Стереотип и ритуал

Эта небольшая заметка коснется двух вещей, которые различные во всем, тем не менее в современном мире не просто
путаются, а накладываются один на другой: это ритуал и стереотип. Практически всегда сейчас, подразумевая ритуал,
мы имеем ввиду стереотипию и наоборот, говоря о стереотипе, мы можем подспудно подразумевать ритуал. Точнее сказать,
мы в современном социуме, пребывая в нем постоянно, контактируя с людьми из современных государств, снабженных
современными технологиями, - то есть современные государства - это технократии и, соответственно, люди, проживающие
в них - это технократы; -  казалось бы, пребывая в царстве Сизифа, мы можем быть знакомы с понятием только сизифова ритуала - стереотипа.

Хотя это совсем не верно, точнее только верно на первых стадиях подхода.

Независимо от пола и содержания, работы, убеждений, внутренних и внешних факторов, догм
и страстей - машинный социум обеспечивает только механистичность сознания и ничего более. Потому Хайдеггер и говорил,
что "понять машину нельзя", мы можем сколь угодно много подходить к технике, но понять "суть" нельзя, что есть "оно" мы не
знаем и никогда не узнаем, как не смогли бы, например, узнать, что такое наш мозг "в себе самом",
что есть "время" и что такое "потусторонняя реальность" да и "реальность" вообще. Все эти чистые абстракции недоступны
познанию человека, потому как человек не может отделиться от собственного восприятия, то есть от самого себя, как бы
сам себе он не был ненавистен.
Кстати, это еще одна головная боль современного мира - ненависть к тому, что "ты есть" и
что-то там еще "воспринимаешь". По сути - это хаотичное, почти ушедшее в "бессознательное", нечто сродни безумию, только
это и может нас подвести к тому, что есть отделение от вхождения в стереотип и пребывания в старом ритуале (жизни).
Но это дело "поиска Бога" и... дело в том, что хочет ли "он" (Бог) нас найти? Потому говорить об этом (то бишь о настоящем иррациональном ритуале) бесполезно.
Мы можем говорить только о несчастных ошметках, в которых мы и пребываем в этой гнилой водице ушедшего мифа.

Итак, стереотип. Психиатрия (как позитивистская наука) говорит нам о том, что человеку свойственно создавать стереотипы.
В сущности, человек живет стереотипом, человек "снимает" сценарии жизни с родителей, друзей, учителей и повторяет за ними,
как раньше "снимал" сценарии с жизни Богов, то есть проводил своеобразный ритуал или сам ритуал его определял, что вернее всего.
Теперь только "это" идет от рождения и таким образом мы входим в этот мир - через стереотип (хотя многих еще зачем-то крестят).

Ну например, курение есть стереотипная отсылка к сосанию материнской груди; куря сигарету мы "вспоминаем", как прекрасно
сосали материнскую грудь и желаем сосать ее дальше. Насколько это верно, вопрос спорный, насколько, например, верно
трактовать "к соску" привычку сосать из горлышка бутылки или вообще что либо сосать - от леденцов до членов (по сути - весь фрейдизм).
Но здесь кроется тонкий момент. Стереотип - не просто отсылка к прошлому, монотонное и регулярное повторение чего-то,
свойственное, например, старикам; это вообще материалистичное как таковое пребывание в мире.

Отрицая иррациональное - мы вводим стереотип. Естественно, все, что на этом построено - все стереотипно, любая матрица
стереотипна, любая материя стереотипна, не имея в себе ничего высшего. В древних временах подобным "стереотипом" являлось
поклонение Великой Матери - Кибеле, Иштар, Милите, Гекате. И тут стоит вопрос: если введение понятия стереотипа связано
с материалистичной трактовкой мира, которая имея бессознательный архетип, связанный с древними культами Великих Матерей,
что нам стоит предположить, что это тоже есть ритуал - ритуал поклонения какой нибудь Великой Матери? В сущности, так и есть,
ужас лишь в том, что никто не знает кому он служит, кому он поклоняется. Он делает тот или иной (как я ему кажется)
стереотипный жест, который делают все, но есть внутренний "он", который делает "только так", а этого "все" на самом деле
просто нет (это абстракция) - получается ритуал.

