Война и мир по Толстому и Достоевскому

          Двадцать первый век. Война между Россией и Украиной в центре Европы. Россия пробует материализовать имперские амбиций и присоединить «свои исконные земли», реализуя на практике идею русского мира. Заодно пытается показать миру «who is who».  Украина отстаивает свою независимость. Объединенный Запад, поддерживает Украина, помогает ей оружием и деньгами, а чтобы ослабить Россию вводит санкции. В результате Россия оказывается в изоляции, многие патриоты России эту изоляции даже приветствуют. Мол не в первый раз, СССР тоже был закрытой страной, и успешно противостоял капиталистическому Западу, и ничего, прекрасно жили. И в космос летали, и в хоккей всех обыгрывали.

 Надо сказать, что противопоставление Западной Европы и России имеет давнюю добрую историю. Почти двести лет назад бушевали нешуточные страсти между западниками и славянофилами. На эту тему имеется огромное количество исследований, написаны сотни диссертаций, а как показала жизнь, воз и ныне там. Если в вкратце обозначить эту проблему, то главный вопрос споров, каков исторический путь России.

 Тогда, если смотреть в корень, это был спор материалистов и идеалистов.
Западники, понятное дело, считали, что Россия должна повторить путь Европы. Ратовали за науки, культуру просвещение, но главное делали акцент на развитии человеческой личности. Тормоз в этом развитии они видели в православной церкви, в которой, как и язычестве, человек лишен этого развития. Идеал личности, по западничеству – это независимый человек, свободная личность, индивидуалист.
Представители славянофилов были уверены в самобытном пути развития России. Они исходили из того, что у России  особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской «души».

Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность.

Особый интерес вызывает в этих спорах позиция таких общепринятых авторитетов, как Достоевский Ф.М.  и Толстой Л.Н.  Мировые классики, столь почитаемые по сей день во всем мире, и в Европе, в частности. Надо отметить, что оба писателя в определенный момент разочаровавшись в европейском прогрессе и в русской интеллигенции, прямо скажем, сильно опечалились, если не сказать, отчаялись. И единственный выход инженеры человеческих душ нашли в живой вере в народные массы.
   
 У Толстого, эта пассивность вылилась в теорию непротивлению злу насилием, а Достоевского в теорию нравственного возвышения и очищения путем страдания, что, в сущности, одно и тоже. Ибо в чем выражается не противление злу насилием как не в безропотном перенесении причиняемых страданий?

На этом схожесть их позиций заканчивается, далее лежит огромная пропасть. Толстой полностью отрицает преданность традициям. Он истинный индивидуалист до мозга костей, ему дела нет до общества, до отечества и его судеб. Он считает, что свободная личность высшая ценность и только постоянная работа каждого над собой приведет к гармоничному обществу. И тут как не крути он на стороне «западников». При этом он еще и интернационалист, и под народными массами понимает не русский народ, а трудящихся на всем земном шаре без различия национальностей, а под верой не религиозные школы, а веру в разумность и целесообразность жизни и всего сущего, ставя эту вере в зависимость от живого и здорового труда. Как тут не вспомнить, что Толстой цитировал афоризм «патриотизм- последнее прибежище негодяя», произнесенный доктором С. Джонсоном в 1775 году. Конечно же это с имперской позиции непозволительная крамола. Подрыв всех идеологических основ и государственности. Именно потому не дает покоя граф Толстой своими высказывания сегодняшним правителям России.

И посему Лев Толстой признан в России по суду экстремистом уже в третий раз. 18 марта 2010 года в Кировском суде г. Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас происходят по всей России, эксперт по экстремизму Павел Суслонов веско засвидетельствовал: «В листовках Льва Толстого «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке», направленных к солдатам, фельдфебелям и офицерскому составу, содержатся прямые призывы к разжиганию межрелигиозной розни, направленные против православной церкви».

 До этого в конце января 2010 года стало известно, что решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского р-на Тульской обл., был признан экстремистом в ходе одного антиэкстремистского процесса в Таганроге. В интернете выложено заключение экспертизы, которая засвидетельствовала об экстремистский характер мировоззрения Льва Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и/или ненависть по признакам статьи 282 УК РФ, в частности в следующем высказывании:

 «Я убедился, что учение [русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».

 Напомним, что впервые, в 1901 году, Лев Толстой уже был официально осужден за крамольные мысли в отношении РПЦ, отлучен от церкви и предан анафеме.
Сегодня в России появление в общественном месте со знаменитым романом писателя «Война и мир» наказуемо.

  А войну граф Толстой знал не понаслышке, он участвовал в Крымской кампании, обороне Севастополя.  Своими глаза видел все ужасы войны. Видел смерть, кровь и грязь, страдания. Вот его высказывания о войне.

        «Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью».

.     «Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение...

      « Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления — пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?

Как с такими высказывания не считать графа экстремистом, иностранным агентом, а высказывания явно порочат российскую армию. Потому по закону о фейках об армии он просто обязан подлежать уголовной ответственности. Так что, в 2010 году на суде в Екатеринбурге он еще легко отделался.
 
