Линия первая

       МУЖСКАЯ

       ЭДУАРД ИВАНОВИЧ ОСЫХОВСКИЙ
              (прадед)


   Родился в 1851 г. в одном из городов Гродненской губернии, умер в 1913 г. в селе Молчанове Томской губернии.



   Жизнь моих предков по линии отца тесно связана с Нарымским краем Томской области. Сюда в 1864 году за участие в национально-освободительном польском восстании царской властью был сослан Эдуард Иоаннович Осиховский (позже Эдуард Иванович Осыховский), – поляк римско-католического вероисповедания.
Родился Эдуард Иванович в семье зажиточных мещан. По рассказам моего отца и свидетельству других родственников, семья принадлежала к польской шляхте, владела одной из губернских фабрик, большинство которых в то время производили сукно (некоторые шерсть), были также бумажные, стекольные и другие предприятия.
 
Первые сведения о своём прадеде я отыскала в начале октября 2012 года также в Интернете, – это была небольшая выдержка по материалам диссертации историка Мулиной Светланы Анатольевны «Участники польского восстания 1863 года в западносибирской ссылке» (Омск, 2005 г.). В отрывке был приведён список участников восстания 1863-1864 годов, сосланных в Западную Сибирь, среди которых значился и мой прадед: «Осиховский Эдуард – муж. (мужского пола), 19 лет на 1870 г., мещанин Гродненской губ., условия ссылки не известны, с 1864 г. находился в Томском округе, крестьянские работы, семьи не имеет, холост (ГУ ГАОО. ф. 3. Оп. 6. д. 8960, 10388. Л. 298-299)».
 
Из нескольких строчек стало ясно, что Эдуард Иоаннович Осыховский (Edward Osichowski) проживал с родителями в Гродненской губернии, – тогда она входила в состав Царства Польского, а Царство Польское в состав Российской империи*
Материалы диссертации Мулиной предваряет запись о наличии сопровождающих лиц высылаемых, – «при этом, - пишет она, - формулировка «сослан вместе» обозначает то, что члены семьи тоже были сосланы и фигурируют в списке, а формулировка «при нём» обозначает, что указанные члены семьи прибыли добровольно». При Эдуарде формулировок «сослан вместе» и «при нём» не имеется, из чего следует, что прибыл он в Нарым тринадцатилетним подростком без членов семьи и без сопровождения, «условия ссылки неизвестны», – так гласит документ. До ссылки в Сибирь у себя на родине он учился вероятно в лицее.
 
В 1863 году на современных территориях Белоруссии, Литвы и правобережной Украины вспыхнуло национально-освободительное восстание, оно продолжалось до поздней осени 1864 года. По семейным преданиям, Эдуард примкнул к восставшим рабочим фабрики, которой владела его семья, за что и был сослан в деревню Нижне-Майково Николаевской волости Томской губернии (в настоящее время – Майково Молчановского района этой же области). Туда же прибыли и другие молодые поляки, участники повстанческого движения.

В Майкове Эдуард занимался «крестьянскими работами». 30 января 1874 года по старому стилю в возрасте двадцати трёх лет он женился на семнадцатилетней крестьянской дочери православного вероисповедания девице Евдокии Васильевне Сысоевой из села Молчанова. Таким образом, прабабушка Евдокия родилась в 1857 году и была моложе прадеда на шесть лет (достаточно интересную информацию, и немалую, я нашла также и по её линии). Фотографий прадедушки Эдуарда и прабабушки Евдокии ни у кого из родственников не нашлось – не сохранились они.

Спустя несколько лет после женитьбы, прадед с семьёй переехал в село Молчаново, где, кроме крестьянских работ, занимался ещё и столярным ремеслом. Согласно данным Молчановского архива, детей в семье было двенадцать, – четверо умерли в младенчестве, шестой ребёнок умер в семнадцатилетнем возрасте, в живых осталось семеро.
Умер Эдуард Иванович в 1913 году в возрасте 62 лет, похоронен в Молчанове. Евдокия Васильевна умерла ещё раньше, – в 1902 году в возрасте 45-ти лет, – похоронена там же. Женился ли прадед второй раз, неизвестно, – сведений таких в архиве нет.
 
Четверо детей прабабушки и прадедушки, – Анна, Григорий, мой дед Александр и младший Николай, – также их сноха Марфа с её родным братом Алексеем, их зять Михаил и внук Иван (всего восемь человек), попав под Молох репрессий тридцатых годов, подверглись самым тяжёлым испытаниям: трое были расстреляны в Колпашевской тюрьме жена одного из них умерла по прибытии домой после полуторагодичной «отсидки» в той же тюрьме (она была арестована сразу же после расстрела мужа). Все репрессированные (восемь человек) в пятидесятых годах реабилитированы. Дочь Евгения ещё до революции с мужем уехала в Польшу, установить связь с её потомками не удалось.
 
Сравнивая события, произошедшие с моими родственниками в тридцатых годах XX века, прихожу к выводу, что они невольно продолжили судьбу своего отца Эдуарда, сосланного царскими властями в Нарым в шестидесятых годах XIX века. Нахожу трагическую аналогию не только в их судьбах, но вижу также их чёткую встроенность в события и судьбы всего народа нашей многострадальной Родины.
Прямых потомков у Эдуарда Ивановича – от его детей до его прапрапраправнуков – на сегодняшний день насчитывается более ста человек. Представители нашего рода проживают не только в России, но также в малом и дальнем зарубежье.


* В 1939 году Гродненская область отошла к Советской России, после распада Советского Союза (1991), к Беларуси.


Продолжение следует


Рецензии