Стереотип - это материалистическая замена мифа, потому ему так свойственна, так называемая "калька"; но заменяя миф материей,
кто может сказать, что он не делают материю мифом? Что это? Когда уходят иррациональные
ценности допустим из социума, это вовсе не значит, что они уходят из нас. Когда говорят "временное", чем это отличается
от "вечного"? Говорят: "Это было, потом прошло". А что "было" то? Нечто уже абстрактное, отделенное, отдаленное от чего-то... такого
же абстрактного и отдаленного, под названием "я"? Кто может определить конечную экзистенцию, которая недоступна
ни вербальному ни какому другому "восприятию", которая есть только сама в себе? Любой материальный гуру скажет просто, что
этого ничего нет - а все есть материя, по сути повторив "абстрактное от абстрактного".

Стереотип подразумевает вечное подобие подобного. Это так сказать "замена", подмена ритуала... абстракцей.
Стереотипии в принципе не существует. Допустим, чтобы занять себя, два слепых человека (старика) качаются из стороны
в сторону. Кажется - стереотип, но любое движение отлично от другого, повтор заметен только как абстракция, в реальности
не заметно ничего. Но мы говорим это сокровенное "было". Стереотип вроде бы хочет отослать нас к вечному "было",
но есть ли оно... есть ли это прошлое, что прошло и опять воплотилось само в себе. Этот неведомый абсолют?

На самом деле чудовищное развитие фотографии это "было" и должно удостоверять (о чем и говорил Барт). Потому фото нередко
путают с Desein (вот-бытие) Хайдеггера, хотя это и не так, то есть совсем не так. Фото есть абстракция стремления к
стереотипу, но она не стереотип, она такой же ритуал, как и все, как и вся жизнь. Ритуал!

Фотография - удостоверение прошлого, то есть самого себя, удостоверение себя во времени, в материи или даже в вечности.
Точнее можно сказать серьезнее - банальное фото есть "тоска по вечности".
"Было" - важнейшее понятие экзистенции, потому что - оно либо Абстрактное и тогда материальное; либо оно - Иррациональное и тогда оно душа, оно
сам Бог. "Прошлое" есть только у Бога, "прошлое" есть только у того, кто едет завоевывать Золотое Руно (то бишь у аргонавтов).
Никакого "было" без Бога нет; у человека нет, ни у кого нет, то есть все (мир, человек, любовь) вроде бы "есть", а его
"было" - нет. Оно все время само для себя куда-то исчезает. Ему надо удостоверение и он достает фотоаппарат - и там вроде это "было" наступает... но все же...
никак это не походит на подлинную экзистенцию, зазеркалье глупое. Ненавистное ритуальное "я", которое должно стать
чистым абстрактным "я", должно стать тем самым Богом в священной и страшной пустоте. А здесь?  Депрессии, неврозы, срывы,
потом бред и безумие - в конечном счете опять ритуал.

Никаких стереотипов нет и не может быть в "неограниченной плоскости". Все есть ритуал. Если я засыпаю в одной позе каждый
день и просыпаюсь в ней, это не есть та поза, что была раньше. Если я вижу человека каждый день - каждый день это "другой"
человек, вот что самое страшное. Ритуал как бы оттеняет этого "другого" от человека, а мне нужен только он - "другой".
Он есть норма, он же и есть стереотип, конечная сущность техницизма!

Вопрос: если жизнь есть сплошной ритуал, то почему подобный ритуал стал невыносимым? Что произошло такого, что человек
возненавидел себя, свою жизнь, свое собственное бытие? Что такого стало, что только боль есть жизнь и только через боль и
страдания мы живем? Что несчастные мы желаем выйти из этого ритуального ужаса какого-то неведомого поклонения неизвестно
кому и войти уже в стереотип, в "другого"? Чтобы то, что было ("само было") - было всегда, всегда только оно -
было и ничего кроме него, чтобы "оно"-было-"я". Не это ли ницшеанская смерть бога? Если в "было" был Бог и был подлинный
ритуал, то есть божественная кровь давала человеческую жизнь, определяла ее и человек жил ей, то теперь этой божественной
крови нет и мы не понимаем, что это вообще такое и что здесь происходит.

И мы жаждем смерти, мы жаждем этого настоящего неизменного "было" - стереотипа. Мы берем телефон, мы снимаем себя, его, их, все вокруг - мы
хотим "войти" в стереотип. Есть ли там? Есть ли там кто нибудь? Кто нибудь ... истинно... мертвый?


Рецензии