу, что совершенно случайно в  руках его оказалась десятилетняя переписка Жорж Санд с Фредериком Шопеном. Шопен был поляк и в этих местах жила его сестра, которая сохранила письма. Это была бесценная сокровищница любви двух знаменитых людей.
    Так Жорж Санд получила свои любовные письма к великому композитору и сожгла их. И так завязалась дружба Дюма-сына с владетельницей Ноана и продолжалась всю жизнь.
               
           В его любви к прекрасной иностранке Лидии Нессельроде сочиталась страсть и гордыня. Можно было понять, как он был поражен и обеспокоен тем, что Лидия не подает никаких признаков жизни.  Связаться с графиней было невозможно. Для нее роман с ним был давно забытым приключением.
      И лишь в 1852 году другая славянская красавица – Надежда Нарышкина, наперсница и соучастница Лидии Нессельроде на словах передаст ему весть о полном разрыве отношений.
    На некоторое время Дюма-отцу пришлось уехать из Парижа, его преследовали кредиторы.
    Но дела уладились,  и,  вернувшись в Париж,   Дюма застал своего сына в ореоле новоиспеченной славы. Он издал свои стихи и рассказы, которые нашли отклик у публики. Он пишет пьесы и предлагает рукописи во все театры.
    Он вспомнил свою Мари Дюплесси, и  принялся вновь за пьесу «Дама с камелиями». Ее начали репетировать в «Водевиле». Подходящие исполнители главных ролей найдены.
     Постановка состоялась и успех ее был поразительным. Автор наперебой вызывали, забрасывая его мокрыми от слез букетами, которые женщины, - говорил Теофиль Готье, - срывали со своей груди. 
     Госпожа Дош, исполнительница главной роли, на самом деле потеряла сознание, а Фехтер, ее напарник по сцене,  в неистовстве отчаяния порвал ей кружев на шесть тысяч франков.
    У выхода Александра ждали друзья, чтобы вместе отпраздновать успех. Но он просил извинить его.

   -   Я ужинаю с одной  женщиной, - сказал он им. Эта женщина была его мать – Катрина Лабе. И она это заслужила.
   Старший Дюма сиял от радости.  Его принимали у принцессы Матильды, двоюродной сестры Наполеона 3-го. Он считал себя политическим деятелем и заявлял, что благодаря своей популярности он столь же могуществен, как император.
     Начиная с 1857 года принцесса Матильда стала принимать у себя Дюма-сына. И по ее представлению сын был награжден орденом за заслуги в области литературы, о котором мечтал когда-то его отец.

                *****

    «Дама с камелиями», несмотря на весь ее успех, не обогатила Дюма-сына. Он расплатился с накопившимися долгами, только и всего, за что отец сильно ругал его.
    Снова оставшись без денег, Александр  поселился на вилле «Монте-Кристо», которую все еще оспаривали кредиторы и которая в этот момент пустовала. Но обставил ее мебелью, взятой напрокат,  и устроился там вместе с тремя друзьями.
   Он на свободе размышлял о переоценке ценностей. У него был тот же идеал, что и у его матери – прямота и честность. Ему хотелось основать семью, которая была бы противоположностью его собственной.
   Дюма-сын стремился в каждой женщине найти Прекрасную Даму рыцарских романов. Но самые лучшие из них оказались сумасбродны. Он до сих пор помнил, как закончился его роман с графиней Нессельроде.  Каким он хотел стать? Честным человеком, счастливым отцом семейства. И он описывает свои приключения в своих произведениях.  Роман «Дама с жемчугами», в котором он не изменил почти ничего.
    «Диана де Лис», - поначалу краткая новелла, затем драма в пяти действиях. Дюма-сын в своих пьесах осуждал адьюльтер. Сам он в это же время вступил в связь с замужней женщиной и оторвал ее от мужа.


                *****

     Это снова оказалась русская! На сей раз княгиня, дочь статского советника, уроженка Прибалтики. Красавице Надежде Кнорринг, «сирене с зелеными глазами»,  было двадцать шесть лет, когда Дюма сделался ее любовником. Проведя годы юности в глуши, она почти девочкой была выдана замуж за старого князя Александра Нарышкина.
     Этот неравный брак превратил ее в существо неудовлетворенное жизнью. Она была подругой и наперсницей уже известной нам Лидии Нессельроде. Так как она скучала в глуши под сенью икон, то без колебаний бросила все, чтобы открыто жить во Франции с молодым писателем Александром Дюма.