     Достоевский же напротив общественник. Именно он сформулировал в 1860 году русскую идею. Свобода и самосовершенствование личности его мало волнуют. Личность у Достоевского должна лишь смириться и безропотно принести себя в жертву отечеству. И все ради выполнения миссии, которую предстоит выполнить России и русскому народу, как народу богоизбранному, народу -богоносцу.  И только слившись с народом человек обретет спасение.
 
Следует сказать, что Достоевский не был наивным мечтателем, и общественную обстановку в России понимал прекрасно.
 Надо отдать должное его прозорливости, он предвидел революционные потрясения, которые ждали Россию. Винил в этом Запад, банкиров-жидов. Предвидел и все же уповал на спасительную роль православия и русского народа-богоносца.

Такие теоретические рассуждения наверно были уместны в 19 веке, но дальнейшая история показала, что здание православной церкви далеко не монолитная глыба, а достаточно ветхое сооружение. В 1917 году большевики всю конструкции развалили в пух и прах, и православный богоизбранный народ, народ-богоносец стал неистово рушить храмы и вешать священников на фонарных столбах. Разглагольствования современных российских философов, что русская идея и сегодня актуальна как никогда, так как выражает «замысел Божий о России», что она имеет вселенский характер и важна для всеобщего христианского спасения не более как сотрясения воздуха. К реалиям 21 века это не имеет никакого отношения.  Сегодня русская православная церковь, которая напыщенно надувает для солидности щеки, изображая последний бастион христианской веры, многочисленной пасты не имеет, а служит, как во все времена, власти. Патриарх Кирилл однозначно расставил все точки над «i», и более не скрывая под рясой ФСБ-шный погон, самозабвенно благословляет братоубийственную войну на Украине. В церковь в России ходят, как это ни прискорбно, женщины среднего и престарелого возраста, молодых мужчин, массово, там не увидишь.  Нательные крестики носят, детей крестят, венчаются, но это не более чем дань традициям и моде. Факт остаётся фактом, христианство сходит с исторических подмостков, проигрывая более пассионарной религии - исламу.  Современный преуспевающий молодой человек, IT-тишник, программист, бизнесмен или финансист, так же далек от Бога как пламенный комсомолец. Деньги надо зарабатывать, чтобы преуспеть в жизни. Как тут не вспомнить высказывание Карла нашего Маркса «бытие определяет сознание». О какой соборности и вселенской миссии русского народа можно говорить серьезно? Дай Бог с ипотекой справиться. Понятно, что ипотеки проблемы горожан, а русская деревня, которая застряла в средневековье как поломанная телега в непролазной вонючей грязи, потихоньку корчится в предсмертных конвульсиях. Как при таких реалиях изображать из себя народ- богоносец и спасать заблудший Запад от геенны огненной.?  Дай то Бог у себя в отечестве элементарный порядок навести, дабы народ-богоносец в кои веков мог нормально жить, а не выживать как было в России при всех правителях. Так что русская идея красива только на бумаге, и не более того, как это не прискорбно. И выливается эта приятная русскому уху конструкция не в спасение души, а в квасной патриотизм и мракобесие. И далее один шаг и в русский национализм, ведь русский народ-богоносец, то есть народ избранный, высший расы.

Так, что военные действия по присвоению исконных русских земель дело естественное и необходимое.

А что же говорил о войне Достоевский?  Он был на каторге, что правда, то правда. Был игроманом и антисемитом. А вот на войне, в отличии от прапорщика Льва Толстова не бывал. Приводим его высказывания, которые расставляют все на свои места.

          «А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых.“

          «Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы.“

         «Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность.“

        «Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой.“

            «Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность.“
 
          «Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество.“

         «Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней… пролитая кровь важная вещь"

        «Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима»

     «В период мира укореняется трусливость и безчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и безстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы.“

 —  Фёдор Михайлович Достоевский, книга Дневник писателя.

Сейчас ему вторит директор Эрмитажа господин Пиотровский. Преемственность, как видно, на лицо.
Современный русский философ А. В. Гулыга писал: «Русская идея Достоевского — это воплощённая в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности». Не добавить не прибавить, точно в точку. Это мы и видим сегодня на Украине.

 Сегодня позиция России свелась к угрозе мировому сообществу ядерным ударом, то есть к лаконичной максиме «зачем нам этот мир, если в нем нам нет места». Спору нет западная цивилизация давно находится в духовном, а теперь и экономическом кризисе.  Выходит, в превращение ее в труху и заключается спасительная вселенская миссия русского народа-богоносца? Ведь президент РФ Владимир Путин однозначно заявил, что русский народ «попадет в рай, а они просто сдохнут». Интересно, как бы на это отреагировал Федор Михайлович Достоевский, будь он жив? Ведь великий русский писатель, как не крути, был  масштабной личность, в отличии от сегодняшних идеологов русского мира. А как вы думаете?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.