     Она бежит из Москвы, взяв с собой дочь Ольгу Нарышкину,свою малолетнюю дочь,  и фамильные драгоценности. Надежда Нарышкина должна была раз в год ездить в Петербург, чтобы взять денег из своих личных доходов и получить новое разрешение на пребывание за границей.
     Дюма-сын хотел жениться на своей иностранке, чтобы привести свое поведение в соответствие со своими принципами. Однако князь Нарышкин отказался давать ей развод. Царь требовал,  чтобы браки среди аристократии были нерасторжимыми.

     Замужняя любовница, мать семейства… Ничто  не могло так противоречить идеям Дюма-сына, как его личная жизнь. Они страдали от такой ситуации и скрывали свою любовь от света. Мать княгини, Ольга Беклешова купила в Люшоне красивую виллу в английском стиле на свое имя. Этот дом, называвшийся тогда «Санта-Мария», известен и по сей день под именем «виллы Нарышкиной». И жили они там семьей с 1853 по 1859 год.

      Частная жизнь Дюма с зеленоглазой княгиней была нелегкой. Но он по-прежнему восхищался русскими дамами. Женщинами, обладающими высокой тонкостью и особой интуицией, которой они обязаны своей притягательной природе. Они эксцентричные существа, которые говорят на всех языках, охотятся на  медведей, и при этом такие нежные и  романтичные.   Они любопытны, всегда готовы к новизне и смеются в лицо каждому мужчине, не умеющему подчинить их себе.
 

                *****

     Когда Дюма-сын отыскал в городке на польской границе письма Жорж Санд к Шопену и добыл их для нее, она сделала попытку завлечь его в свое поместье в Ноан.
    Быть может, она даже таила надежду привязать его к себе более интимными узами. Но поскольку жизнь Дюма заполонила и заполнила тридцатилетняя княгиня Нарышкина, пятидесятилетней Жорж Санд ничего не оставалось, как принять его в качестве бесконечно дорогого сына.
 Отныне роли были четко определены. Она его называла мой друг, «мой сын», он ее  - «дражайшая матушка». И отношения их продолжались всю жизнь.

    Когда княгиня Нарышкина забеременела от Александра Дюма-сына, она стыдливо скрывала свою беременность. 20 ноября 1860 года появилась на свет девочка. Автору «Внебрачного сына» было крайне тягостно иметь внебрачную дочь. Но что поделаешь, как можно узаконить девочку при жизни Нарышкина, официального мужа, а значит, номинального отца.
    Жорж Санд, женщина очень  сильная, стала наперсницей и утешительницей Дюма-сына, который бесконечно  страдал от создавшегося положения. Они часто виделись, и Жорж Санд умоляла его привезти в Ноан княгиню с ее дочерью. Она проявляла интерес к своим будущим гостям. К этой загадочной, поправшей всякие нормы морали зеленоглазой женщине, бросившей в России своего мужа, могущественного вельможу и тысячу душ крестьян, чтобы открыто жить во Франции с молодым бедным драматургом. Однако иностранка боялась романистки.
    Дюма приехал к ней один, и они вечерами на террасе изливали друг другу душу. Он уехал, вновь обретя некоторое внутреннее равновесие. Беседы их привели к тому, что он склонялся к женитьбе на «особе», как они в разговорах называли княгиню.
                *****

    Он любил свою избранницу, эту русскую женщину, безумно. Она повседневно и ежечасно находилась в его сердце. До сих пор он не встречал такой. Только она, и никто другой. Он очень хотел узаконить их отношения, но препятствия, непреодолимые препятствия, делали его пессимистом.
 
    26 мая 1864 года князь Нарышкин умер. Дюма мог жениться на своей княгине, наконец овдовевшей. 31декабря совершилось их бракосочетание в присутствии свидетелей. Будущие супруги заявили, что удочеряют  дочь, записанную в мерии Девятого округа Парижа 22ноября 1860 года под именем Марии-Александрины -Анриетты.

    Получив, наконец, право афишировать свое отцовство, Дюма-сын делал это с упоением и с особым рвением приступил к своим обязанностям по воспитанию дочери. Он всегда и при всех отзывался о Колетте, как в семье называли девочку, как о восхитительном и щедро одаренном ребенке.  В возрасте пяти лет она знала французский, русский и немецкий языки. Вечернюю молитву она повторяла на трех языках.
     Жена Дюма,  Надежда, которую супруг перекрестил в Надин, ждала нового ребенка.  Чета Дюма страстно желала иметь сына. Беременность протекала с осложнениями. Доктор прописал Надин свежий воздух. Александр попросил у своего старого друга  Левена  разрешения занять его дом в Марли почти на берегу моря.
   
    Ольга Нарышкина, которой исполнилось восемнадцать лет, была очень красива. Приехавшие погостить соотечественники из Москвы, просветили ее относительно ее юридического положения. Она задумалась и спрашивала себя, не причинил ли ей серьезного ущерба роман ее матери. Кто она здесь и какое занимает положение? В России, где она приходилась бы  родней правящей династии – Романовых, она  могла бы вести  феерический образ жизни.
 
    Доктор сообщил, что у госпожи Дюма могут случиться преждевременные роды. Александр от нее не отходил и был очень ласков с ней. Врачи предписали Надин с октября не вставать с постели, чтобы она могла в срок родить ожидаемого наследника.
     Но увы!  3 мая Надин разрешилась от бремени девочкой. Назвали ее Жанниной.

                *****
      Отец Александра младшего почти не изменился. Все та же лучезарная веселость, привычная полнота, все тот же бьющий через край талант. Только немногим больше седых волос. Привычки и образ жизни его не изменился. Возвратясь в Париж, мэтр из путешествия по Италии,  привез с собой молодую певицу Фанни Гордозу.  Черная, как слива, она была очень аппетитная и неукротимого темперамента. По этой причине он привязался к ней с неистовой страстью.
     С утра до вечера она пела вокализы и принимала гостей. Седовласый Олимпио работал на втором этаже и изредка спускался в этот вертеп развеселой многочисленной публики. И даже иногда собственноручно  готовил угощение для собравшихся гостей. Это было отличное ризотто!
    Вскоре разразилась буря, Фанни  устроила мэтру сцену ревности. Он не потерпел насилия над собой и попросил ее покинуть его гостеприимный дом. Забрав все имеющиеся наличные, певица удалилась к своему мужу в Италию.


     Сына огорчала распутная старость отца,  и он навещал его очень редко. Старик жаловался:
    -  Я теперь вижу его только на похоронах друзей. Быть может, в следующий раз увижу на своих собственных. Однако он брызжет детской жизнерадостностью, неистощимым остроумием и талантом. Выходят в свет его новые  романы. У него появилась новая пассия – наездница и актриса Ада Айзекс Менкен.  Еврейка, родом из Луизианы, она была молода и очень привлекательна.

    Но время неумолимо и наступил день, когда пыл его остыл и мысли  утратили ясность. И перед его мысленным взором  прошла вся его жизнь. С того дня, как Дюма-старший бросил Катрину Лабе с ребенком на руках, вся ее жизнь могла бы служить  образцом добродетели. Дюма- сыну пришла мысль соединить своих престарелых родителей. Дюма-отец, услышав это, поддался искушению.
    Катрина Лабе отказалась.
    -  он опоздал на сорок лет. – сказала она. Он все такой же и годы его ничему не научили. -  Катрина умерла, когда ей было семьдесят четыре года.

                Дюма-сын – Жорж Санд, 23 октября 1868 года.

            «Дорогая матушка»! моя мать скончалась вчера вечером без всяких мучений. Она не узнала меня, а значит, не ведала, что покидает. Да и вообще, покидаем ли мы друг друга?..."

       Три года спустя,  Дюма-сын известил Жорж Санд о смерти своего отца. Дюма-сын привез останки отца в Вилле-Коттре и похоронил рядом с генералом Дюма и его матерью  - Мари-Луизой Лабуре. На похороны приехали его множественные друзья и почитатели  таланта.
   Какая удивительная смесь людей и событий! Нормандский маркиз, черная рабыня, учитель, интересующийся историей, романтическая эпоха! И все это вместе дало жизнь величайшему рассказчику всех времен и народов!


                *****

     Самок трудное для моралиста – жить согласно своей морали. Частная жизнь Дюма была далека от его идеала. Без всякого сомнения, он горячо любил своих дочерей. Любил свою жену, любимую и преданную ему, которая пошла ради него на совершенные безумства.  Бросившую ради него свою великую Родину, поправшую законы морали.
    Многие женщины, - и не редко очень знаменитые и очаровательные, претендовали играть в его жизни, жизни человека, слывшего лучшим знатоком женского сердца, ту роль, которая играет его законная жена.
    Светские львицы ласкали укротителя, искушений было более, чем достаточно.
    Атлетическая фигура Дюма, его суровость, его слава, память о «Даме с камелиями». Его романтический брак с русской княгиней, - все это продолжало притягивать к нему женщин, искавших хотя бы общения с писателем.

               
                Хабаровск, 20декабря 2022г.
               
      
   
 

   

      
   
               


Рецензии